text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Организация работы учебно-методического кабинета сестринского персонала

  • 3 февраля 2016
  • 8620

В условиях реформирования здравоохранения лечебно-профилактические учреждения должны гарантировать населению качественную медицинскую помощь. Новые технологии предусматривают необходимость совершенствования знаний, которые необходимо поддерживать на протяжении всей профессиональной карьеры.

В целях обеспечения качественного сестринского ухода медицинская сестра должна обладать соответствующим уровнем знаний и высоким профессионализмом.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

В настоящее время назрела необходимость организации учебно-методических подразделений. Деятельность этих структур должна быть направлена на обучение сестринского персонала решению конкретных профессиональных проблем данного учреждения и проведение научных исследований в сестринском деле.

Учебно-методический кабинет в городской клинической больнице СМП

Организация работы учебно-методического кабинета в МУЗ

Больница скорой медицинской помощи № 2 г. Омска является лечебнопрофилактическим учреждением, которое проходит все этапы реформирования системы здравоохранения, поэтому администрация больницы заинтересована в нововведениях, способствующих более эффективной деятельности сестринского персонала.

Стационар больницы рассчитан на 480 коек, обслуживает население города в режиме ежедневной неотложной медицинской помощи по 7 специальностям.

В структуру стационара входят:

  1. Хирургический корпус
7 отделений
  1. Терапевтический корпус 
4 отделения
  1. Лечебно-диагностическая служба
8 отделений
  • Ежегодно стационарную неотложную помощь получают более 16 тыс. пациентов с различной степенью тяжести заболеваний.
  • Амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают по 13 врачебным специальностям.
  • Травматологический пункт работает в режиме ежедневного круглосуточного оказания неотложной медицинской помощи.

Больница является клинической базой трех кафедр Омской государственной медицинской академии и учебно-практической базой для обучения студентов медицинских колледжей.

Кадровый состав сестринского персонала насчитывает 475 чел. (17 специальностей), из них 64% принимают непосредственное участие в осуществлении сестринского ухода.

Квалификационные категории имеют 375 специалистов, что составляет 78% общего числа и 91% подлежащих аттестации. Сертификат специалиста имеют 89% медсестер.

Организация работы учебно-методического кабинета

С целью повышения профессионального уровня и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской, медико-социальной помощи пациентам на базе больницы при материально-технической поддержке Омской профессиональной сестринской ассоциации 25 апреля 2005 г. организовано структурное подразделение – учебно-методический кабинет (УМК).

  • Его работой руководит старшая медицинская сестра.
  • Деятельность УМК определена положением (приложение 1).
  • Работа руководителя кабинета определена должностной инструкцией старшей медсестры УМК (приложение 2).

Стратегию работы учебно-методического кабинета вырабатывают на основе:

  • требований нормативной документации, регламентирующей деятельность сестринского персонала;
  • анализа качества работы медицинских сестер.

Сформирована номенклатура дел УМК (инструктивно-нормативная, плановая, учетно-отчетная, учебно-методическая документация).

Организация работы учебно-методического кабинета в МУЗ “Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 2”Работа учебно-методического кабинета направлена на формирование системы непрерывного повышения квалификации сестринского персонала в целях повышения качества медицинской помощи.


Перед учебно-методическим кабинетом стоят следующие задачи

  1. методическое и информационное обеспечение работы сестринских кадров;
  2. обучение медицинских сестер современным сестринским технологиям;
  3. адаптация и внедрение в практическую деятельность сестринского персонала стандартов и инновационных технологий;
  4. непрерывное повышение квалификации, аттестация кадров;
  5. обмен опытом с другими ЛПУ;
  6. оказание методической помощи медсестрам при выполнении научноисследовательской работы в ЛПУ.

Учебно-методический кабинет взаимодействует с:

  • научно-методическим центром Омской профессиональной сестринской ассоциации;
  • центром повышения квалификации работников здравоохранения;
  • омскими медицинскими колледжами;
  • учебно-методическими кабинетами других ЛПУ;
  • Советом по сестринскому делу МУЗ “ГК БСМП № 2”;
  • сестринским персоналом больницы.

