Вопросы повышения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению

9012

Главные цели социальной политики Российской федерации – последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг. Повышение доступности и качества медицинской помощи сельскому населению, жителям удаленных районов – важнейшая задача всех уровней власти. В Российской федерации почти треть населения проживает в сельской местности; насчитывается более 130 тыс. населенных пунктов с численностью жителей до 1 тыс. человек, и 22% этих жителей старше трудоспособного возраста.

Анализируя данные мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно констатировать, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни (в т. ч. более низкий уровень оказания медицинской и лекарственной помощи), чем жители городов и населенных пунктов городского типа. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами и множеством социально-экономических условий.

Модернизация здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация национальных проектов призваны нивелировать это неравенство. Изменения в состоянии здоровья населения, происходящие в период реализации социальных программ, служат индикатором того, насколько эффективно проводится социально-экономическая политика в целом и в конкретных субъектах Российской федерации в частности.

С учетом большой социальной значимости оказания медицинской помощи населению государство и региональные власти должны координировать этот процесс, используя в т. ч. следующие механизмы:

– совершенствование региональной законодательной базы;

– плановую реализацию и координацию федеральных и региональных медико-социальных проектов и программ;

– оптимизацию контроля качества и полноты оказания медицинской и лекарственной помощи населению;

– увеличение роли общественных и профессиональных организаций и др.

Организация медицинской помощи населению в сельской местности в силу объективных социально-экономических факторов имеет свою специфику. На селе недостаточно развита инфраструктура территориально обособленных подразделений лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ); часть территориально обособленных подразделений ЛПУ, фельдшерско-акушерских пунктов (фАП) не имеют лицензий на осуществление медицинской деятельности; в силу ряда причин (материальная база, кадры) фАПы не функционируют. На лицо низкая укомплектованность кадрами; недостаточная квалификация специалистов.

Следует отметить, что проблемы с организацией медицинской и лекарственной помощи населению, проживающему в отдаленных районах, имеются в большинстве стран и решаются государством и муниципалитетами в зависимости от сложившихся традиций и реалий социально-экономического развития. Во многих европейских странах (бельгия, Нидерланды, Ирландия и др.) доступность медицинской помощи обеспечивается благодаря развитой системе общей врачебной (семейной) практики. Врачам разрешено реализовывать лекарственные средства пациентам (на долю товарооборота, обеспечиваемого врачами, приходится от 1% (бельгия, Ирландия) до 20%), что позволяет в какой-то степени решить проблему обеспечения лекарствами.

В Великобритании около 4 тыс. врачей, практикующих в сельской местности (12% от общего количества врачей общей практики), имеют право реализовать лекарственные средства своим пациентам. Разрешение получают на основании определенных критериев.

В Словении врачи общей практики имеют право реализовать лекарственные средства в тех населенных пунктах, которые расположены более чем в 10 км от ближайшей аптеки. Запасы лекарственных средств поддерживают местные аптеки, с которыми заключены соответствующие договоры. В финляндии, имеющей развитую аптечную инфраструктуру, в регионах с низкой плотностью проживания населения некоторые наиболее распространенные лекарственные средства продаются в почтовых офисах и продуктовых магазинах. Существующая система не считается идеальной, и число розничных точек (магазинов), где можно приобрести лекарственные средства, постепенно уменьшается за счет организации новых аптек.

В Дании проблема лекарственного обеспечения сельского района решается с помощью аптек-сателлитов и аптечных киосков в магазинах, которые разрешены только в сельской местности, поскольку больничным аптекам и врачам запрещено заниматься реализацией лекарственных средств населению.

В Испании один из самых высоких показателей доступности аптечных услуг. Лекарственные средства отпускаются только в аптеках. Число аптек регулируется законодательством исходя из числа жителей, приходящихся на одну аптеку. В канаде проблему лекарственного обеспечения решают с помощью интернет-аптек, которые пользуются большой популярностью среди населения. Доставка лекарств осуществляется по почте и специальными курьерами.

В в африканских странах сельских аптеках практически нет специалистов-фармацевтов, так как специалисты с университетским образованием предпочитают работать в больших городах.

По заключению Всемирной организации здравоохранения лекарственное обеспечение и предоставление населению фармацевтических услуг в развивающихся странах неудовлетворительны. Пациенты обращаются за медицинской помощью непосредственно к фармацевту, минуя врача. большинство медикаментов распространяется нелегально без рецепта “продавцами лекарств”, не имеющими соответствующих знаний. контроль применения лекарственных средств продолжает ослабевать, растет реализация фальсифицированных, недоброкачественных препаратов.

В силу географических особенностей в Австралии своя специфика в подходе к решению этой проблемы: нет больших различий между аптеками в разных регионах, но в сельской местности аптек не хватает. Лекарственное обеспечение осуществляют местные врачи общей практики, которые получают от органов власти разрешение на реализацию лекарственных средств населению. Государство выделяет кредиты для открытия аптек в удаленных районах и для покупки аптек, находящихся на грани банкротства.

Таким образом, проблемы доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения сельского населения в развитых странах решаются в основном с помощью врачей общей практики, которые одновременно оказывают и медицинскую, и лекарственную помощь. В Советском Союзе, а затем и в России, доступность медицинской и лекарственной помощи обеспечивалась благодаря развитой сети фАПов. центральные районные аптеки заключали договоры с фельдшерами, работающими в фАПах, которые реализовывали лекарственные средства и изделия медицинского назначения. За ассортимент лекарственных средств в районе отвечала центральная районная аптека.

