Опыт привлечения студентов медучилища к научно-исследовательской деятельности

1722

Процесс эффективной адаптации студентов к профессиональной деятельности является потребностью современного профессионального образования. Содействие адаптации необходимо осуществлять как в процессе обучения, так и во внеаудиторной деятельности. Участие студентов в научно-исследовательской деятельности способствует самостоятельной творческой работе, развитию мыслительной деятельности, вызывает интерес, расширяет кругозор, заставляет анализировать, сравнивать, выделять главное. Полученные навыки помогают им в дальнейшей работе.

Исследовательскую работу по теме “Нейроциркуляторная дистония. Современные аспекты синдрома. Подходы к терапии” проводили со студентами 3, 4, 5 курсов фельдшерского отделения училища.

Цель работы – расширить представление о патологии, выявить начальные проявления данного синдрома у студентов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • анализ литературы по данной проблеме;
  • анализ историй болезни пациентов с данной патологией;
  • анкетирование студентов для ориентировочной оценки состояния здоровья с целью выявления начальных проявлений синдрома;
  • обработка и анализ полученных данных.

Синдром вегетососудистой дистонии (нейроциркуляторной дистонии) известен достаточно давно и всегда привлекал внимание терапевтов, педиатров, кардиологов, организаторов здравоохранения. Этот синдром можно определить как состояние, обусловленное дисбалансом вегетативного обеспечения деятельности внутренних органов и систем и генетическим тестированием.

Нейроциркуляторная дистония (НЦД) – это нарушение нейрогуморальной и эндокринной регуляции преимущественно сердечно-сосудистой системы. Большинство исследователей рассматривают ее как частное проявление вегетососудистой дистонии. Таким образом, в настоящее время наиболее общепринятыми и приемлемыми терминами, обозначающими функциональные расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, являются “вегетативная дистония” (вегетососудистая дистония) и “нейроциркуляторная дистония”.

Синдром вегетососудистой дистонии диагностируют едва ли не у половины населения: у 12–25% детей и 70% взрослых.

Нейроциркуляторная дистония в молодом возрасте чаще обусловлена психоэмоциональными стрессовыми факторами, связанными с ущемлением личности родителями, сверстниками, расхождением взглядов и мнений, ухудшением отношений с друзьями. НЦД встречается у 20–25% студентов учебных заведений, что связано с трудностями адаптации к новым условиям обучения, дефицитом времени, эмоциональным напряжением во время сдачи зачетов, экзаменов. Синдром вегетососудистой дистонии – это пограничное состояние, которое при определенных условиях под влиянием внешних и внутренних факторов может трансформироваться в болезненное состояние, и чаще всего – в артериальную гипертензию (гипертоническую болезнь), ишемическую болезнь сердца, язвенную болезнь и др.

В связи с распространенностью и ростом данной патологии среди людей разных возрастных категорий, непредсказуемостью по многообразию проявлений, исходов в молодом возрасте тема вызвала интерес и необходимость более углубленного изучения.

Участники исследования составили план, определили направления исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных особенностей и способностей. В течение семестра студенты углубленно изучали литературу по вопросам этиологии, патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики, особенностям проявления синдрома у подростков, терапии с акцентом на немедикаментозные методы, обсуждали основные методы профилактики, анализировали истории болезни студентов с различными вариантами течения нейроциркуляторной дистонии. Наиболее значимые из них в плане дифференциальной диагностики были представлены на учебной конференции (приложение 1). Наибольший интерес слушателей вызвали случаи данного заболевания у студентов, вопросы дифференциальной диагностики и сообщения о результатах проведенного анкетирования.

По специально разработанной анкете провели опрос студентов 3, 4, 5 курсов фельдшерского отделения (приложение 2). В анкетировании участвовали 68 студентов. Цель анкетирования – получение ориентировочной характеристики состояния здоровья, наличие начальных проявлений синдрома вегетососудистой дистонии. Из наиболее характерных признаков преобладающего парасимпатического влияния отмечены повышенная утомляемость, склонность к гипотонии, быстрая эмоциональная истощаемость. У этой группы отмечали и кардиологические жалобы: боль в области сердца, ощущение сердцебиения. Признаки преобладающего симпатического влияния – подъемы АД, ощущение сердцебиения наблюдали реже. В основном отмечали следующие проявления синдрома: головную боль – 81%, снижение памяти – 70, шум в ушах – 57, головокружение – 54, метеозависимость – 51, кардиалгию – 40%.

Большинство данных симптомов выявляли у студентов 4 и особенно 5 курсов.

Нейроциркуляторная дистония включает несколько вариантов: гипертонический, гипотонический, кардиальный и смешанный. В нашем обследовании чаще регистрировали гипотонический вариант. Пониженные цифры АД зарегистрированы в 28,8% случаев, повышение – в 12,8% случаев.

Наиболее частыми причинами, способствующими развитию НЦД, являются стрессовые ситуации, переутомление, гиподинамия. На ухудшение состояния влияют умственное перенапряжение (68,5%) и перенесенные инфекции (38,5%).

Неупорядоченный режим учебы, отдыха, недостаточный сон способствуют развитию НЦД. Преобладали вазомоторный и астеноневротический синдромы.

По итогам анкетирования даны рекомендации о необходимости специального обследования для исключения органических изменений и определения оптимальной тактики отдельным студентам. Всем учащимся, имеющим те или иные проявления синдрома, рекомендованы немедикаментозные способы, включающие соблюдение режима с достаточным по продолжительности ночным сном, дневным отдыхом, занятия физической культурой с проведением утренней зарядки, лечебное питание, физиотерапия, психотерапия. Разработана памятка с подробными рекомендациями в зависимости от типа дистонии (приложение 3).

По результатам проведенной исследовательской работы студенты училища провели диспуты о необходимости формирования здорового образа жизни, критического отношения к правильному режиму питания, отказу от вредных привычек, досугу. Лиц с начальными проявлениями НЦД привлекают к физкультурно-оздоровительной работе: они посещают бассейн, отдыхают во время каникул в оздоровительных лагерях. В дальнейшем исследовательская работа в направлении “НЦД как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний” среди студентов фельдшерского отделения будет продолжена.

В процессе выполнения исследовательской работы студенты приобрели умения и навыки, необходимые в будущей профессии, развивали познавательную активность, творческую самостоятельность, критическое отношение к своему здоровью, осознали необходимость повышения резервных способностей организма, формирования здорового образа жизни.

Требования к квалификации бухгалтера.

Список использованной литературы

1. Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония: особенности клинической симптоматики, диагностика и лечение: Дис. ... д-ра мед. наук. М., 1987.

2. Алмазов В.А., Шляхто Е.В., Соколова Л.А. Пограничная артериальная гипертензия. СПб.: Гиппократ, 1992. С. 192.

3. Вейн А.М., Яковлев Н.А., Каримов Т.К., Слюсарь Т.А. Лечение вегетативной дистонии. Традиционные и нетрадиционные подходы: Краткое руководство для врачей. М., 1993. С. 237.

4. Волков В.С., Виноградов В.Ф. Нейроциркуляторная дистония (вопросы терминологии, классификации, патогенеза, клиники, диагностики и лечения) // Функциональные психогенные нарушения в клинике внутренних болезней. М., 1981. С. 39–57.

5. Информация всемирной сети Internet.

6. Киреева И.П., Осокина С.Г., Северный А.А. Вегетососудистая дистония у студентов: клиника, лечение, реабилитация: Методические рекомендации. М., 1993. С. 30.

7. Колосова О.А. Головные боли: основные формы, диагностика, лечение. Российский медицинский журнал. 1997, № 3. С. 30–32.

8. Маколкин В.И., Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике. М.: Медицина, 1995. С. 192.

9. Маколкин В.И., Аббакумов С.А., Сапожникова А.А. Нейроциркуляторная дистония. Чебоксары, 1995. С. 250.

10. Оскоров А.Н., Базеко Н.П. Нейроциркуляторная дистония. Медицинская литература, 2004.

11. Покалев Г.М. Нейроциркуляторная дистония. Нижний Новгород, 1994. С. 300.

12. Солдаткин Э.В., Княжицкая Н.С., Михайлова О.В. Диспансеризация больных с вегетососудистой дистонией. Л., 1990. С. 36.

Приложение 1

Тематический ПЛАН выступлений студентов на учебной конференции

1. Вступительное слово. Ненашева В.М., преподаватель терапии.

2. Нейроциркуляторная дистония (причины, симптомы, течение).

3. Нейроциркуляторная дистония (клинические синдромы, диагностика).

4. Дифференциальная диагностика НЦД с гиперкинетическим синдромом и гипертонической болезни без поражения органов-мишеней.

