• Главная страница
  • » Статьи
  • » Главному врачу
  • » О ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 г. (по материалам Минздравсоцразвития России)

О ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 г. (по материалам Минздравсоцразвития России)

1633

Формирование и выполнение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (далее – ТПГГ) во всех субъектах РФ осуществлялось в 2007 г. в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2007 г. (далее – ПГГ), утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 885.

Правительством РФ установлен подушевой норматив финансирования Программы в целом, в том числе базовой программы обязательного медицинского страхования (далее – Базовая программа ОМС) в размере 3951,7 руб. и 1936,3 руб. соответственно.

Подушевой норматив финансирования ПГГ рассчитан исходя из установленных нормативов объемов по видам медицинской помощи в расчете на одного человека в год и нормативов финансовых затрат на единицу соответствующего объема медицинской помощи. Установленный норматив стоимости единицы объема медицинской помощи в рам ках Программы по каждому виду включал все виды финансовых затрат медицинских организаций.

Установленный подушевой норматив финансирования Базовой программы ОМС за счет средств обязательного медицинского страхования (1936,3 руб.) включал расходы медицинских организаций на оплату труда, начисления на оплату труда, медикаменты и перевязочные средства, продукты питания, мягкий инвентарь и обмундирование и не включал расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стоимости основных средств.

Установленный Правительством РФ подушевой норматив финансирования ПГГ за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ (2015,4 руб.) включал расходы местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ на финансирование скорой медицинской помощи, в том числе специализированной санитарно авиационной, высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальный период; расходы на содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования (расходы на коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, а также затраты на увеличение стои мости основных средств).

Кроме того, из этих же средств финансировались медицинские и иные услуги, предоставляемые лепрозориями, трахоматозными диспан серами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммуноде фицита (СПИДом), центрами медицинской профилактики, врачебно физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профессио нальной патологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, хосписами, больницами сестринского ухода, ФАПами, бюро судебно медицинской, судебно психиатрической и патологоана томической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями (отделениями, кабинетами) переливания крови, центрами планирования семьи и репродукции человека, а также осуществлялись расходы на дополнительные меры по оказанию медицинской помощи, лекарственному обеспечению и протезированию (зубному, глазному, ушному) отдельных категорий граждан.

Установленные финансовые нормативы являлись минимальными и не учитывали районные коэффициенты.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 885 Минздравсоцразвития России совместно с Федеральным фондом ОМС (далее – ФОМС) направили руководителям органов управления здравоохранением и исполнительным директорам территориальных фондов ОМС субъектов РФ информационное письмо “О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государст венных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплат ной медицинской помощи на 2007 г.”.

В течение 2007 г. Минздравсоцразвития России совместно с ФОМС осуществляли мониторинг реализации территориальных программ на основе статистической отчетности по форме № 62 “Сведения об оказа нии и финансировании медицинской помощи населению за 2007 г.”.

В 2007 г. осуществлялись выполнение основных мероприятий на ционального проекта “Здоровье”; реализация в 19 субъектах РФ пилот ного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения (постановление Правительства РФ от 19.05.2007 № 296); обеспечение жизненно необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан; ведение медицинскими органи зациями раздельного учета расходов финансовых средств по источникам финансирования, видам затрат и видам медицинской помощи.

1. Фактическое финансирование Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи

Расходы на ПГГ из государственных источников финансирования в 2007 г. составили 897,3 млрд руб. и возросли в текущих ценах в 3,8 раза по сравнению с 2001 г. ПГГ финансировалась в отчетном году за счет бюджетов всех уровней (63,4%) и средств системы ОМС (36,6%). Рас ходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на ПГГ увеличились с 2001 г. в 3,1 раза и составили в 2007 г. 406,6 млрд руб. (45,3% всех расходов).

Расходы системы обязательного медицинского страхования (как источника финансирования территориальных программ ОМС) возросли за семилетний период в 3,6 раза и составили в 2007 г. 328,2 млрд руб. В 2007 г. в территориальные фонды ОМС фактически за счет страховых взносов на неработающее население поступило 143 млрд руб., средст ва единого социального налога и иных налоговых поступлений – 132,5 млрд руб., субсидии ФОМС на выполнение территориальных программ – 51,2 млрд руб.

