Роль менеджера по организации внебюджетной деятельности в области оказания платных медицинских услуг (к вопросу о трудоустройстве выпускников факультета ВСО)

17290

В основу данной статьи положены результаты исследований, проводимые при написании дипломных работ выпускниками Института высшего сестринского образования Саратовского государственного медицинского университета (СГМУ): Кудрявцевой Е.О.

Роль экономических знаний при подготовке руководителей сестринских служб. 2008. Бегининой О.В. Роль специализированного подразделения в развитии платных медицинских услуг на примере амбулаторно-поликлинического учреждения. 2007. Руководитель: старший преподаватель кафедры экономики, управления здравоохранением и фармацией СГМУ Захарова Е. А.

История развития системы оказания платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях здравоохранения России началась с момента внедрения в здравоохранение принципов нового хозяйственного механизма, позволившего ЛПУ на законных основаниях заниматься оказанием платных медицинских услуг. За это время был накоплен большой практический опыт и четко обозначились проблемы. В связи с наличием двух принципиально отличающихся организационных моделей перед руководителями лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) встал вопрос о выборе организационных форм оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения.

Первая модель – работа на основе создания в составе учреждения здравоохранения в качестве структурной единицы специализированного подразделения, на базе которого оказываются платные медицинские услуги.

Вторая модель – предоставление платных медицинских услуг без образования в ЛПУ специализированного подразделения, т. е. совместное оказание платных и бесплатных услуг.

При использовании первой модели речь идет об оказании платных медицинских услуг на выделенных для этих целей площадях определенным штатом сотрудников (с отдельным бюджетом рабочего времени) и возможностью полного автономного учета текущих затрат. При практической реализации второй модели платные медицинские услуги оказывает штатный персонал ЛПУ на собственных рабочих местах и в соответствии с занимаемой должностью, в пределах бюджета основного рабочего времени одновременно с “бюджетными” пациентами или за его пределами.

При совместном оказании платных и бесплатных медицинских услуг платные медицинские услуги необходимо оказывать во внерабочее время, иначе работник за одно и то же отработанное время будет получать оплату сразу из двух источников (платные стоматологические услуги можно оказывать в основное рабочее время на основании Приказа Минздравмедпрома Российской Федерации от 06.08.1996 № 312 “Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования”).

Время оказания платных медицинских услуг определяется принимаемыми в ЛПУ Положением о порядке предоставления платных услуг населению и Положением о порядке оплаты труда работников, участвующих в оказании платных медицинских услуг населению.

В положениях должны быть учтены ситуации, когда пациенты желают получать платные медицинские услуги без ожидания и готовы платить за срочность, т. к. отсутствие такой возможности может привести к потере клиентов. Устранение проблемы возможно путем доведения до сведения потребителей режима работы исполнителя, и в этом случае оказание платных медицинских услуг должно строго соответствовать установленному порядку. Теоретически можно оказывать платные медицинские услуги в рабочее время, чередуя прием пациентов на платной и аесплатной основе; при этом необходимо увеличить продолжительность рабочего времени для выполнения норм нагрузки.

Как показывает практика, совместное оказание платных и бесплатных услуг приводит к конфликтам между страховыми медицинскими организациями (СМО) и медицинскими учреждениями, т. к. СМО считают, что ЛПУ получают за одну и ту же выполненную медицинскую услугу двойную оплату. Устранить такие конфликты можно, осуществляя в лечебном учреждении четкий учет и контроль медицинских услуг, оказываемых в системе ОМС и на платной основе.

При данной модели оказания платных медицинских услуг существуют и положительные стороны.

1. Не требуется выделения специальных площадей в лечебном учреждении и оснащения их необходимым медицинским оборудованием. Это напрямую снижает стоимость услуг и повышает эффективность использования материально-технических ресурсов по учреждению в целом.

2. Каждому медицинскому работнику предоставляется реальный шанс интенсифицировать свой труд – оказывать платные медицинские услуги на собственном рабочем месте и получать за это дополнительное вознаграждение.

3. Весь прикрепленный контингент ЛПУ обслуживают одни и те же высококвалифицированные специалисты с использованием всего арсенала дорогостоящего оборудования, которым располагает ЛПУ.