Специалисты, привлекаемые к работе в УМК, осуществляют методическую и консультативно-обучающую деятельность. 

Основной вид деятельности УМК в настоящее время – обучение сестринского персонала:

  1. В кабинете сформирована и постоянно пополняется база законодательных и нормативных документов.
  2. Создается фонд методической и учебной литературы по направлениям деятельности сестринского персонала.
  3. С целью обучения медсестер работе с медицинской литературой создана картотека литературы по специальности и статей, опубликованных в журналах “Главная медицинская сестра”, “Сестринское дело”, “Медицинская сестра”.
  4. Кабинет оснащен компьютером (с доступом к Интернету), ксероксом, принтером для более плодотворной работы.
  5. Старшие медицинские сестры и все специалисты при необходимости получают всю имеющуюся литературу для организации и проведения в структурных подразделениях ЛПУ сестринских конференций, учеб, а также для самообразования. 

В больнице № 2 созданы все условия для получения многоуровневого сестринского образования:

  • 23 медсестры имеют повышенный уровень образования по специальности “Сестринское дело”;
  • 3 чел. в настоящее время проходят обучение на факультете повышенного уровня образования;
  • 1 медсестра является студенткой факультета высшего сестринского образования Новосибирского государственного медицинского университета.

Этих специалистов, владеющих современными знаниями по менеджменту, сестринской педагогике, психологии, организации здравоохранения, новейшими сестринскими технологиями, активно привлекают к работе в учебно-методическом кабинете.

При обучении сестринского персонала на базе больницы № 2 используют разнообразные формы.

Формы обучения сестринского персонала при учебно-методическом кабинете

Ежеквартальные общебольничные сестринские конференции

Цель конференций – повышение теоретических знаний персонала.

Учебнометодический кабинет планирует и организует эти мероприятия.

  • К участию в конференциях привлекают преподавателей Омского медицинского колледжа Росздрава;
  • врачей Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями;
  • специалистов территориального управления Роспотребнадзора;
  • врачей и медсестер стационара и поликлиники.

В отделениях конференции проводят 6 раз в год.

Технические учебы
  • Прорабатывают нормативную и инструктивную документацию;
  • По итогам обучения принимают зачеты по проверке знаний медсестер.
Мастер-классы

Являются наглядной интерактивной формой познавательной деятельности.

Мастер-классы проводят с целью усвоения и практической отработки умений, навыков, технологий;

Семинары 

Организуются для конкретной категории специалистов.

Семинары проводят высококвалифицированные специалисты, по прослушанной теме принимают зачеты.

“Школы профессионального мастерства” Для процедурных, перевязочных и палатных медсестер с целью повышения профессионального мастерства и освоения смежных специальностей.
“Школа резерва”

Для формирования руководящего резерва на должность старшей медицинской сестры.

Организация работы учебно-методического кабинета в МУЗСпециалисты, привлекаемые к работе в учебно-методическом кабинете, оказывают помощь при подготовке рефератов, докладов, подборе специальной и методической литературы по заданной теме для грамотного и качественного проведения мероприятий.

Для младшего медперсонала на базе кабинета проводят обучающие семинары по вопросам санитарно-эпидемиологического режима. Особое внимание уделяют правилам проведения уборок, обработке и хранению уборочного инвентаря, организации сбора и утилизации отходов в медицинском учреждении, ознакомлению с новыми дезинфицирующими средствами.

Для закрепления полученной на учебах информации сестринский персонал сдает зачеты в устной и тестовой формах, проходит аттестацию на рабочем месте. В больнице № 2 зачеты принимают с помощью компьютерного тестирования.

Тестирование не только помогает измерять индивидуальную профессиональную компетенцию специалиста, но и анализировать работу старших медицинских сестер по обучению персонала, качеству проведения конференций, технических учеб в отделении. Проведение тестового зачета в учебно-методическом кабинете активизирует мотивацию сестринского персонала в получении профессиональных знаний.

Инициативная группа, в которую входят руководители комитетов Совета по сестринскому делу, формирует банк тестовых вопросов, которые рецензируют специалисты по профилю выбранной темы и утверждает главный врач. Руководитель учебно-методического кабинета составляет график проведения тестирования, который также утверждает главный врач.

