Развитие службы врачей общей практики на основе фондодержания

7762

В организации здравоохранения происходят качественные и структурные перемены. Суть этих перемен сводится к формированию иной среды функционирования здравоохранения, способной обеспечивать динамическое равновесие. Здесь важны стабильность, способствующая достижению текущих целей; продолжительность для обеспечения надлежащего изменения в целях и средствах; адаптивность для соответствующей реакции на внешние и внутренние возможности и требования; способность к нововведениям, позволяющая инициировать изменения.

Таким образом, готовность органов здравоохранения, территориальных фондов обязательного медицинского страхования активно проводить в жизнь реформы в здравоохранении, создание механизмов, побуждающих руководителей лечебно-профилактических учреждений и медицинских работников к эффективной рациональной деятельности, могут обеспечить динамическое развитие экономических отношений в здравоохранении. При этом надо иметь в виду, что любая реорганизация на первом этапе приводит к финансовым потерям, особенно в период становления принципиально новых условий хозяйствования, требует подготовки новых кадров и дополнительных ресурсов. Важно сберечь положительный опыт, накопленный в отечественном здравоохранении.

В условиях переходного периода от службы участковых терапевтов к общей врачебной практике целесообразно идти путем перераспределения функций между ВОП и узкими специалистами, с поэтапной их переподготовкой. В первичном звене следует пересмотреть функцию должности медицинской сестры, особенно сестры с высшим медицинским образованием. Известно, что один из наиболее экономичных способов предоставления медицинских услуг на уровне первичной медико-санитарной помощи – сестринская помощь. В этом – резерв экономии ресурсов здравоохранения.

Понятие фондодержания: зарубежный опыт

Система фондодержания при организации общей врачебной практики (ОВП) получила развитие, например, в Великобритании, где ОВП финансируется в зависимости от числа прикрепленного населения; устанавливается норматив финансирования части затрат на другие виды медицинской помощи. Отношения со стационарами и специалистами амбулаторного звена для расчетов за оказанные услуги строятся на основе договоров. Используется метод подушевого финансирования оплаты медицинской помощи. Доход ОВП складывается на 60% из подушевой оплаты, на 15% – из оплаты по гонорарному принципу, на 25% – из твердой зарплаты врачей и субсидий на содержание практик. Субсидии покрывают расходы на аренду помещений, оплату вспомогательного персонала, информационное обеспечение, повышение квалификации врачей.

В Великобритании с 1997 г. группы первичной медико-санитарной помощи включали четыре-семь врачей общей практики, одну-двух медсестер, а также представителей органа управления здравоохранения, местной социальной службы и населения. Группа обслуживала население численностью от 100 тыс. до 200 тыс. человек, имела свой фиксированный бюджет и право использовать его по своему усмотрению. Деятельность такой группы помогала нивелировать недостатки, неизбежные при организации ОВП. Например, к таким недостаткам можно было отнести задержку направления больных в больницы и другие учреждения здравоохранения с целью увеличения собственных доходов; оказание собственными силами помощи, которая в соответствии с современными лечебно-диагностическими технологиями должна оказываться только в стационаре. Необходим жесткий контроль плательщиков и органов управления здравоохранением за ОВП с целью пресечения таких действий службы первичной медико-санитарной помощи (ПмСП).

Организация фондодержания потребовала дополнительных финансовых вложений (См. более подробно: Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. – м.: РУСь Издатцентр, 1998, с. 232–242.). Однако положительные стороны такой организации ПмСП преобладают над отрицательными.

так, к плюсам можно отнести стимулирование интенсивности труда, повышение качества медицинской помощи в первичном звене, создание конкурентной среды для стационаров (прямые договоры заключаются не только с органами управления здравоохранением, но и с врачами общей практики (ВОП)).

Важно подчеркнуть, что в первичное звено передаются лишь те средства, которые врачи общей практики могут реально контролировать (15% средств региона на оказание стационарной помощи – например, плановых хирургических операций).

В Великобритании возникающая экономия средств ОВП может быть использована на расширение практики, на приобретение нового оборудования и на предоставление новых услуг, однако запрещается использовать сэкономленные средства на оплату труда персонала.