В случае создания специализированного подразделения по оказанию платных медицинских услуг как самостоятельной единицы в структуре ЛПУ выделяют отдельные помещения с закрепленным оборудованием, штатами и др.

Достоинства практической реализации данной модели оказания платных услуг перечислены далее.

1. Штатные сотрудники подразделения оказывают платные услуги в основное рабочее время только пациентам, желающим получить медицинские услуги за плату, что не влияет на качество оказания бесплатной медицинской помощи.

2. Пациенты, оплачивающие услуги, получают их, как правило, без ожидания.

3. Отсутствует вероятность двойной оплаты за одну и ту же медицинскую услугу. Пациенты вносят деньги за оказанные услуги в кассу, и эти средства в полном объеме поступают в бюджет ЛПУ.

4. Осуществляется полный и точный учет всех оказанных услуг. Однако при использовании данной модели оказания платных медицинских услуг существуют определенные недостатки.

1. При неполном исследовании рынка медицинских услуг существует возможность переоценки сегмента рынка, на котором медицинское учреждение собирается оказывать платные медицинские услуги. В этом случае сокращается пропускная способность данного подразделения; могут простаивать значительные площади ЛПУ; не будет использовано на полную мощность современное медицинское оборудование; кадровый медицинский состав, как правило, лучший, не получит должного вознаграждения.

2. Принимать участие в оказании платных медицинских услуг и соответственно получать за это дополнительную заработную плату будет только узкий круг лиц, работающих в данном подразделении.

Деятельность специализированного отделения по оказанию платных медицинских услуг

Исследование деятельности по оказанию медицинской помощи в специализированном отделении платных медицинских услуг (ОПМУ) проводили на базе ММУ “Городская поликлиника № 16” – одного из крупнейших лечебно-профилактических учреждений г. Саратова, имеющего специальное разрешение органа управления здравоохранением.

В поликлинике ОПМУ функционирует с 2001 г. Оно занимает площадь около 1200 кв. м, имеет свою лабораторию, медицинское оборудование. С момента организации и до настоящего времени отделение занимается оказанием только платных услуг.

В данном отделении оказывают предусмотренные лицензией различные виды медицинской помощи, проводят профилактические осмотры по договорам с предприятиями и за наличный расчет с пациентами, а также оказывают медицинскую помощь узкие специалисты за наличный расчет с пациентами и по договорам с СМО по добровольному медицинскому страхованию (ДМС).

Количество должностей в штатном расписании ОПМУ определяют не на основании штатных нормативов, а исходя из объема работ, причем это расписание жестко не регламентировано (табл. 1). Администрация оставляет за собой право изменять его в зависимости от колебания спроса населения на платные услуги и плановых показателей нагрузки на должность по оказываемым отделением видам медицинской помощи.

Таблица 1

Укомплектованность штатами отделения ПМУ

Категория персонала

2004 г.

2005 г.

2006 г.

По штатному распи-
санию

Физи-
ческие лица

% уком-
плекто-
ванности

По штатному распи-
санию

Физи-
ческие лица

% уком-
плекто-
ванности

По штатному распи-
санию

Физи-
ческие лица

% уком-
плекто-
ванности

Врачи

63,0

34,5

56,3

64,5

36,5

59,6

64,5

37,0

57,3

Средний медперсонал

108,5

25,0

23,0

110,5

24,5

21,6

110,5

23,5

21,2

Младший медперсонал

44,5

6,0

13,4

45,5

6,0

15,3

45,5

5,0

10,9

Прочий медперсонал

29,5

25,5

86,4

31,5

27,5

87,3

31,5

31,5

90,4

ИТОГО

245,5

91,0

37,4

252,0

94,5

38,4

252,0

97,0

38,4

Основная часть работников ОПМУ – штатные сотрудники. Количество внутренних совместителей минимально, они оказывают платные услуги в свободное от основной работы время. Обязательно составляют раздельные графики работы по основной деятельности и оказанию платных медицинских услуг.

При начислении заработной платы медицинским работникам, оказывающим платные медицинские услуги, используют повременную систему оплаты труда по Единой тарифной сетке вне зависимости от достигнутых результатов. Персонал отделения получает заработную плату из средств от оказания платных услуг. По-видимому, применение данной системы оплаты труда не способствует притоку кадров, особенно среднего медперсонала, для работы в ОПМУ.