Наиболее существенно (в 9 раз) за период 2001–2007 гг. увеличи лись расходы федерального бюджета на финансирование ПГГ; они в 2007 г. составили 162,5 млрд руб. (18,1% всех расходов). Расходы федерального бюджета включали не только затраты на оказание медицинской помощи в федеральных медицинских организациях (46,7 млрд руб.), в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи (17,3 млрд руб.), но и расходы на профилактику, выявление и лечение ВИЧ инфекции и гепатитов В и С (7,7 млрд руб.), денежные выплаты медицинскому персоналу ФАПов и учреждений скорой медицинской помощи (6,7 млрд руб.), а также средства, передаваемые ФОМС (90,7 млрд руб.) и Фонду социального страхования РФ (10,7 млрд руб.) на обеспечение отдельных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами и на реализацию отдельных направлений национального проекта “Здоровье”.

Доля финансирования ПГГ в валовом внутреннем продукте соста вила в 2007 г. 2,9% (в 2006 г. – 2,6%).

Средства федерального бюджета, направляемые через систему ОМС на обеспечение отдельных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами, составили по кассовым расходам территориальных фондов ОМС 66,9 млрд руб.; денежные выплаты врачам терапевтам участковым, врачам педиатрам участковым, врачам общей практики, медицинским сестрам, работающим с назван ными врачами – 15 млрд руб.; на ОМС неработающего населения (детей) – 3,4 млрд руб.; на дополнительную диспансеризацию работающих граждан – 2,5 млрд руб.; на оплату амбулаторно поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам, – 0,6 млрд руб.; на диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей сирот – 0,2 млрд руб.; на реализацию пилотного проекта, направлен ного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, – 2,1 млрд руб.

Фонд социального страхования РФ как распорядитель финансовых средств в отчетном году израсходовал 8,7 млрд руб. на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно курортному лечению; на дополнительную оплату амбулаторно поликлинической помощи, оказанной работающим гражданам, – 1,5 млрд руб. (средства ФОМС, переданные бюджету Фонда социаль ного страхования РФ); на дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих в отраслях с вредными и (или) опасными производственными условиями, – 2,0 млрд руб.

В отчетном году подушевое финансирование ПГГ составило 6306,4 руб.; за период с 2001 по 2007 г. данный показатель в текущих ценах вырос в 3,8 раза.

Анализ финансовых показателей реализации ТПГГ в 2007 г. позво лил установить, что в 60 субъектах РФ их финансирование было дефицитным. Дефицит составил 65,4 млрд руб. Наиболее дефицитными в 2007 г. были ТПГГ в субъектах Южного федерального округа: республиках Ингушетия (56,4%), Дагестан (51,1%), Чеченская (36,1%), Кабардино-Балкарская (36,6%) и в Ставропольском крае (30%). Значительный дефицит финансирования ТПГГ установлен также в Республике Хакасия (34,5%), Приморском крае (30,5%), Тамбовской (28,9%) и Курганской (28,4%) областях.

В 2007 г. дефицит финансирования территориальных программ ОМС установлен в 58 субъектах РФ. Он составил 29,2 млрд руб. Наиболее дефицитными в 2007 г. были территориальные программы ОМС в Чеченской Республике (47,8%), Республике Ингушетия (47,4%), Агинском Бурятском автономном округе (42,3%), Республике Дагестан (35,3%), в Сахалинской (32,9%), Ульяновской (32,2%) и Читинской (31,3%) областях.

В перспективе в целях устранения дефицита территориальных программ ОМС необходимо разработать и утвердить методику распре деления средств нормированного страхового запаса ФОМС, которая должна учитывать уровень дефицита финансирования данных программ, их сбалансированность и эффективность реализации.

2. Характеристика медицинских организаций, участвовавших в реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2007 г.

В реализации ТПГГ в 2007 г. приняло участие 12,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2006 г. – 12,4 тыс.). Больничные учреждения составили около половины от обще го числа медицинских организаций (42,5%), амбулаторно поликлинические – 25,6%, диспансеры – 9,2, учреждения особого типа и прочие – 8,1, учреждения охраны материнства и детства – 4,4, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови – 3,8, санаторно курортные учреждения – 3,3, центры – 3,1%.

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации ТПГГ, преобладали муниципальные медицинские учреждения, которые составили 56% общего числа организаций (6880), медицинские учреждения субъектов РФ – 35,4 (4355), подведомственные другим министерствам и ведомствам – 4,9 (599), медицинские организации частной системы здравоохранения – 2,1 (253), подведомственные Росздраву – 1,6% (200).

По сравнению с 2006 г. в отчетном году удельный вес муниципальных медицинских учреждений сократился с 58,4 до 56%, а доля медицинских учреждений субъектов РФ выросла с 33,4 до 35,4%. Кроме того, удельный вес медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвовавших в реализации территориальных программ государственных гарантий, вырос с 1,5% в 2006 г. до 2,1% в 2007 г.

