text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Подготовка средних медицинских работников для отрасли здравоохранения Республики Татарстан: проблемы и перспективы

  • 10 августа 2012
  • 8694

Перспективы развития здравоохранения в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки специалистов отрасли.

В Республике Татарстан (РТ) создана и функционирует непрерывная система подготовки медицинских и фармацевтических кадров для отрасли здравоохранения, начиная с обучения профессионально ориентированной молодежи в общеобразовательной школе и заканчивая последипломной подготовкой молодых специалистов в институтах дополнительного профессионального образования.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В городах республики есть возможность обучения школьников в лицейских классах или в специализированных школах-гимназиях с углубленным изучением профильных предметов для последующего поступления в медицинские государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Характеристика кадров со средним медицинским образованием

По состоянию на 01.01.2009 в системе Министерства здравоохранения Республики Татарстан работает 48 394 специалиста, в т. ч. 12 522 (25,9%) врача и 35872 (74,1%) средних медицинских работника.

Обеспеченность средними медицинскими работниками в Республике Татарстан составляет 95,3 на 10 тыс. населения. Соотношение врачебного и среднего медицинского персонала – 1 : 2,9.

Количество специалистов со средним медицинским образованием, имеющих квалификационные категории и умеющие продавать, составляет 65,4% общего числа работающих, из них высшую квалификационную категорию имеют 41,7% специалистов, первую – 15%, вторую – 8,7%.

Количество сертифицированных специалистов в Республике Татарстан также неуклонно растет и составляет 91,2% общего количества средних медицинских работников (в 2006 г. – 84,2%, в 2007 г. – 87,3% ).

Распределение средних медработников по специальностям:

  • организаторы сестринского дела – 0,8%;
  • фельдшеры – 11,7%;
  • акушерки – 5,8%;
  • медицинские сестры – 68,7%.

Подготовка и последипломное обучение средних медицинских фармацевтических работников обеспечивается в 11 средних медицинских образовательных учреждениях (трех медицинских колледжах, семи медицинских училищах и одном фармацевтическом училище), 10 из них подведомствены Министерству здравоохранения Республики Татарстан и 1 – Казанское медико-фармацевтическое училище – находится в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Казанский медицинский колледж – одно из старейших и передовых образовательных учреждений системы среднего профессионального образования Российской Федерации, который является организационно-методическим центром не только для 10 медицинских училищ Республики Татарстан, но и для средних медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Приволжского федерального округа.

В Министерстве образования и науки РФ на стадии разработки и согласования находится “сквозной” государственный образовательный стандарт начального и среднего медицинского образования, который предусматривает возможность выдавать диплом начального профессионального образования после первого года обучения.

При желании младшая медицинская сестра сможет продолжить образование в среднем медицинском образовательном учреждении с последующим получением диплома среднего профессионального образования по специальностям “Сестринское дело”, “Акушерское дело”, “Лечебное дело”.

Поступление в медицинские образовательные учреждения среднего профессионального образования республики осуществляется на конкурсной основе, который немногим уступает конкурсу Казанского государственного медицинского университета.

Учебно-научно-клинико-производственный комплекс


В числе системообразующих факторов эффективного функционирования российского здравоохранения существенное значение имеют инновационное развитие инфраструктуры и наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Современное состояние здравоохранения Республики Татарстан определяет необходимость повышения качества подготовки и профессионального уровня специалистов на основе совершенствования системы непрерывного профессионального образования, стратегического управления кадровым потенциалом отрасли, развития тесного взаимодействия системы здравоохранения и медицинской науки, активное внедрение инновационного развития на основе научных достижений.

Эффективной формой интеграции медицинской науки, образования, практического здравоохранения и производства является создание учебно-научно-клинико-производственного комплекса (отраслевого образовательного кластера) в сфере здравоохранения Республики Татарстан, в составе которого целесообразна организация медицинского инновационного технопарка, венчурной компании, технико-внедренческих зон.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан разработана Программа создания образовательного кластера на основе проекта Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

Цель Программы – реформирование системы профессионального образования в сфере здравоохранения в Республике Татарстан с целью повышения качества подготовки кадров с профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием согласно государственным приоритетам.

Задачи Программы:

  • создание территориальных структурных подразделений Казанского государственного медицинского университета по среднему профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию на базе Казанского медико-фармацевтического училища, а также государственных автономных образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Татарстан;
  • создание клиник Казанского государственного медицинского университета на базе учреждений здравоохранения;
  • разработка и внедрение системы стратегического планирования кадровых ресурсов здравоохранения в Республике Татарстан;
  • совершенствование системы непрерывного образования в сфере здравоохранения в Республике Татарстан;
  • организация системы конкурсного размещения государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием. li>

Приоритеты Программы

  • оптимальное кадровое планирование системы здравоохранения Республики Татарстан;
  • доступность качественного многоуровневого профессионального образования в сфере здравоохранения Республики Татарстан;
  • укрепление материально-технической базы системы непрерывного образования в сфере здравоохранения Республики Татарстан;
  • инновационное развитие здравоохранения в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • создание системы подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, обладающих современными знаниями, способных оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса;
  • совершенствование системы целевой подготовки кадров в сфере здравоохранения в Республике Татарстан по заявкам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;
  • увеличение показателя обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Республики Татарстан;
  • снижение потребности в медицинских кадрах учреждений здравоохранения Республики Татарстан;
  • увеличение доли выпускников учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования, трудоустроенных в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан;
  • снижение доли выпускников учреждений высшего и среднего профессионального медицинского образования в составе безработных;
  • повышение профессионального уровня специалистов здравоохранения;
  • повышение в целом качества оказания медицинской помощи населению в Республике Татарстан.

Реализацию Программы предполагается проводить поэтапно.

1 этап – 2009 год:

  • подготовка проектов нормативных документов;
  • внесение изменений в Устав КГМУ;
  • разработка программы непрерывного медицинского образования (довузовское образование – среднее профессиональное образование высшее профессиональное образование – последипломное образование); подготовка пакета документов на конкурсное размещение государственного заказа Республики Татарстан на подготовку кадров с высшим и средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием.

2 этап – 2010 год:

  • лицензирование и аккредитация КГМУ;
  • формирование 5-летнего плана подготовки специалистов с высшим и средним медицинским образованием по заявкам учреждений здравоохранения Республики Татарстан;
  • организация факультета повышения квалификации для преподавателей учреждений среднего профессионального образования.

В целом можно сказать, что образовательный кластер – это ассоциация высшей и средней школы медицинского образования, где медицинские колледжи и училища образуют территориальные филиалы Казанского государственного медицинского университета в новом качестве – Казанского медицинского института среднего профессионального образования.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.