Подготовка финансирования по схеме фондодержания на примере Великобритании включает в себя следующие этапы:

1) составление заявки;

2) обучение;

3) установление сроков перехода;

4) утверждение бюджета фондодержателя;

5) согласование между органом управления здравоохранением и ОВП-фондодержателями плановых показателей (среднепрофильных тарифов, трудозатрат, затрат на управление практиками);

6) расчет бюджета на лекарственные средства;

7) разработка договоров с больницами, узкими специалистами, другими службами;

8) определение контрольных цифр в отношении листа ожидания, участия в программах профилактики.

С учетом опыта стран Европейского союза это вполне реальное будущее. более того, действующее законодательство Рф, постепенное развитие новых условий хозяйствования в здравоохранении позволяют сделать шаг в сторону улучшения медицинского обслуживания населения уже сегодня, преобразовать там, где это целесообразно, службу участковых терапевтов в общие врачебные практики.

Отечественный опыт организации службы врачей общей практики

Основные направления развития ПмСП в Российской федерации характеризуются сегодня созданием нормативно-правовой базы, определяющей реальную ответственность первичного звена за состояние здоровья прикрепленного населения; созданием условий экономической мотивации врачей к профилактической деятельности и стационарозамещающим услугам; повышением престижа врача первичного звена путем предоставления возможности быть держателем финансовых средств для последующего распределения этих средств в другие звенья оказания медицинской помощи; организационной и экономической интеграцией врачей ПмСП на принципах общей врачебной практики.

Внедрение общей врачебной практики в нашей стране началось с выходом приказа минздрава СССР от 30.12.1987 № 1284 “О проведении эксперимента по внедрению общей врачебной практики”. В эксперимент были включены г. москва, Пензенская, томская, тульская и другие области России. Итоги эксперимента были оценены положительно, и минздрав России издал приказ от 26.08.1992 № 237 “О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)” (вместе с положениями “О враче общей практики (семейном враче)”, “О медицинской сестре общей практики”, квалификационными характеристиками “врача общей практики (семейного врача)”, “медицинской сестры общей практики”).

С момента выхода приказа № 237 общая врачебная практика стала активно внедряться в г. Санкт-Петербурге, кемеровской, Ленинградской, Самарской, Свердловской и других областях. С 2000 г. благодаря проектам ЕС “тасис” и Всемирного банка ОВП успешно внедряется в Республике чувашия, Воронежской и белгородской областях, московской области (Ступинский район). В октябре 2008 г. состоялся 3-й Всероссийский съезд врачей общей практики (семейных врачей), во время заседаний которого своим опытом делились представители Псковской, Пензенской, Ярославской, Новосибирской и других областей.

Рассматриваются две модели общей врачебной практики: организация общей врачебной практики на базе поликлиник; врач общей практики и семейный врач как индивидуальные предприниматели. Наибольшее развитие в настоящее время получила первая модель. При этом в экономическом смысле важно различать частичное фондодержание и полное фондодержание.

Особенности первой модели

Работа врачей общей практики организована на базе лечебнопрофилактического учреждения федерального или муниципального подчинения.

Врач общей практики оказывает медицинские услуги по территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в соответствии с взятыми на себя обязательствами, подкрепляемыми финансовыми ресурсами данного ЛПУ.

Перечень платных медицинских услуг предлагается самим врачом общей практики и согласовывается с администрацией поликлиники.

Врач общей практики действует на основе существующей нормативно-правовой базы, определяющей правила оказания платных медицинских услуг, а именно: постановления Правительства Рф от 13.01.1996 № 27 “Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями”, приказа Минздравмедпрома России от 29.03.1996 № 109 “О правилах предоставления платных медицинских услуг населению” и др.