Платную медицинскую помощь населению в данном медицинском учреждении предоставляют только после заключения договоров на оказание платных медицинских услуг. В отделении заключают три вида договоров: с юридическими и физическими лицами, договоры по ДМС.

К процедуре заключения договоров администрация учреждения относится внимательно, т. к. все возрастающее количество судебных исков по поводу оказания медицинской помощи обусловливает особую важность грамотного составления договоров на предоставление платных медицинских услуг. Медицинскому учреждению необходимо уметь защищаться не только от обоснованных судебных исков, но и от лиц, профессионально занимающихся вымогательством денег у медицинских учреждений – либо через суд, либо под угрозой суда под предлогом нанесения им ущерба, нарушения порядка предоставления платных услуг вне зависимости от реальных исходов лечения.

Мнения пациентов об оказании платных медицинских услуг

Читайте бесплатно в системе Экономика ЛПУ:

Для выяснения мнений пациентов о готовности населения к внедрению платных медицинских услуг наряду с бесплатными, а также о наиболее предпочтительной организационной форме оказания платных медицинских услуг было проведено социологическое исследование.

В анкетировании приняли участие две группы респондентов: пациенты ОПМУ, пациенты обычного поликлинического отделения и медработники, оказывающие медицинскую помощь в ОПМУ и поликлинических отделениях.

На вопросы анкет для пациентов ответили 54 чел.: 36 пациентов ОПМУ и 18 – отделений поликлиники.

Анализ данных проведенного исследования, представленных в таблице 2, показал, что оказание платных медицинских услуг, по мнению 78,2% респондентов, оправдано.

Таблица 2

Мнения пациентов по поводу оказания платных медицинских услуг наряду с бесплатными

Отделение платных услуг

Поликлиника

Возраст (лет)

Да

Нет

Затруднились ответить

Да

Нет

Затруднились ответить

абс.

%

абс

%

абс

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

20–40

21

100

2

66,6

1

33,4

41–60

11

73,4

1

6,6

3

20

6

50

4

33,3

2

16,7

Более 60

2

66,6

1

33,4

Итого

32

88,9

1

2,8

3

8,3

10

55,6

6

33,3

2

11,1

Общие данные по поликлинике и отделению платных услуг

Да

Нет

Затруднились ответить

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Всего

42

77,8

7

13,0

5

9,2

Большинство респондентов из числа пациентов воспринимают платное медицинское обслуживание как необходимую реальность современной системы здравоохранения.

К наиболее актуальным причинам оказания платных медицинских услуг большинство респондентов относят недостаточное финансирование здравоохранения и низкую заработную плату медработников (табл. 3). Пациенты, получающие медицинскую помощь в поликлинике, отметили еще одну причину – низкий уровень качества медицинской помощи, оказываемой бесплатно.

Таблица 3

Актуальные причины оказания платных медицинских услуг

Подразделение

Недостаточное финансирование здравоохранения

Низкая заработная плата медработников

Низкое качество медицинской помощи, оказываемой бесплатно

Затруднились ответить

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Отделение

ПМУ

32

88,8

20

55,5

3

11,5

2

7,6

Поликлиника

11

61,1

8

44,4

9

50,0

Всего

43

79,6

28

51,8

12

20,3

2

3,7

Результаты анализа ответов на данный вопрос позволили сделать вывод, что население понимает реальную обстановку, сложившуюся в здравоохранении на сегодняшний день.

Доход медицинского учреждения, который оно получает в результате оказания платных медицинских услуг, зависит от платежеспособности пациента. На вопрос о сумме, которую пациенты могут потратить в месяц на лечение, ответы распределились следующим образом.

Лица, получающие медицинскую помощь в ОПМУ за наличный расчет:

  • 20–40 лет – от 1000 до 3000 руб.;
  • 41–60 лет – от 1000 до 4000 руб.

Лица, получающие медицинскую помощь в поликлинике:

  • 20–40 лет – 1000 руб.;
  • 41–60 лет – 2500 руб.;
  • старше 60 лет – от 500 до 1000 руб.

Таким образом, пациенты в возрасте от 41 до 60 лет лучше понимают ценность здоровья и готовы выделить из своего бюджета значительные денежные суммы на его поддержание. В отделение платных медицинских услуг в основном обращаются лица, имеющие более высокий уровень доходов.

Указанная низкая сумма средств, которую могут выделить из своего бюджета респонденты поликлиники старше 60 лет, свидетельствует о сложном материальном положении пенсионеров.

Пациенты поликлиники и ОПМУ не удовлетворены бесплатной медицинской помощью в поликлинике по следующим причинам (табл. 4):

  • постоянные очереди;
  • длительное ожидание приема специалистов;
  • недостаточный объем обследования и лечения;
  • недоброжелательное отношение и даже грубость со стороны медработников.

Таблица 4

Неудовлетворенность пациентов бесплатной медицинской помощью

Причины

Отделение ПМУ

Поликлиника

абс.

%

абс.

%

Постоянные очереди

35

97,2

15

83,3

Отсутствие доброжелательного отношения

6

16,6

4

22,2

Недостаточный объем обследования

14

38,8

8

44,4

Грубость медицинского персонала

1

2,7

5

27,7

Недостаточный объем лечения

16

44,4

9

50

Длительное ожидание приема специалиста

27

75

11

61,1

Причинами сложившейся ситуации являются несовершенная организация работы государственных ЛПУ, неукомплектованность поликлиник специалистами, проблемы финансирования ЛПУ и как следствие – недостаточное обеспечение лечебно-диагностического процесса.

Несоблюдение правил медицинской этики и деонтологии – повод для руководителей ЛПУ организовать мероприятия по обсуждению данной проблемы.

При обращении за платной медицинской услугой информацию о ценах, качестве, условиях оказания пациент может получить из различных источников.

Респонденты, получающие медицинские услуги за наличный расчет, узнают о ценах из прейскуранта учреждения (45,2%), от знакомых и родственников, ранее получавших услугу (45,3%), лечащего врача (9,5%);

65,4% респондентов, пользующихся медицинской помощью за счет предприятий, получают информацию от знакомых и родственников, 30% – из прейскуранта цен; 35% пациентов поликлиники доверяют мнению родственников и знакомых, 55% ориентируются на мнение лечащего врача.

Можно сделать вывод, что не все пациенты, принимая решение о получении платной услуги, руководствуются прейскурантом цен, потому что он не содержит подробной информации о конкретной услуге, которая необходима пациентам. Краткую информацию о конкретной медицинской услуге, специалисте можно разместить на доске объявлений, что поможет пациенту сделать правильный выбор. Эти сведения может также предоставить дежурный консультант. Пациенты желают получить платную помощь лучшего качества, поэтому прислушиваются к мнению лиц, получавших услугу ранее, учитывают их отзывы о качестве предоставленной услуги.

Мнение медицинских работников об оказании платных медицинских услуг

Вторая группа респондентов, принимавших участие в анкетировании, – медицинские работники, разделенные в процессе исследования на 2 группы: сотрудники ОПМУ и сотрудники поликлиники. На вопросы анкет для медработников ответили 21 врач и 22 медицинских работника среднего звена, являющиеся высококвалифицированными специалистами по разным специальностям (табл. 5).

Показатели квалификации респондентов

Таблица 5

Квалификационная категория

Врачи

Медсестры

абс.

%

абс.

%

Высшая

12

57,1

8

36,4

Первая

6

28,5

1

4,5

Вторая

3

14,4

10

45,4

Нет категории

3

13,7

Всего

21

22

По результатам социологического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Ответы 100% медработников ОПМУ и 76,5% сотрудников поликлиники, как и ответы пациентов, свидетельствуют об их согласии с необходимостью внедрения этого направления медицинской деятельности в ЛПУ.

2. Все респонденты, опрошенные в ОПМУ, являются штатными сотрудниками отделения и в дальнейшем хотят работать в отделении только на правах штатных сотрудников.

3. Большинство сотрудников поликлиники считают заработную плату в поликлинике наиболее стабильной, а работать в ОПМУ хотели бы только в качестве совместителей, чтобы получать дополнительный заработок.

4. Большинство респондентов считают, что нормативно-правовое обеспечение оказания платных медицинских услуг требует корректировки.

