Оценка качества оказания стоматологической помощи детям с врожденными расщелинами губы и неба в Удмуртской Республике

4200

Инвалидность ребенка с врожденной расщелиной верхней губы и (или) неба означает необходимость предоставления социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. По мнению многих специалистов, мероприятия по профилактике, раннему выявлению, своевременному поэтапному лечению и социальной реабилитации детей с данной патологией должны проводиться в специализированных центрах. В штате республиканских и региональных центров должны состоять следующие специалисты: челюстно-лицевой хирург, ортодонт, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психоневролог, педиатр, генетик, методист по лечебной гимнастике. Деятельность всех специалистов должна быть четко согласованной.

В России успешно функционируют республиканские и региональные центры: центр на базе Московского государственного медицинского стоматологического университета, центр “БОНУМ” в г. Екатеринбурге, “Московский центр детской челюстно-лицевой хирургии,” “Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевойобласти и врожденными заболеваниями нервной системы”. Региональные центры существуют в Санкт-Петербурге, Твери, Перми, Уфе, Воронеже, Крас- нодаре, Оренбурге, Самаре и других городах. На основании решения коллегии Минздрава России от 21.10.2003 “О совершенствовании стоматологической помощи детскому населению в Российской Федерации” (протокол № 14) организованы областные центры диспансеризации детей с врожденной челюстно-лицевой патологией в Южно-Сахалинске, Туле, Липецке и других городах. Между тем в Удмуртской Республике подобного центра до сих пор нет.

Частота врожденных расщелин губы и (или) неба на территории Удмуртской Республики за период с 1980 по 2006 г. составила в среднем 1,6 ± 0,1 на 1 тыс. новорожденных. Учитывая высокую значимость специализированной помощи при реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба, определение нуждаемости в лечении, обеспечение и оценка качества оказания помощи при данной патологии чрезвычайно важны.Материал и методы исследования

С целью выявления потребности в специализированной помощи и оценки качества ее оказания проведена оценка стоматологического статуса больных: определяли интенсивность поражения зубов кариесом, со- стояние окклюзии и функций зубочелюстной системы у 250 детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба и 250 детей, не имеющих данного порока, проживающих в Удмуртской Республике. Определяли уровень интенсивности кариеса, потребность в терапевтическом и ортодонтическом лечении, объем нагрузки врачей.

Оценку качества оказания стоматологической помощи осуществляли с помощью группового индекса уровня стоматологической помощи (УСП), который вычисляли по формуле: УСП = 100% - К + А × 100%, КПУ
где
К – среднее количество нелеченых кариозных поражений, включая кариес пломбированного зуба;
 А – среднее количество удаленных зубов, не восстановленных протезами;
КПУ – средняя интенсивность кариеса зубов обследованной группы населения.

Уровень стоматологической помощи интерпретировался следующим образом:
 • плохой – при индексе УСП менее 10%;
 • недостаточный – от 10 до 49%;
 • удовлетворительный – от 50 до 74%;
 • хороший – при индексе УСП 75% и более.

Результаты исследования

Все дети находились на учете у стоматолога-хирурга в том лечебном учреждении, где проводились оперативные мероприятия. Объем и сроки хирургического вмешательства были определены на раннем этапе, после обращения родителей. Но несмотря на это уровень стоматологической помощи (по индексу УСП) детям с врожденными расщелинами губы и (или) неба оказался чрезвычайно низким. У детей до 3 лет – 7,8%, при нуждаемости в лечении 60,7%, а у детей 4–7 лет – 10,0%, при нуждаемости в лечении 87,0%. Недостаточный уровень стоматологической помощи был отмечен у детей 7–9 лет (47,2%), при нуждаемости в лечении 90,3%, и у детей 9–12 лет (37,4%), при нуждаемости в лечении 88,4%. Самый высокий уровень стоматологической помощи был у детей старше 12 лет (58,0%), при нуждаемости в лечении 80,0%.

Дети с врожденными расщелинами губы и (или) неба относятся к 3‑й диспансерной группе и должны осматриваться стоматологом-терапевтом 4 раза в год, однако в группе наблюдения только 23,6% детей, при нуждаемости в лечении 73,0%, регулярно посещали стоматолога-терапевта. Охват плановой санацией составил в данной группе 17,0%, показатель “санированных от нуждающихся” – 23,0%.

При расчете объема стоматологической помощи, необходимого для оказания терапевтической помощи больным данной категории, были получены следующие результаты. Соотношение осложненного кариеса молочных зубов к неосложненному составило 1 : 0,7 (у детей без врожденной патологии – 1 : 1,8) и осложненного кариеса постоянных зубов к неосложненному – 1 : 4,7 (у детей без врожденной патологии – 1 : 5,0). Учитывая первичное обследование, число условных единиц трудоемкости (далее – УЕТ) на одного ребенка в среднем и экстраполировав эти данные на количество детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба в соответствующих возрастных группах, получили итоговый показатель 6316,5 УЕТ. Следовательно, для санации детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба потребуется на 1588,8 УЕТ больше, чем в группе сравнения (4727,7 УЕТ). Нагрузка 1 врача-стоматолога в год составляет 5000 УЕТ (при нагрузке в день 25 УЕТ). Следовательно, для лечения детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба потребуется 253 рабочих дня, что на 46 рабочих дней больше, чем в группе сравнения. При этом нами не учитывались затраты стоматолога на проведение профилактических мероприятий, лечение заболеваний пародонта.

На момент обследования у ортодонта на лечении находились 33,9% детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба при нуждаемости в ортодонтической помощи 88,7%. А раннее ортопедическое лечение (до 4,5 месяцев) проводилось всего у 3,3% детей. Ортодонтические аппараты имели 27,7% детей группы наблюдения, из них у 7,1% аппараты не соответствовали возрасту и патологии ребенка.

Для определения ориентировочного объема лечебных мероприятий использовался метод определения степени трудности ортодонтического лечения в баллах по Зильберту – Малыгину: оценивали необходимые мероприятия, величину, направление и вид перемещения, используемую опору и реактивность больного с учетом возраста, времени начала лечения (раннее или позднее) и его продолжительности, функциональную характеристику зубочелюстной системы. Оценивали сумму баллов. При анализе структуры зубочелюстных аномалий у детей с врожденными расщелинами губы и (или) неба было выявлено преобладание мезиальной окклюзии над другими видами, прослежена тенденция к увеличению доли мезиальной и перекрестной окклюзии у детей до 3 лет и 9–12 лет. В молочном и начальном сменном прикусе длительность лечения мезиальной окклюзии в среднем составляет 19 месяцев (средняя степень трудности – 34 балла). В конечном периоде сменного прикуса и постоянном прикусе – 27 месяцев (трудное лечение – 50 баллов). Длительность лечения перекрестной окклюзии в молочном и начальном периоде сменного прикуса в среднем составляет 18–22 месяца, в зависимости от вида перекрестной окклюзии (средняя степень трудности лечения – 32–40 баллов). В конечном периоде сменного и постоянном прикусе – 25–29 месяцев (трудное лечение – 46–53 балла). Помимо увеличения степени трудности возрастают и затраты на лечение, т. к. возникает необходимость в применении дорогостоящей аппаратуры.

Для выявления уровня подготовленности для работы с детьми с врожденными расщелинами губы и (или) неба по специально разработанной анкете были опрошены 30 врачей-стоматологов детских и стоматологов- ортодонтов, работающих в городах и районах республики.

Необходимость дополнительного обучения для работы с такими детьми отметили 96,7 на 100 опрошенных врачей, т. к. считают, что обладают недостаточным объемом знаний по проведению лечебно-профилактических мероприятий детям с данной патологией. У каждого десятого врача на диспансерном учете находятся дети с врожденными расщелинами губы и (или) неба, при этом, как показала экспертная оценка, проведением профилактических мероприятий в полном объеме не занимается ни один врач. В то же время, согласно квалификационной характеристике специалиста врача-стоматолога-ортодонта, утвержденной приказом Минздрава СССР от 21.07.1988 № 579 “Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов” (с изм. и доп.), врач-ортодонт должен знать специфику лечения, клинические этапы изготовления и сдачи ортодонтических аппаратов для лечения больных с врожденными и приобретенными пороками развития челюстно-лицевой области, уметь снимать оттиски с челюстей, преддверия полости рта, полости носа при врожденных несращениях твердого неба, проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта.

Однако, при существующих нормах в УЕТ, врач-стоматолог не заинтересован в лечении этих детей. Дети с врожденными расщелинами губы и (или) неба малообщительны, не контактны и требуют предварительной психологической подготовки. Следовательно, для лечения таких детей необходимо больше времени, а значит и условные единицы учета трудоемкости работы должны быть пересмотрены в сторону увеличения, в особенности при проведении профилактических мероприятий. Без решения этого вопроса качество стоматологической терапевтической и ортодонтической помощи детям с врожденными расщелинами губы и (или) неба не улучшится.

Также все опрошенные врачи отметили, что лечение детей с этой патологией необходимо проводить в специализированных центрах, и подавляющее большинство врачей (более 90%) направляют их в специализированные центры в соседние регионы, т. к. в республике такого центра нет.

Стоматологи-терапевты берут детей с данной патологией на лечение неохотно и только с 3 лет, а ортодонты – с 6 лет, в то время как ортодонтическое лечение должно начинаться с первых дней жизни ребенка.

В результате проведенного исследования было выявлено, что детям с врожденными расщелинами губы и (или) неба в Удмуртской Республике специализированная помощь в полном объеме не оказывается, посещения специалистов носят разрозненный характер, что обусловлено как несовершенством нормативной базы, так и отсутствием структуры, необходимой для осуществления конкретных организационных и лечебных мероприятий. Для оказания эффективной медико-социальной помощи детям с данной патологией необходимо создание специализированного центра.

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×