Врач общей практики действует на основе договорных отношений. Для организации рабочего места часть основных средств поликлиника может передать безвозмездно (с целью в будущем улучшить свою материально-техническую базу на средства от деятельности врача общей практики) или на условиях краткосрочной аренды (п. 2 ст. 651 Гк Рф), когда арендная плата (п. 3 ст. 654 Гк Рф) составляет не более 3–5% от остаточной стоимости передаваемых основных средств (для расчета ориентиром могут служить нормативы износа зданий – 5,4% в год, оборудования – 10–12% в год). таким образом, поликлиника и общая врачебная практика могли бы на долевых условиях делить бремя износа оборудования и зданий и иметь некоторые средства для восполнения этого износа в будущем в условиях дефицита бюджетных средств.

Цены на услуги врача общей практики должны быть доступны населению, но выше тарифов в системе ОМС. Это позволит платить более высокую заработную плату врачу общей практики, реализовать его экономический интерес и не вызовет негативную реакцию у населения.

Доходы врача общей практики фиксируются на отдельном специальном счете поликлиники (постановление Правительства Рф от 13.01.1996 № 27).

При организации ОВП согласно первой модели необходимо предоставить врачу общей практики экономическую свободу распоряжаться средствами в пределах заработанных сумм (ст. 298 Гк Рф); шире использовать добровольное медицинское страхование; предоставить врачу общей практики самостоятельный выбор контингента из числа прикрепленных к поликлинике пациентов, развернуть рекламную кампанию по активному продвижению на рынок услуг здравоохранения – медицинских услуг врача общей практики и семейного врача. Следует проинформировать пациентов о Перечне платных и бесплатных услуг врача общей практики, ценах (тарифах), условиях предоставления услуг и др. (ст. 732, 736 Гк Рф; ст. 9, 10 Закона Рф от 07.02.1992 № 2300-1 “О защите прав потребителя”, ст. 737, 739, 779–783 Гк Рф, регулирующие договорные отношения о возмездном оказании услуг).

Необходимо также детально описать рабочее место врача общей практики и определить минимальный, т.е. финансово обоснованный объем его деятельности для целей налогообложения.

Общая врачебная практика должна пройти регистрацию в органе управления здравоохранением.

В этом случае орган управления здравоохранением обязан контролировать:

– качество медицинской помощи врача общей практики (ст. 17 федерального закона от 08.08.2001 № 128-фЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”);

– соблюдение стандартов медицинской помощи (приказ Минздравмедпрома России от 08.04.1996 № 134; приказы Минздрава России от 28.04.1998 № 140, от 09.10.1998 № 300, от 02.08.2000 № 304, от 10.04.2001 № 113, от 14.09.2001 № 362, приказ Минздравсоцразвития России от 11.05.2007 № 325 и др.);

– выполнение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь прививок;

– соответствие врача общей практики функции должности; уровень его образования;

– систематическое повышение квалификации врачом общей практики и получение сертификата о повышении квалификации не реже чем один раз в пять лет.

Также необходимо согласовать объем медико-социальной помощи врача общей практики как муниципальный заказ; определить подушевой норматив финансирования, отражающий минимальный, но финансово обеспеченный перечень так называемых бесплатных медико-социальных услуг. При расчетах должен быть соблюден стандарт медицинской помощи, изучена структура заболеваемости населения данного района; определены возможные объемы и виды платной медико-социальной помощи. Следует разрешить оказание той же медицинской помощи врачу общей практики на платной основе, если финансовые ресурсы исчерпаны.

кроме того, правильнее было бы сосредоточить услуги общей врачебной практики, организованной в муниципальной поликлинике, на первоочередном удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся в уходе больных, особенно при наличии практикующей медицинской сестры. Специализацией мог бы стать уход за престарелыми, что дало бы новый импульс для развития геронтологии, а также за детьми на до

Читайте бесплатно в системе Главный врач:

му.

Особенности второй модели

Для применения второй модели общей врачебной практики необходимо определить условия, обеспечивающие контроль государства. Этот контроль выражается, прежде всего, в определении правил регистрации частнопрактикующего семейного врача или врача общей практики как индивидуального предпринимателя.

