text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Планирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

  • 10 августа 2012
  • 4139

Планирование объема медицинской помощи в регионах осуществляется в последнее десятилетие на основе показателей ежегодно утверждаемой Правительством РФ Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (в дальнейшем – Программа госгарантий). В этом документе устанавливаются следующие показатели, рассчитанные на одного жителя в год:

 – число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений;
 – число койко-дней в круглосуточных стационарах;
 – число пациенто-дней в дневных стационарах;
 – число вызовов скорой медицинской помощи.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

В документе определяются также финансовые показатели каждой из указанных единиц оказания медицинской помощи.

В Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской федерации, оформляемых в последние годы в виде писем (совместные письма Минздравсоцразвития России и федерального фонда ОМС, информационные письма Минздравсоцразвития России), устанавливается алгоритм расчета показателей в регионе. Определяется следующая дифференциация планово-нормативных данных:
 – по профилям отделений стационаров и специальностям врачей амбулаторного приема;
 – по возрастному составу населения (взрослые, дети);
 – по амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, а в последнее время – и по дневным стационарам.

Эти данные служат ориентиром при планировании объема медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ региона.

В то же время не решены следующие вопросы:
  – в документах отсутствует дифференциация показателей для городских и для сельских жителей, хотя общеизвестно, что объем и структура медицинской помощи этим контингентам населения различаются;
 – различия в потреблении медицинской помощи населением разных возрастно-половых групп определяют необходимость в дифференциации планово-нормативных показателей не только для взрослых и детей, но и для более мелких групп. Попытка дифференцировать эти показатели предпринята в последней (по дате утверждения) Программе госгарантий (постановление Правительства РФ от 05.12.2008 № 913). В этом документе приводятся коэффициенты удорожания медицинской помощи для детей от 0 до лет и для лиц старше 60 лет;
 – представленный в Методических рекомендациях алгоритм расчета нормативных данных по амбулаторно-поликлинической и больничной помощи на основе показателей объема помощи взрослым и детям и удельного веса указанного контингента в структуре населения территории приемлем не по всем видам оказываемой помощи. В частности, при применении этой методики расчета число планируемых акушерских коек в регионах с высоким уровнем рождаемости оказывается меньшим, чем в территориях с меньшей рождаемостью;
 – представленные в Методических рекомендациях изменения показателей по отдельным видам медицинской помощи, отражающие, по-видимому, изменения в характере патологии и обращаемости населения, не сопровождаются пересмотром штатных нормативов. так, например, показатели посещаемости по специальности “венерология” увеличены за период действия Программ госгарантий в 2,7 раза: с 6,8 до 127,6 посещения на 1 тыс. населения, а нормативная численность врачей-дерматовенерологов, планируемая согласно приказу Минздрава СССР от 1 .09.1973 № 730, не изменилась;
 – представленные в информационном письме Минздравсоцразвития России от 31.12.2008 № 10 07-ТГ (приложение 6) нормативные показатели по труду для медицинского персонала больничных учреждений не соответствуют теории и практике нормирования труда в здравоохранении.

Для решения этих и других вопросов, касающихся совершенствования планирования медицинской помощи в сети ЛПУ регионов, проведено научное исследование в Липецкой области. Проанализированы медико-демографические данные в динамике, размещение сети и деятельность ЛПУ; проведена оценка оказания медицинской помощи как населением, так и организаторами здравоохранения

По медико-демографическим показателям, развитию сети ЛПУ Липецкая область – типичный представитель центрального федерального округа. По характеру расселения населения (низкая плотность, малочисленность районов, отсутствие крупных городов на периферии) область относится к моноцентрической системе расселения. Общий объем потребления медицинской помощи населением Липецкой области выше, чем планируемый по Программе госгарантий (табл. 1). Потребление медицинской помощи выражено в эквивалентных единицах. За одну эквивалентную единицу принята стоимость койко-дня.

Общее число эквивалентных единиц потребления медицинской помощи, рассчитанное по Программе госгарантий на 2008 г., составляет ,87, а фактически выполненное в Липецкой области – 5,96 (превышение – 22%; при этом наибольшее – на 32% – по больничной помощи).

