Опыт подготовки выпускников факультета высшего сестринского образования в годичной интернатуре по специальности “Управление сестринской деятельностью”

7131

В условиях реформирования здравоохранения одной из приоритетных задач является повышение качества медицинской помощи. Выпол- нение данной задачи в условиях недостаточного ресурсного обеспечения во многом зависит от профессиональной подготовленности ру- ководителей здравоохранения разных уровней управления.

Успешное решение задач, вставших перед здравоохранением в новых экономических условиях, зависит от профессиональной компетентности и подготовки медицинских кадров, в т. ч. с высшим сестринским образованием.

В последние годы Минздравсоцразвития России совместно с региональными органами управления здравоохранением и ассоциацией медсестер России проводят активную работу по реформированию сестринского дела. Согласно Отраслевой Программе развития сестринского дела в Российской Федерации, утвержденной 09.01.2001, реформа медицинского образования предусматривает подготовку медицинских кадров по новым направлениям, открытие факультетов высшего сестринского образования.

Понятие “высшее сестринское образование” означает выпуск медсестер с вузовским дипломом. Решение вопросов целевого обучения (т. е. адресное направление медицинских сестер на обучение в медицинскую академию на факультет высшего сестринского образования) определит приоритетность такого высокого уровня подготовки.

Идея подготовки специалистов в области менеджмента в здравоохранении получает все большее признание среди медицинской общественности.

Многоуровневая система дои последипломного образования специалистов среднего звена, которая предполагает базовый (основной), повышенный (углубленный) уровни подготовки и высшее сестринское образование, является результатом перестройки образовательного процесса, продиктована современным состоянием и перспективами развития здравоохранения и основана на опыте отечественных и зарубежных учебных заведений. Она даст возможность практикующим медицинским сестрам сделать профессиональную карьеру, получив более высокое образование, что, несомненно, станет одним из факторов улучшения работы лечебнопрофилактических учреждений в условиях реформы здравоохранения и повышения престижа данной профессии.

Введение высшего сестринского образования (ВСО) и открытие соответствующих факультетов в медицинских вузах рассматривается в качестве одного из направлений решения проблемы развития и совершенствования сестринского дела.

Потребности в развитии сестринского дела в России определяют следующие факторы:

  • резкое ухудшение состояния здоровья населения;
  • хронизация патологии;
  • увеличение стоимости медицинских услуг на фоне нарастающего дефицита финансовых и материальных ресурсов и др.

К сожалению, огромный потенциал (1,5 млн) медсестер России востребован не в полной мере.

Важную роль играет и дисбаланс между врачебным и сестринским персоналом (соотношение в Европе и США – 1 : 6, в России – 1 : 2, в Москве – 1 : 1,5, в Дагестане – 1 : 3). Лучшее соотношение в Дагестане по сравнению с Москвой и Россией в целом можно объяснить высоким уровнем безработицы в Дагестане: по этой причине медицинские сестры продолжают работать в здравоохранении, несмотря на низкую зарплату и социальный статус.

Подготовку специалистов с ВСО с 1999 г. осуществляют в Даггосмедакадемии: за 2004, 2005 гг. подготовлены 29 чел. В целях увеличения востребованности этих специалистов Минздравсоцразвития России ввел в номенклатуру должностей и специальностей должности главного специалиста сестринского дела Минздравсоцразвития России, заместителя главного врача по сестринскому делу, главной медсестры и главной акушерки с высшим образованием, директоров хосписов, “школ сахарного диабета”, “бронхиальной астмы” и др.).

В развитии высшего сестринского образования Россия должна приближаться к общемировым стандартам: к 2010 г. все медсестры – руководители сестринского персонала будут иметь повышенное или высшее сестринское образование.

