О подготовке и переподготовке средних медицинских работников ФАПов в Оренбургской области

10294

Оренбургская область относится к территориям с низкой плотностью расселения (17 человек на 1 км2, в восточных зонах области – два – семь человек на 1 км2). Большие расстояния между районными центрами и населенными пунктами, огромные площади и низкая плотность населения, состояние дорог, характер трудовой деятельности, условия проживания, значительная удаленность населенных пунктов и лечебно-профилактических учреждений оказывают значительное влияние на качество оказания медицинской помощи сельскому населению.

В обязанности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) на селе входит оказание лечебно-профилактической помощи практически всем категориям сельского населения: взрослым, детям, пожилым, инвалидам, беременным. Фельдшеру нередко приходится самостоятельно решать сложные диагностические и тактические вопросы. В работе первичного звена необходимо обеспечение высокой квалификации работников данной службы, оказывающих первую медицинскую помощь, осуществляющих проведение профилактических мероприятий, доврачебный прием больных, интегрированный уход за пациентами.

В рамках целевой программы “Социальное развитие села до 2010 г.” в Оренбургской области открыто шесть фельдшерско-акушерских пунктов (по одному в г. Орске, Александровском, Саракташском, Соль-Илецком районах; в Асекеевском районе – два). В 2006 г. в более благоустроенные помещения переведено 18 ФАПов, в 2007 г. – 42 ФАПа.

С целью дальнейшего совершенствования материальной базы сельского здравоохранения в каждом районе Оренбургской области утверждена программа “Укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов на 2007–2009 гг.”. В рамках программы в течение трех лет муниципалитетами на развитие ФАПов должно быть направлено 226 млн руб.

В Оренбурге и области более 24 500 средних медицинских работников, из них фельдшеров – около 1700 человек. В фельдшерско-акушерских пунктах, в амбулаториях на селе трудится около 70% из них, а в Оренбурге и городах области – 30%. В Оренбургской области 1046 сел, где размещены ФАПы. В 387 селах (37%) численность населения ниже норматива для создания ФАПов (менее 300 человек), но, как считают в министерстве здравоохранения Оренбургской области, все эти ФАПы следует сохранить.

Нами проведена оценка профессиональных качеств фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, выявлены особенности их подготовки и переподготовки в Оренбургской области. Источник информации – данные анкетирования студентов 3–5-го курсов медицинских училищ и колледжей (отделение “Лечебное дело”), 221 фельдшера ФАПов Оренбургской области, 30 врачей, 30 преподавателей медицинских училищ и колледжей Оренбурга и Оренбургской области, центра повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Проведенное исследование результатов анкетирования по выявлению личностных качеств средних медицинских работников позволило выявить ряд наиболее важных свойств личности фельдшера. Как и следовало предполагать, решающим для большинства респондентов стала профессиональная компетентность. Растущие требования к качеству медицинской помощи диктуют необходимость профессионального отбора медицинских работников на основе четко сформулированных критериев, которыми являются профессионально важные качества, такие как продажи.

Число фельдшеров со стажем работы от одного года до пяти лет составило 52 человека (23,5%); со стажем работы от шести до 10 лет – 20 человек (9%); со стажем 11–15 лет – 43 человека (19,5%); 16–20 лет и 20–25 лет – по 44 (19,9%); 26–30 лет – 10 человек (4,5%); более 30 лет – восемь человек (3,6%). Квалификационные категории имели 80% анкетируемых.

Нами проведено анонимное анкетирование по выявлению уровня знаний и умений у фельдшеров ФАПов. Наиболее высокий уровень знаний и умений выявлен у респондентов со стажем работы от шести до 15 лет.

Во время анкетирования были определены разделы и вопросы, которые респонденты знали слабо и допускали ошибки. Так, например, отмечались недостаточно четкие знания и ошибки по следующим раз-делам:

– оказание помощи на догоспитальном этапе пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата (20% респондентов);

– проведение реанимационных мероприятий (10% анкетируемых); – проведение доврачебных профосмотров населения (10%); – ведение санитарно-просветительной работы (20%); – ведение регламентированной документации (20%);

– подготовка пациентов к диагностическим исследованиям (15%); – оказание неотложной помощи детям (15%); – знание санитарно-эпидемиологического режима (10%); – знание инфекционных болезней (20%).

Из опрошенных фельдшеров 10% считают необходимым включить в программу переподготовки и повышения квалификации аспекты дифференциальной диагностики и фармакотерапии. Включить в программу раздел о правовых особенностях работы фельдшера считают необходимым 5% респондентов.

После анонимного анкетирования и самооценки знаний и умений проведено анонимное тестирование (объективный тест-контроль), что позволило проанализировать уровень знаний и умений фельдшеров. При этом выяснилось, что при самооценке знаний и умений исследуемые значительно переоценили свои возможности (в среднем на 25%).

Для уменьшения числа ошибок в практической деятельности сред-них медицинских работников необходимо обеспечить их высокую ква-лификацию, улучшив качество подготовки и переподготовки среднего медицинского звена (в том числе фельдшеров).

Качество образовательного процесса в среднем медицинском об-разовании определяется качеством учебных (образовательных) про-грамм, состоянием кадрового и научного потенциала, материально-технической базы, учебно-методического обеспечения, контингентом учащихся (абитуриентов и выпускников), а также качеством образовательных технологий.

Качество учебных программ – один из важнейших факторов образовательного процесса при подготовке специалиста среднего медицинского звена, в том числе фельдшера. Анализируя программы подготов-ки и переподготовки фельдшеров (специальность 0401 “Лечебное дело”), можно отметить, что количество часов в учебном плане увеличилось: если в 80-х гг. прошлого столетия для подготовки специалиста по на-званной специальности (квалификация специалиста – фельдшер) в учебном плане предусматривалось 4920 ч, то теперь – 6858 ч. При этом количество часов, выделяемых для изучения клинических дисциплин, уменьшилось.

Так, раньше в учебных планах на изучение терапии выделялось 322 ч, хирургии, педиатрии, акушерства и гинекологии – по 240 ч, ин-фекционных болезней с основами микробиологии – 190 ч. В последнем современном учебном плане на терапию отведено 262 ч, на хирургию и на педиатрию – по 220 ч (из них по 40 ч – на самостоятельную работу студентов), для изучения акушерства отведено 100 ч и для самостоятельной работы – 30 ч.

Подготовку и переподготовку специалистов со средним медицинским образованием, в том числе фельдшеров, в области осуществляют восемь медицинских учебных заведений. В учебном процессе участвуют 618 преподавателей, из них 353 (57,1%) штатных сотрудника, а 265 (42,9%) преподавателей работают на условиях совместительства.

Штатные преподаватели в областных медицинских колледжах и училищах (города Медногорск, Гай, Бугуруслан) совмещают основную работу с профессиональной деятельностью в лечебно-профилактических учреждениях. Значительная часть преподавательского состава средних медицинских учебных заведений (45%) имеет педагогический стаж до пяти лет. Среди штатных преподавателей 33% специалистов имеют медицинский стаж до пяти лет, 15% педагогов медицинских средних учебных заведений области не имеют медицинского стажа. Сертификат врача среди штатных преподавателей имеют 13%, сертификат медицинской сестры – 4,5%.

Почти 50% штатных преподавателей государственных образовательных средних медицинских учебных заведений Оренбурга и области имеют высшее врачебное и высшее сестринское образование; 72% преподавателей-совместителей имеют медицинский стаж более 10 лет, 9% – стаж до пяти лет. Сертификаты врача имеют 60% совместителей, сертификаты медицинской сестры – 10% преподавателей.

Итак, для работы в качестве преподавателей-совместителей в средних медицинских учебных заведениях Оренбурга и области привлекаются врачи лечебно-профилактических учреждений, имеющие стаж работы по специальности и значительный опыт педагогической деятельности. Одной из причин широкого привлечения таких специалистов к преподавательской деятельности является и то, что у них имеются более широкие возможности для организации учебного процесса в лечебно-профилактических учреждениях в качестве баз подготовки среднего медицинского звена.

