Педагогический менеджмент в деятельности медицинской сестры-менеджера

3560

Реформа сестринского дела как составная часть реформы системы здравоохранения требует изменения организационных подходов к практической деятельности среднего медицинского персонала.

В настоящее время окончательно сформирована многоуровневая система подготовки медицинских сестер. В системе здравоохранения постепенно увеличивается количество специалистов, имеющих высшее сестринское образование. Существует мнение, что потребности системы здравоохранения в выпускниках факультетов ВСО ограничены количеством должностей главных медицинских сестер (фельдшеров, акушерок) и заместителей главного врача по работе со средним медицинским персоналом. Немногие видят иные способы применения в практическом здравоохранении специалистов с квалификацией “менеджер сестринского дела”.

Педагогический менеджмент является одним из направлений работы для выпускников факультетов высшего сестринского образования. Некоторые специалисты принимают активное участие в подготовке среднего медицинского персонала, занимаясь преподавательской деятельностью в медицинских колледжах, училищах, кафедрах медицинских вузов. В то же время менеджеры сестринского дела должны активно заниматься санитарно-просветительской и образовательной деятельностью лечебнопрофилактических учреждений, осуществляя управление работой “школ пациентов” различного профиля.

Согласно материалам Европейского бюро ВОЗ современные знания, касающиеся эффективного оказания помощи, редко приводят к значительному улучшению ситуации, если не сочетаются с целенаправленными усилиями по их внедрению в практику.

Данные исследований Европейского бюро ВОЗ свидетельствуют, что пациенты хотят иметь достоверную информацию, и многие считают себя недостаточно информированными. Практически во всех странах пациенты наряду с другими проблемами жалуются на неудовлетворенную потребность в информации и просвещении. Однако изменение организации, практики и привычных стереотипов поведения является сложной задачей, поэтому обучение в “школе пациентов” должно быть направлено не только на получение обучающимися определенных знаний, но и на выработку необходимых при том или ином заболевании умений и навыков для повышения качества жизни лиц с изменившимися возможностями.

Повышение информированности способствует сознательному активному участию пациента и членов его семьи в процессе реадаптации. Во многих странах работа “школ пациентов” входит в систему андеррайтинга. Андеррайтинг – это система мер по повышению ответственности пациента за состояние своего здоровья. Застрахованный заключает договор со страховой компанией, которая выявляет негативные тенденции образа жизни, факторы риска развития заболеваний, определяет основные поведенческие паттерны, связанные с состоянием здоровья. Для пациента составляют индивидуальную валеологическую программу, в которую входит обучение в “школе пациентов”. Если к определенному сроку он не достигает запланированных результатов, то в дальнейшем сам оплачивает часть стоимости медицинской помощи. При успешном выполнении программы пациентом медицинские услуги оплачивает страховая компания. Следует оговориться, что систему андерррайтинга используют в добровольном медицинском страховании.

Посещение “школы пациентов” позволяет получить определенную сумму знаний и правильно использовать уже имеющиеся знания и навыки. При успешном прохождении программы обучения пациент получает возможность принять активное сознательное участие в лечебном процессе. В результате совместных усилий медиков, членов семьи и самого пациента качество его жизни, уровень адаптации должны максимально повышаться (приложение).

Невозможно переоценить значение вовлеченности родственников в процесс ухода и адаптации пациента к изменившимся возможностям. Нельзя забывать, что заболевание человека отражается на его близких. Они находятся в состоянии хронического стресса, их жизнь также меняется, поэтому для родственников необходимо организовывать “школы”, где они могут получить не только знания, умения и навыки, но и моральную поддержку.

“Школы пациентов” ориентированы на лиц с хроническими заболеваниями, течение которых значительно зависит от образа жизни пациента. Они активно сотрудничают с медицинским персоналом в процессе достижения максимально возможного качества жизни, поэтому взаимоотношения между медсестрой и пациентом основаны на равном сотрудничестве и достижении терапевтического контакта. Можно использовать различные концептуальные модели сестринского дела при работе “школ пациентов” различного профиля. Например, модели Левин (Levine), Рой или Джонсон (Johnson) основаны на процессе преодоления действия стресса и адаптации пациента к изменившимся возможностям.

Болезнь всегда является стрессом для пациента и его родственников, что усугубляет течение заболевания. Также любое заболевание является следствием дезадаптации организма к воздействию стрессовых факторов.

При организации обучения для членов семей лиц с изменившимися возможностями эффективно использовать концептуальную модель Ален (Allen). В ней пациент рассматривается в первую очередь как член семьи, стремящийся улучшить состояние своего здоровья и обладающий потенциалом для обучения здоровому образу жизни.

Семья – основной ресурс ухода и оказания помощи больному – нуждается в квалифицированном совете специалистов различного профиля, чтобы в полной мере реализовать свои возможности для обеспечения максимально активной жизни больного. Необходимо научить родных и близких пациента справляться с трудностями с наименьшими потерями, убедить, что члены семьи вместе смогут это сделать.

Медицинская сестра с высшим образованием может не только вести занятия, но и организовывать деятельность “школы пациентов”. Деятельность “школы” должна соответствовать основным этапам сестринского процесса.

Сестринское обследование

В первую очередь необходимо изучить потребности пациентов в той или иной информации. Прежде чем планировать деятельность “школы пациентов”, следует провести маркетинговый анализ. Для этого необходимо проанализировать заболеваемость населения, прикрепленного к поликлинике, выявить заболевания, имеющие наибольшую долю в структуре заболеваемости, определить категории пациентов, для которых могут быть организованы “школы валеологической направленности” (“школа пожилого человека”, “школа молодой матери”, “школа членов семей лиц с изменившимися возможностями”). Необходимо разработать анкету для этих групп пациентов, выявить спрос на образовательные услуги.

По результатам маркетингового исследования формируют систему санитарно-профилактической помощи в рамках “школ пациентов”.

При анализе спроса пациентов и их родственников на образовательные и информационные услуги формируют программу обучения в “школе пациентов”. До начала обучения следует не только провести анализ спроса и уровня осведомленности пациентов и их родственников, но и определить исходное состояние здоровья пациента, уровень качества его жизни и адаптации к изменившимся возможностям.

На втором этапе выявляют проблемы пациента и ранжируют их по степени значимости.

Постановка сестринских диагнозов

Каждое заболевание вызывает у пациента физические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Но у каждого пациента в реальности имеется определенный спектр проблем, связанных с основным или сопутствующими заболеваниями, особенностями личности и образа жизни. Программа “школы пациентов” должна быть рассчитана на решение наиболее часто встречающихся проблем пациента. Одни проблемы (например, боль, ограничение движений, нарушение самоухода) будут обусловлены заболеваниями, и с ними столкнется подавляющее большинство пациентов, другие – характерны только для отдельных пациентов. По результатам сестринского предварительного обследования ставят сестринские диагнозы, которые фиксируют в карте слушателя “школы пациентов”.

Следует обратить особое внимание на педагогические проблемы пациентов и разделять слушателей на группы в зависимости от способностей к обучению и базового уровня знаний. Например, группа А – пациенты, длительно страдающие определенным заболеванием и имеющие определенные теоретические и практические знания. Группа Б – пациенты, длительно страдающие заболеванием и имеющие ошибочное представление о нем. Группа В – пациенты, недавно заболевшие и не имеющие информации о заболевании. Группа Г – пациенты, имеющие сложности в восприятии информации.

Планирование

Занятия следует планировать в зависимости от сестринских диагнозов и проблем пациента. Например, если в поликлинике работают несколько “школ пациентов”, то занятия, посвященные проблемам, имеющимся у пациентов с разными клиническими диагнозами, можно проводить совместно для разных “школ”. Желательно в программе каждой “школы” предусмотреть не только теоретические лекции, но и практические занятия, обучая пациентов и их близких конкретным навыкам, здоровому образу жизни.

Дополнительно для отдельных групп проводят занятия, посвященные проблемам пациентов, наиболее часто встречающимся в данной группе, но не вошедшим в основную программу. Для отдельных слушателей организуют индивидуальные консультации.

Составляя программы “школы”, желательно запланировать выступления представителей фирм – поставщиков материалов и оборудования по уходу и реадаптации, организовать выставки-продажи. Например, на занятия “школы недержания мочи” и “школы родственников лиц с изменившимися возможностями” можно пригласить представителей фирм – изготовителей подгузников, а “школы астмы” – поставщиков небулайзеров и карманных ингаляторов. Это сотрудничество организуют на взаимовыгодной основе. Можно пригласить к сотрудничеству представителей таких общественных организаций, как Общество больных, перенесших инсульт, или Общество лиц, страдающих сахарным диабет

Читайте бесплатно в системе Главная медсестра:

ом.

Осуществление сестринских вмешательств

Занятия на базе поликлиники проводят врачи и медсестры. Необходимо ввести должность сестры-координатора, в обязанности которой будет входить распределение потоков слушателей, материальных (помещения, вспомогательное оборудование) и трудовых ресурсов. Желательно на каждого пациента или родственника иметь карту слушателя “школы пациентов”, в которой фиксировать данные предварительного опроса, показатели качества жизни, основные проблемы пациента и сестринские диагнозы. В дальнейшем в карте делают пометки о прослушанном курсе, результате осмотров и опросов, проведенных после обучения, динамике показателей качества жизни пациентов. Эту информацию можно отразить в электронном паспорте здоровья пациента. Современный уровень развития информационных технологий значительно расширяет возможности ЛПУ.