Для составления тестовых заданий используют инструктивно-нормативную документацию, сборники технологий и стандартов практической деятельности сестринского персонала, методические пособия по специальностям. В целях проверки знаний медперсонала используют тесты*. Тесты содержат минимум 50 вопросов. Для проведения тестирования в учебно-методическом кабинете установлена программа, позволяющая формировать банк тестовых заданий и распечатывать ведомости тестирования персонала по отделениям с указанием названия теста, подразделения, Ф.И.О. тестируемого, полученной оценки в баллах, процентах и даты тестирования.

За период работы УМК проведены тестовые зачеты для сестринского персонала по темам:

  • “ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и профилактика” – ежегодно;
  • «Отраслевой стандарт “Протокол ведения больных. Пролежни”» – при внедрении стандарта в работу сестринского персонала;
  • “Анафилактический шок: профилактика, клиника и неотложная помощь” – ежегодно;
  • “Санитарно-эпидемиологический режим” – ежегодно.

По результатам тестовых зачетов составляют диаграмму, которая отражает уровень усвоения теоретических знаний структурного подразделения в целом. По данным показателям Совет по сестринскому делу анализирует эффективность учебных мероприятий, обсуждает пути повышения уровня знаний сестринского персонала. Предложенные мероприятия включают в планы работ старших медицинских сестер и учебно-методического кабинета.

Организационные функции по реализации намеченных планов возлагают на УМК.


Алгоритм организации работы учебно-методического кабинета

  1. Планирование
Определение приоритетной проблемы, требования нормативной документации, выбор темы, составление плана проведения мероприятия.
  1. Организация
Создание инициативной группы, которая может включать как сестринский и врачебный персонал, так и преподавателей медицинских колледжей и Центра повышения квалификации, обеспечение информационной базой, разработка пакета документов для проведения мероприятия.
  1. Контроль
Рецензирование специалистами тестов по профилю выбранной темы, приказ главного врача о проведении мероприятия; проведение мероприятия – наличие графика, контрольных карт, ведомостей, протоколов.
  1. Анализ
Оценка качества проведения мероприятия, оценка полученных результатов, планирование мероприятий по устранению полученных отрицательных результатов.

Работа учебно-методического кабинета в МУЗ “ГК БСМП № 2”, направленная на обучение и консультативно-методическую деятельность сестринского персонала, дает положительный эффект, который отражается на повышении профессионального уровня медицинских сестер, оказании качественной помощи пациентам и развитии сестринского дела в больнице.

Приложение 1

Положение об учебно-методическом кабинете по организации работы с сестринским персоналом

Цель: Повышение профессионального уровня сестринского персонала и их самообразование.

I. Общие положения

  1. Учебно-методический кабинет (УМК) является структурным подразделением МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  2. Руководство учебно-методическим кабинетом осуществляется старшей медицинской сестрой.
  3. Руководитель учебно-методического кабинета находится в непосредственном подчинении главной медицинской сестры МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  4. Руководитель учебно-методического кабинета назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению главной медицинской сестры больницы.
  5. Руководитель учебно-методического кабинета отчитывается о своей деятельности перед главным врачом, главной медицинской сестрой больницы и методическим центром Омской профессиональной сестринской организации.
  6. В своей деятельности учебно-методический кабинет руководствуется:
  • настоящим Положением;
  • Законом “Об образовании” (в ред. Федеральных законов от 16.11.96 № 114-Ф3);
  • Доктриной среднего медицинского и фармацевтического образования Российской Федерации, утвержденной протоколом № 20 Минздрава России 28.12.99;
  • Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387;
  • Отраслевой программой развития сестринского дела в Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России от 09.01.01 № 4;
  • приказом Минздрава России от 31.12.97 № 390 “О мерах по улучшению сестринского дела в РФ”;
  • Территориальной концепцией развития сестринского дела в Омской области на 2001–2005 гг., утвержденной на коллегии ГУЗАО от 11.12.01 № 31.
  1. Деятельность учебно-методического кабинета направлена на осуществление мероприятий для повышения профессионального уровня и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медикосоциальной помощи пациентам.
  2. Учебно-методический кабинет организован с целью повышения профессионального уровня и самообразования сестринского персонала МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  3. Деятельность учебно-методического кабинета осуществляется согласно плану работы на текущий год и перспективному плану.
  4. К деятельности учебно-методического кабинета привлекается Совет медицинских сестер МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  5. Учебно-методический кабинет взаимодействует с научно-методическим центром ОПСА и Омским центром повышения квалификации работников здравоохранения.

II. Задачи учебно-методического кабинета

  1. Планирование деятельности учебно-методического кабинета.
  2. Ведение учетной и отчетной документации методического кабинета.
  3. Организация проведения теоретических и практических занятий с сестринским персоналом.
  4. Проведение инструктивно-методических занятий для старших медицинских сестер отделений.
  5. Организация и проведение общебольничных сестринских конференций.
  6. Организация и проведение контроля знаний по всем разделам профессиональной деятельности сестринского персонала.
  7. Оказание методической помощи при подготовке к аттестации.
  8. Оказание методической помощи в создании стандартов практической деятельности, применяемой в работе сестринского и младшего медицинского персонала МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  9. Проведение анализа ошибок профессиональной подготовки сестринского персонала МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  10. Подготовка дублирующего состава (резерва) по всем категориям специалистов сестринского дела и проведение оценки их профессиональной подготовки.
  11. Своевременное распространение информации и методических материалов по работе сестринского персонала.
  12. Содействие развитию новых организационных форм и технологий сестринской помощи в МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  13. Определение приоритетных направлений для проведения научных исследований в сестринском деле в МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  14. Содействие распространению научных достижений и передового опыта в области сестринского дела.
  15. Содействие профилактической деятельности сестринского персонала.
  16. Организация и проведение анализа научных исследований, внедрение новых сестринских технологий, направленных на повышение качества сестринской помощи пациентам.
  17. Разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающего пространства в больнице, предупреждению социально значимых заболеваний у сестринского персонала МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  18. Участие в конкурсах, проводимых научно-методическим центром ОПСА.
  19. Организация проведения учебно-производственной и преддипломной практики для студентов медицинских колледжей на базе МУЗ “ГК БСМП № 2”.
  20. Проведение анализа физических характеристик рабочего места, влияющих на производительность труда сестринского персонала.
  21. Определение профессиональной подготовки и уровня знаний сотрудников, вновь поступающих на работу.

III. Плановая документация

  1. Перспективный план работы учебно-методического кабинета на 3 года.
  2. Текущий план работы учебно-методического кабинета на 1 год.
  3. План аттестации и переаттестации сестринского персонала больницы.
  4. Календарный план сестринских мероприятий на 1 год.
  5. План повышения квалификации сестринского персонала больницы.
  6. План комплексных обходов Совета по сестринскому делу на 1 год.
  7. График проведения ночных рейдов старшими медицинскими сестрами на 1 год.
  8. График дежурств старших медицинских сестер по больнице на 1 год.
  9. План работы “школы профессионального мастерства медицинской сестры”.

IV. Оснащение учебно-методического кабинета

  1. Компьютерная техника.
  2. Музыкальный центр.
  3. Принтер.
  4. Ксерокс.
  5. Фотоаппарат.
  6. Картотека медицинской литературы.
  7. Картотека таблиц, видеофильмов.
  8. Набор учебных видеофильмов и слайдов.

V. Литература

  1. Инструктивно-нормативная документация (приказы и руководящие документы Минздрава России, г. Омска и Омской области, сборники технологий, стандартов для сестринского персонала ЛПУ по номенклатурным специальностям, руководства, инструкции).
  2. Научная медицинская литература: учебники, справочники и др.
  3. Периодические издания медицинской литературы: журналы “Сестринское дело”, “Медицинская сестра”, “Главная медицинская сестра” и др.
  4. Учебно-методическая литература (сборники тестовых заданий, проблемно-ситуационных задач и др.).

VI. Учетная документация

  1. Паспорт кабинета.
  2. Реестр методических консультаций сестринского персонала МУЗ “ГК БСМП № 2”.

VII. Отчетная документация

  1. Отчет о деятельности учебно-методического кабинета ежеквартально и за текущий год.
  2. Отчет о деятельности учебно-методического кабинета за 3 года.
  3. Отчеты подаются до 20 января следующего года в научно-методический центр ОПСА.