Таблица 1 Объем и структура потребления медицинской помощи в липецкой областиПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Данные, представленные в табл. 1 по Липецкой области, имеют большой размах колебаний по отдельным территориям: общий объем помощи, выраженный в эквивалентных единицах, различается по районам примерно в 1,3–1, раза. Удельный вес больничной помощи в общем объеме потребления колеблется по районам области от 2,5 до 66,5%, амбулаторно-поликлинической – от 17,9 до 0, %. Характерно, что в районах, наиболее удаленных от областного центра, объем больничной помощи значительно выше, чем в районах, расположенных ближе к нему.

Методические подходы к планированию сети ЛПУ были разработаны и опубликованы в 70–80-х годах прошлого века.

Основные положения этих подходов состоят в следующем:
 – поэтапное планирование, начиная с низшего и заканчивая высшим иерархическим уровнем;
 – использование минимальной функциональной единицы при планировании: одна врачебная должность для организации того или иного приема и отделение не менее 30 коек для планирования больничной помощи.

Численность населения районов Липецкой области составляет в среднем 31 тыс. человек. В 1 районах из 18 численность населения не превышает 0 тыс. человек, из них в 6 районах проживает менее 20 тыс. человек в каждом.

Анализ штатных нормативов медицинского персонала амбулаторно- поликлинических учреждений показывает, что практически в каждом районе могут быть установлены должности таких врачей-специалистов для амбулаторного приема: невролога, оториноларинголога, офтальмолога. В ряде районов с численностью населения до 20 тыс. человек эти должности могут быть введены в штатное расписание ЛПУ лишь при организации совместного приема взрослых и детей. В 8 из 18 районов может быть установлена должность врача-кардиолога.

На организацию амбулаторного приема по специальностям “эндокринология” и “урология” могут рассчитывать жители лишь одного района, где проживает более 70 тыс. человек. По другим специализированным видам организация полноценного амбулаторного приема с числом должностей не менее 1,0 невозможна из-за небольшой численности населения. При этом не исключается ситуация, когда характер патологии населения или другие причины определят необходимость введения того или иного специализированного приема.

Расчет числа коек на основании показателей, представленных в упомянутых выше Методических рекомендациях, показывает, что лишь в одном районе области может быть развернуто специализированное неврологическое отделение. Организация других специализированных видов больничной помощи ни в этом, ни тем более в других (с меньшей численностью населения) районах невозможна.

Если следовать общепринятым методическим подходам к планированию и развитию сети ЛПУ, то планируемые посещения по тем специальностям, прием по которым невозможно организовать в ЛПУ района, а также планово-нормативное число койко-дней по специализированным видам помощи, указанным в Методических рекомендациях, но не представленным в структуре коечного фонда ЛПУ района, должны быть перенесены в учреждения более высокого иерархического уровня (в региональные или федеральные ЛПУ). Однако такой механический перенос не всегда возможен. Возрастной состав сельских жителей, состояние дорог, наличие, регулярность и интенсивность движения общественного транспорта делают менее доступными специализированные виды медицинской помощи, представленные в ЛПУ областного центра.

Мы предлагаем учитывать этот фактор при планировании объема помощи по сети ЛПУ региона. так, если численность населения и объем работы в ЛПУ муниципального образования не позволяют организовать специализированную помощь, то планово-нормативное число посещений или койко-дней перераспределяют между врачами или отделениями более широкого профиля в данном ЛПУ и врачами-специалистами и специализированными профилями отделений ЛПУ более высокого иерархического уровня по коэффициенту рассеивания*.

Пример установления величины этого коэффициента по отдельным районам области с разной численностью населения, удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, а также с разной удаленностью от областного центра представлен в табл. 2.

Таблица 2 Коэффициент рассеиванияПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Такое распределение числа посещений по районам на примере специальности “урология” представлено в табл. 3. В информационном письме указано, что при определении размера установленных нормативов принято следующее соотношение детей (в возрасте от 0 до 17 лет включительно) и взрослых: 22% (коэффициент 0,22) и 78% (коэффициент 0,78) соответственно. Для определения общего числа посещений по специальности “урология” поправочные коэффициенты могут быть рассчитаны путем деления удельного веса численности детей и взрослых в структуре населения районов на соответствующие показатели по Российской федерации. Расчеты могут быть проведены и путем непосредственного умножения расчетного показателя посещаемости на соответствующую численность определенного контингента населения (взрослых или детей).