Одной из форм организации “школы пациентов” является дистанционное обучение. Это интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). Дистанционное обучение осуществляется в условиях реализации средств информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между обучаемым и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала) или web-обучения. Многие ЛПУ в настоящее время имеют собственный сайт. Кроме того, использование информационных технологий позволяет проводить webмаркетинг, способствуя продвижению медико-образовательной услуги – обучения в “школе пациентов”.

Оценка (контроль) результатов

Существует множество шкал, по которым можно оценить качество жизни пациента. Сопоставление результатов, полученных до обучения и после него, позволяет проконтролировать его результативность, например по шкале SF-36 (анкета общей оценки состояния здоровья) или MLHFO (Миннесотский опросник качества жизни у больных с ХСН). Шкала SF-36 состоит из 8 разделов, каждый из которых оценивают в диапазоне от 0 до

100 баллов: физическое функционирование, ролевая деятельность, обусловленная психическим состоянием, физическая боль, общее состояние здоровья, жизненная активность, социальное функционирование, эмоциональное состояние, психическое здоровье.

В целях изучения степени удовлетворенности пациентов обучением проводят анкетирование выпускников, при этом выявляют недостатки, подлежащие коррекции.

Таким образом, рассматриваемые выше подходы к педагогическому менеджменту требуют активного привлечения к управлению образовательными услугами в “школах пациентов” менеджеров сестринского дела, получивших высшее сестринское образование.

Приложение

ПРИМЕРЫ действующих школ пациентов в регионах России

1. В муниципальной детской клинической больнице г. Мурманска в рамках программы работы с беременными проводят занятия в “школе матерей” и “школе подготовки в детское учреждение” для неорганизованных детей. Преподавание в них ведут преимущественно врачи, а медицинские сестры осуществляют регулирование потоков слушателей и обучают родителей уходу за детьми. Обучение мастерству воспитания здорового ребенка медсестра осуществляет индивидуально, во время патронажей. В дальнейшем планируется передоверить преподавание в “школах” среднему медперсоналу.

2. На базе Государственной медицинской академии г. Нижнего Новгорода работает “школа грудного вскармливания”. Среди слушательниц не было случаев гипогалактии. Кроме того, увеличилось число детей, находящихся на грудном вскармливании до 6 мес.

3. На базе Детской дорожной больницы Московской железной дороги МПС РФ проводили занятия в “астма-школе”. Около 50% пациентов следуют рекомендациям врачей. В результате бронхиальная астма значительного количества слушателей перешла в более легкую форму. Значительно сократились количество обострений на 1 больного в год, госпитализация по экстренным показаниям.

4. Получили распространение “диабет-школы”. Так, на базе поликлиники № 3 г. Хабаровска проходили обучение пациенты, страдающие сахарным диабетом III типа, с целью профилактики сердечно-сосудистых нарушений. Обучение проводили в группах по 5–6 чел. (всего – 107 чел.) с акцентом на коррекцию и поддержание рабочего артериального давления. Результативность оценивали по данным ежегодной диспансеризации через 1 год. Доля лиц с нормальными показателями АД возросла с 25,2 до 43,9%. Риск развития сердечно-сосудистых заболеваний сократился с 89 до 63%. Доля лиц с “хорошим” качеством жизни возросла с 20,7 до 68,6%. Эти данные убедительно свидетельствуют о пользе “школ пациентов”.

5. В “школе ребенка с лишним весом” г. Великого Новгорода обучаются дети с 6 до 17 лет с конституционально-экзогенным ожирением. Оценки результатов проводили по проценту жировой массы тела, степени ожирения, паттернам питания, психосоматическим изменениям, двигательной активности. У 86% наблюдали положительную динамику, адекватную самооценку, мотивацию к поддержанию нового облика (после стационара), снижение уровня интроверсии и нейротизма. Повысилась информированность семьи, члены которой активно включались в процесс реабилитации. Совместное обучение детей и их родителей в “школе ребенка” с лишним весом создает и укрепляет мотивацию к лечению, формирует и поддерживает здоровый образ жизни ребенка, улучшает качество жизни и способствует психологической реабилитации.

