Психологические аспекты работы медсестры психиатрического стационара

17183

“Тот врач, который хорошо понимает существо использования системы, исключающей любые насильственные средства, хорошо знает, что его лучшими помощниками являются сестры... Часто они влияют на больных лучше самого замечательного лекарства… Врач может поручить им самые щепетильные задания, вверять в их руки счастье больных, и прежде всего, конечно, уход за этими больными”. (И. Конноли, 1856).

Данное утверждение не потеряло актуальности в психиатрической практике до настоящего времени. Благотворное влияние среды, так называемая милиотерапия, в сочетании с другими лечебными факторами имеет большое значение в работе персонала психиатрических учреждений. В ходе эффективной милиотерапии четко определена роль каждого члена лечащего коллектива. Каждый работник знает свои обязанности и выполняет их в пределах своей компетенции. Сестра не замещает врача, она по-своему работает с больными, оказывая на них психологическое воздействие.

Прежде всего суть ее обязанностей состоит в наблюдении патологических проявлений у больных, в стремлении понять их, регистрировать. Поведение и реакции медсестры должны благотворно воздействовать на пациентов. Какова психологическая тактика работы медсестры с психически больными? Прежде всего медсестра должна уметь выслушать пациента. Понять психически больного, его мысли, особенности реагирования, противоречащие трезвому рассудку, суметь разобраться в них, определить патологический строй мыслей, поступков – задача весьма сложная. По- этому в психиатрии предъявляется повышенное требование к личности медсестры, к развитию и формированию профессиональных навыков общения с психически больными. Естественно, следует избегать снисходительности, пренебрежительности в беседе с пациентами.

Профессионально грамотная медсестра умеет следовать тому ходу мыслей, который характерен для больного, и понимать мотивы его поступков. Это особенно трудно, когда бредовые идеи больного человека имеют обвинительную направленность в адрес персонала, когда у пациента появляются признаки психомоторного возбуждения, спутанности. Спокойное, с должным вниманием наблюдение за динамикой состояния спутанности, позволяет понять и оценить состояние, выбрать тактику ведения больного, умело сочетать дозированные меры стеснения и психологического воздействия при различных формах и видах возбуждения. Беспокойный пациент, на первый взгляд занятый лишь своими мыслями, тоже совсем небезразличен к среде, реакциям окружающих.

Важным в работе медсестры с психически больными является умение понять их эмоциональный мир, чувства и переживания: страх, обиду, боль, ненависть, ревность, тоску, потребность в добром отношении и заботе, тревогу и отчаяние. Поддержка медсестры, сочувствие и понимание с ее стороны оказывают большую помощь больному, ибо сочувствие и солидарность всегда важнее, чем просто советы, нередко поспешные, лишенные понимания основ происходящего. К тому же давать советы – это задача врача.

Любовь, забота и внимание по отношению к больным – составные элементы профессионального общения медсестры, которые оказывают и целебный эффект, действуя успокаивающе на больного. Психология работы медсестры с агрессивными больными также требует определенных профессиональных навыков. Прежде всего следует разобраться, что скрывается за такой агрессивностью, является ли она проявлением изменившегося психического состояния (например, следствием галлюцинаций бредовых идей, дисфории и др.) или в возникновении агрессивности играют роль различные субъективные факторы интерперсональных отношений как больных, так и больных с медперсоналом.

Важнейшими средствами борьбы с агрессией больных являются понимание, контакт персонала с пациентом и профилактика. Хороший контакт, занятость больного полезным делом часто заранее исключает возможность возникновения поводов для агрессии или способствует тому, чтобы агрессивные настроения нашли выход в словесной перепал- ке. Медсестре необходимо уметь вовремя распознавать предвестники агрессивного поведения (волнение, беспокойство, повышенная требовательность, раздражительность). Понимание и удовлетворение желаний агрессивных больных в разумных пределах, с учетом возможностей персонала оказывает благоприятное воздействие, имеет свои преимущества и особенно эффективно, если медсестра предугадывает желания больного.

Особое значение имеет профилактика. Однако если вспышка агрессии уже разразилась, необходимы самые активные терапевтические мероприятия. Хорошая атмосфера отделения, терпеливое отношение, спокойная, разумная реакция на разнообразное проявление особенностей поведения пациента снижает антисоциальность больных.

Психологическая работа медсестры очень важна в случаях замкнутости, отрешенности больных. Терпеливая работа с такими пациентами, стремление понять их, забота и внимание, иногда осторожные тактичные замечания или одобрительные оценки, мелкие услуги, предупредительность открывают перед медсестрой путь в замкнутый мир таких больных, способствует восстановлению у них большей активности, продуктивности, возможности общественной деятельности.

Отказы от пищи, несчастные случаи, суицидальное поведение хотя и встречаются теперь реже, однако остаются явлениями, постоянно сопровождающими жизнь пациентов психиатрических стационаров.

Современные медикаменты, терпеливое отношение и соответствующая обстановка и обращение с больными делают излишним применение искусственного питания через зонд, способствуют купированию “пищевого негативизма”.

При разумной организации ухода и наблюдения за больными может быть сокращена опасность несчастных случаев. Это достигается психическим воздействием, проведением терпеливой работы с пациентами, созданием доброжелательной здоровой атмосферы вокруг них. Важно не допускать ошибок при раздаче лекарств и в их дозировках, не оставлять пациента без присмотра. Оплошности медсестры в таких случаях могут привести к несчастным случаям.

К пациентам с суицидальным поведением необходим глубокий индивидуальный подход. Однако наряду с важностью контакта с больными нельзя забывать и о принципах адекватной осмотрительности в отношении таких больных. Посещение больных родными и близкими в большинстве случаев создает психологически неоднозначную ситуацию.

Посещение пациентов психиатрических стационаров во многом отличается от посещений больных, находящихся в других (не психиатрических) отделениях. Существенным отличием является то, что родственники больных психиатрических стационаров нередко играют значительную роль в активизации патологических процессов, в продолжительности патологических состояний. Следовательно, разрешение или запрещение посещений больных в психиатрических отделениях контролируется врачом и является одним из средств терапии. Если окружение больного благоприятно, нет надобности запрещать эти посещения, а в ряде случаев разрешать “клинические отпуски” пациентов домой. Если же посещение родственниками чревато негативными ситуациями, следует подумать о запрете посещений.

Итак, даже краткий перечень психологических аспектов работы медсестры с психически больными в условиях психиатрического стационара свидетельствует о ее важности в системе специализированной помощи.

Для того чтобы подход медсестры к каждому конкретному больному был вдумчивым и индивидуальным, необходимо уделять особое внимание психологической подготовке среднего медицинского персонала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×