Опыт подготовки сестринских кадров в Великобритании

5567

Одним из приоритетных направлений внутренней политики многих европейских государств является реформирование системы здравоохранения. Наиболее активно реформирование сестринской деятельности осуществляется в Российской Федерации. В практике лечебно-профилактических учреждений России используют многие формы и методы организации сестринской службы Великобритании. Изучение опыта организации сестринской службы Соединенного Королевства в условиях реформирования системы здравоохранения позволит усовершенствовать процесс управления сестринской деятельностью в России.

В июле 2000 г. правительство Э. Блэра приступило к реализации 10летней программы реформирования Национальной системы здравоохранения (National Health Service, NHS). Главная цель реформы состоит в повышении эффективности системы, т. е. в предоставлении пациенту медицинских услуг лучшего качества и в более короткие сроки. Правительство должно отчитываться не только о количестве оказанной помощи, но и ее качестве.

“План NHS” (“The NHS Plan. A plan for investment. A plan for reform”) содержит подробный анализ принципов, составляющих концептуальную основу реформ правительства Э. Блэра в системе здравоохранения. Один из приоритетных принципов реформирования NHS заключается в повышении социальной значимости и престижа труда медицинских работников. “Главными составляющими эффективной работы NHS являются высокий профессионализм и опыт ее сотрудников. Труд медицинских работников заслуживает уважения и должен быть оценен по достоинству. NHS создаст широкие возможности для карьерного роста медработников...” [11]. Лейбористы намерены развивать заинтересованность медперсонала, в том числе сестринского, в постоянном повышении квалификации и личностном саморазвитии.

Несмотря на многообразие организации медицинской помощи, вероятно, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением. Практически везде осуществлены или обсуждаются возможные реформы, затрагивающие те или иные принципы и аспекты организации системы [2]. В рамках отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации были сформулированы основные направления, которые затронули нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности, совершенствование организации работы сестринского персонала, развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела, развитие научных исследований в сестринском деле, профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов, информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью [3].

Принятый в России в 2005 г. национальный проект в сфере здравоохранения определил приоритеты дополнительных мер модернизации отрасли на ближайшую перспективу, среди которых базовым элементом реформы является оптимизация первичной медико-санитарной помощи.

В Великобритании, как и в других европейских государствах, существует многоуровневая система профессиональной подготовки медицинских сестер. Особый интерес представляет система университетского образования. Специфика существующей в университетах Великобритании методики преподавания заключается в том, что ответственность за успешность обучения во многом возлагается на студента. Всю исследовательскую работу, составляющую значительную долю университетского курса, студенты выполняют самостоятельно [3].

В университетах Великобритании студентам, успешно завершившим курс обучения, присваивают ученые степени. Формально степени одного достоинства, полученные в разных университетах, ничем не отличаются друг от друга, но фактически их значимость напрямую зависит от престижа присвоившего их вуза. Первой ученой степенью, присуждаемой университетами медицинским сестрам, является степень бакалавра (BN). Программы бакалавриата ориентированы на подготовку клинических медицинских сестер высокого профессионального уровня. Предполагается, что одна из главных обязанностей медсестры-бакалавра – обучение пациента и членов его семьи профилактике заболевания, оказанию неотложной медицинской помощи и др. [3].

Обучением медицинских сестер в учебных учреждениях и госпиталях могут заниматься медицинские сестры, имеющие степень магистра сестринского дела (MN). Выпускникам, прошедшим курс обучения по магистерским программам, предоставляется право выступать в роли преподавателя в клинике, заниматься преподавательской деятельностью в колледже, а также осуществлять подготовку медицинских сестер на уровне бакалавриата. По магистерским программам ведется подготовка не только сестер-педагогов, но и сестер-организаторов. Одной из главных задач магистерских программ является формирование у обучающихся навыков проведения научных исследований [3].

Обучение по программе докторантуры (Ph.D.) дает медицинским сестрам право занимать должность преподавателя на уровне магистерских программ. На данный курс обучения принимают медсестер со степенью магистра. Обучение по программе Ph.D. предполагает в итоге выполнение и защиту диссертационной работы. Докторские программы призваны готовить ученых, способных проводить самостоятельную научно-исследовательскую работу в сфере сестринского дела [3].

Следует отметить, что особенности системы национального здравоохранения Великобритании исторически обусловили разделение медицинских сестер на следующие специализации:

  • General Nurse – медсестры общей подготовки по специальностям “Хирургия”, “Терапия”, “Кардиология”, “Онкология”, “Гинекология”, “Ортопедия”, “Реанимация” и др.;
  • Mental Nurse – медсестры по уходу за психиатрическими больными;
  • Nurse for Mentally Handicapped – медсестры по уходу за умственно отсталыми людьми;
  • Sick Children’s Nurse – медсестры по уходу за детьми;
  • Midwife – медсестры-акушерки [1].

Большинство британских студентов выбирают первую специализацию общей подготовки, т. к. она определяет широкий выбор всех основных специальностей.

Одной из форм организации сестринской помощи в Великобритании являются общинные стационары, представляющие собой небольшие (около 50 коек) больницы. Большинство общинных стационаров построены в конце XIX – первой половине ХХ века как благотворительные госпитали. В общинных стационарах нет своего врачебного персонала. Большинство услуг (простая неотложная помощь, малая хирургия) оказывают медсестры. Стоимость лечения, а также оказания амбулаторных услуг в таких стационарах значительно меньше, чем в высокооснащенных крупных госпиталях. Кроме того, наличие таких больниц, приближенных к населению, увеличивает доступность медицинской помощи [5]. Реформированием стационарной помощи в России предусмотрено перераспределение коечной мощности в зависимости от степени лечебно-диагностического процесса и уровня сестринского ухода, до 60% стационарной помощи будет ориентировано на восстановление, медико-социальную помощь и уход за пациентами в отделениях с меньшей интенсивностью лечебно-диагностического процесса. Реализация политики структурной перестройки позволит предотвратить необоснованность (до 1/ ) госпитализации больных [3].