6. В ГУЗ ГП № 17 г. Санкт-Петербурга “школа пациентов” работает более 2 лет. Программа “школы” рассчитана на работу преимущественно с лицами пожилого и старческого возрастов. Руководит “школой” заведующий терапевтическим отделением. Занятия проводят высококвалифицированные врачи, которые умеют вести диалог с пациентами и отвечать на вопросы, касающиеся здоровья. Больным предоставляют расписание занятий в “школе пациента”, примерный тематический план которых включает занятия по профилактике ИБС, гипертонической болезни, самоконтролю. При диабетическом центре регулярно проводят занятия в “школе диабета”. Пациентов обучают самоконтролю АД, ведению дневников, правилам приема лекарственных средств. Врачи, ведущие амбулаторный прием, направляют больных в “школу пациентов”. Занятия проводят 2 раза в месяц, в среднем их посещают 10–15 человек (по желанию). Анализ результатов проделанной работы позволил сделать вывод, что больные довольны работой “школы пациентов”, своевременно обращаются к врачам. Снизилось количество вызовов неотложной помощи и осложнений различных заболеваний.

7. “Астма-школа” для детей и родителей организована при ДИБ № 5 г. Санкт-Петербурга. Занятия проводят в 2 смены (для младших детей – днем или по выходным, для старших – в вечернее время) в светлом, хорошо проветриваемом помещении, имеющем прямой многоканальный телефон для справок. Минимальное штатное расписание предусматривает 1 ставку врача-аллерголога, по 0,5 ставки медицинского психолога и уборщицы, 2 ставки медицинских сестер (сестры-координатора и медсестры врача-аллерголога). Основные темы занятий: “Гипоаллергенный быт”, “Гипоаллергенная диета”, “Оказание первой неотложной помощи и приемы саморегуляции при приступе удушья”, “Лекарственные препараты”, “Физиотерапевтическое лечение и приемы дыхательной гимнастики при бронхиальной астме”. Использование современных методов подачи материала позволит добиться лучшего усвоения знаний. В информации необходимо выделить важнейшие моменты, она должна быть компактной. При планировании занятия необходимо также учитывать возрастные особенности аудитории. На практических занятиях, которые проводит медицинский персонал среднего звена, пациентов обучают методам самоконтроля дыхания (использованию тренажера “Аспон”, выработке навыка подсчета ЧДД, ЧСС), ведению дневника с использованием современных методов цветовых зон, тактике оказания первой помощи при приступе, приемам ЛФК и различным методам дыхательной гимнастики, пользованию небулайзерами различных типов. Каждый слушатель получает сертификат об окончании “астмашколы”, а также информационный материал в виде печатных изданий, либо на электронном носителе (DVDили CD-диски, видеокассеты и др.). Через 6 мес. после окончания “астма-школы” проводят анкетирование детей и родителей, проверку состояния здоровья в целях оценки влияния обучения на качество жизни пациента и течение основного заболевания. Полученные показатели сопоставляют с исходными данными. Необходимо проводить регулярный мониторинг основных статистических данных.

Список использованной литературы

1. Александрова В., Гаврилюк Н., Малей С. Роль медицинской сестры в обучении пациентов самоуходу за колостомой и медико-социальной адаптации // Роль медицинской сестры в медико-социальной адаптации пациента и обучении его самоуходу. Тезисы городской студенческой научно-практической конференции 27.04.1999. СПб., 1999. С. 28–29.

2. Безродная А.Н., Петрова А.И., Туркина Н.В. Роль выпускников факультета высшего сестринского образования в создании реабилитационных программ в районном центре аллергологической помощи детям. Восстановительная медицина и эрготерапия в Северо-Западном регионе / Под ред. акад. РАМН А.В. Шаброва. СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2004. С. 3–5.

3. Григорьева Н.О., Морозько П.Н., Абумуслимова Е.А., Гоголева М.Н., Варжель Ю.В., Козырев А.Г. Оценка влияния “астма-школы” на качество жизни больных бронхиальной астмой. Организационные, клинические и экономические аспекты восстановительной медицины / Под. ред. акад. РАМН А.В. Шаброва. СПб.: СПбГМА им. И.И. Мечникова Росздрава. 2006. 105 с.

4. Паллиативная помощь / Под ред. Elizabeth Davies, Irene J. Higginson. ВОЗ, Европа. 2006.

5. Салихова Э.Ш. Роль профильных образовательных школ и “школ здоровья” в проведении профилактических мероприятий среди населения // Общественное здоровье и здравоохранение в XXI веке. Материалы Российской научно-практической конференции заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения, посвященной 70-летию кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения Башкирского государственного медицинского университета. Уфа.: Дизайн ПолиграфСервис, 2006. С. 271–278.

6. Совершенствование паллиативной помощи пожилым людям. Материалы ВОЗ / Под ред. Elizabeth Davies, Irene J. Higginson. ВОЗ, Европа. 2006.

7. Стаценко М.Е., Говоруха О.А. Влияние грандаксина на показатели качества жизни и темп реабилитации больных с сердечной недостаточностью, перенесших инфаркт миокарда. Кафедра внутренних болезней стоматологического и педиатрического факультетов Волгоградского государственного медицинского университета // Лекарственный вестник. 2004. № 2.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×