text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организационные и психолого- деонтологические аспекты деятельности медицинской сестры крупного многопрофильного стационара

  • 10 августа 2012
  • 3158

Рост благосостояния общества привел к тому, что в понятие больничной культуры как социального явления в начале XXI века были включены не только профессиональные показатели лечебно-диагностических и оздоровительно-реабилитационных процессов, но и параметры, характеризующие степень удовлетворенности больного качеством медицинского обслуживания, отношением к себе, как к личности. К личностным качествам участников лечебного процесса, и особенно медицинской сестры, которая по роду выполняемой работы имеет наиболее близкий контакт с пациентом, предъявляются особые требования. В данной работе мы ставили перед собой цели изучить требования, предъявляемые врачами и пациентами к медицинской сестре, сопоставить эти требования с реалиями и на основе полученных данных предложить пути оптимизации деятельности медицинских работников среднего звена.

По специально разработанной для данного исследования анкете был проведен опрос 633 респондентов: 311 медицинских сестер, 106 врачей и 216 пациентов, получающих стационарное лечение в отделениях различного профиля республиканской клинической больницы. Анкетирование проведено с целью изучения условий труда, отношения к профессии, степени удовлетворенности работой медицинских сестер. Все участники лечебного процесса отметили, что труд медицинских сестер отличается высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения и большими физическими нагрузками. Абсолютное большинство медицинских работников среднего звена (96%) указали на крайне напряженный график работы, исключающий возможность отдыха во время рабочей смены. Это приводит к тому, что каждый седьмой сотрудник испытывает чувство усталости к середине рабочего дня, а каждый четырнадцатый начинает его не отдохнувшим. Кроме того, приходится задерживаться на работе после окончания рабочей смены, 36% медицинских сестер оценивают такие задержки как частые и длительные. Их причинами являются плохо организованный режим работы (65%), обилие отчетности (50%), превышение стандарта нагрузки (36,5%).

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

У 65% средних медицинских работников в коллективе сложились доброжелательные, товарищеские отношения, каждый второй характеризовал их как гармоничные, отмечая атмосферу взаимопомощи и взаимоуважения. При этом стиль общего руководства коллективом далек от демократичного. Только 39,4% сотрудниц отметили, что при возникновении спорных ситуаций, несогласий итоговые решения основаны на убеждении, примирении, убедительной аргументации; остальные считают, что все рабочие споры решаются не по справедливости, а по принципу авторитарного нажима – как решит старший по должности. В таких условиях проявление инициативы становится проблематичным, ее поощрение – сомнительным.

Средний уровень удовлетворенности медицинских сестер своим положением составил 3,4 по 5-балльной шкале, что соответствует зоне неопределенности: 11,8% респондентов были скорее не удовлетворены своим положением; 41,1 находили положение ни плохим и ни хорошим; 47,1% оценивали его как “скорее удовлетворительное”. Уровень общей удовлетворенности коррелировал с профессиональной удовлетворенностью и уровнем материального вознаграждения. Чаще недовольство испытывали постовые медсестры, а удовлетворенность своим положением – медицинские сестры специализированных кабинетов и акушерки. Это связано с тем, что постовым сестрам нередко приходится выполнять не свойственную их специальности работу, заменять младший медицинский персонал, дефицит которого в среднем по больнице составляет 34,1%, а средние медицинские работники специализированных кабинетов выполняют четко регламентированную работу, требующую специальных знаний, являются незаменимыми специалистами в своей области, пользуются уважением пациентов и в связи с этим имеют высокую самооценку. В таком же положении находятся акушерки родильного отделения. Не случайно среди этих групп медицинских работников среднего звена наблюдается меньшая текучесть кадров, чем в целом по больнице, и наиболее высокий процент занятых должностей.

Подавляющее большинство медицинских сестер считают оплату своего труда недостаточной, а распределение – не справедливым (62,5%). Сегодня медицинская сестра – одна из самых низкооплачиваемых профессиональных групп. Если прибавить к этому высокие требования, предъявляемые обществом к медицинскому работнику, напряженность труда, ответственность, то становятся понятными текучесть кадров, дефицит специалистов, низкое место в рейтинге специальностей с точки зрения современной молодежи.

Как показали результаты исследования, около 70% медицинских сестер любят свою работу, более 72% ею удовлетворены. Более того, если бы сегодня пришлось выбирать профессию 60% медсестер повторили бы свой выбор. И все же 75% респондентов никогда бы не посоветовали молодым людям стать медицинским работником среднего звена, поскольку эта работа малооплачиваемая (так полагают 80% респондентов), не престижная (47,6%), не вызывает уважения окружающих (23,6%), не приносит морального удовлетворения (14,4%), часто приходится выполнять не свойственную профессии малоинтересную работу (9,2% опрошенных). Каждая третья медсестра (33,6%) сообщила, что сменила бы работу на более престижную и высокооплачиваемую, ушла из практической медицины, если бы появилась такая возможность. Полученные данные заставляют серьезно задуматься о мерах по укреплению престижности профессии медицинского работника среднего звена.

Для создания виртуального портрета медицинской сестры изучены мнения пациентов, врачей и самих средних медицинских работников об идеальном образе медсестры и проведено сравнение с реальным положением вещей. С точки зрения пациента, идеальная медицинская сестра должна быть профессионалом (так считают 95% опрошенных), обладать определенным набором личностных качеств (42%) и приятной внешностью (20%). В рейтинге профессиональных качеств лидировали добросовестность (66%), исполнительность и внимательность (по 59%), дисциплинированность (32,5%) медицинского работника среднего звена. Из личностных характеристик главными оказались доброжелательность в отношениях с больными (65%), ровность в общении и отзывчивость (по 51%), коммуникативные навыки (45%). Самостоятельность действий за медицинским работником среднего звена признавал только каждый пятый пациент, остальные полагали, что медицинская сестра – исполнитель врачебных указаний, помощник врача, или просто никогда не задумывались над этим вопросом. Большинство пациентов в первую очередь ценили в медицинском работнике среднего звена качества исполнителя, отказывая в самостоятельности принятия решений.

Выводы

1. Условия труда медицинских сестер отличаются высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения (80,7%), большими физическими нагрузками (58,30%), необходимостью находиться в вынужденной позе (47,7%), информационным прессингом (41%).

2. Наблюдается высокий уровень социальной фрустрированности средних медицинских работников, что связано с неудовлетворенностью профессиональным статусом и уровнем материального вознаграждения.

Большинство медицинских сестер считают оплату труда недостаточной, ее распределение – несправедливым.

3. По мнению пациентов и врачей, в рейтинге качеств медицинской сестры ведущие позиции должны занимать добросовестность (66% пациентов и 79% врачей), исполнительность (59 и 67% соответственно), внимательность (59 и 82%), доброжелательность (65 и 77%), ровность в общении (51 и 67%), отзывчивость (51 и 63%), коммуникативные качества (45 и 59%). Основными причинами низкого качества работы медицинских сестер признаны большая нагрузка (48% пациентов и 66% врачей), дефицит профессиональных знаний и умений (44 и 45% соответственно), низкий культурный уровень (по 15%), несогласованность в работе медицинского персонала (14% пациентов и 41% врачей).

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к системе «Главная медсестра»:
возможность скачать СОПы • доступ к тренингамжурналы для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.