В 2007 г. из медицинских учреждений и организаций, участвовавших в реализации ТПГГ, в системе ОМС работали 66% (в 2006 г. – 65,1%). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (80,2%); среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель составил 68,4%. Доля медицинских учреждений субъекта РФ, работающих в системе ОМС, была ниже (36,5%). Среди медицинских учреждений, подведомственных Росздраву, в сис теме ОМС работали 80%; все частные медицинские организации работали в системе ОМС. Большинство амбулаторно поликлинических и больничных учреждений, принявших в 2007 г. участие в реализации ТПГГ, работали в системе ОМС (соответственно 87,5 и 87,7%).

3. Анализ реализации территориальных программ по видам медицинской помощи в субъектах РФ

В 2007 г. в РФ в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и частных медицинских организациях в рамках ПГГ бесплатно получили стационарную медицинскую помощь свыше 31,5 млн человек, медицинскую помощь в дневных стационарах – 5,9 млн человек. Общее число вызовов скорой медицинской помощи составило около 50 млн, число посещений амбулаторно поликлинических учреждений и на дому – свыше 1,2 млрд. Кроме того, федеральными учреждения ми здравоохранения стационарная медицинская помощь оказана 784,7 тыс. человек, медицинская помощь в условиях дневных стационаров – 34,7 тыс. человек; число посещений амбулаторно поликлинических учреждений составило 14,3 млн.

Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 160,8 тыс. человек, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов РФ – свыше 114 тыс. человек.

Фактические объемы медицинской помощи, оказываемой населению по отдельным видам в рамках ТПГГ в целом по РФ, представлены в табл. 1. В 2007 г. объем медицинской помощи, оказанной в дневных стационарах, ниже норматива на 17%, объем амбулаторно поликлинической помощи – на 5%. Вместе с тем фактически выполненные объемы по наиболее затратным видам – скорой и стационарной медицинской помощи – превышали нормативы на 8,5 и 3,5% соответственно.

Отмечена позитивная тенденция дальнейшего сокращения объемов стационарной медицинской помощи в расчете на одного жителя с 3,002 в 2006 г. до 2,911 в 2007 г. Объемы амбулаторно поликлинической по мощи в расчете на одного жителя в отчетном году также увеличились.

Возросли объемы медицинской помощи, предоставляемой в дневных стационарах. Объемы скорой медицинской помощи возрастали на протяжении последних четырех лет и составили в 2007 г. 0,345 вызовов в расчете на одного жителя (в 2006 г. – 0,342).

Таблица 1

Фактическая реализация объемов медицинской помощи по видам в рамках ПГГ за период с 2001 по 2007 гг. на одного жителя в год (по данным статистической формы № 62)

Вид медицинской помощи

Единица измерения

Норматив по РФ на 2007 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Скорая медицинская

Вызов

0,318

0,341

0,343

0,344

0,336

0,339

0,342

0,345

Амбулаторно- поликлиническая

Посещение

9,198

8,646

8,772

8,712

8,685

8,523

8,527

8,736

Стационарная

Койко-день

2,812

3,297

3,228

3,149

3,100

3,038

3,002

2,911

Медицинская помощь в дневных стационарах

Пациенто-день

0,577

0,287

0,334

0,392

0,444

0,457

0,456

0,479

Фактические и приведенные (без учета районных коэффициентов) подушевые показатели финансирования медицинской помощи по видам представлены в табл. 2.

Таблица 2

Подушевое финансирование ПГГ в 2006 и 2007 гг. по видам медицинской помощи, руб. на одного жителя в год (по данным статистической формы № 62)

Вид медицинской помощи

2006 г.

2007 г.

Фактический показатель

Приведенный показатель*

Фактический показатель

Приведенный показатель*

Скорая медицинская

234,8

196,2

306,5

256,1

Амбулаторно- поликлиническая

1017,5

850,0

1343,6

1122,5

Стационарная

2056,4

1718,0

2505,2

2092,9

Медицинская помощь в дневных стационарах

95,8

80,0

115,2

96,2

Прочие медицинские и иные услуги

614,0

512,9

879,9

735,1

Итого

4018,5

3357,1

5150,4

4302,8

* Без учета районных коэффициентов.

В 2007 г. фактический и приведенный показатели финансирования ПГГ в расчете на одного жителя увеличились по сравнению с предыдущим годом на 28,2% и составили 5150,4 и 4302,8 руб. соответственно.

Существенно увеличилось подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи (на 32,5%). Подушевые расходы на скорую медицинскую помощь возросли на 30,5%, на стационарную – на 21,8%, на медицинскую помощь в дневных стационарах – на 20,3%. Значительное увеличение подушевого финансирования прочих медицинских и иных услуг в 2007 г. обусловлено тем, что в отчетном году впервые в данный норматив включены затраты на ведение дела в системе ОМС.

Фактические и приведенные показатели стоимости единиц объемов медицинской помощи увеличились в 2007 г. по всем видам, однако по скорой медицинской помощи и по медицинской помощи в дневных стационарах всех типов не достигли установленных финансовых нормативов (табл. 3).

Приведенный показатель стоимости одного вызова скорой медицинской помощи в 2007 г. составил 742,1 руб. при нормативе 1064 руб. (69,7% от норматива), одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах – 201 руб. при нормативе 238,8 руб. (84,2% от норматива). Стоимость одного посещения амбулаторно поликлинического учреждения в 2007 г. превышала норматив (116,9 руб.) на 9,9% и составила 128,5 руб.; стоимость одного койко-дня в стационарах круглосуточного пребывания в 2007 г. составила 719 руб., что также превышало норматив (674,3 руб.) на 6,6%.

Таблица 3

Финансирование ПГГ в 2006 и 2007 гг. по видам медицинской помощи в расчете на единицу объема медицинской помощи, руб. (по данным статистической формы № 62)

Вид медицинской помощи

2006 г.

2007 г.

Фактический показатель

Приведенный показатель*

Фактический показатель

Приведенный показатель*

Скорая медицинская

686,0

573,1

888,3

742,1

Амбулаторно- поликлиническая

119,3

99,7

153,8

128,5

Стационарная

685,1

572,3

860,6

719,0

Медицинская помощь в дневных стационарах

210,3

175,7

240,6

201,0

* Без учета районных коэффициентов.

Анализ фактических показателей реализации ТПГГ по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в 2007 г. показал, что сохраняется существенная дифференциация подушевых финансовых показателей реализации ТПГГ (от 1723,5 руб. в Республи ке Ингушетия до 26918,1 руб. в Чукотском автономном округе).

В 2007 г. объемы скорой медицинской помощи незначительно уве личились по сравнению с 2006 г., число вызовов увеличилось на 0,6%, число обслуженных лиц не изменилось и составляло 50,3 млн.

Объемы скорой медицинской помощи (число вызовов в расчете на одного жителя) наиболее высоки не только в регионах Дальневосточно го федерального округа (Корякском и Чукотском автономных округах – 0,646 и 0,689 соответственно, Сахалинской области – 0,449, Амурской области и Еврейской автономной области – по 0,436), но и в некоторых регионах Центрального федерального округа (Брянской и Смоленской областях – 0,432 и 0,405 соответственно) и Южного федерального ок руга (Республике Северная Осетия – Алания – 0,426, Карачаево Чер кесской Республике – 0,42).

Скорая медицинская помощь гражданам РФ в основном оказыва лась на муниципальном уровне – 42,9 млн вызовов (87,2% общего чис ла вызовов) (табл. 4).

На скорую медицинскую помощь в 2007 г. израсходовано 43,7 млрд руб., из них 33,1 млрд руб. – средства местных бюджетов (75,7%). Средняя стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2007 г. соста вила 888,3 руб. (в 2006 г. – 686 руб.). Стоимость одного вызова скорой медицинской помощи в 2007 г. за счет местного бюджета составила в среднем 771,6 руб., а за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – 1876,3 руб.

В амбулаторно поликлинических учреждениях, оказывающих ме дицинскую помощь населению в рамках ТПГГ, число посещений в 2007 г. составило 1242,9 млн, что на 2,1% больше, чем в 2006 г. (табл. 5).

Таблица 4

Оказание и финансирование скорой медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках ПГГ в 2006 и 2007 гг. (по данным статистической формы № 62)

Показатель

Источник финансирования

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

Средства ОМС и консолидированных бюджетов субъектов на ТП ОМС

Всего

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Число вызовов за год:
– млн

43,1

42,9

5,1

5,3

0,7

1,0

48,9

49,2

– %

88,2

87,2

10,4

10,8

1,4

2,0

100,0

100,0

Число обслуженных лиц за год:
– млн

43,9

42,9

5,2

6,0

1,2

1,4

50,3

50,3

– %

87,3

85,3

10,3

11,9

2,4

2,8

100,0

100,0

Объемы финансирования:
– млрд руб.

25,2

33,1

7,9

10,0

0,4

0,6

33,5

43,7

– %

75,2

75,7

23,6

22,9

1,2

1,4

100,0

100,0

Средняя стоимость одного вызова, руб.

586,2

771,6

1536,8

1876,3

615,0

653,0

686,0

888,3

Таблица 5

Оказание и финансирование амбулаторно поликлинической помощи гражданам Российской Федерации в рамках Программы в 2006 и 2007 гг. (по данным статистической формы № 62)

Показатель

Источник финансирования

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

Средства ОМС и консолидированных бюджетов субъектов на ТП ОМС

Всего

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Число посещений за год:
– млн

104,8

108,1

81,3

82,4

1031,7

1052,4

1217,8

1242,9

– %

8,6

8,7

6,7

6,6

84,7

84,7

100,0

100,0

Объемы финансирования:
– млрд руб.

10,8

17,3

13,4

19,0

121,1

154,9

145,3

191,2

– %

7,4

9,1

9,2

9,9

83,4

81,0

100,0

100,0

Средняя стоимость одного посещения, руб.

103,2

159,9

165,3

230,2

117,3

147,2

119,3

153,8

Амбулаторно поликлиническая помощь гражданам Российской Федерации в основном оказывалась в рамках территориальных про грамм ОМС – 1052,4 млн посещений (84,7% всех посещений).

Анализ фактически выполненных объемов амбулаторно поликлинической помощи по субъектам РФ позволил установить наиболее высокие показатели числа посещений в расчете на одного жителя в г. Москве (13,2), Ханты Мансийском автономном округе (10,7), Республике Мор довия (10,1), а также в Магаданской области (10,2), Чукотском (10,8) и Корякском автономном округах (10,6).

На амбулаторно поликлиническую помощь в 2007 г. израсходовано 191,2 млрд руб., из них 154,9 млрд руб. – средства ОМС (81% всех средств). Средняя стоимость одного посещения составила 153,8 руб. (в 2006 г. – 119,3 руб.). Стоимость одного посещения медицинского учреждения субъекта Российской Федерации составила в среднем 230,2 руб., а посещения муниципального медицинского учреждения – 159,9 руб.

В 2007 г. число больных, получивших медицинскую помощь в стационарах, снизилось на 4,5% по сравнению с предыдущим годом и со ставило 31,6 млн, из них 27,4 млн больных (86,7%) получили медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС (табл. 6).

На лечение больных в стационарах израсходовано 356,5 млрд руб., в том числе 254,5 млрд руб. из средств ОМС. Стоимость лечения одно го больного составила в среднем 11 298,7 руб., что выше соответствующего показателя 2006 г. на 27,4%. Самым затратным было лечение одного больного в медицинских организациях субъектов РФ – в среднем 32 111,1 руб.

В 2007 г. в стационарах больными проведено 414,2 млн койко-дней (в 2006 г. – 428,7 млн койко-дней). В муниципальных больничных учреждениях этот показатель существенно снизился (с 23,5 млн в 2006 г. до 22,1 млн в 2007 г.).

Значительны объемы оказания стационарной медицинской помощи (число койко-дней на одного жителя) в Корякском и Чукотском автоном ном округах (7,2 и 6,2), Магаданской области (4,5), Республике Тыва (4,5), Сахалинской (4,4) и Кировской (4,1) областях.

Средние сроки лечения одного больного в стационарах в 2007 г. выросли и составили 13,1 дня (в 2006 г. – 12,9 дня); средняя стоимость одного койко-дня составила 860,6 руб. (в 2006 г. – 685,1 руб.).

В 2007 г. в дневных стационарах пролечено 5,9 млн больных, что на 4,8% меньше, чем в предыдущем году (6,2 млн). Большинство паци ентов проходило лечение в дневных стационарах в рамках территори альных программ ОМС – 5,4 млн больных (91,5% всех больных).

Расходы на лечение больных в дневных стационарах составили 16,4 млрд руб., из них 13,3 млрд руб. – средства ОМС (81,1% всех средств) и 2,3 млрд руб. – средства консолидированных бюджетов субъ ектов РФ (14%). Средняя стоимость лечения одного больного в дневном стационаре в 2007 г. составила 2761,4 руб. (в 2006 г. – 2215 руб.).