5. По мнению опрошенных медицинских работников, в ОПМУ оказание платных услуг проводят на фактически изношенном оборудовании, поэтому оно не в полной мере соответствует современным требованиям.

6. Информационное обеспечение платной медицинской помощи является важным фактором, влияющим на принятие решения пациентом, поэтому необходимы организация и проведение мероприятий по его совершенствованию.

7. По мнению большинства респондентов, оплата труда медработников при оказании платной медицинской услуги должна включать фиксированную гарантированную часть и переменную, зависящую от объема, качества, цены медицинской услуги. Анкетируемые отметили как недостаток отсутствие в ОПМУ стимулирующей системы оплаты труда.

8. По мнению большинства опрошенных пациентов и медработников, наиболее рациональной организационной формой оказания платных медицинских услуг является специализированное отделение платных услуг, хотя каждая из организационных форм имеет свои достоинства и недостатки.

9. Большинство респондентов считают, что при отсутствии в ЛПУ специализированного отделения платные медицинские услуги необходимо оказывать в рабочее время, чередуя прием пациентов на платной и бесплатной основе, без увеличения продолжительности рабочего времени.

Для эффективного осуществления медицинским учреждением деятельности по оказанию платных медицинских услуг следует определить внутренние и внешние благоприятные и негативные факторы, способствующие или мешающие этому направлению деятельности. Инструментом для проведения анализа объекта по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ, который позволяет оценить сильные и слабые стороны деятельности медицинского учреждения, проанализировать возможности ЛПУ в совершенствовании деятельности по оказанию платных медицинских услуг, а также предопределить опасные ситуации, которые могут возникнуть.

В условиях рынка, при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.

К положительным сторонам деятельности ЛПУ по оказанию платных медицинских услуг в соответствии с данными проведенного исследования следует отнести факторы, перечисленные далее.

1. Создание специализированного отделения по оказанию платных медицинских услуг. За 5 лет существования ОПМУ доход от предпринимательской деятельности постоянно растет.

2. Выбранные направления деятельности ОПМУ соответствуют материально-техническим возможностям отделения, и на них существует спрос.

3. У отделения сложились партнерские отношения более чем с 80 предприятиями г. Саратова, которые стали постоянными клиентами ОПМУ. За последние 3 года наметилась тенденция к увеличению числа заказчиков медицинских услуг (в 2004 г. – 89 предприятий, в 2005 г. – 90, в 2006 г. – 92 предприятия).

4. ОПМУ имеет постоянных клиентов и среди пациентов, что свидетельствует о достаточно высокой их удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи.

5. Наибольший доход отделение получает от оказания профосмотров по договорам с предприятиями. Данный доход отличается постоянством и небольшой тенденцией к увеличению.

6. Наибольшим спросом у населения пользуются услуги стоматолога, ультразвуковая диагностика, ФГДС, рентгенологические исследования, функциональная диагностика, для проведения которых у отделения имеется необходимое оборудование.

7. Цены на медицинские услуги в ОПМУ в 2 раза ниже цен на аналогичные услуги у расположенных в данном районе двух больших конкурентов, что также является аргументом для наращивания объемов оказания платных медицинских услуг за наличный расчет.

8. В ОПМУ практически отсутствует текучесть кадров. Большинство сотрудников работают с момента основания отделения, что говорит о благоприятном психологическом климате в коллективе.

9. Медицинские работники отмечают умеренную нагрузку на врача и достаточное обеспечение медикаментами лечебно-диагностического процесса.

Несмотря на достаточное количество положительных факторов, имеются и отрицательные стороны, перечисленные далее.

1. Отмечено снижение доходов от оказания медицинской помощи по ДМС: с 25,4% в 2005 г. до 20,2% в 2006 г.

2. Недостаточно используется имеющийся у отделения потенциал для увеличения объемов предоставления медицинских услуг за наличный расчет и вследствие этого незначительное повышается уровень доходов от их оказания.

3. Используемое в ОПМУ медицинское оборудование требует обновления.

4. Медицинские работники отмечают отсутствие в ОПМУ стимулирующей системы оплаты труда.

5. Поликлиника не проводит рекламную компанию ОПМУ, в то время как ценовая политика отделения является достаточно привлекательной.

