text
Портал для медицинских работников

Организационные и психолого- деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры крупного многопрофильного стационара

  • 10 августа 2012
  • 3158

Рост благосостояния общества привел к тому, что в понятие больничной культуры как социального явления в начале XXI века были включены не только профессиональные показатели лечебно-диагностических и оздоровительно-реабилитационных процессов, но и параметры, характеризующие степень удовлетворенности больного качеством медицинского обслуживания, отношением к себе, как к личности. К личностным качествам участников лечебного процесса, и особенно медицинской сестры, которая по роду выполняемой работы имеет наиболее близкий контакт с пациентом, предъявляются особые требования. В данной работе мы ставили перед собой цели изучить требования, предъявляемые врачами и пациентами к медицинской сестре, сопоставить эти требования с реалиями и на основе полученных данных предложить пути оптимизации деятельности медицинских работников среднего звена.

По специально разработанной для данного исследования анкете был проведен опрос 633 респондентов: 311 медицинских сестер, 106 врачей и 216 пациентов, получающих стационарное лечение в отделениях различного профиля республиканской клинической больницы. Анкетирование проведено с целью изучения условий труда, отношения к профессии, степени удовлетворенности работой медицинских сестер. Все участники лечебного процесса отметили, что труд медицинских сестер отличается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения и большими физическими нагрузками. Абсолютное большинство медицинских работников среднего звена (96%) указали на крайне напряженный график работы, исключающий возможность отдыха во время рабочей смены. Это приводит к тому, что каждый седьмой сотрудник испытывает чувство усталости к середине рабочего дня, а каждый четырнадцатый начинает его не отдохнувшим. Кроме того, приходится задерживаться на работе после окончания рабочей смены, 36% медицинских сестер оценивают такие задержки как частые и длительные. Их причинами являются плохо организованный режим работы (65%), обилие отчетности (50%), превышение стандарта нагрузки (36,5%).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

У 65% средних медицинских работников в коллективе сложились доброжелательные, товарищеские отношения, каждый второй характеризовал их как гармоничные, отмечая атмосферу взаимопомощи и взаимоуважения. При этом стиль общего руководства коллективом далек от демократичного. Только 39,4% сотрудниц отметили, что при возникновении спорных ситуаций, несогласий итоговые решения основаны на убеждении, примирении, убедительной аргументации; остальные считают, что все рабочие споры решаются не по справедливости, а по принципу авторитарного нажима – как решит старший по должности. В таких условиях проявление инициативы становится проблематичным, ее поощрение – сомнительным.

Средний уровень удовлетворенности медицинских сестер своим положением составил 3,4 по 5-балльной шкале, что соответствует зоне неопределенности: 11,8% респондентов были скорее не удовлетворены своим положением; 41,1 находили положение ни плохим и ни хорошим; 47,1% оценивали его как “скорее удовлетворительное”. Уровень общей удовлетворенности коррелировал с профессиональной удовлетворенностью и уровнем материального вознаграждения. Чаще недовольство испытывали постовые медсестры, а удовлетворенность своим положением – медицинские сестры специализированных кабинетов и акушерки. Это связано с тем, что постовым сестрам нередко приходится выполнять не свойственную их специальности работу, заменять младший медицинский персонал, дефицит которого в среднем по больнице составляет 34,1%, а средние медицинские работники специализированных кабинетов выполняют четко регламентированную работу, требующую специальных знаний, являются незаменимыми специалистами в своей области, пользуются уважением пациентов и в связи с этим имеют высокую самооценку. В таком же положении находятся акушерки родильного отделения. Не случайно среди этих групп медицинских работников среднего звена наблюдается меньшая текучесть кадров, чем в целом по больнице, и наиболее высокий процент занятых должностей.

Подавляющее большинство медицинских сестер считают оплату своего труда недостаточной, а распределение – не справедливым (62,5%). Сегодня медицинская сестра – одна из самых низкооплачиваемых профессиональных групп. Если прибавить к этому высокие требования, предъявляемые обществом к медицинскому работнику, напряженность труда, ответственность, то становятся понятными текучесть кадров, дефицит специалистов, низкое место в рейтинге специальностей с точки зрения современной молодежи.

Как показали результаты исследования, около 70% медицинских сестер любят свою работу, более 72% ею удовлетворены. Более того, если бы сегодня пришлось выбирать профессию 60% медсестер повторили бы свой выбор. И все же 75% респондентов никогда бы не посоветовали молодым людям стать медицинским работником среднего звена, поскольку эта работа малооплачиваемая (так полагают 80% респондентов), не престижная (47,6%), не вызывает уважения окружающих (23,6%), не приносит морального удовлетворения (14,4%), часто приходится выполнять не свойственную профессии малоинтересную работу (9,2% опрошенных). Каждая третья медсестра (33,6%) сообщила, что сменила бы работу на более престижную и высокооплачиваемую, ушла из практической медицины, если бы появилась такая возможность. Полученные данные заставляют серьезно задуматься о мерах по укреплению престижности профессии медицинского работника среднего звена.

Для создания виртуального портрета медицинской сестры изучены мнения пациентов, врачей и самих средних медицинских работников об идеальном образе медсестры и проведено сравнение с реальным положением вещей. С точки зрения пациента, идеальная медицинская сестра должна быть профессионалом (так считают 95% опрошенных), обладать определенным набором личностных качеств (42%) и приятной внешностью (20%). В рейтинге профессиональных качеств лидировали добросовестность (66%), исполнительность и внимательность (по 59%), дисциплинированность (32,5%) медицинского работника среднего звена. Из личностных характеристик главными оказались доброжелательность в отношениях с больными (65%), ровность в общении и отзывчивость (по 51%), коммуникативные навыки (45%). Самостоятельность действий за медицинским работником среднего звена признавал только каждый пятый пациент, остальные полагали, что медицинская сестра – исполнитель врачебных указаний, помощник врача, или просто никогда не задумывались над этим вопросом. Большинство пациентов в первую очередь ценили в медицинском работнике среднего звена качества исполнителя, отказывая в самостоятельности принятия решений.

Выводы

1. Условия труда медицинских сестер отличаются высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения (80,7%), большими физическими нагрузками (58,30%), необходимостью находиться в вынужденной позе (47,7%), информационным прессингом (41%).

2. Наблюдается высокий уровень социальной фрустрированности средних медицинских работников, что связано с неудовлетворенностью профессиональным статусом и уровнем материального вознаграждения.

Большинство медицинских сестер считают оплату труда недостаточной, ее распределение – несправедливым.

3. По мнению пациентов и врачей, в рейтинге качеств медицинской сестры ведущие позиции должны занимать добросовестность (66% пациентов и 79% врачей), исполнительность (59 и 67% соответственно), внимательность (59 и 82%), доброжелательность (65 и 77%), ровность в общении (51 и 67%), отзывчивость (51 и 63%), коммуникативные качества (45 и 59%). Основными причинами низкого качества работы медицинских сестер признаны большая нагрузка (48% пациентов и 66% врачей), дефицит профессиональных знаний и умений (44 и 45% соответственно), низкий культурный уровень (по 15%), несогласованность в работе медицинского персонала (14% пациентов и 41% врачей).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.