Таблица 6

Оказание и финансирование стационарной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках ПГГ в 2006 и 2007 гг. (по данным статистической формы № 62)

Показатель

Источник финансирования

Местные бюджеты

Бюджеты субъектов РФ

Средства ОМС и консолидированных бюджетов субъектов на ТП ОМС

Всего

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

2006 г.

2007 г.

Число больных:
– млн

1,5

1,6

3,4

2,6

28,2

27,4

33,1

31,6

– %

4,5

5,1

10,3

8,2

85,2

86,7

100,0

100,0

Число койко-дней:
– млн

23,5

22,1

91,5

88,5

313,7

303,6

428,7

414,2

– %

5,5

5,3

21,3

21,4

73,2

73,3

100,0

100,0

Объемы финансирования:
– млрд руб.

15,0

19,0

56,6

83,0

222,1

254,5

293,7

356,5

– %

5,1

5,3

19,3

23,3

75,6

71,4

100,0

100,0

Средняя стоимость лечения одного больного, руб.

10 007,1

11 767,4

16 698,2

32 111,1

7871,4

9306,7

8871,9

11 298,7

Средняя стоимость одного койко-дня, руб.

638,8

857,9

618,4

937,6

708,0

838,5

685,1

860,6

Средние сроки лечения, дней

15,7

13,7

27,0

34,2

11,1

11,1

12,9

13,1

В 2007 г. в дневных стационарах больными проведено 68,1 млн пациенто-дней (в 2006 г. – 65,1 млн). Средняя длительность лечения одного больного в дневных стационарах составила 11,5 дней, причем в муниципальных медицинских учреждениях этот показатель ниже, чем в медицинских учреждениях субъектов РФ (13,2 и 23,8 дней соответственно). Средняя стоимость одного пациенто-дня в дневном стационаре составила 240,6 руб. (в 2006 г. – 210,3 руб.).

Структура финансовых расходов по основным видам медицинской помощи в рамках ПГГ в динамике за семь лет представлена в табл. 7.

Таблица 7

Структура расходов по основным видам медицинской помощи в рамках ПГГ за период с 2001 по 2007 гг., % к итогу

Вид медицинской помощи

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Скорая медицинская

5,5

6,7

6,0

6,3

6,6

6,9

7,2

Амбулаторно-поликлиническая

29,0

30,6

31,3

30,6

29,8

29,9

31,5

Стационарная

64,0

60,0

60,3

60,5

60,7

60,4

58,6

Медицинская помощь в дневных стационарах

1,5

2,7

2,4

2,6

2,9

2,8

2,7

Структура расходов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. изменилась незначительно. Увеличилась доля расходов на скорую медицинскую и амбулаторно поликлиническую помощь, при этом уменьшилась доля расходов на стационарную медицинскую помощь. Несмотря на увеличение доли расходов на скорую медицинскую помощь, фактический показатель финансирования одного вызова скорой медицинской помо щи в 2007 г. (888,3 руб.) не достиг установленного Правительством РФ норматива (1064 руб.).

В структуре всех государственных расходов на медицинскую по мощь в 2007 г. преобладали расходы на оплату труда с начислениями (57%). Прочие расходы составили 18,4%, расходы на медикаменты и перевязочные средства – 11,3%, капитальные вложения в основные фонды – 4,4%, расходы на оплату коммунальных услуг – 4,2%, на про дукты питания – 3,4%, на оплату горюче смазочных материалов – 0,9% и мягкий инвентарь и обмундирование – 0,4%. По сравнению с преды дущим годом снизилась доля расходов на медикаменты и перевязочные средства (с 12,9 до 11,3%) и продукты питания (с 3,8 до 3,4%), возросла доля расходов на капитальные вложения в основные фонды (с 3,5 до 4,4%).

В структуре государственных расходов на скорую медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 68,4%, прочие расходы, включая транспортные, – 19,6%, расходы на горюче смазочные материалы – 5,8%, на оплату коммунальных услуг – 2,6%, на медикаменты, перевязочные средства, прочие лечебные расходы – 2,4%, капитальные вложения в основные фонды – 0,9%, расходы на мягкий инвентарь и обмундирование – 0,3%.

По сравнению с 2004 г. (последний год, когда рассчитывались соответствующие показатели) возрос удельный вес расходов на опла ту труда с начислениями (с 65,7 до 68,4%), снизилась доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочих лечебных расходов (с 3,9 до 2,4%) и наиболее существенно – на капитальные вложения в основные фонды (с 8,6 до 0,9%).

В структуре государственных расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 70,4%, прочие расходы – 15,6, расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы – 6,6, расходы на оплату коммунальных услуг – 4,0, капитальные вложения в основные фонды – 2,5, расходы на горюче смазочные материалы – 0,6, на мягкий инвентарь и обмундирование – 0,3%.

По сравнению с 2004 г. вырос удельный вес расходов на оплату труда с начислениями (с 65 до 70,4%). По основным видам затрат отмечено снижение удельного веса расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочих лечебных расходов (с 14,7 до 6,6%) и капитальных вложений в основные фонды (с 5,7 до 2,5%).

В структуре государственных расходов на стационарную медицинскую помощь затраты на оплату труда с начислениями составили 55,5%, прочие расходы – 15,3, расходы на медикаменты, перевязочные сред ства и прочие лечебные расходы – 13,7, расходы на продукты питания – 5,6, на оплату коммунальных услуг – 4,9, капитальные вложения в основные фонды – 4,0, горюче смазочные материалы – 0,5, на мягкий инвентарь и обмундирование – 0,5%.

По сравнению с 2004 г. вырос удельный вес расходов на оплату тру да с начислениями (с 51,9 до 55,5%), снизилась доля расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочих лечебных расходов (с 19 до 13,7%) и капитальных вложений в основные фонды (с 6,9 до 4%).

В структуре государственных расходов на медицинскую помощь в дневных стационарах затраты на оплату труда с начислениями составили 58,3%; на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы – 20,7, прочие расходы – 11,2, расходы на оплату коммунальных услуг – 5,3, на продукты питания – 2,1, капитальные вложения в основные фонды – 1,2, мягкий инвентарь и обмундирование – 0,7, горюче смазочные материалы – 0,5%.

По сравнению с 2004 г. вырос удельный вес расходов на оплату труда с начислениями (с 53,0 до 58,3%), сократились расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы (с 22,8 до 20,7%), расходы на продукты питания (с 3,6 до 2,1%), капитальные вложения в основные фонды (с 4,1 до 1,2%), расходы на мягкий инвентарь и обмундирование (с 1,1 до 0,7%).

Отдельно проанализирована структура расходов государственных источников финансирования по видам медицинской помощи в 2007 г. с учетом затрат на национальный проект “Здоровье”.

В структуре расходов на амбулаторно поликлиническую помощь с учетом средств, направляемых на реализацию национального проекта “Здоровье” и обеспечение отдельных категорий граждан жизненно необходимыми лекарственными средствами, существенно вырос удельный вес расходов на медикаменты, перевязочные средства и прочих лечебных расходов (с 6,6 до 29,1%) и капитальных вложений в основные фонды (с 2,5 до 6,2%).

В структуре расходов на скорую медицинскую помощь с учетом положений национального проекта “Здоровье” значительно увеличилась доля капитальных вложений в основные фонды (с 0,9 до 7,5%). Струк тура расходов (с учетом национального проекта “Здоровье”) на стацио нарную медицинскую помощь и медицинскую помощь в дневных стационарах существенно не изменилась.

По результатам комплексной экспертной оценки уровня реализации территориальных программ в 2007 г. все субъекты РФ разделены на четыре группы (табл. 8).

Таблица 8

Распределение субъектов РФ в соответствии с комплексной оценкой уровня реализации программ государственных гарантий в 2004–2007 гг.

Группа

Соответствие показателей нормативам, %

Субъект РФ

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

абс. число

%

I

70–100

15

16,9

9

10,0

10

11,1

9

10,3

II

50–69

12

13,5

16

17,8

27

30,0

20

23,0

III

40–49

35

39,3

41

45,5

34

37,8

34

39,1

IV

Менее 40

27

30,3

24

26,7

19

21,1

24

27,6

Итого

89

100,0

90*

100,0

90*

100,0

87*

100,0

* Включая Байконур.

К первой группе с высоким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 г. отнесены девять субъектов РФ, что составило 10,3% от общего числа субъектов – республики Татарстан и Чувашия, Белгородская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская, Тюменская области, Ханты Мансийский автономный округ (в 2006 г. таких субъектов насчитывалось 10).

Доля территорий с низким уровнем реализации территориальных программ государственных гарантий в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась с 21,1 до 27,6%. К таким территориям относятся Кабардино Балкарская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Алтайский, Красноярский, Приморский края, Курская, Ивановская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Архангельская, Псковская, Волгоградская, Кировская, Курганская, Читинская области и ряд других субъ ектов РФ.

В перспективе для оценки эффективности реализации территориальных программ наряду с вышеназванными показателями необходимо учитывать основные критерии здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой населению.