Врачи общей практики могут объединять свои усилия и образовывать “Объединение общих врачебных практик”, что выгодно с точки зрения совместной эксплуатации диагностического медицинского оборудования и т. п. такие объединения могут иметь характер автономной некоммерческой организации, статус которой определен федеральным законом от 12.01.1996 № 7-фЗ “О некоммерческих организациях” (п. 3 ст. 2; ст. 10), в т. ч. для медицинской деятельности.

Возможно использование полного фондодержания и на его основе – выполнение муниципального заказа. Заказчиком услуг может выступить как система медико-социального страхования, так и орган управления здравоохранением. В практике отечественного здравоохранения таких механизмов пока не создано (См. более подробно: Денисов И.Н., Кучеренко В.З., Шамшурина Н.Г. Экономическое обоснование развития общей врачебной практики и семейной медицины // Экономика здравоохранения. 2002. № 5–6.).

Развитие общей врачебной (семейной) практики решает ряд приоритетных задач по улучшению здоровья населения, а именно обеспечивает постоянный контроль за здоровьем семьи, индивидуальный подход к пациенту. Повышается доверие семьи к врачу, создается возможность для проведения профилактических мероприятий, для выбора врача пациентом; развивается уход за престарелыми и детьми и др.

Таким образом, в условиях переходного периода от службы участковых врачей к службе врачей общей практики частичное фондодержание предполагает, что поликлиника получает средства на оказание всего объема амбулаторной помощи прикрепленному населению; если в самой поликлинике не могут оказать какие-то виды помощи, то покупают их в других учреждениях за счет полученных средств. такое положение распространяется и на некоторые виды стационарной помощи. Все средства необязательно поступают на расчетный счет поликлиники – они могут аккумулироваться на специальном счете плательщика, который может их использовать только по указанию поликлиники.

Важное условие частичного фондодержания – предоставление прав поликлиники распоряжаться частью средств, предназначенной для оплаты стационарной помощи. При этом должны быть определены тарифы на услуги стационара, которые призваны экономически стимулировать врачей поликлиник не направлять больных с легкими формами заболевания в стационар и оказывать им помощь собственными силами.

Не следует исключать направления больных на краткосрочную госпитализацию для проведения специфических обследований и уточнения диагноза и методов лечения, при этом право направления пациента на госпитализацию должно принадлежать только врачам поликлиники. Им должно принадлежать и право наблюдения за ходом лечения в стационаре, и возможность предложить выписать больного для дальнейшего лечения в амбулаторных условиях.

Все это создаст систему экономической мотивации деятельности врача общей практики, стимулирующую медицинское обслуживание населения в соответствии с новыми требованиями, и обеспечит стремление самого врача к постоянному расширению кругозора, пополнению медицинских знаний с целью удовлетворения индивидуальных потребностей пациентов.

Практика развития службы ОВП в Российской Федерации

Особенность организации ОВП в Самарской области – оплата деятельности звена первичной медицинской помощи на основе подушевого принципа (с частичным фондодержанием). При введении метода частичного фондодержания в составе поликлиники выделяется отделение участковых врачей или ОВП (общей врачебной практики). Отделение строит свои отношения с администрацией поликлиники или цРб на основе договора.

Возможен вариант введения полного фондодержания посредством включения в состав подушевого норматива ожидаемых затрат на стационарную помощь и на услуги скорой медицинской помощи с последующими взаиморасчетами поликлиники и ОВП. Идея этого подхода состоит в том, чтобы стимулировать деятельность ОВП по предотвращению вызовов скорой и неотложной помощи и снижению уровня необоснованной госпитализации. В этом случае ОВП получает расчетные нормативы объемов и стоимости скорой и неотложной медицинской помощи. Для осуществления взаиморасчетов в поликлинике ведется учет выполненных ОВП работ и число направлений в другие подразделения.

Указанные методы оплаты предполагают поощрения по результатам деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений. Для формирования финансового источника этих поощрений целесообразно, по мнению самарских коллег, выделять в составе подушевого норматива финансирования страховых медицинских организаций (СмО) определенную часть, которая будет распределяться прежде всего среди амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом их вклада в процесс реструктуризации.