Анализ международного и отечественного опыта показывает, что медицинскую и лекарственную помощь сельскому населению следует оказывать в рамках комплексных систем, которые предусматривают особенности развития региона и стратегические направления административной реформы. формирование и реализация совместных, федеральных и региональных программ требуют соблюдения единства в решении проблем.

По нашему мнению, целевые функции региональной политики в области здравоохранения должны реализовываться по следующим направлениям:

– укрепление первичной медико-санитарной помощи в сельской местности, включая восстановление и развитие сети фАПов и врачебных амбулаторий с учетом установленных критериев физической доступности доврачебной и врачебной помощи;

– массовое распространение института врача общей практики в сельской местности;

– формирование квалифицированного кадрового потенциала здравоохранения, в т. ч. создание экономических условий для привлечения молодых специалистов;

– повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров;

– внедрение телекоммуникационных технологий в практику работы первичного звена здравоохранения сельской местности и удаленных районов;

– внедрение стандартов оказания медицинской помощи;

– проведение диспансеризации населения и других профилактических мероприятий;

– создание страховых организаций, заинтересованных в защите прав пациентов и в повышении эффективности использования ресурсов здравоохранения (развитие рынка страховых услуг);

– проведение мероприятий по контролю за полнотой и качеством оказания медицинской помощи.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития уделяет этой проблеме пристальное внимание. Постоянный контроль, проводимый Росздравнадзором, позволил обеспечить существенное сокращение случаев безлицензионной деятельности государственных и муниципальных лечебных учреждений в сельской местности. В начале 2007 г. более 4 тыс. ЛПУ и 20 тыс. территориально обособленных подразделений работали вне правового поля, без соответствующей лицензии. к началу текущего года число федеральных и муниципальных ЛПУ, ведущих безлицензионную деятельность, снизилось в 15 раз (до 263 учреждений), а число фАПов – почти в 3 раза (до 7439).

Проведена работа совместно с руководством субъектов Российской федерации, Генеральной прокуратурой. большинство регионов сумели выделить дополнительные средства и ресурсы, чтобы привести ЛПУ и фАПы в соответствие с предъявляемыми требованиями. В 2008 г. Росздравнадзор продолжал работу в этом направлении.

В большинстве фАПов не выполняются требования, предъявляемые к организациям, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами; нет материально-технического оснащения для хранения лекарственных средств с учетом их физико-химических свойств; не соблюдаются требования нормативной документации; отсутствуют лицензии на осуществляемую фармацевтическую деятельность, что является нарушением действующего законодательства Российской федерации.

Решить существующую проблему можно двумя способами: 1) при содействии органов государственной власти субъекта Российской федерации организовать хранение и реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения только в тех фАПах, где имеются соответствующие возможности; 2) на базе аптечных учреждений организовать передвижные аптечные пункты для реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения населению, проживающему в удаленных и труднодоступных районах.

Мы полагаем, что критериями для получения разрешения на осуществление фармацевтической деятельности передвижными аптечными пунктами могут служить: плотность размещения лечебно-профилактических учреждений и аптечных организаций на душу населения; территориальная удаленность медицинских и аптечных учреждений от населенного пункта; проблемы с общественным транспортом; низкая укомплектованность или неукомплектованность аптечных учреждений кадрами, а также наличие соответствующего материально-технического оснащения для передвижных аптечных пунктов.

При этом необходимо внести изменения и дополнения в действующий федеральный закон от 22.06.1998 № 86-фЗ “О лекарственных средствах” и в другие законодательные и нормативные правовые акты. В частности, необходимо внести изменения в ст. 33 этого закона о возможности осуществлять фармацевтическую деятельность лицам с высшим или средним медицинским образованием в аптечных учреждениях непосредственно в фАПах, фельдшерских пунктах, сельских врачебных амбулаториях и участковых больницах.

В ст. 32 этого закона следует внести изменения, в результате которых будет разрешено при отсутствии в сельской местности аптечных учреждений осуществлять реализацию лекарственных средств через фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты и сельские врачебные амбулатории. При этом потребуется соблюдать правила хранения и другие условия, обеспечивающие качество лекарственных средств. Соответствующие изменения необходимо внести в приказ Министерства здравоохранения Российской федерации от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта “Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения”».

Необходима социальная поддержка молодых специалистов, принявших решение работать в учреждениях первичного звена здравоохранения в сельской местности. требуется разработать региональные программы социальной поддержки молодых специалистов, предоставлять кредиты на приобретение жилья, строительство частных домов, выделять дополнительные средства на увеличение заработной платы, предоставлять льготы по оплате коммунальных услуг.

Из-за низкой комплектации кадров в лечебных учреждениях невозможно повышение квалификации специалистов. При послевузовском и дополнительном обучении врачей и среднего медицинского персонала необходимо внедрять дистанционные технологии, которые доказали высокую эффективность. На сегодняшний день сдерживание этой работы происходит из-за того, что в ряде областей и районов нет соответствующей материально-технической базы. Необходимо проводить комплекс программ повышения квалификации специалистов с медицинским образованием для работы в аптечных учреждениях и фАПах в удаленных и труднодоступных районах, а также в сельской местности по направлению “Организация фармацевтического дела”; разработать учебно-методические материалы для специалистов со средним медицинским образованием по принципам оказания и контроля качества медицинской и лекарственной помощи.

Вопросы доступности и качества медицинской помощи сельскому населению требуют дальнейшей разработки, и в первую очередь – изменений нормативно-правовых документов. Развитие материальной базы сельского здравоохранения требует определенного времени и соблюдения определенных экономических условий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль