Интеграция профессионального образования и практического здравоохранения (опыт Пермского базового медицинского колледжа и ЛПУ г. Перми)

5100

Реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования и здравоохранения невозможна без существенных преобразований качества подготовки и практической деятельности специалистов сестринского дела, повышения статуса специалиста со средним медицинским образованием, интеграции профессионального медицинского образования и практического здравоохранения.

Современное реформирование системы и структуры здравоохранения Пермского края, широкое внедрение результатов научных исследований и высокотехнологичных методов диагностики и лечения в практическое здравоохранение предъявляет новые требования к качеству подготовки, компетенции и профессиональной пригодности специалистов со средним медицинским образованием. Именно поэтому одним из важнейших направлений программы развития сестринского дела является совершенствование форм и методов сотрудничества социальных партнеров – учреждений здравоохранения и медицинских колледжей и училищ Пермского края.

Основой сотрудничества социальных партнеров в сфере образования и здравоохранения является договорная форма работы. С 1995 г. руководство Пермского базового медицинского колледжа (ПБМК) заключает прямые договоры с ЛПУ – базами практического обучения студентов колледжа. На сегодняшний день заключено 36 договоров о сотрудничестве по профессиональной подготовке специалистов со средним медицинским образованием с Пермской краевой клинической больницей, Пермским краевым онкологическим диспансером, Пермской краевой детской клинической больницей, Пермской краевой инфекционной больницей, городскими ЛПУ (приложение 1). Более 60% учебной практики в больницах г. Перми ведут преподаватели колледжа по клиническим дисциплинам. Ежегодно в пермских ЛПУ студенты медколледжа проходят производственную и преддипломную практику, выпускники 9 отделений колледжа проходят стажировку.

Развитие и совершенствование сестринского дела должно сопровождаться научным обеспечением. Задачами подобных научных исследований являются разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела, обоснованных стандартов сестринской практики, инноваций, современных форм организации и экспериментальных методов работы сестринского персонала, апробация моделей сестринского процесса в практическом здравоохранении.

В 2004 г. в Пермском базовом медицинском колледже создана кафедра “Сестринское дело”, основным направлением работы которой является изучение инноваций в сестринском деле и внедрение их элементов в практическое здравоохранение. В процессе профессиональной подготовки кафедра уделяет большое внимание изучению сестринского процесса и такой инновационной технологии сестринского дела, как медицинская эргономика.

В 2005 г. создана кафедра “Лечебное дело”, в 2007 г. – кафедра “Лабораторная диагностика” и “Стоматология ортопедическая”.

С участием этих кафедр выполняются планы совместной работы ПБМК с ведущими базами профессионального обучения студентов. Сотрудники кафедр организуют тематические конференции для специалистов сестринского дела ЛПУ, проводят встречи главных медицинских сестер с выпускниками, участвуют в работе Советов медицинских сестер ЛПУ, готовят выступления на краевых научно-практических конференциях по сестринскому делу, публикации и доклады на научную сессию Пермской государственной медицинской академии им. Е.А. Вагнера, создают совместные учебные пособия для студентов.

Одной из сложных задач интеграции профессионального образования и практического здравоохранения является соответствие государственного заказа на подготовку специалистов со средним медицинским образованием нуждам практического здравоохранения. Государственный заказ определяют показатели востребованности выпускников – трудоустройство в сфере здравоохранения. В связи с этим важнейшей задачей социального партнерства является организация трудоустройства выпускников медицинских колледжей и училищ Пермского края и закрепление их на рабочих местах.

В Пермском базовом медицинском колледже работа по трудоустройству выпускников не прекращается и после отмены персонального распределения. Отдел практики ПБМК обеспечивал полное трудоустройство выпускников всех отделений. За последние 10 лет процент выпускников специальностей “Сестринское дело” и “Лечебное дело”, доехавших до рабочих мест в ЛПУ, колебался от 62 до 91%. В 2007 г. руководство ПБМК разработало трехсторонний договор “Выпускник – ПБМК – ЛПУ” о целевой подготовке и трудоустройстве выпускников всех отделений колледжа (приложение 2). Отдел практики ПБМК обеспечил заключение договоров с 52,2% выпускников ПБМК выпуска 2007 г. Договор заключили с выпускниками по специальностям “Сестринское дело” на базе 11 классов и “Лечебное дело” (62,8% выпускников по данным специальностям). На работу по заключенным договорам в 2007 г. устроились 96,6% выпускников.

В 2008 г. работа по заключению трехсторонних договоров успешно продолжается.

После сбора заявок лечебно-профилактических учреждений руководство ПБМК провело персональное распределение студентов выпускных курсов на стажировку или преддипломную практику с последующим трудоустройством в ЛПУ. Договоры “Выпускник – ПБМК” заключены с 96,2% выпускников дневной формы обучения, и до выхода выпускников на преддипломную практику и стажировку руководители ЛПУ подпишут трехсторонние договоры.

Договоры целевой подготовки кадров – специалистов со средним медицинским образованием “Выпускник – ПБМК – ЛПУ” позволяют согласовать додипломную специализацию студентов по заказу практического здравоохранения, особенно по таким востребованным циклам специализации, как “Операционное сестринское дело”, “Анестезиология и реаниматология”, “Физиотерапия”, а также гарантируют выпускникам рабочие места в лечебных учреждениях, значительно поднимают процент “доезда” выпускников до рабочих мест, помогают специалисту адаптироваться к будущему рабочему месту в период стажировки.

С 2008 г. ПБМК организует сертификацию выпускников, необходимую ЛПУ.

В ПБМК сформирована система многоуровневого профессионального образования медицинского профиля. По направлениям учреждений здравоохранения подготавливают специалистов повышенного уровня образования из числа лиц, имеющих стаж работы по данной специальности.

С учетом интересов практического здравоохранения факультет повышения квалификации Пермского базового медицинского колледжа переходит к многовариантной системе: традиционная форма циклов, тематические семинары, выездные циклы на базе лечебно-профилактических учреждений, модульное обучение, очно-заочная и дистанционная формы ФПК.

Лишь такая система интеграции образовательного учреждения и практического здравоохранения гарантирует ЛПУ обеспеченность кадрами, а выпускникам ПБМК – стопроцентное трудоустройство.

Несмотря на стабильные объемы подготовки, ежегодный выпуск медицинскими образовательными учреждениями около 1500 специалистов с различным уровнем среднего медицинского образования, дефицит медицинских кадров в ЛПУ сохраняется. Проблема обеспеченности средним медицинским персоналом продолжает оставаться нерешенной. Тенденция оттока из отрасли молодых специалистов сохраняется, в первую очередь, по причине отсутствия жилья для молодых специалистов и низкого уровня заработной платы в здравоохранении.

В целях обеспечения единого образовательного пространства для средних специальных учебных заведений медицинского профиля, а также для более успешного взаимодействия с ЛПУ и оказания им практической и методической помощи необходимо возобновить работу Совета по сестринскому делу при министерстве здравоохранения Пермского края, а также ввести в штат министерства ставку специалиста по сестринскому делу, координирующего работу по исполнению приоритетных национальных проектов.

Как убедительно демонстрирует мировой опыт организации сестринского дела, рациональное использование сестринских кадров помогает значительно улучшить качество, доступность и экономичность медицинской помощи, способствует повышению качества и продолжительности жизни пациентов, а также удовлетворенности пациентов и их родственников оказанной медицинской помощью.

В соответствии с задачами Приоритетного национального проекта “Здоровье” важнейшая роль в обеспечении доступной и качественной первичной медицинской помощи, усилении ее профилактической направленности, осуществлении медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим качественное среднее медицинское образование.

В реализации этих задач нельзя не отметить особое значение социального партнерства. Устойчивая система взаимодействия образовательных учреждений и учреждений здравоохранения обеспечивает результативные подходы к решению таких сложнейших проблем сестринского дела, как изучение потребности в специалистах, перспективное планирование подготовки и повышения квалификации сестринского персонала, целевая контрактная подготовка, научные исследования по актуальным проблемам сестринской практики, внедрение новых организационных форм и инновационных технологий сестринской деятельности.