Несмотря на то, что многие выпускники еще не занимают вышеуказанные должности, Минздрав республики уделяет внимание развитию сестринского дела. Так, введена должность главного специалиста по сестринскому делу, созданы Совет Минздрава по сестринскому делу, Ассоциация медсестер Дагестана. Все это позволяет рассматривать перспективы высшего сестринского образования в республике как обнадеживающие.

Наиболее важной задачей в процессе проведения реформ сестринского дела являются вопросы повышения квалификации, т. е. последипломная подготовка.

Последипломный этап можно условно разбить на 2 этапа:

  • первичное усовершенствование;
  • повторное повышение квалификации.

Систему подготовки менеджеров-организаторов здравоохранения осуществляют прежде всего на кафедрах последипломного образования.

Основным разделом в данном вопросе является прохождение интернатуры на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

совершенствование системы подготовки менеджеров здравоохранения, отвечающей практическим потребностям отрасли в новых экономических условиях;

интеграция усилий в области подготовки менеджеров-организаторов здравоохранения с учетом специфических задач каждого участвующего в этом процессе образовательного учреждения;

создание эффективной динамичной национальной программы подготовки менеджеров – организаторов здравоохранения, направленной на повышение уровня сотрудников среднего звена.

Современная система подготовки менеджеров-организаторов здравоохранения на последипломном этапе имеет достаточно четкую уровневую структуру. Основу подготовки медсестер с высшим образованием составляют гуманитарные (первый блок), социально-экономические (второй блок) и специальные (третий блок) дисциплины. В программу обучения включены также психолого-педагогические и административно-управленческие дисциплины.

Таким образом, программа обучения менеджеров здравоохранения при прохождении годичной интернатуры по специальности “Управление сестринского дела” с общей нагрузкой 1746 ч состоит из следующих тематических циклов: “Основы общественного здоровья и здравоохранения”, “Медицинская статистика”, “Медицинская психология и педагогика”, “Больничная гигиена”, “Высшее сестринское образование”, “Подготовка и роль кадров”, “Менеджмент и лидерство”.

В начале циклических занятий интерны высшего сестринского образования заполняют анкеты, в которых наряду с паспортными данными указывают квалификационные категории и почетные звания, краткую характеристику ЛПУ, где работал специалист до поступления в вуз. В анкете есть графа пожеланий интернов освоить те или иные разделы (дополнительно сверх основной программы) и посетить ЛПУ, не входящие в список закрепленных баз, что по возможности учитывают сотрудники кафедры при проведении курсов обучения.

Традиционными методами являются регулярные тестирования интернов ВСО – от начального этапа обучения до завершения годичного цикла. В основном при анализе начального тестирования средний балл составляет 2,8, а конечного – 4,1–4,2, что, несомненно, отражает степень продуктивности проводимого последипломного образования. На основании анализа базисного опроса и анкетирования учебный процесс планируют в каждом индивидуально взятом цикле. Программа итоговой государственной аттестации (ИГА) выпускников с высшим сестринским образованием, как и общеобразовательный блок, имеет достаточно четкую уровневую структуру с учетом этапности: первый этап – оценка практической подготовки или преддипломная практика, далее – междисциплинарное тестирование (второй этап), завершает ИГА итоговое собеседование и защита дипломной работы (третий этап). Защита дипломной работы не является обязательной. Многие выпускники обладают огромным опытом работы, поэтому их дипломный проект может принести большую пользу практическому здравоохранению.

После утверждения нового государственного образовательного стандарта разработаны квалификационная характеристика, программа и типовые тестовые задания к государственной итоговой аттестации выпускников факультетов ВСО, а также учебно-методические пособия.

В то же время необходимо доработать методические материалы к проведению итоговой государственной аттестации выпускников. Кроме того, отсутствует положение о курсовой и дипломной работах студентов, не создана система повышения квалификации преподавателей факультетов.

Помимо обязательной программы обучения интернов ВСО сотрудники кафедры разработали и практически используют карты по изучению отдаленных результатов внедрения полученных знаний, а также пожеланий на последующие сроки усовершенствования.

