text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Планирование и организация подготовки персонала здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

  • 10 августа 2012
  • 11147

Планирование и организация подготовки персонала здравоохранения к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени осуществляются в режиме повседневной деятельности органами управления здравоохранением всех уровней и руководителями учреждений здравоохранения. При планировании анализируются профиль и предназначение формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, установленный срок их готовности, наличие и состояние оснащения, техники, учебной и материально-технической базы, уровень подготовки основного и приписного составов, знание ими своего предназначения при действиях в чрезвычайных ситуациях.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Приказ о внедрении ВКК, Алгоритм создания СОПа, Приказ о Внедрении профстандартов

Подготовка персонала здравоохранения к работе в условиях чрезвычайной ситуации по организации оказания своевременной и качественной медицинской помощи, направленной на сохранение жизни и восстановление здоровья пострадавших, включает ряд последовательно проводимых мероприятий:

  •   отработку планирующих документов по организации перевода здравоохранения и его учреждений на режим работы в чрезвычайной ситуации;
  •   постановку задач учреждениям здравоохранения по их подготовке к работе в чрезвычайной ситуации;
  •   создание формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, оснащение их имуществом;
  •   обучение персонала созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения выполнению своих функциональных обязанностей в чрезвычайной ситуации;
  •   повышение устойчивости функционирования формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;
  •   отработку вопросов управления работой созданных формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения путем проведения практических занятий и учений.

Подготовка персонала здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях подразделяется на оперативную, методическую и специальную. Она проводится по группам:
 • подготовка руководящего состава здравоохранения;
 • подготовка медицинского персонала здравоохранения;
 • подготовка прочего персонала здравоохранения (рабочих, служащих, водителей и др.).Оперативная подготовка направлена на обучение выполнению задач по управлению мобилизационным развертыванием учреждений здравоохранения к действиям в особый период и в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также по всестороннему медицинскому обеспечению. Целью ее является привитие руководящему составу практических навыков по управлению силами и средствами службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения в условиях чрезвычайных ситуаций, обеспечение организации динамического взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями по медицинскому, материально-техническому, транспортному и коммунально-хозяйственному обеспечению.Методическая подготовка – это комплекс учебных мероприятий, направленных на повышение мастерства как руководящего состава, так и остального персонала по выполнению возложенных на них функций с целью выработки единства взглядов и подходов к выполнению поставленных задач.Специальная подготовка проводится по специальным программам с целью обучения медицинских кадров принципам лечебно-эвакуационного, санитарно-противоэпидемического и лекарственного обеспечения пораженных и больных, а также овладения приемами и способами оказания медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Подготовка персонала учреждения здравоохранения организуется в соответствии с приказом его руководителя, в котором подводятся итоги за истекший год и ставятся задачи на следующий год.

В констатирующей, подводящей итоги части приказа отмечаются успешно выполненные мероприятия и их исполнители, а главное – имевшие место недостатки, факты неисполнительности и упущений, с указанием, по чьей вине они произошли. Во второй, приказной части определяются основные задачи по подготовке учреждения здравоохранения и его персонала в следующем году, перечень основных мероприятий, сроки их проведения, ответственные за них должностные лица, а также меры по устранению имевших место недостатков, взыскания за упущения и поощрения за успешное выполнение проводимых мероприятий. В приказе указываются порядок его доведения до исполнителей и организация контроля его выполнения в течение года.

К приказу в виде приложения прикладывается календарный план основных мероприятий, в котором указывается: содержание мероприятий, сроки и продолжительность их проведения, ответственные исполнители, кто на них привлекается (персонал, отделения, формирования), предполагаемые материальные и финансовые затраты.

В соответствие с приказом для проведения занятий по специальной подготовке персонала создаются учебные группы из руководящего состава, врачей, средних медицинских работников и обслуживающего персонала, назначаются руководители занятий, их заместители в каждой из групп, определяется время проведения занятий.

Общая продолжительность специальной подготовки руководящего состава учреждений здравоохранения составляет 15 ч, врачей и среднего медицинского персонала – 35 ч, обслуживающего персонала – 12 ч. Основная цель специальной подготовки заключается в том, чтобы обучаемые усвоили основные положения нормативных документов по структуре службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, особенности организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и приобрели практические навыки в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в чрезвычайных ситуациях.

Подготовка подразделяется на теоретическую и практическую части, последняя должна существенно превалировать.Руководящий состав изучает основополагающие документы по организации работы службы медицины катастроф, гражданской обороны в сфере здравоохранения и по вопросам мобилизационной подготовки, приобретает практические навыки по оценке обстановки и управлению силами и средствами служб.Врачебный состав совершенствует свои знания и навыки по медицинской сортировке, оказанию медицинской помощи и лечению пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления с учетом патологии поражений, характерной для прогнозируемых чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделяется подготовке врачей нехирургического профиля к оказанию неотложной медицинской помощи при травмах, ожогах, ранениях, отравлениях.Средний медицинский персонал осваивает и совершенствует практические навыки выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных планами перевода учреждений здравоохранения на режимы работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и при поступлении массового числа пострадавших, пораженных и больных.Младший медицинский и вспомогательный персонал учреждений здравоохранения изучает основные клинические признаки неотложных состояний и обучается практическим приемам оказания первой медицинской помощи, правилам ухода за ранеными и больными, их медицинскому сопровождению при эвакуации.

В специальной подготовке персонала учреждений здравоохранения необходимо предусмотреть региональный компонент в изучении патологии поражений (по прогнозам чрезвычайных ситуаций и их медико-санитарных последствий), изучение объемов оказания различных видов медицинской помощи и рациональных методов лечения пострадавших, пораженных и больных в условиях их массового поступления.

Специальная подготовка врачебно-сестринского персонала, входящего в состав формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, организуется с учетом предназначения этих формирований по планам их подготовки.

Организационные вопросы, основы планирования медицинского обеспечения в чрезвычайных ситуациях, порядок управления службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения, изученные на занятиях по организационно-тактической подготовке, закрепляются в ходе:
 • штабных тренировок и учений;
 • командно-штабных учений;
 • тактико-специальных учений;
 • объектовых тренировок;
 • комплексных учений.Штабная тренировка – начальная форма организационно-тактической подготовки руководящего состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения. Продолжительность штабной тренировки, в зависимости от ее тематики, составляет 2–4 ч с периодичностью проведения 1 раз в квартал.

В ходе штабной тренировки отрабатываются и изучаются планирующие документы, функциональные обязанности должностных лиц органа управления государственного или муниципального здравоохранения или учреждений здравоохранения (штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций), практически проигрывается порядок приведения его в готовность в ограниченные сроки, с отработкой схемы оповещения и экстренного сбора должностных лиц в рабочее и нерабочее время. Проводят штабные тренировки руководители органов управления и учреждений здравоохранения или их заместители.

Для проведения штабной тренировки разрабатывается план, в котором указываются: тема, учебные цели, дата и время, состав обучаемых, место проведения занятия, вопросы и порядок их отработки.

Основными методами отработки вопросов на штабной тренировке являются: практическая работа должностных лиц с документами, заслушивание руководителем должностных лиц по знанию обязанностей действий в чрезвычайных ситуациях, обмен мнениями по содержанию работы органа управления или учреждения здравоохранения в чрезвычайных ситуациях.Штабное учение проводится с органами управления здравоохранением, когда должностные лица имеют достаточную подготовку для решения определенных ситуационных задач с учетом обстановки. Продолжительность штабного учения – 4–6 ч.

К штабному учению привлекаются подчиненные органы управления, руководители структурных подразделений учреждения здравоохранения,задействуются средства связи, отрабатываются вопросы с учетом создаваемой в соответствии с замыслом учения обстановки. Основная цель штабного учения – привить практические навыки руководящему составу и должностным лицам органа управления по оценке обстановки и отработке документов, по управлению силами и средствами служб, выработке умений в ограниченные сроки доводить распоряжения до исполнителей, используя при этом имеющиеся средства связи. В ходе штабного учения проверяется реальность планирования мероприятий по организации медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, перевода органа управления учреждений здравоохранения на режим работы в условиях массового поступления пострадавших (пораженных и больных).

В соответствии с темой и целями учения разрабатываются замысел штабного учения и план его проведения. В замысле отражаются исходная обстановка и ее развитие в ходе учения, ожидаемые действия обучающихся. В плане проведения учения указываются: тема, учебные цели, состав участников, время, продолжительность и место проведения, учебные вопросы, действия руководителя и обучаемых по астрономическому и оперативному времени в соответствии с обстановкой, доводимой при отработке каждого учебного вопроса. Если в ходе учения предусматриваются оперативные скачки во времени, то в плане указывается скачковая обстановка, т. е. те события, которые были за этот период оперативного времени. Основой для разработки плана проведения штабного учения являются замысел и реальные документы плана медицинского обеспечения населения.

Основной метод проведения штабного учения – заслушивание должностных лиц по полученным вводным об оценке обстановки, выработке ими грамотных управленческих решений с подготовкой распоряжений и представлением донесений.

К сведению

Вводная – внезапный элемент изменения общей и медицинской обстановки при проведении учения, выдаваемый посредниками учений для их руководителей и участников в виде устного распоряжения или ситуационных задач и требующий немедленного адекватного реагирования по изменению использования сил и средств, участвующих в учении.

Завершается штабное учение подведением итогов и разбором действий обучаемых.Командно-штабное учение – высшая форма организационно-тактической подготовки руководящего состава, органов управления службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения. Его продолжительность – до 2–3 суток. В командно-штабном учении принимают участие органы управления государственного и муниципального здравоохранения, учреждения здравоохранения с созданными на их базе формированиями службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения (бригады, отряды) с имеющимися транспортом, имуществом, средствами связи, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами и аппаратами. На командно-штабном учении используются наглядные пособия (схемы, таблицы, указатели и т. п.), необходимые для практической работы. В связи с этим проведение командно-штабного учения требует, как правило, финансирования.

Командно-штабное учение может быть успешно проведено, если отработаны документы плана медицинского обеспечения (плана действий в часах, плана гражданской обороны учреждений здравоохранения), если должностные лица, привлекаемые на учение, знают свои функциональные обязанности, с кем они должны взаимодействовать, если они имеют навыки в отработке документов. В ходе проведения командно-штабного учения обязательно хронометрирование некоторых мероприятий (экстренного сбора персонала; сроков приведения в готовность структурных подразделений учреждений здравоохранения и формирований, создаваемых ими; выдачи имущества резерва; пропускной способности приемно-сортировочного отделения при массовом поступлении пораженных и др.).

При подведении итогов командно-штабного учения оценивается организация работы органов управления, учреждений и формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения.Тактико-специальное учение – основная и наиболее эффективная форма подготовки формирований службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения и персонала, входящего в их состав, для выполнения задач по предназначению. На такие учения привлекается весь персонал формирований, оснащенный техникой и имуществом в соответствии с имеющимся табелем. На учения отводится до 6 ч, и они должны проводиться ежегодно. Основными задачами тактико-специального учения являются следующие:
 • совершенствование навыков руководителей формирований по управлению ими в условиях чрезвычайных ситуаций;
 • выработка слаженных и взаимосвязанных действий персонала формирований как для самостоятельного выполнения решаемых задач, так и во взаимодействии с другими аварийно-спасательными формированиями учреждений здравоохранения и ведомственными службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и т. п.);
 • оценка готовности формирований к действиям в очагах чрезвычайных ситуаций.

Для проверки отдельных положений проектов нормативных документов, касающихся внедрения новых форм, методов и способов действий в очагах чрезвычайных ситуаций, в соответствии с решениями вышестоящих начальников службы медицины катастроф и гражданской обороны в сфере здравоохранения может быть организовано проведение опытно-исследовательского тактико-специального учения.

Руководителем тактико-специального учения может быть главный врач или назначенный им на эту роль заместитель по мобилизационной работе и гражданской обороне, а также и сам командир формирования. Для проведения учения могут привлекаться посредники из числа наиболее опытных специалистов в этой сфере деятельности.

При подготовке тактико-специального учения определяются тема, учебные цели, сроки проведения, этапы и учебные вопросы, место учения, силы и средства для имитации, вопросы материально-технического обеспечения. В ходе учения анализируются отдаваемые распоряжения, степень и качество их выполнения, осуществляется контроль обеспечения безопасности.

Учения следует начинать с оповещения и экстренного сбора персонала формирования, вывода техники и проверки их готовности к действиям.

После вручения вводных руководителям формирований предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным.

Решение руководителя формирования заслушивает и утверждает руководитель учения. Если принято недостаточно обоснованное решение, руководитель учения путем постановки дополнительных вопросов побуждает руководителя формирования глубже вникнуть в обстановку, заново оценить ее и принять более целесообразное решение. При необходимости руководитель учения может объявить частный отбой, разобрать допущенные ошибки, уточнить решение и продолжить учение. Приостановка учения возможна и для более качественной повторной отработки наиболее важных приемов и способов действий.

Наращивание обстановки при проведении тактико-специального учения достигается введением новых вводных, имитирующих различные элементы чрезвычайных ситуаций (обвал, пожар, подтопление с увеличением количества условно пострадавших и т. п.). Это позволяет осуществлять маневр силами и средствами формирования с учетом изменения обстановки, принимать дополнительные решения в связи с изменившейся обстановкой, изыскивать возможности проявления инициативы и находчивости руководителей.

Заканчивается учение после выполнения всех поставленных задач с последующим проведением его разбора, оценки действий руководителя и всего персонала формирования по этапам учения.

В стационарных ЛПУ с малой коечной емкостью и амбулаторно-поликлинических учреждениях проводятся объектовые тренировки, а в больницах с большой коечной емкостью (500 и более коек) – комплексные учения. Периодичность их проведения – 1 раз в 3 года. Продолжительность объектовой тренировки – 1–2 суток, комплексного учения – 2–3 суток.

В проведении комплексного учения участвуют: орган управления учреждений здравоохранения в полном составе, эвакуационная комиссия, комиссия по устойчивости функционирования, формирования общего и медицинского назначения. К учению привлекается не менее 30–40% штатного состава функциональных отделений учреждений здравоохранения. Учение проводится без прекращения работы учреждений здравоохранения, в связи с чем важно спланировать участие персонала отделений и формирований не на весь период учения, а по графику.

Основная цель комплексного учения – практическая отработка тех мероприятий, которые содержатся в плане перевода учреждений здравоохранения на режим работы в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, выполнение персоналом этих мероприятий, организация слаженной работы отделений учреждений здравоохранения, выявление наиболее сложных вопросов по организации работы в чрезвычайных ситуациях и поиск оптимальных решений.

Для проведения комплексного учения разрабатываются замысел, план проведения учения, план материально-технического обеспечения, предусматривается финансирование проводимых практических мероприятий.

По итогам учения составляются отчет и план устранения выявленных замечаний и недостатков, при необходимости вносятся соответствующиекоррективы в планы медицинского обеспечения населения (планы гражданской обороны учреждений здравоохранения и планы действий учреждений здравоохранения) и в организацию подготовки персонала.

Комплексные учения проводятся на объектовом, муниципальном и субъектовом уровнях. Их цель – отработка вопросов взаимодействия в чрезвычайных ситуациях с ведомственным здравоохранением и другими службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (охраны общественного порядка, противопожарной, спасательной, связи, транспортной, коммунально-технической, энергетической и др.).

В ходе объектовой тренировки отрабатывается меньший объем вопросов. Основная ее цель – проверить реальность отдельных положений планирующих документов, дать должностным лицам практику в выполнении своих функциональных обязанностей при работе в составе формирований и отделений учреждений здравоохранения. Для проведения объектовой тренировки разрабатываются аналогичные документы, что и для комплексного учения. Заканчивается объектовая тренировка ее разбором и подведением итогов.

Совершенствование знаний и навыков действий персонала учреждений здравоохранения осуществляется не только на плановых занятиях и учениях по специальной подготовке в учреждениях здравоохранения, но и на циклах усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала, в ходе проводимых совещаний, учебных сборов и конференций по службе медицины катастроф и гражданской обороне в сфере здравоохранения, при решении персоналом ситуационных задач в ходе проведения руководителями учреждений здравоохранения обходов, а также в процессе самостоятельной подготовки.

Сочетание всех форм подготовки персонала учреждений здравоохранения к действиям в чрезвычайных ситуациях, соблюдение принципа обучения “от простого к сложному” дает хорошие результаты, повышает интерес обучаемых, способствует эффективному привитию навыков в управлении процессом ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Журнал
Гость, Ваш бесплатный доступ к журналу «Здравоохранение» сгорает через

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Здравоохранение»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для начмедов
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.