6. В ОПМУ нет специалиста по маркетингу, который бы занимался проведением необходимых маркетинговых исследований, стимулированием сбыта имеющихся услуг, а также разработкой рекомендаций по введению в перечень медицинских услуг, оказываемых на платной основе, новых видов медицинских услуг.

7. Большинство сотрудников поликлиники считают наиболее стабильной заработную плату в поликлинике, поэтому работать в отделении ПМУ они хотели бы только в качестве совместителей, чтобы получать дополнительный заработок.

Возможности лечебного учреждения по изменению ситуации в сторону положительных тенденций изложены далее.

1. По данным проведенного исследования, у ОПМУ имеется существенный резерв для увеличения объемов оказания медицинской помощи за наличный расчет. Это объясняется большим количеством различных специалистов, наличием у отделения клинико-диагностической и биохимической лабораторий, имеющих возможность оказывать дорогостоящие и информативные лабораторные исследования.

2. Имеется квалифицированный кадровый потенциал – постоянно работающий персонал ОПМУ и сотрудники поликлиники, желающие работать в данном отделении по совместительству. Наличие в штате отделения сосудистого хирурга, чья медицинская помощь на сегодняшний день необходима большому количеству пациентов, позволит увеличить доход по этому направлению платных услуг.

3. Наличие совершенного УЗИ-оборудования, применяемого при диагностике заболеваний щитовидной железы, также может способствовать наращиванию объемов и качества медицинских услуг, оказываемых в ОПМУ, и, следовательно, – увеличению дохода ЛПУ.

4. Затраты на стоматологические услуги в данном ЛПУ значительно ниже, чем у конкурентов, расположенных в районе обслуживания, поэтому возможно расширение объема стоматологических услуг за счет введения новых видов.

Следует помнить, что в дальнейшем могут возникнуть сложности.

1. Сумма финансовых средств, получаемая от оказания платных медицинских услуг физическим лицам, составляет значительную часть в доходе от предпринимательской деятельности. Однако наметилась тенденция снижения темпов роста данного вида доходов. Отсутствие должного внимания к этой проблеме ослабит инвестиционную деятельность ЛПУ, направленную на совершенствование процесса оказания медицинской помощи в поликлинике, что приведет к потере существенной части дохода, снижению качества медицинской помощи, невозможности материального стимулирования персонала отделения, оттоку кадров.

2. В случае, если ЛПУ будет развивать только направление, предусматривающее проведение профосмотров по договорам с предприятиями, то при намечающемся расширении производства не исключено возобновление деятельности ведомственных поликлиник и, следовательно, появление перспективы снижения дохода от предпринимательской деятельности.

Для эффективной деятельности ОПМУ и закрепления его позиции на рынке платных медицинских услуг, обеспечения значительных доходов от предпринимательской деятельности и успешного конкурирования с другими производителями аналогичных услуг необходимо провести ряд организационных мероприятий.

1. Ввести штатную должность менеджера по внебюджетной деятельности, в обязанности которого входит:

  • исследование конъюнктуры рынка;
  • изучение других поставщиков платных медицинских услуг; разработка предложений по новым видам платных услуг, наиболее привлекательным для потенциальных покупателей, и продвижение их на рынке платных услуг;
  • организация рекламной компании.

2. При составлении бизнес-плана ОПМУ использовать результаты проведенного маркетингового исследования с целью наращивания объемов медицинских услуг за наличный расчет и по ДМС для повышения уровня доходов от их оказания, что позволит обновить медицинское оборудование.

3. Организовать и провести мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения платной медицинской помощи за счет дополнительной информации на доске объявлений, установить график дежурств врача-консультанта, помогающего пациенту принять решение.

4. Усовершенствовать учетно-отчетную документацию путем внедрения автоматизированной системы ее хранения и ведения.

Организацию и проведение предложенных мероприятий могут осуществить выпускники Института сестринского образования, медсестры – менеджеры, которые совершенствуют свои знания и практические навыки на постдипломном уровне образования в интернатуре по специальности “Управление сестринской деятельностью&rdquo.

>

Роль менеджера по внебюджетной деятельности ЛПУ

Практическая деятельность по оказанию платных медицинских услуг проанализирована на примере МУЗ “Городская клиническая больница № 2 имени В.И. Разумовского” – крупного медицинского учреждения, оказывающего специализированную стационарную помощь. Создать обособленное отделение платных медицинских услуг в данном лечебном учреждении не удалось в связи с многопрофильностью оказываемой помощи.

В 2003 г. был сформирован консультативный отдел по оказанию платных медицинских услуг для решения следующих задач.

1. Прием пациентов, желающих получить платные медицинские услуги в стационаре в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем.

2. Ознакомление пациентов с перечнем медицинских услуг, предоставляемых за плату.

3. Проведение собеседования с пациентом для установления необходимого вида медицинских услуг, ознакомления его с правилами, условиями получения, расценками стоимости медицинских услуг.

4. Оформление договоров с пациентами.

5. Оформление оплаты за оказание медицинских услуг в соответствии с договором.

В штат отдела вошли врач и экономист. Они обеспечивают доступность и беспрепятственность получения медицинских услуг за плату.

Врач выполняет следующие функции:

  • проведение консультаций с пациентами по вопросам оказания медицинских услуг на платной основе;
  • определение необходимого перечня диагностических и лечебных процедур для конкретного пациента;
  • связь с отделениями для организации приема пациентов;
  • работа со страховыми медицинскими компаниями (СМК), если пациентам оказывают помощь по системе ДМС;
  • урегулирование споров и претензий со СМК; заключение договоров в системе ДМС; оформление гарантийных писем.

Экономист консультативного отдела осуществляет:

  • проведение консультаций с пациентами по вопросам ознакомления с правилами и условиями предоставления услуг на платной основе, перечнем медицинских услуг, предоставляемых за плату, прейскурантом цен на медицинские услуги;
  • выписку счетов;
  • заключение договоров на оказание медицинских услуг на платной основе с физическими и юридическими лицами;
  • формирование прейскуранта цен.

Для более эффективной предпринимательской деятельности ЛПУ необходимо активнее применять экономические методы управления. Внедрение организационно-аналитической, маркетинговой и инновационной деятельности позволит повысить уровень качества оказываемой медицинской помощи, будет способствовать эффективному решению главной задачи – сохранению и восстановлению здоровья граждан.

Данные виды деятельности могут осуществлять менеджеры по организации внебюджетной деятельности, прошедшие серьезную теоретическую подготовку, владеющие практическими навыками принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализации, применения методов маркетинговых исследований, осуществления управления материальными ресурсами с целью их рационального использования (см. приложение).

В консультативном отделе по оказанию платных медицинских услуг в данном ЛПУ в 2008 г. начал свою деятельность менеджер по внебюджетной деятельности, выпускник Института высшего сестринского образования СГМУ, получивший сертификат по специальности “Управление сестринской деятельностью”.

Пакет нормативных документов, используемый при оказании платных медицинских услуг, был дополнен Положением о консультативном отделе по оказанию платных медицинских услуг и Должностной инструкцией менеджера по внебюджетной деятельности, предусматривающей достаточно большое число новых направлений деятельности, которые в данном ЛПУ не осуществлялись. Разработку данных документов осуществляли в процессе исследования, проводимого при написании дипломной работы выпускником Института высшего сестринского образования.

Таким образом, для активного позиционирования медицинского учреждения и занятия им прочной ниши на рынке платных медицинских услуг, обеспечения притока значительных внебюджетных средств и успешного конкурирования с другими производителями аналогичных услуг учреждению здравоохранения приходится ускоренными темпами осваивать и внедрять современные методы менеджмента, маркетинга, информационного и сервисного обслуживания потребителей платных медицинских услуг. Данные виды деятельности необходимо применять, независимо от выбранной лечебным учреждением организационной формы оказания платных медицинских услуг.

Приложение

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ менеджера по организации внебюджетной деятельности

I. Общая часть

1.1. На должность менеджера по организации внебюджетной деятельности лечебного учреждения назначается лицо, получившее высшее медицинское образование по специальности “Менеджер сестринского дела” и имеющее сертификат по специальности “Управление сестринской деятельностью” (без требования к стажу работы).

1.2. Менеджер по организации внебюджетной деятельности назначается и увольняется главным врачом ЛПУ.

1.3. Менеджер по организации внебюджетной деятельности непосредственно подчиняется заместителю главного врача по экономическим вопросам, главному врачу лечебного учреждения.

1.4. В своей работе менеджер по организации внебюджетной деятельности руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами, распоряжениями вышестоящих органов и должностных лиц, настоящей должностной инструкцией.

II.Обязанности

Обязанностями менеджера по организации внебюджетной деятельности являются:

2.1. Участие в определении общей стратегии развития платных услуг.

2.2. Подготовка и проведение маркетинговых исследований рынка платных медицинских услуг с целью изучения потребности населения в платных медицинских услугах, подготовка предложений.

2.3. Организация и проведение рекламы платных медицинских услуг, оказываемых ЛПУ, оценка ее эффективности.

2.4. Формирование потоков пациентов, желающих получить платные медицинские услуги.

2.5. Привлечение потоков пациентов за счет клиентов страховых медицинских компаний, осуществляющих добровольное медицинское страхование, предприятий, оплачивающих платные медицинские услуги для своих работников.

2.6. Подготовка предложений по расширению Перечня медицинских услуг, оказываемых на платной основе.

2.7. Организация приема пациентов, желающих получить медицинские услуги за плату.

2.8. Заключение договоров с физическими и юридическими лицами на оказание платных медицинских услуг.

2.9. Согласование с соответствующими подразделениями стационара порядка проведения платных медицинских услуг пациентам.

2.10. Разработка мероприятий по совершенствованию системы организации и оказания платных медицинских услуг населению.

2.11. Подготовка отчетов по результатам оказания платных медицинских услуг.

2.12. Участие в разработке и оценке планово-экономических показателей работы служб и подразделений, занимающихся оказанием платной медицинской помощи.

2.13. Участие в разработке мероприятий по обеспечению режима экономии, выявления резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов.

2.14. Контроль за своевременностью предоставления руководителями структурных подразделений ЛПУ, сестринских служб информации по внебюджетной деятельности.

2.15. Обеспечение своевременного представления заместителю главного врача по экономическим вопросам информации об экономических результатах по внебюджетной деятельности лечебного учреждения.

2.16. Систематическое повышение профессиональной квалификации.

III.Права

Менеджер по организации внебюджетной деятельности имеет право:

3.1. Вносить заместителю главного врача по экономическим вопросам предложения по организации оказания платных медицинских услуг в лечебном учреждении.

3.2. Принимать решения в пределах своей компетенции.

3.3. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

3.4. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его компетенции.

IV. Менеджер по организации внебюджетной деятельности должен знать:

4.1. Постановления Правительства РФ, распоряжения, приказы, нормативные документы вышестоящих и других органов, должностных лиц, касающиеся внебюджетной деятельности лечебного учреждения.

4.2. Профиль, специализацию и особенности структуры медицинского учреждения.

4.3. Возможности производственных мощностей учреждения.

4.4. Организацию оказания платной медицинской помощи и общие представления об используемых в здравоохранении технологиях.

4.5. Порядок заключения и исполнения договоров.

4.6. Порядок и программы деятельности страховых медицинских компаний по вопросам добровольного медицинского страхования.

4.7. Планово-учетную документацию.

4.8. Порядок и организацию документооборота.

4.9. Порядок и сроки предоставления отчетности.

4.10. Методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения, связанной с оказанием медицинских услуг за плату.

4.11. Методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологий.

4.12. Принципы ценообразования.

4.13. Порядок оплаты труда в здравоохранении.

4.14. Методы нормирования труда, порядок разработки трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов.

4.15. Передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования внебюджетной деятельности ЛПУ.

4.16. Гражданское законодательство Российской Федерации.

4.17. Трудовое законодательство Российской Федерации.

4.18. Нормативно-правовые акты по защите прав потребителей.

V. Ответственность

Менеджер по организации внебюджетной деятельности несет ответственность:

5.1. За достоверность результатов деятельности лечебного учреждения по оказанию платных медицинских услуг.

5.2. За обоснованность плановых показателей.

5.3. За своевременность сдачи отчетов.

Виды персональной ответственности устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

С должностной инструкцией ознакомлен
________________ _________________
(Ф.И.О.) (подпись)

Читайте в ближайших номерах журнала «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×