Несмотря на разветвленность системы университетского образования, Великобритания испытывает огромный дефицит в квалифицированном медицинском персонале, в т. ч. сестринском. В 2000 г. в системе государственного здравоохранения насчитывали 10 000 вакантных мест для сестринского персонала [7]. Британская газета “Daily Mirror” сообщает, что 75% осложнений, возникающих во время родов, связано с дефицитом квалифицированных акушерок.

Одной из главных задач реформирования системы здравоохранения в Великобритании является повышение численности медицинского персонала, в т. ч. сестринского. В течение первого срока пребывания правительства Э. Блэра у власти (1997–2001 гг.) численность медицинских сестер в Великобритании увеличилась на 17 100 чел. [8], а к концу второго срока правления (к 2005 г.) – на 7900 чел. [9].

По утверждению председателя Британской медицинской ассоциации (British Medical Association) Джеймса Джонсона (James Johnson), все страны Западной Европы испытывают недостаток во врачебном и сестринском персонале. “Только в двух государствах мира – Кубе и Эстонии – осуществляется подготовка медицинских кадров сверх необходимой нормы” [10]. С конца 1990-х годов вследствие недостатка медиков в Великобритании работают много врачей и медицинских сестер из других государств – Индии, арабских стран, СНГ. Несмотря на то, что большинство ошибок происходят по вине врачей-иностранцев, в 2003 г. был упрощен экзамен по английскому языку для медиков, получивших диплом за пределами Евросоюза [6].

Недостаточная укомплектованность государственных медицинских учреждений сестринским персоналом объясняется, прежде всего, неудовлетворительными условиями труда медсестер: отсутствием гибкого графика работы и частичных форм занятости, а также невысокой оплатой труда. Годовая заработная плата медсестры составляет около 17 000 – 19 000 евро в год. В Великобритании в последнее десятилетие наблюдается увеличение возраста медработников среднего звена. Около 50% британских медицинских сестер старше 40 лет [7].

Все медсестры в Великобритании – как отечественные, так и зарубежные, регистрируются в Главном совете по сестринскому делу и акушерству – General Nursing and Midwifery Council (NMS). Только после получения регистрации в Совете медсестра может получить работу в больнице. Медсестры, которые проходили обучение в странах Европейского Союза, получают регистрацию автоматически. Для медсестер из других государств, в том числе из Российской Федерации, процесс получения регистрации оказывается достаточно длительным и трудоемким [1].

На первом этапе процесс регистрации заключается в оформлении документов, одни из которых заполняют отечественные работодатели медсестры-заявителя (старшая медсестра или заведующий отделением). Часть документов должна заполнить администрация учебного заведения, в котором медсестра-заявитель получила диплом об образовании. После одобрения документов Советом необходимо в течение 2 лет пройти адаптационную программу (практику) в одном из медицинских учреждений Великобритании. Совет учитывает предыдущий стаж работы и определяет срок прохождения курса в индивидуальном порядке. По окончании адаптационной программы медсестра, получив регистрацию в Совете по сестринскому делу и акушерству, становится полноценным медицинским работником со средним образованием. После 4 лет работы в Англии медсестра, как и любой другой человек, имеет право подавать на ILR (Indefinite Leave to Remain – постоянный вид на жительство) [1].

Сестринская школа Великобритании (в Российской Федерации – с 1991 г.) основана на системе многоуровневой подготовки медицинских сестер. Правительство Э. Блэра гарантирует повышение социальной значимости и престижа работы медицинского персонала. Характерный для британской системы здравоохранения кадровый дефицит обусловливает приток в страну медиков из зарубежных стран. Функционирующая в Великобритании система регистрации сестринского персонала позволяет медсестрам из других государств при определенном упорстве занять достойное место в среде британских медицинских работников. Опыт реформирования системы здравоохранения в Великобритании, несомненно, имеет большую ценность и для России.

Список использованной литературы

1. Как стать медицинской сестрой в Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianguide.co.uk/work/nursing.html.

2. Курченко В.З. Перспективы модернизации лечебно-профилактической помощи населению // Общественное здоровье и здравоохранение XXI века. Уфа, 2006. С. 23–26.

3. Павленко Т.Н. Сестринское образование и подготовка преподавателей сестринского дела за рубежом // Сестринское образование в России: подготовка и роль преподавательских кадров. Гл. 4. М., 2003. С. 72–88.

4. Приказ Минздрава России “Об отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации” от 09.01.2001. № 4.

5. Реформа здравоохранения в Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.health.gov.ua.

6. Спасет ли тюрьма от врачебных ошибок? // Известия науки. 2003. 24.11.

7. Finlayson B. and others. Mind the gap: the extent of the NHS nursing shortage //British Medical Journal. 2002. 7 Sept.

8. Labour Party’ Manifesto 2001 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.labour.org.uk/generalelectionmanifesto.

9. Labour Party’ Manifesto 2005 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.labour.org.uk/fileadmin/manifesto_13042005_a3/pdf/ manifesto.pdf.

10. Pallot Р. Doctors sick of an unhealthy situation / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.telegraph.co.uk.

11. The NHS Plan. A plan for investment. A plan for reform [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.labour.org.uk/2844.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль