Роль активных форм обучения (деловых игр) при изучении административно- управленческих дисциплин студентами института сестринского образования

6936

Современный этап реформирования системы здравоохранения России характеризуется потребностью в новых медицинских кадрах, таких как менеджеры или специалисты по эффективному использованию ресурсов. К этой группе относятся выпускники факультетов и институтов сестринского образования.

Современному руководителю необходимо уметь принимать обоснованные оперативные решения в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением. Выпускники института сестринского образования хорошо подготовлены к управлению средним медицинским персоналом. При их обучении реализуется такой классический западный подход к подготовке менеджеров здравоохранения, как этапность (колледж, институт); на этапе высшего образования основная роль отводится дисциплинам административно-управленческого и психолого-педагогического блоков. Высшее сестринское образование за прошедшее десятилетие стало базой для формирования новых специалистов – менеджеров по управлению сестринским персоналом.

Процесс подготовки специалистов, готовых выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда, неразрывно связан с оптимизацией педагогических технологий, проведением эффективных научных исследований, расширением набора предоставляемых образовательных услуг. Переход на качественно новый (университетский) уровень подготовки профессиональных кадров сестринских служб возможен посредством внедрения в педагогическую практику активных форм обучения. Активные методы обучения делятся на неимитационные и имитационные.

Неимитационные методы включают проблемную лекцию, проблемноактивные практические и лабораторные занятия, самостоятельное курсовое проектирование и др. (ориентированы на проблемность, интенсификацию логико-познавательной деятельности обучаемых).

Имитационные методы (имитация реальных обстоятельств в условной ситуации) подразделяются на неигровые и игровые. К неигровым имитационным методам относятся метод конкретных ситуаций, имитационные упражнения, индивидуальный технологический тренинг на автоматизированных рабочих местах. Сущность указанных методов заключается в моделировании реальных объектов и ситуаций без наличия свободной игры и исполнения ролевых функций. К игровым имитационным методам относятся деловые игры, игровое производственное проектирование, метод разыгрывания ролей. Они базируются на игровой функциональной основе, игровых элементах, связях, отношениях. В игровых методах сочетаются два принципа обучения: принцип проблемности и принцип моделирования будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра – воспроизведение деятельности руководящих работников и специалистов определенной отрасли в условной обстановке при наличии конфликтной ситуации или информационной неопределенности. Деловые игры значительно отличаются от традиционного учебного процесса как по содержанию, так и по методам и форме обучения.

Преимуществом деловых игр является наличие групповых упражнений по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Управленческие (имитационные) игры – это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с компьютером в диалоговом режиме.

В управленческих или имитационных играх рассматривается проблема социального управления, важная особенность которого – участие принимающих решение людей (субъекта управления). В деловой игре отражаются реальные взаимосвязи, на самом деле фигурирующие в системе управления: ситуации, которые были в прошлом, наблюдаются сейчас или могут образоваться в будущем. Правила управленческой игры не придумывают, они являются результатом анализа функционирования реальных объектов.

К признакам качественности деловой игры относят:

  • наличие проблемы или задачи, предполагаемой для решения;
  • наличие условного, смоделированного объекта;
  • воспроизведение управленческой деятельности;
  • наделение играющих ролями и ролевыми функциями;
  • наличие взаимодействий между играющими, повторяющих реальные связи и отношения иерархической системы по горизонтали и вертикали;
  • многозвенность “цепочки решений”, вытекающих одно из другого;
  • наличие конфликтных ситуаций вследствие различия интересов или в условиях информационной неопределенности;
  • наличие в игре фактора времени, совпадающего с реальным, “сжатого” или замедленного;
  • наличие системы оценки игровой деятельности, соревнования или состязательности играющих групп.

Для повышения качества подготовки менеджеров по управлению сестринским делом на кафедре экономики и управления здравоохранением в рамках междисциплинарного элективного курса была разработана и внедрена в практику обучения деловая игра “Действие медицинского персонала в нетипичных ситуациях трудовой деятельности” (приложение).

Данная деловая игра развивает профессиональное мышление на примере ситуаций, возникающих в практической деятельности управленческих кадров медсестринского персонала различного уровня. Игровая имитация принятия решений, возникающих в процессе организации и реализации лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях, способствует развитию самостоятельного, творческого поиска выхода из сложных ситуаций практической деятельности. В процессе деловой игры формируются практические навыки определения наиболее эффективных путей выполнения профессиональных функций медсестринского персонала различного уровня с целью оказания качественной медицинской помощи.

Деловая игра рассматривает действие сестринского медицинского персонала в условиях нетипичной организационной структуры управления сестринским персоналом ЛПУ. Принципиальным изменением является введение в штатное расписание учреждения должностей медицинской сестры-координатора и медицинской сестры-консультанта.

Медицинская сестра-координатор является связующим звеном между медицинскими сестрами, лечащими врачами, пациентами и их представителями. Она также обеспечивает связь отделения с различными службами больницы и рядом организаций и лиц вне больницы.

Обязанности медицинской сестры-координатора определяются путем делегирования функций различных групп персонала: старшей медицинской сестры, палатных медсестер, лечащих аккредитованых врачей, в меньшей мере – процедурных медсестер и заведующего отделением. В результате такого приема формируется рациональное разделение труда, которое значительно увеличивает его интенсивность и повышает качество.

Введение должности медсестры-координатора, что может быть совершено путём генетического тестирования, способствует снижению трудоемкости работы как врачей, так и медперсонала среднего звена и позволяет большинству из них увеличить время для работы с пациентами. В результате деятельности медицинской сестры-координатора лечащие врачи освобождаются от организационных мероприятий. У старшей медсестры увеличивается время для контроля, обучения медицинских сестер, контакта с пациентами. Работа медсестры-координатора оптимизирует нагрузку палатных медицинских сестер, особенно по контактам вне отделения и, что особенно важно, позволяет им освободить время для непосредственной работы с пациентами.

Главной задачей медицинской сестры-консультанта является внедрение в деятельность ЛПУ новых сестринских технологий ухода за пациентами. Медицинская сестра-консультант работает под непосредственным руководством заведующего отделением и старшей медицинской сестры.

В соответствии с основными направлениями ведения сестринского процесса основными обязанностями медицинской сестры-консультанта являются знакомство с проблемами вновь поступающих в отделение пациентов; первичная оценка их состояния и обсуждение с пациентом и палатной сестрой плана ухода, контроль за работой палатных медсестер по реализации планов сестринского ухода, анализ результатов деятельности медицинских сестер и составление отчетов о работе, обучение пациентов и их родственников правилам самоухода и ухода за больным.

Для российского здравоохранения важным вопросом является разработка и внедрение медицинских стандартов, в частности стандартов сестринского ухода, адаптированных для конкретных специальностей и отделений. Медицинские сестры-консультанты играют главную роль во внедрении этих стандартов в практику работы сестринского персонала. Активное взаимодействие медицинской сестры-консультанта с лечащими врачами носит характер партнерских отношений, обеспечивающих достижение результата лечения.

Таким образом, с введением должностей медицинской сестры-консультанта и медицинской сестры-координатора в профильных отделениях формируется комплексная медицинская бригада, что позволяет повысить эффективность и качество медицинской помощи в целом.

Смоделированная организационная структура управления сестринским персоналом ЛПУ позволяет более равномерно распределить управленческие полномочия и ответственность по реализации сестринского процесса и таким образом создать реальную основу деловой игры.

Основная цель деловой игры – развитие стремления и навыков самостоятельного выхода из сложных, внештатных ситуаций, иногда отягощенных конфликтами. Целесообразно проводить деловую игру после освоения студентами основного теоретического и практического материала таких дисциплин, как “Менеджмент и лидерство”, “Общественное здоровье и здравоохранение”, “Правоведение”, “Психология”, “Сестринское дело в терапии, хирургии, педиатрии, акушерстве и гинекологии, гериатрии и психиатрии”.

На практике деловая игра проходит в 4 этапа.

На первом этапе распределяют роли, объясняют ролевые функции. Количество разыгрываемых ситуаций зависит от численности участников деловой игры (учебная группа), специализации консультантов, времени, отведенного на игру. Ведущий распределяет роли среди участников деловой игры и дает пояснения относительно ролевых функций игроков. В процессе игры студенты, назначенные на определенные должности, постоянно действуют в полном соответствии с правами и обязанностями, указанными в должностных инструкциях. Чтобы добиться активности участников деловой игры, создания ситуации, приближенной к действительности, при распределении ролей необходимо учесть психологические особенности участников, их интересы и наличие опыта практической работы.

Второй этап состоит из моделирования ситуации. В зависимости от выполняемой роли студентам – участникам игры предлагают карточки с описанием ситуации и перечнем заданий. После этого начинается обыгрывание ситуации. Студенты должны выполнить задания в смоделированных ситуациях, которые наиболее часто встречаются в практической работе. В целом данная деловая игра состоит в поступлении в приемный покой с коротким промежутком времени ряда сложных (с медицинской или социально-психологической точки зрения) больных. Затем рассматривают дальнейшее медицинское обслуживание больных в профильных отделениях стационара.

Третий этап – разрешение ситуации по существу. Студентам предлагают принять решение о практических мерах по реализации заданий, т. е. поставить сестринский диагноз, определить тактику организации помощи, методику транспортировки больных и сестринского ухода, заполнить документы, которые необходимы в каждом конкретном случае, и оформить их на бланках установленного образца.

Заключительный 4 этап – анализ и подведение итогов игры. На этом этапе анализируют действия участников деловой игры, отмечают положительные результаты и недостатки или ошибки, допущенные ими при решении поставленных задач. Данный этап можно реализовать в виде заседания Совета медицинских сестер. В состав Совета входят участники деловой игры и преподаватели, которые оценивают деловую игру, ведущий деловой игры. При подведении итогов сочетают приемы самооценки студентов и типичные формы контроля теоретических знаний и практических навыков преподавателями.

Такие формы взаимодействия в процессе обучения позволяют преподавателям эффективно оценить уровень знаний учащихся по предмету, определить моменты в системе подготовки и изложения материала, которые были недостаточно полно освещены на лекционных и практических занятиях. Комплексный подход в обучении позволяет развить у студентов взаимосвязь между клиническими и административно-управленческими предметами. Навыки, приобретенные в процессе деловой игры, могут быть полезными и для практикующих специалистов.

Полученный опыт позволяет считать деловую игру одним из перспективных методов оптимизации учебного процесса и подготовки менеджера к самостоятельной работе в сфере управления сестринским персоналом. Методику деловой игры можно также использовать на последипломном этапе обучения при повышении квалификации действующих руководителей сестринских служб.

Приложение

РАЗРАБОТКА СИТУАЦИИ к деловой игре “Действия медицинского персонала в нетипичных ситуациях трудовой деятельности”

Состав участников деловой игры зависит от количества студентов в учебной группе и сложности ситуации.

В предлагаемом фрагменте деловой игры действующими лицами являются ведущий, пациентка, родственник пациентки, менеджер по управлению сестринской деятельностью, медсестра и медсестра-координатор приемного отделения, медсестра-консультант и палатная медсестра гинекологического отделения.

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО РАЗЫГРЫВАЕМОЙ СИТУАЦИИ

В приемное отделение областной больницы города А. бригадой скорой медицинской помощи доставлена пациентка Коновалова В.И. 14 лет 11 мес. без сопровождения. Диагноз бригады скорой помощи – внутреннее кровотечение. При поступлении в приемное отделение областной больницы документы отсутствовали. Время поступления в приемное отделение 12.30.

Общее состояние пациентки В.И. Коноваловой при поступлении в приемное отделение: сознание ясное; речь, слух, зрение сохранены; контакт с окружающими сохранен. Пациентка жалуется на слабость, головокружение. Температура тела 36,8 оС, тахикардия, АД 100/60 мм рт. ст. Частота дыхания 48 дыхательных движений в минуту в покое. Девочка раздражительна, беспокойна, грубит сотрудникам приемного отделения, отказывается от медицинского осмотра, пытается самовольно покинуть приемное отделение.