Приложение 1

ДОГОВОР о сотрудничестве Пермского базового медицинского колледжа и ЛПУ

№ ______ от “_____”_________________ 2008 г.

ГОУ СПО “Пермский базовый медицинский колледж” в лице директора Пермского базового медицинского колледжа (далее – ПБМК) Щербинина Анатолия Максимовича, с одной стороны, действующего на основании устава, и ЛПУ ___________________________________________ ,
сокращенное название____________________________________
в лице ________________________________________________,
(должность, фамилия, имя, отчество)
действующего на основании устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

I. Предмет договора

Предметом договора является совместная деятельность ПБМК и ЛПУ по организации и проведению учебного процесса по подготовке специалистов со средним профессиональным медицинским образованием в функциональных подразделениях и на площадях ЛПУ в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по подготовке специалистов со средним медицинским образованием, действующих на основании:

постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2001 № 160 “Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования”;

приказа МО РФ от 21.07.1999 № 1991 “Об утверждении Положения о производственной практике студентов СПО” и инструктивного письма Министерства образования РФ от 16.09.1999 № 16-51-198/16-15 “О рекомендациях по применению Положения о производственной практике студентов образовательных учреждений СПО РФ”;

приказа Минздрава России от 29.09.1993 № 228 «Об утверждении “Положения о клиническом лечебно-профилактическом учреждении”»; письма Главного управления учебных заведений Минздрава СССР от 18.08.1988 № 15-22/11-05 “Положение о базовом лечебно-профилактическом (аптечном) учреждении медицинского (фармацевтического) училища”;

письма Министерства имущественных отношений РФ от 24.12.2001 № СМ-21665 и разъяснений от 17.05.2002 № СМ-8432 “О клинических базах образовательных медицинских учреждений”;

приказа министерства здравоохранения Пермского края от 04.05.2007 № 136 “Об утверждении баз для проведения учебной практики и производственных практик студентов средних медицинских учебных заведений Пермского края”,

в целях подготовки квалифицированных медицинских кадров по следующим специальностям:

“Сестринское дело”, базовый и повышенный уровень среднего профессионального образования (9, 11 кл.);

“Лечебное дело”, базовый и повышенный уровень среднего профессионального образования (9, 11 кл.).

II.Обязательства сторон

2.1. Обязательства ЛПУ

2.1.1. База учебной практики

В соответствии с предметом договора ЛПУ обязуется:

2.1.1.1. Предоставить базу для профессиональной подготовки студентов II–IV курсов ПБМК по специальности ____________________.

2.1.1.2. Предоставить для учебного процесса кабинет площадью ______ .

2.1.1.3. Принять на базу преподавателя колледжа_______________ .

2.1.1.4. Провести до начала практики инструктаж по охране труда и технике безопасности, требованиям к студентам при работе в ЛПУ.

2.1.2. База производственной практики

2.1.2.1. Предоставить базу для прохождения практики следующих видов на рабочих местах среднего медицинского персонала: производственная практика по дисциплинам “Основы сестринского дела”, “Сестринское дело в терапии” в количестве 8–10 студентов ПБМК.

2.1.2.2. Обеспечить общее и непосредственное руководство практикой студентов ПБМК, назначить приказом по ЛПУ общего и непосредственного руководителей практики.

2.1.2.3. Обеспечить прохождение производственной практики студентами колледжа в полном объеме согласно Государственному образовательному стандарту и программам, аттестовать студентов по итогам практики, предоставить характеристики на каждого студента.

2.1.2.4. Осуществлять профориентационную работу и наставничество по адаптации студентов ПБМК на рабочих местах в ЛПУ, их отбор и трудоустройство в ЛПУ.

2.1.3. База преддипломной практики (стажировки на рабочем месте)

2.1.3.1. Принять на базу преддипломной (квалификационной) практики по специальности в сроки 21.04–31.05 ежегодно в количестве до 20 студентов ПБМК.

2.1.3.2. Предоставить стажировку на рабочих местах в отделениях реанимации, терапевтического и хирургического профилей, клинической и биохимической лабораториях в сроки 03.05–15.06 студентам ПБМК в количестве до 20 чел.

2.1.3.3. Обеспечить общее и непосредственное руководство преддипломной практикой и стажировкой на рабочих местах в полном объеме согласно Государственному образовательному стандарту и программой, аттестовать студентов по итогам, предоставить характеристики на каждого студента, дать заключение о профессиональной пригодности выпускника ПБМК. При приеме на работу будущих медработников, они могут пройти генетическое тестирование.

2.1.3.4. Заключить трехсторонние договоры целевой подготовки кадров

“ПБМК – Выпускник – ЛПУ”, подписать их от имени ЛПУ.

Сотрудники ЛПУ, осуществляющие непосредственный контроль и исполнение договора:

заместитель главного врача:, тел.:_________________;

заведующий отделением ____________________, тел.:_____________________ .

2.2. Обязательства Пермского базового медицинского колледжа

В соответствии с предметом договора ПБМК обязуется:

2.2.1. Согласовывать с руководством ЛПУ график учебной, производственной и преддипломной практики на каждый учебный год.

2.2.2. Представить на базу руководящие, информационные и методические документы по всем видам практики. Проводить конференции, собрания и инструктаж студентов “Требования ЛПУ к студентам, направленным на учебно-производственную практику и производственную практику в ЛПУ”.

2.2.3. Обеспечить студентов, направленных на все виды практики в ЛПУ, спецодеждой, обувью, документацией.

2.2.4. Обеспечить ежегодное медицинское обследование студентов и медицинский допуск к работе в ЛПУ.

2.2.5. Обеспечить методическое руководство производственной практикой и преддипломной практикой учащихся за счет преподавателей ПБМК, производить оплату их работы из средств ПБМК. Осуществлять контроль за организацией, порядком прохождения и качеством всех видов производственной практики и преддипломной практики студентов колледжа.

2.2.6. Производить оплату труда общих и непосредственных руководителей практики – сотрудников ЛПУ. Оплату работы производить из средств колледжа на основании представленных в бухгалтерию ПБМК сотрудниками ЛПУ документов и согласно Положению об общем руководителе, Положению о непосредственном руководителе практики студентов ПБМК.

2.2.7. Обеспечить додипломную специализацию выпускников ПБМК в объеме 200 часов по специальностям “Операционное дело”, “СД в анестезиологии и реанимации”, “СД в терапии”, “ЛФК и массаж”, специализация “Фельдшер-акушерка”, “Физиотерапия” за счет средств бюджета ПБМК согласно заявке ЛПУ.

2.2.8. Обеспечить направление на стажировку на рабочее место с последующим трудоустройством в ПККБ не менее 30 выпускников ПБМК ежегодно.

2.2.9. Обеспечить за счет средств бюджета подготовку старших и главных медицинских сестер и медсестер со стажем практической работы не менее

2 лет по специальности 0406 (повышенный уровень) “Организатор сестринского дела” по очной, очно-заочной и дистанционной формам обучения.

2.2.10. Соблюдать пожарную и электробезопасность.

2.2.11. Нести ответственность за сохранность имущества, инвентаря и документации ЛПУ.

2.2.12. Оказывать безвозмездную помощь ЛПУ силами студентов ПБМК в уборке отделений и территории ЛПУ во внеурочное время, а также во время III трудового семестра.

2.2.13. Определить в качестве консультантов по внедрению новых сестринских технологий сотрудников ПБМК:_____________________.

2.2.14. Подготовить и заключить трехсторонние договоры целевой подготовки кадров с выпускниками, направленными в ЛПУ на стажировку, с последующим трудоустройством.

2.2.15. Согласовывать с руководством ЛПУ график практики на каждый учебный год.

2.2.16. Представлять на базу руководящие, информационные и методические документы по всем видам практики.

2.2.17.Осуществлять контроль за организацией и порядком прохождения практики студентами колледжа.

Сотрудники ПБМК, осуществляющие непосредственный контроль и исполнение договора:

заместитель директора ПБМК по практике ___________, тел.: ;

заведующая отделением ПБМК ____________, тел.:.

III.Особые условия

_____________________

_____________________

_____________________ .

IV. Общие положения

4.1. Договор составляется в двух экземплярах, хранится по одному экземпляру у каждой из сторон.

4.2. Договор вступает в силу после его подписания.

4.3. Все изменения договора производятся по взаимному согласию сторон.

4.4. Срок действия договора с___200___ г. по________ 200г.

V. Юридические адреса сторон:

ЛПУ ________

Юридический адрес: 614г. Пермь, ул.____________________

тел.: ____________________

Пермский базовый медицинский колледж

Юридический адрес: 614001 г. Пермь, ул. Советская, 65. Телефоны:

237 56 93 (приемная директора); 237 56 73 (заместитель директора по УПР);

221 84 93 (учебная часть)

Директор ПБМК Главный врач

А.М. Щербинин

“” 200_г. “” ___________200_г. М.П. М.П.

Приложение 2

ТИПОВОЙ КОНТРАКТ между студентом, учебным заведением высшего или среднего профессионального образования и работодателем – учреждением здравоохранения, заключаемый в рамках целевой контрактной подготовки специалистов

г. ______________ “___” _________ 200 ___г.”

Учебное заведение ______________________________________
(наименование)
в лице ректора или директора ________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании устава учебного заведения,

Учреждение здравоохранения ________________________________
(наименование)
в лице главного врача _______________________________________,
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании устава учреждения здравоохранения,
и студент___________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
________________________________________________________,
(специальность, курс, группа)

руководствуясь Положением о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 № 942 “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием” (в дальнейшем – Положение), заключили контракт о нижеследующем:

I. Предмет контракта

Стороны принимают на себя обязательства реализовать целевую кон-
трактную подготовку специалиста по __________________________
(наименование и номер специальности или направления
______________________________________________________.
высшего (среднего) профессионального образования и квалификации)

II.Обязательства учебного заведения

В соответствии с предметом контракта учебное заведение обязуется:

2.1. Обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности или направлению в соответствии с государственным образовательным стандартом.

2.2. На основе изучения потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах осуществлять работу по подбору организаций (работодателей) для реализации целевой контрактной подготовки и последующего трудоустройства студента.

2.3. Обеспечить корректировку содержания основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта по согласованным предложениям студента и учебного заведения*.

* Содержание указанной корректировки отражается в настоящем контракте.

2.4. Создать условия для изучения следующих дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта (с оплатой за счет средств учебного заведения или работодателя с согласия последнего). __________________________________________
(перечислить)

2.5. Выплачивать студенту, обучающемуся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов, государственную стипендию в размерах, определенных законодательством Российской Федерации, а также дополнительные доплаты, пособия и предоставлять льготы, в том числе доплаты (надбавки) к стипендии в размере , льготы по оплате проживания в общежитии, коммунальных и бытовых услуг ___________________ .
(перечислить)

2.6. Другие обязательства (перечислить): ____________________ .

III.Обязательства работодателя – учреждения здравоохранения

В соответствии с предметом контракта работодатель обязуется:

3.1. В период обучения ____________________.
(фамилия, имя, отчество студента)

в учебном заведении с момента заключения настоящего контракта: выплачивать ему надбавку к стипендии в размере ________________ ; оплачивать по договору с учебным заведением (полностью или частично) проживание в общежитии в размере ____________________ , коммунальные и бытовые услуги (перечислить) __________________ ; в период прохождения производственной практики по месту будущей работы выплачивать заработную плату по фактически отработанному на рабочем месте времени.

Другие доплаты, льготы (перечислить): ____________________

3.2. Организовать производственную практику в соответствии с учебным планом и планом стажировки студента. Оплатить расходы, связанные с проведением производственной практики, другой организации по согласованию с учебным заведением, если нет возможности провести практику в своей организации.

3.3. Заключить договор с учебным заведением с возмещением ему затрат на организацию обучения студента по целевой дополнительной образовательной профессиональной программе подготовки специалиста, если такая подготовка проводится.

3.4. Принять ____________________
(фамилия, имя, отчество)

на работу после завершения обучения на должность ______________ , соответствующую уровню и профилю его профессионального образования, заключив с ним трудовой договор*.

* Условия трудового договора (размер заработной платы, компенсации, обеспечение жилой площадью и т. д.) оговариваются при заключении настоящего контракта.

3.5. Другие обязательства (перечислить): ___________________ .

IV. Обязательства студента

В соответствии с предметом контракта студент обязуется:

4.1. Освоить образовательную профессиональную программу, разработанную в соответствии с п. 2.1 и учитывающую требования пп. 2.3 и 2.4 настоящего контракта.

4.2. Заключить по предложению ректора (директора) учебного заведения контракт с конкретным работодателем на срок до 3 лет после окончания учебного заведения при условии предоставления работы, соответствующей уровню и профилю профессиональной подготовки, а также материального и при необходимости – жилищного обеспечения*.

* В данный пункт могут быть введены другие условия заключения контракта, не предусмотренные Положением (включая минимальный уровень оплаты труда специалиста и материальные льготы по месту будущей работы).

4.3. Другие обязательства (перечислить): ___________________ .

V. Ответственность сторон

Договаривающиеся стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение взятых на себя обязательств.

5.1. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения учебным заведением условий настоящего контракта студент освобождается от своих обязательств по данному контракту.

5.2. Студент, заключивший контракт с учебным заведением, по его просьбе освобождается от заключения и исполнения контракта с работодателем в следующих случаях, возникающих после заключения контракта с учебным заведением:

при наличии медицинских противопоказаний к работе в конкретных организациях (должностях) или территориях;

при наличии у одного из родителей или супруга (супруги) инвалидности первой или второй группы, если работа предоставляется не по месту постоянного жительства родителей или супруга (супруги);

жена (муж) военнослужащего офицерского и начальствующего состава, прапорщика, мичмана и других военнослужащих, работающих по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и других федеральных служб, если работа предоставляется не по месту службы мужа (жены);

беременная или имеющая(ий) ребенка в возрасте до 1,5 лет на момент окончания учебного заведения, если работа предоставляется вне места постоянного жительства семьи мужа (жены) или родителей.

5.3. При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств студентом он возмещает учебному заведению затраты, связанные с установлением ему государственной стипендии, других социальных пособий (доплат) и льгот с момента заключения настоящего контракта до получения диплома.

5.4. От возмещения затрат освобождаются студенты:

  • вошедшие в категорию лиц, указанных в п. 5.2 настоящего контракта;
  • получающие стипендию в обязательном порядке согласно решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
  • обучающиеся только на “отлично” с момента подписания контракта;
  • дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей;
  • инвалиды первой и второй групп;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф;
  • ветераны боевых действий.

VI. Общие положения

6.1. Настоящий контракт составлен в трех экземплярах, из которых один хранится в учебном заведении, второй – в учреждении здравоохранения, третий – у студента.

6.2. Контракт может быть изменен, расторгнут по письменному соглашению сторон или в судебном порядке.

6.3. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания студентом учебного заведения и оформления выпускника на работу в учреждении здравоохранения.

6.4. Споры по настоящему контракту рассматриваются в судебном порядке.

Студент:
_________________
(наименование факультета, отделения)
_________________
(фамилия, имя, отчество)
Почтовый адрес_____
_________________
_________________
_________________
Год рождения______
Проживает по адресу:
_________________
_________________
________________
Паспорт: серия _____
_________________
№ _______________
выдан____________
(дата и место выдачи)
_________________
(подпись)
Учебное заведение:
_________________
Почтовый адрес_____
_________________
_________________
_________________
№ телефона_______
№ факса __________
Банковские реквизиты
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Подпись ректора
(директора)_________
М.П. учебного заведения
Учреждение здравоохранения:
_________________
Почтовый адрес_____
_________________
_________________
_________________
№ телефона_______
№ факса __________
Банковские реквизиты
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
Подпись главного
врача_________
Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×