Анализ проведенного анкетирования студентов 3–5-го курсов отде-лений “Лечебное дело” медицинских колледжей и медицинских училищ Оренбургской области показал: все студенты (100 человек) при само-оценке отметили недостаточные знания по клиническим предметам. При этом на необходимость совершенствования знаний и умений по терапии указали 40% анкетируемых, по хирургии – 35%, по педиатрии – 20%, по акушерству – 4%, по инфекционным болезням –1%.

Анкетируемые преподаватели (30 человек) отмечают, что в про-граммах не хватает многих тем по клиническим предметам (хирургии, терапии, педиатрии). Хирургия изучается всего год, а введенные специализации по клиническим предметам не восполняют пробелов в знаниях и не могут обеспечить углубленного изучения предметов. В педиатрии за одно занятие приходится изучать от четырех до семи нозологических единиц. В терапии отмечается нехватка времени для изучения социально значимых заболеваний (бронхиальной астмы, сахарного диабета, ишемической болезни сердца). Проведенный сравнительный анализ основных дисциплин на додипломном и последипломном уровнях среднего медицинского профессионального образования показал, что в программах сохраняется соотношение учебных часов, выделяемых на изучение клинических дисциплин.

Главная цель среднего профессионального медицинского образования – подготовка специалистов среднего медицинского звена, знающих свое дело, однако по данным интервьюирования врачей (30 чело-век), преподавателей медицинских колледжей и училищ Оренбургской области (30 человек), фельдшеров (221 человек) специалист с дипломом в новых экономических условиях остро ощущает дефицит знаний, так как на рабочем месте требуется более высокий уровень профессионализма. Преподаватели средних медицинских образовательных учреждений (30 респондентов) отметили все возрастающую роль современных педагогических технологий и методов активного обучения, внедрения инновационного обучения специалистов среднего медицинского звена.

В Оренбургской области работает система переподготовки и повышения квалификации работников среднего медицинского звена. В Оренбургском областном медицинском колледже создана программа пере-подготовки медицинских сестер на фельдшеров. В государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования – “Центре повышения квалификации работников со сред-ним медицинским и фармацевтическим образованием” – осуществля-ется повышение квалификации фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов на цикле “Охрана здоровья сельского населения”. За последние пять лет в области около 91% фельдшеров прошли повышение квалификации и переподготовку. Из проходивших повышение квалификации 43% фельдшеров работают на фельдшерско-акушерском пункте в единственном числе (из них лишь 50% имеют фельдшерское образование, 4% – акушерское и 46% специалистов – сестринское).

Для улучшения подготовки специалистов среднего медицинского звена (в том числе фельдшеров), а также для улучшения качества оказываемой населению медицинской помощи необходимо улучшать материально-техническое обеспечение. “Национальная доктрина образования в Российской Федерации” предусматривает поэтапное финансирование образования до 2025 г., но, по мнению многих специалистов, требуется ускорение этого процесса в связи с опережающими изменениями в науке, технике, технологиях.

Анкетирование фельдшеров выявило недостаточную последипломную подготовку фельдшеров и акушерок; недоукомплектованность материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов; проблемы в стандартизации медицинских услуг.

Средним медицинским работникам на селе принадлежит приоритетная роль в оказании доступной медицинской помощи. Однако система дополнительного профессионального образования не пересматривалась с 70-х гг. прошлого столетия. При подготовке и переподготовке фельдшеров на современном уровне необходимо использовать новые технологии и новаторские методы, пересмотреть программы обучения для базового уровня подготовки и для повышения квалификации специалистов.

Следует установить соответствие содержания, уровня и качества программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов среднего медицинского звена (фельдшеров) требованиям расширения квалификации в целях адаптации к новым экономическим условиям. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации средних медицинских работников (фельдшеров), решение вопросов стандартизации обеспечит подготовку специалистов в соответствии с современными направлениями развития среднего медицинского образования и потребностями здравоохранения.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×