Основные проблемы медсестер при оценке боли у младенцев

4951

Международная ассоциация по изучению боли (МАИБ) определяет боль как “неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, или состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению”. Предложенная формулировка достаточно точна, если речь идет о взрослом человеке или ребенке, уже умеющем говорить и обладающем негативным опытом перенесенной боли. Для определения и правильной оценки болевого синдрома необходимо, чтобы индивидуум мог словесно описать боль, что невозможно для детей раннего возраста (младенцев). Не исключено, что именно в связи с этим еще в начале 80-х гг. прошлого века считалось, что новорожденные малочувствительны к боли, а недоношенные дети вообще ее не чувствуют.

В процессе лечения дети подвергаются множеству болезненных повторяющихся манипуляций. Новорожденные гораздо быстрее “привыкают” к повторяющемуся болевому раздражителю или продолжительной боли за счет истощения функции симпатической нервной системы. Незрелая нервная система не способна к продолжительному сопротивлению, к стрессу. Если новорожденный не проявляет реакции на стресс, это еще не значит, что ему не больно.

Трудности при оценке боли у младенцев связаны также с тем, что ряд факторов окружающей среды (шум, яркий свет, низкая или высокая температура воздуха в палате) также воспринимаются ими как болезненные, а у детей раннего возраста ограничен “репертуар” ответов на болевой раздражитель.

Данная ситуация создает ряд сложностей для медицинских сестер, работающих в педиатрии, и определяет актуальность темы исследования, которое было проведено в МУЗ “Северодвинская городская детская клиническая больница” (“СГДКБ”).

Целью исследования
было выявление необходимости разработки программы обучения медицинских сестер, работающих с младенцами, оценке и ведению боли.

В исследовании приняли участие 33 медицинские сестры стационара: 11 чел. (33,3%) из отделения реанимации, 9 (27,3%) – хирургии ,13 чел. (39,4%) – 1-го педиатрического отделения.

Стаж работы с детьми раннего возраста до 5 лет имели 5 медсестер (15,1%), до 20 лет – 15 (45,5), более 20 лет – 13 чел. (39,4%).

Исследование проводилось способом письменного опроса медицинских сестер, данные обрабатывались стандартными математическими методами.

Результаты исследования

Результаты исследования показали, что 17 медсестер (51,5%) считают младенцами детей в возрасте от 0 до 1 года, 9 (27,3%) – детей в возрасте от 0 до 6 мес., 6 (18,2%) – детей в возрасте от 0 до 1 мес., по мнению 1 медсестры (3,0%), младенцы – это дети от рождения до 1,5 года; 27 медсестер (81,8%) уверены, что дети ощущают боль сильнее, чем взрослые.

В ходе опроса выяснилось, что 24 чел. (72,8%), знают, что гиперальгезия (генерализованный характер ответа на болевой раздражитель) свойственна новорожденным и максимально выражена у недоношенных младенцев, 4 медсестры (12,1%) считают, что данная особенность болевой реакции присуща детям до 1 года, 4 медсестры (12,1%) затруднились ответить (не понятен вопрос), 1 медсестра (3,0%) оставила вопрос без ответа.

На вопрос, необходимо ли полностью купировать болевой синдром у младенцев, 22 медицинские сестры (66,7%) дали утвердительный ответ, 6 (18,2%) – отрицательный, 4 (12,1%) не задумывалась об этом, 1 мед- сестра (3,0%) оставила вопрос без ответа.

Медицинским сестрам, принявшим участие в исследовании, было предложено оценить степень болезненности элементов ухода и манипуляций, проводимых детям раннего возраста, а также воздействия на них различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Результаты оценки приведены в таблице.

Все инвазивные манипуляции, а также манипуляции, связанные с высоким риском повреждения слизистых оболочек, были признаны медицинскими сестрами как безусловно болезненные и во всех группах заняли 1–7-е места. К болезненной процедуре медсестры 1-го педиатрического отделения отнесли также массаж (6-е место).Оценка степени болезненности элементов ухода и манипуляций, проводимых детям раннего возраста

Основные проблемы медсестер при оценке боли у младенцевОсновные проблемы медсестер при оценке боли у младенцев

  1–4-е место – очень болезненные;
  5–8-е место – болезненные;
  9–12-е место – умеренно болезненные;
 13–16-е место – практически безболезненные.

Негативные факторы окружающей среды (несоответствующая температура, яркий свет и шум) признали достаточно болезненными для детей медицинские сестры отделения реанимации и 1-го соматического отделения и практически безболезненными – медсестры хирургического отделения. К достаточно болезненным манипуляциям медсестры отделения реанимации отнесли смену памперсов и белья. Умеренно болезненными факторами медсестры всех групп признали врачебный/ сестринский осмотр, безболезненными – кормление и взвешивание.

Введение лекарственных препаратов per os медсестры хирургического отделения назвали достаточно болезненной процедурой, 1-го соматического и реанимационного отделений – практически безболезненной.