Приложение 2

Должностная инструкция старшей медицинской сестры учебно-методического кабинета

I. Общие положения

  1. На должность старшей медицинской сестры учебно-методического кабинета (УМК) по организации работы с сестринским персоналом назначается одна из опытных медицинских сестер, имеющая организаторские способности, получившая высшее сестринское образование по специальности “Сестринское дело” или закончившая факультет повышенного уровня образования и имеющая диплом.
  2. Старшая медицинская сестра назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению главной медицинской сестры.
  3. В своей деятельности старшая медицинская сестра УМК руководствуется:
  • Положением об учебно-методическом кабинете;
  • квалификационной характеристикой специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности “Сестринское дело”;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • почасовым графиком работы;
  • законодательными и нормативными актами, официальными документами в области здравоохранения и приказами, указаниями и распоряжениями должностных лиц.
  1. Старшая медицинская сестра должна знать:
  • Конституцию Российской Федерации;
  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, федеральные законы и иные нормативные акты по вопросам здравоохранения;
  • порядок составления графиков работы по различным разделам деятельности;
  • теоретические основы гигиены и организации здравоохранения;
  • теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;
  • организацию санитарного просвещения гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;
  • трудовое законодательство;
  • правила нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
  1. В непосредственном подчинении старшей медицинской сестры УМК находится сестринский и младший персонал больницы.
  2. На время отсутствия старшей медицинской сестры (командировка, отпуск, болезнь) ее обязанности исполняет лицо, назначенное приказом главного врача больницы. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение временно возложенных на него обязанностей.

II. Обязанности

Старшая медицинская сестра УМК:

  1. Осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с Этическим кодексом медицинской сестры России.
  2. Постоянно повышает свой профессиональный уровень знаний, умений и навыков путем самообразования, участия в общебольничных конференциях, семинарах и аттестациях на рабочих местах, учебах и конференциях в отделениях, общебольничных мероприятиях.
  3. Своевременно проходит усовершенствование 1 раз в 5 лет с получением сертификата.
  4. Участвует в проведении мероприятий по организации деятельности больницы в экстремальных ситуациях.
  5. Своевременно и качественно ведет документацию по разделу своей деятельности согласно номенклатуре дел.
  6. Участвует в комплексных обходах совместно с главной медсестрой больницы.
  7. Разрабатывает методические пособия для проведения занятий с сестринским и младшим персоналом больницы.
  8. Помогает в организации и контролирует проведение технических учеб, конференций в отделениях, научно-практических конференций в больнице. Контролирует посещаемость занятий.
  9. Организует и проводит мероприятия по профессиональной адаптации, повышению квалификации и переподготовке, развитию профессиональной карьеры, аттестации и сертификации сестринского персонала и способствует повышению квалификации младшего персонала.
  10. Проводит мероприятия по работе с молодыми специалистами согласно индивидуальным планам подготовки.
  11. Организует и проводит мероприятия, способствующие повышению престижа сестринского персонала.
  12. Организует и осуществляет контроль за проведением санитарнопросветительной работы и пропаганды здорового образа жизни.
  13. Проводит контроль и экспертную оценку деятельности сестринского и младшего персонала.
  14. Осуществляет наставническую и педагогическую деятельность.
  15. Использует в работе современную оргтехнику.

III. Права

Старшая медицинская сестра имеет право:

  1. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых ею должностных обязанностей.
  2. Вносить на рассмотрение руководителя учреждения вопросы по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.
  3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
  4. Вносить предложения по поощрению отличившихся работников, наложению взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  5. Требовать от руководителя учреждения оказания содействия в исполнении возложенных на нее обязанностей и реализации предоставленных прав.
  6. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее профессиональной компетенции.
  7. Участвовать в работе ОПСА и других общественных организаций, не запрещенных законодательством РФ.

IV. Ответственность

Старшая медицинская сестра привлекается к ответственности:

  1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах и порядке, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
  2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах и порядке, предусмотренных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
  3. За причинение материального ущерба в пределах и порядке, предусмотренных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.