Таким образом, доля фонда реструктуризации в составе подушевого норматива финансирования – целевой показатель повышения структурной эффективности здравоохранения за счет перемещения части объемов стационарной помощи на амбулаторный этап и снижения потребности в госпитализации благодаря более активной работе первичного звена.

Обращает на себя внимание положительный опыт создания службы врача общей практики в сельской местности Кемеровской области. так, с 1 сентября 2007 г. мУЗ “цРб тисульского района” стала пилотным объектом реализации новых условий труда. На сегодняшний день на территории тисульского района реализуется отраслевая система оплаты труда с выходом на конечный результат. В барандатской ОВП идет работа в условиях полного фондодержания.

В селе большой барандат ОВП оказывает первичную медико-санитарную помощь населению. команда ОВП состоит из врача-специалиста по семейной медицине, имеющего специализацию по нескольким узким смежным специальностям и по организации здравоохранения; двух фельдшеров, прошедших специализацию по врачебным практикам; акушерки; медсестры физиокабинета; лаборанта; санитарки-регистратора; шофера.

Данная команда способна обеспечить функционирование дневного стационара на две койки и стационара на дому на две койки. Лаборатория может проводить клинические и биохимические исследования крови, мочи и др. Регистрация ЭкГ возможна как в амбулатории, в кабинете функциональной диагностики, так и на дому. При этом навыками снятия ЭкГ должны владеть все сотрудники ОВП, имеющие медицинское образование. медицинские сотрудники ОВП также могут оказать экстренную медико-санитарную помощь.

В 2002–2003 гг. ОВП с. большой барандат работала по методу частичного фондодержания, при котором происходила оплата по подушевому нормативу на комплексную амбулаторно-поликлиническую услугу (оплата врача ОВП, лабораторно-диагностической службы, консультативной помощи узких специалистов).

Сегодня финансирование ОВП основано на методе полного фондодержания, при котором оплата комплексной медицинской услуги производится по подушевому нормативу на одного жителя, прикрепленного к практике. В подушевой норматив входят расходы на оказание первичной медико-санитарной помощи, консультации специалистов, лабораторно-диагностические службы, расходы на стационарную помощь. При такой форме финансирования ОВП заинтересовано в сокращении расходов на стационарное лечение, на услуги врачей узких специальностей, на параклинические исследования, в снижении уровня обращаемости прикрепленного населения на станцию скорой медицинской помощи. Появляются стимулы увеличить диапазон деятельности врача ОВП и объем оказания профилактических услуг.

Метод полного фондодержания обеспечивает возможность сократить объем дорогостоящей стационарной помощи и перераспределяет ее на более экономичную амбулаторную службу, что обеспечивает введение стационарозамещающих технологий. таким образом, экономической основой ОВП в с. большой барандат тисульского района кемеровской области стал принцип фондодержания, а именно: чем больше здоровых, тем меньше затрат; чем меньше затрат – тем больше остаток (доход) ОВП. ОВП принимают на себя обязательства по оказанию определенного объема медицинской помощи в соответствии с установленным планом-заданием на период (год, месяц) (таблица).

План-задание на период (год, месяц)

Показатель

Норматив на год

Норматив на месяц

Количество прикрепленного населения

1569

Количество посещений на своей территории

6980

581

Количество посещений за пределами территории

68

5,6

Количество посещений на одного жителя

4,4

0,37

Плановый доход на прикрепленное население, руб.

639856

53321

Стоимость одного посещения, руб.

91,67

91,67

Уровень качества лечения, ед. или %

1 или 100%

1 или 100%

План по диспансеризации населения

540

45

Уровень качества диспансеризации, ед. или %

1 или 100%

1 или 100%

Доля оздоровленных диспансерных больных от подлежащих диспансеризации, %

98

98

Доля активности работы на дому, %

50

50

Удельный вес профилактических посещений, %

55

55

Охват периодическими осмотрами рабочих вредных профессий (от числа подлежащих осмотрам), %

100

100

Количество пролеченных больных в стационаре за пределами территории, чел.

64

5,3

Прогноз общей заболеваемости, чел.

1350

112,5

Прогноз первичного выхода на инвалидность на 10 тыс. населения трудоспособного возраста

89,3

7,4

Охват прививками (от числа подлежащих прививкам), %

100

100

Взятие мокроты на Вк у нетранспортабельных больных, %

100

100

Флюорографическое обследование населения (от подлежащих обследованию), %

96

96

Измерение внутриглазного давления у лиц старше 40 лет, чел.

772

64

Цитологическое обследование женского населения, чел.

694

58

Уровень качества ведения документации, ед.

1,0

1,0

Уровень санитарного состояния, ед.

1,0

1,0

Степень удовлетворенности пациента, ед.

1,0

1,0

Количество пролеченных на 1 тыс. населения за пределами территории, чел.

43,3

3,6

Количество пролеченных с применением стационарозамещающих технологий, чел.

86

7,2

Школа здоровья, чел.

12

1

Вассерманизация впервые обратившихся, %

100

100

Доля патологоанатомических вскрытий умерших в трудоспособном возрасте, %

100

100

Запущенные случаи острого нарушения мозгового кровообращения (ОНмк), острого инфаркта миокарда (ОИм), %

0

0

Смертность на дому от сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) среди лиц, не наблюдавшихся участковым врачом в течение года, в т. ч. лиц в трудоспособном возрасте, %

0

0

Санитарно-просветительная работа

12 лекций, 60 бесед, 6 санбюллетеней

1 лекция, 5 бесед

Повышение квалификации

По плану

По плану

Использование фондодержания включает в себя систему взаиморасчетов на основе “внутренних тарифов”. Внутренние тарифы используются для определения, учета финансового вклада, доли различных служб в общем объеме деятельности ЛПУ. На базе мУЗ “цРб тисульского района” открыт субсчет барандатской ОВП, на который поступают средства, полученные в результате лечебно-профилактической деятельности общеврачебной практики.

Принципами внутренних взаиморасчетов являются: фондодержание средств врачом общей практики; непрерывный контроль за движением финансовых потоков на основе управленческого учета; ежемесячное определение в количественных и качественных показателях результатов труда медицинского персонала; установление прямой зависимости размеров оплаты труда от конечных результатов работы медицинского персонала.

Распределение заработанных средств производится согласно смете доходов и расходов ОВП с учетом коэффициента достижения результатов (кДР) деятельности и штрафных санкций. Смета состоит из доходной, расходной, мотивационной частей заработной платы.

Мотивационная часть рассчитывается как разность между доходами и расходами и распределяется следующим образом: врачам – 60%; среднему медицинскому персоналу – 30%; младшему медицинскому персоналу – 10%. Указанное распределение может изменяться с учетом специфики ОВП. Размер материального стимулирования конкретного сотрудника не ограничен и зависит от его трудового вклада и фактически отработанного времени.

Стимулирование не осуществляется в следующих случаях: при смерти больного по вине медицинского работника; вспышках инфекционных болезней по вине медицинских работников; обоснованных жалобах пациентов на качество лечения.

Из дохода может быть сформирован резервный фонд, который предназначен для страхования рисков, преодоления форс-мажорных обстоятельств и для покрытия расходов, связанных с сохранением средней заработной платы на время отпусков, командировок, учебы медицинского персонала службы ОВП.

Метод полного фондодержания общей врачебной практики в кемеровской области позволяет повысить заинтересованность медицинских работников в результатах труда, максимально использовать свой опыт и знания; способствует переносу объемов оказания медицинской помощи со стационарного уровня на поликлинический, приближению квалифицированной медицинской помощи к месту жительства пациентов. За счет внедрения разновидностей контроля качества обеспечиваются более глубокий анализ лечебно-диагностического процесса и более эффективная экспертная оценка конечных результатов труда. Это позволяет активно внедрять передовые технологии и новые методики лечения; совершенствуется профилактика, обеспечивается ранняя диагностика заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи. Все это в целом приведет к улучшению показателей здоровья сельского населения.