Цель исследования – изучить мнение менеджеров здравоохранения (специалистов с высшим сестринским образованием) о качестве последипломного образования с помощью социологического опроса респондентов.

Анкеты рассылают во все республиканские ЛПУ главным медицинским сестрам, а также выпускникам факультета ВСО Дагмедакадемии. Анкетирование имеет как практическую, так и научно-прикладную ценность и позволяет систематически анализировать программу обучения высшего сестринского персонала.

Одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на качество подготовки специалистов высшего сестринского звена, является педагогическая компетентность преподавательского состава кафедры. В анкете респондентам предложили оценить уровень квалификации профессорскопреподавательского состава и качество учебно-производственной деятельности кафедры по 10-балльной шкале.

Руководители здравоохранения оценили уровень квалификации педагогического состава кафедры в среднем на 9,3 баллов, качество учебнопроизводственной деятельности кафедры – на 9,1 баллов. Курсанты оценили качество лекций, семинаров и практических занятий в среднем на 9,25 и 8,89 баллов соответственно.

На фоне происходящего реформирования системы здравоохранения сотрудники, работающие на кафедрах, должны постоянно корректировать учебные программы с целью формирования у менеджеров здравоохранения (специалистов с высшим сестринским образованием) современного представления о проблемах здравоохранения, быть в курсе последних достижений медицинской науки, поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков в области организации и управления здравоохранением.

При анкетировании респонденты отметили необходимость использования современной компьютерной и множительной техники в процессе обучения, видеоаппаратуры для просмотра тематических видеокассет. Использование технических средств помогает усовершенствовать преподавание учебной дисциплины, т. к. для гармонического усвоения материала важны не только совершенное качество преподносимой информации, но и техническая оснащенность, являющаяся неотъемлемым атрибутом современного стиля руководителя ЛПУ. Были высказаны пожелания создать при кафедре научно-популярную библиотеку, оснащенную необходимой литературой: монографиями, учебниками, методическими пособиями, медицинскими журналами “Здравоохранение Российской Федерации”, “Главный врач”, “Здравоохранение”, “Экономика здравоохранения”, “Главная медицинская сестра”, “Медицинская сестра” и др.

Разработке новой системы подготовки и последипломного обучения специалистов новой фармации – менеджеров здравоохранения способствует принятый в июле 1992 г. Закон РФ об образовании. В нем предусмотрены введение профессиональной подготовки по разработанным и утвержденным стандартам, переход от периодического к непрерывному профессиональному и экономическому обучению специалистов, а также их обязательная аттестация после освоения профессионально-образовательных программ во вновь создаваемой Государственной аттестационной службе.

В системе последипломного образования необходимо планировать и осуществлять непрерывное обучение медицинского персонала среднего звена, применяя не только эффективные традиционные методы, но и новые

стратегии обучения, которые больше удовлетворяют требованиям реформируемого здравоохранения. Реформа требует профилактической направленности образовательной среды, обучения медицинских работников социально-правовым и экономическим дисциплинам. Необходимо подготовить лидеров и менеджеров сестринского дела, а также преподавателей сестринского дела из числа работающих медсестер. Коррективы в процессе сестринского образования следует вносить с учетом приоритета первичной медико-социальной помощи, в том числе перехода к общей врачебной практике, семейной медицине.

Опыт работы с интернами высшего сестринского образования показал, что подготовку менеджеров после окончания специализированной интернатуры необходимо продолжать на базе кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФПК в течение 2–3 лет с последующей аттестацией и сертификацией. В процессе обучения результативны активные методы, такие как деловые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, “школы” по обмену опытом, выездные занятия на базе передовых медицинских учреждений, нацеленные на активное внедрение полученных знаний в практическую деятельность. При подготовке стандартов разработчики учитывают зарубежный опыт, это необходимо для признания российских дипломов за рубежом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль