Технология управления предпринимательской деятельностью медицинского учреждения на примере городской детской поликлиники

7537

Оказание платных медицинских услуг (ПМУ) на базе государственных и муниципальных медицинских учреждений (МУ) – объект острой полемики теоретиков и практиков экономики здравоохранения. В качестве аргументов “против” называют размывание функций государства и снижение качества общественных благ, монополизацию инфраструктуры здравоохранения и средств производства; существенное неравенство в доступности медицинской помощи; блокирование возможностей развития частной системы здравоохранения и много другое.

Все перечисленное логично и доказательно, однако к настоящему моменту возникли тенденции активного развития рынка платных медицинских услуг и увеличения количества пациентов (46,0%) желающих получать медицинскую помощь на возмездной основе, и игнорировать или насильственно корректировать данную динамику бессмысленно. Полный отказ медицинских учреждений от ПМУ – другая крайность, имеющая свой набор негативных последствий.

Таким образом, принципиальное решение проблемы оказания ПМУ кроется, на наш взгляд, в достижении золотой середины, которая представляет собой компромисс интересов двух сторон:
 1) пациенты – качественная, доступная медицинская помощь;
 2) лечебно-профилактические учреждения – выполнение социальных целей и миссии, получение дополнительных источников финансирования.

Медицинским учреждениям необходимо внедрять в свою деятельность взвешенные управленческие механизмы по организации и оказанию ПМУ населению. Подобная практика позволит:
 – удовлетворить скрытый спрос на медицинские услуги, не вошедшие в территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи (ТПГГ);
 – вывести “теневые трансферты”, возникающие между пациентом и медицинскими работниками, на уровень цивилизованных договорных отношений;
 – усилить контроль со стороны администрации МУ за процессом оказания ПМУ;
 -- планировать, прогнозировать и вырабатывать стратегические направления развития внебюджетной деятельности;
 – усилить профессиональную конкуренцию между медицинскими работниками;
 – создать дополнительный источник повышения доходов медицинских работников;
 – прекратить “утечку” высококвалифицированных специалистов в другие частные медицинские организации;
 – повысить ответственность медицинских работников за выполняемую работу, что связано с обратным контролем со стороны пациентов, выступающих в качестве полноправных потребителей медицинских услуг;
 – сохранить лучшие медицинские традиции государственной медицины в предпринимательской деятельности;
 – создать преемственность между бесплатной и возмездной медицинской помощью в рамках одного медицинского учреждения.

Всего перечисленного можно достичь при относительно небольших затратах материальных и административных ресурсов, однако в большинстве МУ не спешат заниматься организацией предпринимательской деятельности, так как на начальном этапе сталкиваются со следующими трудностями:
 – морально устаревшие методики ценообразования на медицинские услуги, в том числе отражающие профессиональную ответственность медицинского работника за выполняемую работу;
 – бюрократические сложности и длительность утверждения цен на медицинские услуги в вышестоящих органах государственной власти;
 – несовершенство законодательства в области предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения;
 – отсутствие социально-экономических механизмов управления предпринимательской деятельностью внутри медицинского учреждения.

Мы предлагаем верифицированную технологию управления предпринимательской деятельностью медицинского учреждения, призванную устранить последнее из названных затруднений.

Предпринимательская деятельность во многих учреждениях здравоохранения имеет хаотический характер или отсутствует вовсе. Процесс ее организации необходимо проводить по двум последовательным направлениям (этапам).

На первом, экстенсивном этапе очерчивается общий круг услуг, которые могут быть оказаны на возмездной основе. Главные критерии отбора таковы:
 1) соответствие оказываемых услуг действующему законодательству, наличие лицензии;
 2) наличие исполнителей, в т. ч. с соответствующими сертификатами;
 3) наличие материально-технической базы;
 4) существование потенциального спроса, который определяется в данном случае аналитическим методом.

Далее необходимо рассчитать стоимость оказываемых услуг, взяв за основу действующие нормативные документы: Инструкцию по рас- чету стоимости медицинских услуг (временную), утвержденную 10.11.1999 Минздравом России (№ 01-23/4-10) и РАМН (№ 01-02/41); Методические рекомендации по расчету себестоимости медицинских услуг в учреждениях здравоохранения (письмо Минздрава России от 26.11.1992 № 19-15/5); Методические рекомендации по расчету тарифа на случай амбулаторно- поликлинического обслуживания в системе обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Федерального фонда ОМС от 12.10.1995 № 72.

Уровень рентабельности, заложенный в стоимость платных медицинских услуг, определяется согласно постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” (с изменениями) с учетом письма Минэкономики России от 03.03.1999 № 7-225 “О ценах на платные медицинские услуги”. Однако на региональном уровне действие данных нормативных документов может быть искажено, и максимальная величина рентабельности будет ограничена законодательными актами субъекта РФ.

После того как будет утвержден прейскурант на ПМУ, целесообразно сформировать условные пакеты медицинских услуг, ориентированные на пациентов с различным достатком и составленные по принципу медико-экономических стандартов лечения той или иной нозологии. В результате можно ожидать комплексного удовлетворения пациентов от ПМУ; стабилизации объема оказываемых услуг; упреждения “эгоизма производителя”; исключения ненужных функциональных действий медицинских работников по работе с прейскурантом.

На завершающем этапе экстенсивного направления проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД). Рационально проанализировать следующие разделы: 
 1) динамика и выполнение плана производства и реализации ПМУ;
 2) использование технологического оборудования;
 3) эффективность использования материальных ресурсов;
 4) себестоимость ПМУ;
 5) состав и динамика прибыли;
 6) финансовые результаты от реализации ПМУ.

Переход ко второму, интенсивному этапу возможен после нескольких лет работы с момента организации оказания ПМУ в медицинском учреждении. На данном этапе, располагая достоверной статистической информацией, можно определить 20,0% видов медицинских услуг, которые приносят 80,0% выручки, и отказаться от ПМУ, не востребованных потребителями (говоря об оказании ПМУ, мы оперируем термином “вы- ручка”, а не “прибыль” – извлечение последней не может являться целью государственного или муниципального учреждения здравоохранения (ст. 120 ГК РФ). Уровень рентабельности в любом случае будет использован на осуществление основной деятельности ЛПУ).

Так, в частности, в муниципальном учреждении здравоохранения “Городская детская поликлиника № 4” г. Белгорода (МУЗ “ГДП № 4”) наибольшим спросом у населения пользуются следующие услуги: посещение оздоровительных бассейнов, сеансы в галокамере, ультра- фиолетовое облучение в солярии, парафинолечение, лазеропунктура, удаление доброкачественных опухолей с помощью аппарата “Сургитрон” и т. п.

На этом этапе проводятся маркетинговые исследования рынка медицинских услуг региона, в котором функционирует ЛПУ, направленные на оценку конкурентных позиций и выявление потребности потребителей в новых ПМУ.

Применив данную технологию на базе МУЗ “ГДП № 4”, мы достигли положительных результатов. На первом этапе экстенсивного направления были определены четыре основных направления внебюджетной деятельности МУЗ “ГДП № 4”:
 – платные медицинские услуги для населения (не вошедшие в ТПГГ; оказываемые по желанию пациента; оказываемые в условиях повышенной комфортности);
 – медицинские услуги, оказываемые по договорам добровольного медицинского страхования;
 – медицинское обслуживание сторонних организаций (частных образовательных учреждений, спортивных мероприятий, предрейсовые и т. п. осмотры);
 – использование непрофильных экономических активов.

В медицинских учреждениях целесообразно уделять особое внимание имеющимся балансовым активам, не используемым в основной деятельности. Так, в частности, в МУЗ “ГДП № 4” переоборудовали свободный участок территории поликлиники в платную охраняемую автомобильную стоянку. Возмещение расходов, связанных с функцио- нированием автомобильной стоянки, проводится из внебюджетных средств. В связи с этим были рассчитаны цены на услуги стоянки и подготовлено соответствующее штатное расписание. Открытие автомобильной стоянки позволило достичь следующего:
 – создано четыре новых рабочих места;
 – введены должности вахтеров, что является первым шагом администрации поликлиники по созданию собственной службы охраны, которая возьмет на себя обязанности, выполняемые в настоящее время частным охранным предприятием, по обеспечению порядка в здании поликлиники и на прилегающей территории, особенно в ночное время;
 – согласно разработанному графику работы автомобильной стоянки с 08:00 до 18:30 выделено 15 машиномест для бесплатной парковки пациентов поликлиники с детьми, что также повышает качество обслуживания пациентов в поликлинике;
 – на автомобильной стоянке обеспечивается сохранность транспортных средств граждан прилегающих домов, разгружается дворовая территория.

Помимо этого, на территории поликлиники расположены детские аттракционы, в здании МУЗ “ГДП № 4” арендуют помещения организации, занимающиеся реализацией детских товаров, детского питания, а также аптечный пункт.

Таким образом, диверсификация экономических активов ЛПУ, основанная на системном планировании и действующем законодательстве РФ, возможна, необходима и экономически обоснованна. Также не следует пренебрегать работой с различными сторонними предприятиями и организациями.

Современные ЛПУ имеют огромный потенциал комплексного удовлетворения потребностей различных организаций в медицинских услугах. К данному разделу внебюджетной деятельности МУЗ “ГДП № 4” отнесены:
 – медицинское обслуживание воспитанников и учеников частных школьно-дошкольных образовательных учреждений;
 – предрейсовые, рейсовые и послерейсовые осмотры водителей (имеются лицензия и разрешение на данный вид деятельности), которые проводятся в отдельном кабинете и не влияют на процесс оказания медицинской помощи детскому населению;
 – медицинское обслуживание спортивных мероприятий в г. Белгороде, проводимых как государственными органами, так и частными организациями.Основные результаты предпринимательской деятельности МУЗ “ГДП № 4” в виде показателей с трехлетней динамикой представлены в таблице. Показатели предпринимательской деятельности МУЗ “ГДП № 4” (2006–2009 гг.)Технология управления предпринимательской деятельностью медицинского учреждения на примере городской детской поликлиникиТаким образом, при использовании технологии управления предпринимательской деятельностью медицинского учреждения происходит стабильное увеличение дохода от внебюджетной деятельности, растет его удельный вес в общей структуре финансирования, но при этом не происходит насильственной подмены бесплатных медицинских услуг, гарантированных государством. Прирост объема реализации ПМУ достигается за счет расширения оказания медицинских услуг, не вошедших в ТПГГ, увеличения числа пациентов, желающих ими воспользоваться, и медицинского персонала, желающего их оказывать.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×