В соответствии с информационным письмом на 2008 г. было предусмотрено 99,8 посещения по специальности “урология” на 1 тыс. жителей, в том числе 96,2 посещения для взрослых и 3,5 посещения для детей. В пересчете на 1 тыс. взрослых это 123,3 посещения (96,2 × 100 : 78), а на 1 тыс. детей – 15,9 посещения (3,5 × 100 : 22). Общее число посещений по специальности “урология”, предусмотренных информационным письмом, представлено в табл. 3. Распределение этого числа посещений по ЛПУ разных этапов оказания медицинской помощи с учетом коэффициента рассеивания представлено в табл. .

Таблица 3 Расчет числа посещений по специальности “урология” для жителей районовПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Таблица 4 Распределение посещений по специальности “урология” по ЛПУ разного иерархического уровняПланирование объема деятельности сети ЛПУ в регионе

Таким образом, из общего нормативного числа посещений по специальности “урология” лишь четвертая часть ((120 + 395) : 6309 × 100 = = 25,3) будет приходиться на врачей-урологов в региональных и федеральных ЛПУ, а остальные посещения – на врачей-хирургов в муниципальных ЛПУ. Следовательно, 6309 посещений по специальности “урология” должны быть суммированы с числом посещений, предусмотренных для врачей-хирургов по специальности “хирургия”.

В результате такого распределения посещений, а затем – расчета численности должностей (через плановую функцию врачебной должности) в муниципальных ЛПУ сельских районов стало больше врачей общего профиля (терапевтов, педиатров, хирургов) по сравнению с предусмотренной численностью врачей общего профиля и с численностью врачей в ЛПУ городов Елец и Липецк.

Аналогичным образом было проведено перераспределение планово-нормативного числа койко-дней, а затем и расчетного числа коек по уровням оказания медицинской помощи. В результате произошло уменьшение коечного фонда в ЛПУ районов области, что связано прежде всего с принятием решения о нецелесообразности функционирования специализированных отделений с числом коек менее 30. В то же время произошло сосредоточение коечного фонда, предусмотренного для оказания специализированной медицинской помощи в г. Липецк, как в городских, так и в областных учреждениях. При этом по ряду узкоспециализированных профилей отделений планируется оказание медицинской помощи и городским, и сельским жителям, независимо от подчиненности учреждения.

Таким образом, проведенные расчеты по предложенной методике с использованием традиционных подходов планирования сети ЛПУ региона, а также впервые – с применением коэффициента рассеивания позволили усилить первичное звено в оказании амбулаторно-поликлинической помощи населению районов, сосредоточить специализированные виды больничной помощи в ЛПУ областного центра и сформулировать основные предложения по модернизации сети ЛПУ области.

Вот эти предложения:
 – укрепление первичного звена здравоохранения: доведение численности врачей-терапевтов и педиатров участковых, врачей общей практики (семейной медицины), врачей акушеров-гинекологов до нормативных значений с учетом фактического и планируемого объема работы;повышение квалификации этих врачей, прежде всего получение ими знаний по своевременной диагностике и ведению больных с заболеваниями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями, гепатитами, осложнениями беременности, родов и послеродового периода;
 – соблюдение принципа пропорциональности развития больничной и амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с заболеваемостью, расселением жителей, возрастно-половым составом, мобильностью пациентов и т.д. Сокращение коечного фонда актуально для развития здравоохранения области, но оно не должно стать самоцелью. Гораздо важнее создать в больничных учреждениях условия для применения современных технологий лечебно-диагностического процесса, улучшения оснащенности оборудованием, подготовки квалифицированных кадров. В ряде районов с учетом расселения жителей целесообразно и в перспективе сохранить участковые больницы для пациентов с ограниченной мобильностью, а также для проведения в них долечивания и восстановительного лечения после соответствующей кратковременной госпитализации или консультации в ЛПУ более высокого этапа оказания медицинской помощи.

Предложенные методические подходы распределения объема помощи по сети ЛПУ необходимо сочетать с постоянным изучением динамики и перспектив изменения демографической ситуации, заболеваемости, анализируя занятость медицинского персонала, рациональность использования коечного фонда с применением общепринятых в здравоохранении методик.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.