5. Вегетососудистая дистония у подростков (спорные вопросы этиологии, патогенеза, клиники).

6. Современные аспекты синдрома нейроциркуляторной дистонии.

7. Нейроциркуляторная дистония (обзор литературы по лечению).

8. Случай из практики: НЦД по смешанному типу.

9. Случай из практики: НЦД по кардиальному типу.

10. Случай из практики: НЦД по смешанному типу.

11. Результаты исследовательской работы по выявлению начальных проявлений нейроциркуляторной дистонии у студентов фельдшерского отделения училища.

12. Заключительное слово (анализ, оценка выступлений участников конференции). Ненашева В.М.

Приложение 2

АНКЕТА “Субъективная оценка здоровья”

1. Беспокоит ли головная боль?

2. Беспокоит ли боль в области сердца?

3. Бывают ли головокружения?

4. Влияет ли на самочувствие перемена погоды?

5. Бывает ли ослабление памяти, забывчивость?

6. Бывает ли шум, звон в ушах?

7. Бывает ли трудно сосредоточиться?

8. Какие факторы из нижеперечисленных чаще вызывали ухудшение самочувствия:

  • перенесенные носоглоточные инфекции;
  • табачная интоксикация;
  • умственное перенапряжение;
  • другие причины.

9. Измеряли ли вы когда-нибудь артериальное давление, какое оно?

Приложение 3

ПАМЯТКА “Рекомендации по предупреждению нейроциркуляторной дистонии”

Лечение нейроциркуляторной дистонии представляет сложную и далеко не решенную задачу.

Предпочтение отдается немедикаментозным способам, включающим соблюдение режима дня, с достаточным по продолжительности ночным сном и дневным отдыхом, занятие физической культурой с проведением утренней зарядки, фитотерапию и различные способы физиотерапии.

Гипотонический тип Гипертонический тип Кардиальный тип
Виды физических нагрузок
Танцы, теннис, лыжи, коньки, быстрая ходьба, медленный бег Плавание, ходьба, туризм, катание на коньках, лыжах Медленный бег, плавание, бадминтон
При всех видах нейроциркуляторной дистонии нежелательно заниматься групповыми видами спорта.
Лечебное питание
Пища, содержащая достаточное количество соли, воды, пряностей и специй: различные маринады, молоко, кефир, мясо – свинина и говядина, сало, гречневая каша, горох и сливочное масло, черный хлеб, колбасы, сыры, черный чай, кофе, шоколад Ограничение поваренной соли (не более 10–15 г/сут), сахара, жидкости, пряностей. В рацион питания включают ячневую и рисовую каши, нежирные сорта мяса и рыбы, белый хлеб, фрукты и овощи, молоко, кефир, творог, предпочтительно растительное масло Диета, содержащая все необходимые ингредиенты, богатые витаминами. Показаны продукты, содержащие соли калия: картофель, баклажаны, капуста, изюм, инжир, зеленый горошек, петрушка, помидоры, ревень, свекла, укроп, фасоль, щавель
Лечебный массаж
Общий массаж и массаж икроножных мышц, кистей рук Массаж по зонам позвоночника и шейноворотниковой области Общий массаж, массаж головы и воротниковой зоны
Лечебные ванны
Контрастный или циркулярный душ, жемчужные, радоновые и солено-хвойные ванны Хвойные, хлоридные, кислородные ванны с добавлением седативных трав Хвойные или жемчужные ванны, контрастный душ
Фитотерапия
Женьшень, элеутерококк, золотой корень Черная рябина, багульник, магнолия, пастушья сумка, мята, валериана, пустырник Валериана, пустырник, пион, боярышник
Медикаментозная терапия
Лекарства, повышающие активность альфаадренорецепторов периферических сосудов и вегетативной нервной системы: женьшень, элеутерококк, золотой корень, глицирам, кордиамин Препараты, снижающие активность альфа-адренорецепторов периферических сосудов и симпатической нервной системы: настойка пустырника, боярышника, пиона. Транквилизаторы (феназепам), нейролептики с успокаивающим действием на центральную нервную систему, сонопакс или рудотель Препараты, улучшающие обменные процессы в сердечной мышце (рибоксин, витамины группы В), препараты калия (панангин), поливитаминные комплексы

Нейроциркуляторная дистония является самым распространенным и непредсказуемым по многообразию своих проявлений и исходов заболеванием молодого поколения.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×