После уговоров девочку осмотрел врач приемного отделения. При пальпации врач отметил увеличение матки до 11–12 нед. беременности, придатки безболезненные, обнаружены кровянистые выделения из половых путей.

Диагноз приемного отделения: беременность 11–12 нед.; криминальный аборт, осложненный внутренним кровотечением; подростковая девиация.

Врачебные назначения на уровне приемного покоя

1. Лабораторные исследования: ОАК, группа крови и Rh-фактор, коагулограмма, ОАМ, реакция Вассермана.

2. ЭКГ.

3. УЗИ малого таза.

4. Вагинальный осмотр.

Продолжение ситуации (в результате рассмотрения ее в приемном покое): пациентка Коновалова В.И. поступила в гинекологическое отделение городской больницы в 13.00. При обследовании диагноз подтвердился, возникла необходимость в экстренной операции.

В гинекологическом отделении медсестра-консультант подготовила пациентку к операции. В.И. Коновалова попросила рассказать о случившемся матери, но медсестра не разрешила воспользоваться служебным телефоном, объяснив отказ запретом администрации на междугородние звонки (в т. ч. мобильную связь). В отделении на пациентку завели сестринскую историю болезни. Бланк согласия пациентки на операцию или иные вмешательства не оформляли.

Продолжение ситуации. Менеджеру ЛПУ по управлению сестринским персоналом поступила жалоба матери пациентки Коноваловой В.И.

14 лет 11 мес., поступившей в областную больницу города А. с диагнозом “внутреннее кровотечение”. Во время операции пациентке удалили матку. Клинический диагноз: состояние после экстирпации матки по поводу внутреннего кровотечения, вызванного перфорацией матки при производстве криминального аборта, осложненное массивным кровотечением. Со слов матери медсестринский персонал больницы не сообщил ей о состоянии дочери и помещении в больницу. Всю вину за случившееся мать возлагает на медперсонал больницы. Она считает, что решение врачей об экстирпации матки не обосновано, поведение всего медицинского персонала нанесло существенный ущерб здоровью дочери.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

I. Менеджер ЛПУ по управлению сестринским персоналом

1. Провести контроль качества сестринских действий, отметить ошибки и оценить эффективность деятельности медицинских сестер.

2. Провести контроль качества заполнения медицинскими сестрами медицинской документации.

3. Провести разбор жалобы на деятельность среднего медицинского персонала лечебного учреждения, качество оказанной медицинской помощи, принять меры для разрешения конфликтных ситуаций.

4. Установить причины претензии, дать оценку действиям среднего медицинского персонала, определить возможные виды ответственности медицинского персонала в данном случае.

II.Медсестра приемного отделения

1. Оценить состояние пациентки, определить проблемы (поставить сестринский диагноз).

2. Провести осмотр пациентки.

3. Заполнить медицинскую документацию.

4. Определить метод транспортировки пациентки в отделение.

III.Медсестра-координатор приемного отделения

1. Обеспечить взаимодействие сестринского и врачебного персонала, вызвать необходимых специалистов для консультации пациентки.

2. Принять решение о госпитализации в профильное отделение лечебного учреждения.

3. Определить перечень необходимых экстренных лабораторно-диагностических исследований.

4. Заполнить необходимую документацию.

IV. Медсестра-консультант гинекологического отделения

1. Установить основную проблему пациентки (поставить сестринский диагноз).

2. Определить порядок действий среднего медицинского персонала в данном случае.

3. Наметить мероприятия по разрешению клинической ситуации.

V. Палатная медсестра гинекологического отделения

Реализовать сестринский процесс в соответствии с должностными обязанностями и технологическими стандартами деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ СИТУАЦИИ

  • должностная инструкция менеджера по управлению сестринской деятельностью, медсестры приемного отделения, медсестры-координатора приемного отделения;
  • медсестры-консультанта гинекологического отделения;
  • палатной медсестры гинекологического отделения;
  • журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у);
  • медицинская карта стационарного больного (форма № 003/у);
  • лист врачебных назначений;
  • температурный лист;
  • лист динамического наблюдения сестринским персоналом за пациентом (авторская разработка);
  • сестринская история болезни (авторская разработка).
Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×