При оценке уровня боли у маленьких детей 16 медсестер (48,5%) руководствуются собственным опытом, изменениями со стороны сердечно-сосудистой (ССС) и дыхательной (ДС) систем, а также прибегают к помощи коллег; 12 медсестер (36,4%) не прибегают к помощи коллег и руководствуются только собственным опытом и изменениями со стороны ССС и ДС; 3 (9,1%) полагаются только на собственный опыт; 2 медсестры (6%) ориентируются только на изменения со стороны ССС и ДС. Никто из респондентов не отметил, что для оценки боли у детей использует специальные шкалы (приложения 1, 2).

О современных подходах к боли и методах ее снижения или устранения знают 22 чел. (66,7%) – все медсестры из хирургического и реанимационного отделений, принявшие участие в исследовании, и 3 медсестры (9,2%) из 1-го педиатрического отделения. Исследование позволило выяснить, какие методы немедикаментозной коррекции боли из- вестны медсестрам и какие из них они применяют в повседневной практике. Медсестры отделения реанимации и 1-го педиатрического отделения для снижения боли применяют сладкие субстанции (раствор глюкозы per os). К сожалению, ни одна из медицинских сестер не смогла правильно указать концентрацию глюкозы, количество раствора и методику проведения.

Медсестры хирургического отделения данную методику не применяют.

Физический контакт (ласково погладить, взять на руки, “мамины руки”) применяют медицинские сестры всех отделений – 7 медсестер (21,2%) отделения реанимации, 4 (12,1%) – 1-го педиатрического отделения, 3 медсестры (9,1%) хирургического отделения.

Методы переключения (покормить, дать “пустышку”) используют 4 медсестры (12,1%) отделения реанимации и 3 медсестры (9,1%) 1-го соматического отделения. Переключение на звук (ласковый голос, погремушка) применяют 4 медицинские сестры (12,1%) хирургического отделения.

Щадящее, разгрузочное положение (“гнездо”, воротник Шанца, “бублик”) для снижения боли используют 7 медицинских сестер (21,2%) только из 1-го соматического отделения. Ни одна из медсестер отделения реанимации не отметила применение щадящего положения, хотя методики выхаживания новорожденных и лечения детей раннего воз- раста с применением “гнезд”, “бубликов”, шин, воротников Шанца, специальных валиков и других подобных средств очень широко используются в практической деятельности отделения.Выводы

Результаты проведенного опроса показали недостаточную информированность медицинских сестер в вопросах диагностики и ведения боли. Не все медсестры могут правильно оценить боль и принять меры по ее предотвращению и снижению.

В программу непрерывного профессионального обучения медицинских сестер МУЗ “СГДКБ”, работающих с новорожденными и детьми раннего возраста, целесообразно включить специальный курс по стратегии ведения и профилактике боли у младенцев.

В рамках спецкурса следует обучить медицинских сестер методам оценки болевого синдрома у новорожденных и детей раннего возраста по поведенческим шкалам FLACC: face, legs, activity, cry, consolabyliti – лицо, ноги, активность, плач, “утешаемость” (приложение 1) и DAN: Douleur Aigue du Nouvea-ne (приложение 2) и выявить шкалу, наиболее удобную для применения в сестринской практике МУЗ “Северодвинская городская детская клиническая больница”.Приложение 1 ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ШКАЛА ОЦЕНКИ БОЛИ FLACCОсновные проблемы медсестер при оценке боли у младенцев

Суммарный балл равен сумме баллов по всем 5 пунктам.
Минимальная сумма равна 0, максимальная – 10.
Чем больше суммарный балл, тем сильнее боль и дискомфорт у младенца.

Приложение 2
ШКАЛА ОЦЕНКИ острой боли у новорожденных, основанная на наблюдении за поведением ребенка DA N (Carbajal R., Paupe A. et al., 1997)Основные проблемы медсестер при оценке боли у младенцев

* Неинтубированные новорожденные.
** Интубированные новорожденные.
*** “Крутит велосипед”, вытягивает и напрягает ноги, растопыривает пальцы, хаотично двигает руками.
**** Зажмуривает глаза, хмурит брови, появляется носогубная складка.
Минимальный суммарный балл равен 0, максимальный – 10.
Чем больше суммарный балл, тем сильнее боль и дискомфорт у малыша.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка
      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...







      Наши продукты






















      © 2006–2018 ООО «МЦФЭР», медиагруппа «Актион-МЦФЭР»

      Журнал «Здравоохранение» –
      практический журнал для главного врача.

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать документ на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 12 000 статей
      — 8 000 ответов на вопросы
      — 200 видеосеминаров
      — готовые формы и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные сервисы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!


      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Скачать файл может только медицинский работник!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Изображение предназначено для медицинских работников!


      Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

      Читайте экспертные
      материалы

      Скачивайте готовые
      формы и СОПы

      Смотрите
      бесплатные вебинары

      13 000 статей

      1 500 инструкций

      200 записей

      Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×