В Белгородской области также находит применение принцип оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу в рамках фондодержания. В 2007 г. подушевые нормативы возмещали расходы на собственную деятельность участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров и врачей общей практики. На данном этапе проведения эксперимента в белгородской области подушевые нормативы в системе ОмС действуют только в первичном звене здравоохранения и не распространяются на стационарную помощь.

Преимущественно внедрен принцип частичного фондодержания. В данном регионе его особенность в том, что служба врача общей практики организована, как правило, на базе ранее действовавших поликлиник. Эксперимент поддерживается правительством белгородской области (постановление правительства белгородской области от 28.01.2008 № 9-пп «О внесении изменений в постановление правительства области от 30.11.2006 № 250-пп “О структурном управлении и подушевом принципе оплаты первичной медико-санитарной помощи в системе обязательного медицинского страхования”»), поэтому служба ОВП использует материально-техническую базу муниципальных лечебных учреждений, не платя аренды. команда ОВП включает врача общей практики, двух медсестер, одна из которых выполняет организационные функции помощника врача.

Подушевые нормативы оплаты медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневных стационаров всех типов, рассчитываются исходя из плановых согласованных объемов каждого ЛПУ в соответствии с утвержденным муниципальным заказом.

Подушевой норматив представляет собой сумму четырех составляющих. Первая составляющая возмещает расходы на оказание медицинской помощи в первичном звене здравоохранения, в том числе ОВП, включая параклинические услуги и манипуляции, выполняемые по направлениям этих врачей. Ее величина зависит от профиля участка (терапевтический, педиатрический и ОВП) и является единой для всех муниципальных учреждений здравоохранения. Однако в подушевой норматив оказания помощи на участке ОВП включены средства на содержание второй медицинской участковой сестры (помощника). В перспективе планируется ввести дифференциацию подушевого норматива с учетом возрастного состава прикрепленного населения.

Вторая составляющая предусматривает денежные средства для оказания медицинской помощи врачами-специалистами поликлиники (в том числе параклинические услуги и манипуляции), за исключением врачей акушеров-гинекологов, терапевтов женских консультаций и стоматологов. Третья составляющая возмещает расходы на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов, кроме гинекологического профиля и патологии беременных.

Величина четвертой составляющей возмещает расходы на содержание лечебно-профилактического учреждения, на приобретение оборудования. Вторая, третья и четвертая составляющие подушевого норматива – индивидуальная расчетная величина для каждого ЛПУ.

На данном этапе проведения эксперимента в белгородской области используются разные методики в определении сумм финансирования первичной медико-санитарной помощи (по подушевому нормативу) и стационарной помощи (по койко-дню), что вносит неизбежные противоречия в систему взаиморасчетов между ОВП и стационаром. Величина подушевого норматива пока недостаточна для компенсации затрат ОВП; врачи общей практики не стали полными фондодержателями и не распоряжаются свободно денежными средствами своего счета. Пока движение финансовых средств ОВП зависит от решений главного врача поликлиники, которая является юридическим лицом, а служба ОВП – ее составная часть.

Тем не менее в ходе эксперимента данные противоречия постепенно преодолеваются, и организация службы ОВП демонстрирует большие преимущества. так, общая врачебная практика реализует межведомственный, межсекторальный подход к охране здоровья компактно проживающего населения и для этого поддерживает постоянные контакты с органами местного самоуправления, социальной службой, санэпиднадзором, аптечной сетью, центрами медицинской профилактики и другими ЛПУ.

Не менее 75–80% объемов работ и затрат времени ОВП отводится на профилактическую и координирующую деятельность Врач общей практики несет ответственность за пациента на всех этапах лечебно-диагностического процесса, обеспечивает индивидуальный подход в лечении. Все это обеспечивает качество медицинской помощи и улучшает показатели здоровья граждан.

Развитие службы врача общей практики в условиях фондодержания, безусловно, имеет преимущества, связанные с экономией денежных средств за счет сокращения расходов на стационарное лечение, на услуги врачей – узких специалистов, на параклинические исследования и за счет увеличения интенсивности труда медицинского персонала. Однако повышение интенсивности труда требует адекватной оплаты труда, или, иначе, его экономического стимулирования.

(Продолжение следует)



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×