Одно из основных направлений реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения – обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. В оказании высокотехнологичной медицинской помощи по государственному заданию принимали участие 267 федеральных медицинских учреждений, из них 125 подведомственных Росздраву, 37 – подведомственных РАМН, 20 – Росмедтехнологиям и 85 – ФМБА России.

В 2007 г. на оказание высокотехнологичной медицинской помощи израсходовано 15,2 млрд руб. (в 2006 г. – 9,9 млрд руб.), в том числе федеральными медицинскими учреждениями РАМН – 4,0 млрд руб., Росмедтехнологий – 7,6 млрд руб., Росздрава – 3,1 млрд руб., ФМБА России – 0,5 млрд руб.

В отчетном году получили высокотехнологичную медицинскую по мощь 160 829 больных, в том числе в учреждениях, подведомственных РАМН, – 38 935 больных (24,2%), Росмедтехнологиям – 81 757 больных (50,9%), Росздраву – 33 515 больных (20,8%), ФМБА России – 6622 боль ных (4,1%).

Выводы и предложения

1. Анализ хода реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2007 г. показал, что все субъекты РФ реализовывали ТПГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 885 “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 г.” и нормативными правовы ми актами Минздравсоцразвития России и ФОМС.

2. В 2007 г. в РФ в медицинских организациях различных форм собственности в рамках ПГГ бесплатно получили стационарную медицинскую помощь свыше 32 млн человек, медицинскую помощь в днев ных стационарах – около 6 млн человек. Общее число вызовов скорой медицинской помощи составило около 50 млн, число обслуженных ам булаторно поликлиническими учреждениями и на дому – около 1,3 млрд. Высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь в федеральных учреждениях здравоохранения получили 160,8 тыс. чело век, в государственных и муниципальных учреждениях субъектов РФ – свыше 114 тыс. человек.

3. В 2007 г. отмечено значительное увеличение расходов федерального бюджета на реализацию ПГГ – до 162,5 млрд руб. В рамках ПГГ за счет средств федерального бюджета профинансированы обес печение отдельных категорий граждан жизненно необходимыми лекар ственными средствами, реализация мер социальной поддержки отдель ных категорий граждан по санаторно курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, отдельные направления национального проекта “Здоровье”.

4. Основными проблемами реализации ПГГ в 2007 г. являлись:

– дефицит финансирования ПГГ, который составил по 60 субъек там 65,4 млрд руб., в том числе базовой программы ОМС по 58 субъектам РФ – 29,2 млрд руб.;

– недофинансирование стоимости единиц объемов скорой медицинской помощи и медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, как в целом по РФ, так и в большинстве субъектов РФ;

– снижение доли затрат на медикаменты, перевязочные средства и прочих лечебных расходов, а также капитальных вложений в основные фонды и затрат на питание больных в структуре расходов на стационарную медицинскую помощь в 2007 г. по срав нению с 2004 г.

5. В 2007 г. в целом по РФ отмечены позитивные тенденции к уве личению объемов амбулаторно поликлинической помощи и сокращению объемов стационарной медицинской помощи, а также к увеличению объемов и финансирования высокотехнологичной специализированной медицинской помощи.

6. Руководителям органов управления здравоохранением и терри ториальных фондов ОМС субъектов РФ рекомендуется обоснованно планировать объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам в рамках ТПГГ, с учетом потребности населения, реструктуризации и оптимизации действующей сети учреждений здравоохранения, эффек тивного использования государственных ресурсов и современных ме дицинских технологий и обеспечивать своевременное утверждение и выполнение финансовых нормативов, устанавливаемых Правительст вом РФ.

7. В 2008–2009 гг. для оценки эффективности реализации ТПГГ наряду с показателями объемов медицинской помощи и ее финансиро вания необходимо учитывать основные критерии здоровья населения, качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой насе лению в рамках ТПГГ. Целесообразно разработать методику оценки эффективности реализации территориальных программ ОМС, на осно ве результатов которой проводить выравнивание финансовых условий в субъектах РФ за счет средств нормированного страхового запаса ФОМС.

8. С отчета за 2008 г. ввести единую программу сбора, обработки фактических данных по форме федерального статистического наблю дения № 62 на уровне органов управления здравоохранением и терри ториальных фондов ОМС субъектов РФ, а также Федерального фонда ОМС, федеральных агентств и РАМН с использованием шаблонов, от работанных в 2007 г. в Минздравсоцразвития России для представления сводного годового отчета в Федеральную службу государственной ста тистики по установленной программе.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×