Особенности реализации федеральной программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в первом полугодии 2008 года

4424

В территориальном плане данный мониторинг стал самым представительным из всех проведенных ВОИ обследований по данной проблеме. Он охватил 72 региона РФ, в т. ч.:

  • республики: Адыгею, Алтай, Башкортостан, Бурятию, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карелию, Коми, Марий Эл, Мордовию, Северную Осетию, Татарстан, Удмуртию, Хакасию и Чечню;
  • края: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский;
  • области: Амурскую, Архангельскую, Астраханскую, Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Волгоградскую, Вологодскую, Воронежскую, Ивановскую, Иркутскую, Калининградскую, Калужскую, Камчатскую, Кировскую, Костромскую, Курганскую, Курскую, Ленинградскую, Магаданскую, Московскую, Мурманскую, Нижегородскую, Новгородскую, Омскую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Псковскую, Ростовскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Сахалинскую, Свердловскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Тюменскую, Ульяновскую, Челябинскую, Читинскую и Ярославскую;
  • автономные округа: Ненецкий и Ханты-Мансийский;
  • Еврейскую автономную область;
  • г. Санкт-Петербург.

Количество региональных организаций ВОИ, ответивших на каждый из 12 вопросов, вошедших в опросный инструментарий, колебалось в пределах от 42 до 63 единиц.

По результатам предыдущего мониторинга ВОИ (в первом полугодии 2007 г.), положение дел, сложившееся на тот период с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, в целом было охарактеризовано как близкое к кризисному. Об этом, в частности, свидетельствовали такие факты, как:

  • растущая несбалансированность объема потребности инвалидов в этих средствах и изделиях с объемом ресурсов, выделяемых из федерального бюджета на ее удовлетворение;
  • сокращение абсолютных объемов финансирования программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями по целому ряду регионов РФ и некоторым видам вспомогательных технических средств и связанных с ними услуг (ремонт протезов, кресел-колясок и т. п.);
  • резкий рост количества нереализованных заявок региональных отделений Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС) на поставку и изготовление технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий и рост задолженности этих отделений перед инвалидами;
  • ограниченность срока фактического обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями 6–7 месяцами в календарном году (с апреля по октябрь) и невозможность получения этих средств и изделий в другие месяцы года;
  • многомесячное накопление очереди инвалидов на получение необходимых им видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий с переносом ее на следующий календарный год;
  • крайне медленное перечисление федеральных средств в отделения ФСС на местах и неоправданно позднее проведение последними тендера на размещение заказов организациям – поставщикам и изготовителям соответствующих видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий;
  • проведение конкурсных аукционов на поставку и изготовление технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий по критерию минимизации их цены, результатом чего стал значительный рост числа жалоб инвалидов на низкое качество предоставляемых им вспомогательных технических средств и изделий.

С учетом перечисленных проблем, накопившихся в 2005–2007 гг. в реализации Программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – Программа), федеральные органы государственной власти пошли на существенное увеличение ассигнований на нее в 2008 г. Если в 2007 г. из федерального бюджета на Программу было выделено 6,4 млрд руб., то в 2008 г. запланированная бюджетная сумма на цели Программы возросла до 8 млрд 990 млн руб., или на 40,5%.

Впервые за последние три года темпы роста финансирования Программы превысили темпы роста совокупной потребности инвалидов в технических средствах реабилитации. Если в 2007 г. Федеральная программа обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации была профинансирована лишь на 63% от заявленной ФСС потребности в них, то в 2008 г. этот показатель возрос до 79–81%.

Это, естественно, не могло не сказаться позитивным образом на объемных показателях обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в 2008 г. Однако резко возросшие размеры финансирования Программы заметно отставали даже от того стоимостного объема потребности в технических средствах реабилитации, который был рассчитан ФСС еще на 2007 г. (10,2 млрд руб.). Помимо сохраняющегося недофинансирования Программы, на процесс обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями продолжал негативно воздействовать и ряд факторов нормативно-правового и организационного порядка.

Основные особенности ситуации с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, выявленные в процессе мониторинга ВОИ по состоянию на 1 мая 2008 г., сводятся к следующим характеристикам:

1. Прежде всего, наметилось очевидное торможение действовавшей в 2006 и 2007 гг. тенденции к нарастающему ухудшению ситуации с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Действительно, 24% региональных организаций ВОИ (11 из 46 ответивших на соответствующий вопрос анкеты) указали на то, что ситуация с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями по сравнению с 2007 г. улучшилась. Об этом сообщили региональные подразделения ВОИ республик Алтай, Ингушетии, Калмыкии, Марий Эл и Чечни, Приморского и Ставропольского краев, Курской, Тверской и Тульской областей, Еврейской автономной области. Напомним, что в 2007 г. на положительную динамику в обеспечении инвалидов ТСР указали только 4% опрошенных подразделений ВОИ.

Еще 65% региональных организаций ВОИ (30 из 46) отметили, что положение в этом сегменте социальной помощи инвалидам, по крайней мере, не ухудшилось в сравнении с предыдущим годом. К этой группе регионов относятся республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми, Татарстан, Удмуртия и Хакасия, Краснодарский и Хабаровский края, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Вологодская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Магаданская, Нижегородская, Орловская, Псковская, Рязанская, Саратовская, Смоленская, Тамбовская, Челябинская и Ярославская области, Ненецкий автономный округ.

И лишь 11% подразделений ВОИ (5 из 46) оценили ситуацию с техническими средствами реабилитации в своих регионах как ухудшившуюся по сравнению с предыдущим годом. В их числе оказались Амурская, Воронежская, Калужская и Мурманская области, а также г. Санкт-Петербург. Для сравнения: в 2007 г. на поступательное ухудшение ситуации с техническими средствами реабилитации в регионах указал 41% организаций-респондентов;

2. Позитивная динамика в объеме финансирования Программы привела к определенным изменениям в оценке региональными подразделениями ВОИ общего состояния процесса обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Имея в виду увеличившиеся объемы предоставления инвалидам технических средств реабилитации, 50% организаций-респондентов (26 из 52 ответивших на соответствующий вопрос анкеты) указали на то, что по этому показателю положение, сложившееся на их территории к маю 2008 г., можно расценить как относительно благополучное. Так оценили ситуацию подразделения ВОИ республик Башкортостан, Бурятия, КабардиноБалкария, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан и Чечня, Красноярского края, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Кировской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Сахалинской, Тверской, Тюменской и Ульяновской областей, Ханты-Мансийского автономного округа.

Еще 42% региональных организаций ВОИ, попавшие в зону мониторинга, охарактеризовали ситуацию с обеспечением инвалидов как проблемную, но уже не имеющую признаков острого кризиса. В эту группу вошли подразделения ВОИ Республики Адыгея, Краснодарского, Пермского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Белгородской, Брянской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Камчатской, Костромской, Ленинградской, Магаданской, Новгородской, Рязанской, Свердловской, Смоленской и Читинской областей, г. Санкт-Петербурга.

И только 8% региональных организаций ВОИ указали на сохраняющееся крайне неблагоприятное, кризисное состояние реализации Программы предоставления инвалидам технических средств реабилитации. Об этом, в частности, сообщили организации ВОИ Республики Коми, Калужской и Московской областей, Ненецкого автономного округа;

3. Заметное увеличение объемных показателей финансирования Программы в 2008 г. нашло свое выражение в сокращении количества нереализованных заявок региональных отделений ФСС на поставку и изготовление технических средств реабилитации, уменьшении задолженности этих отделений перед инвалидами и ослаблении проблемы очередей на получение технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий их конечными потребителями. На такого рода динамику указало большинство региональных подразделений ВОИ, участвовавших в обследовании.

Ряд организаций ВОИ (в их числе Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская республиканские, Ставропольская краевая, Архангельская, Новгородская, Тверская, Тюменская и Челябинская областные) отметили значительный рост поставки или изготовления в их регионах таких видов технических средств реабилитации, как трости опорные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски комнатные и прогулочные с ручным приводом, обувь ортопедическая, ортезы (в т. ч. туторы верхних и нижних конечностей, корсеты, головодержатели, реклинаторы и обтураторы, бюстгальтеры, полуграции для фиксации протеза молочной железы), противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье и подгузники, кресла-стулья с санитарным оснащением, слуховые аппараты, специальные устройства для чтения “говорящих книг”, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом, сигнализаторы звука световые и вибрационные, телефонные устройства с текстовым выходом, телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

Результатом роста объемов закупок технических средств реабилитации отделениями ФСС в регионах стало то, что 46% (29 из 63) региональных подразделений ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты, указали, что к маю 2008 г. целый ряд вспомогательных технических средств и изделий предоставлялся инвалидам в достаточном количестве и без образования очереди на их получение. Это имело место в таких субъектах Федерации, как республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия и Татарстан, Пермский и Ставропольский края, Астраханская, Владимирская, Волгоградская, Кировская, Курганская, Курская, Ленинградская, Нижегородская, Омская, Орловская, Ростовская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тверская, Ульяновская, Челябинская и Читинская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

К примеру, в Республике Ингушетия в январе – апреле 2008 г. были сняты проблемы с получением инвалидами таких видов технических средств реабилитации, как противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, подгузники, слуховые аппараты, все виды ортезов, обувь, кресла-стулья с санитарным оснащением, трости опорные, костыли, комнатные кресла-коляски. В Республике Мордовия перестали быть дефицитом кресла-коляски, трости опорные, костыли, ходунки, кресла-стулья с санитарным оснащением, бандажи. По информации Северо-Осетинской республиканской организации ВОИ, потребность инвалидов в креслах-колясках с электроприводом в первом квартале 2008 г. была удовлетворена на 98%. В Ставропольском крае у инвалидов появилась возможность получать или заказывать без очереди трости, костыли, опоры, поручни, протезы верхних и нижних конечностей, ортезы и экзопротезы, ортопедическую обувь, слуховые аппараты, абсорбирующее белье и подгузники, специальные средства при нарушении функции выделения, а в Ульяновской области – трости опорные, костыли, кресла-коляски с ручным управлением.

В ряде регионов запланированный ход выполнения Программы в 2008 г. позволил в количественном отношении приблизиться к относительно полному удовлетворению потребностей инвалидов по всем наименованиям технических средств и изделий, входящим в Федеральный перечень. Приведем несколько примеров.

В Республике Чечня численность инвалидов, получивших в первом квартале 2008 г. необходимые им виды технических средств реабилитации, увеличилась по сравнению с тем же периодом 2007 г. почти в 4 раза. Республиканская организация ВОИ Марий Эл сообщает, что под все виды технических средств реабилитации, входящих в Перечень, выделены ассигнования, достаточные для удовлетворения потребностей инвалидов, предусмотренных их программами реабилитации. По информации, полученной из Оренбургской областной организации ВОИ, обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями составила в первом квартале 2008 г. 92,7%, а протезами верхних и нижних конечностей инвалиды были обеспечены полностью. Пензенская областная организация ВОИ сообщила, что увеличившийся в целом объем закупок в регионе технических средств реабилитации позволил в первые три месяца 2008 г. удовлетворить 67% заявок инвалидов, поданных ими в 2007 г. и в первом квартале 2008 г.

4. Помимо заметного увеличения федеральных ассигнований на Программу, свою роль в улучшении ситуации с обеспечением инвалидов вспомогательными техническими средствами – по крайней мере, в ряде регионов – сыграла передача ФСС права на проведение открытых конкурсов по государственным закупкам технических средств реабилитации региональным отделениям ФСС. Это создало предпосылки для преодоления сложившейся ранее организационной “неповоротливости” в реализации Программы и для оперативного проведения на местах тендеров на поставку всей номенклатуры технических средств реабилитации уже к началу очередного календарного года. Полноценное обеспечение инвалидов необходимыми им видами технических средств реабилитации в регионах, использовавших эту возможность (например, в Республике Марий Эл, Ставропольском крае), началось уже с первых дней 2008 г. Известно, что на протяжении 2005–2007 гг. как минимум весь первый квартал уходил на конкурсный отбор поставщиков и изготовителей продукции по Программе, в результате чего инвалиды снимались с “голодного пайка” на получение технических средств реабилитации лишь к апрелю-маю каждого года. К сожалению, такая ситуация – несмотря на появление соответствующего правового обеспечения – в ряде регионов сохранялась и в 2008 г. Это, в частности, касалось Ивановской, Читинской областей и некоторых других регионов.

5. Вместе с тем, сохранившееся в 2008 г. недофинансирование федеральной программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (по оценке ВОИ – на 19–21% от заявленной отделениями ФСС потребности) неизбежно приводило к тому, что в целом ряде регионов существенное улучшение ситуации с предоставлением инвалидам одних видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий сочеталось с тем, что объем поставок и изготовление других видов технических средств оставался примерно на уровне предыдущего года, и они по-прежнему предоставлялись инвалидам в ограниченном количестве. Такого рода информация поступила из 56% региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты. На это, в частности, указали региональные подразделения ВОИ республик Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Коми, Татарстан, Удмуртия и Чечня, Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Пермского и Хабаровского краев, Архангельской, Астраханской, Вологодской, Камчатской, Кировской, Магаданской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тюменской, Челябинской и Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Ненецкого и ХантыМансийского автономных округов.

В разряд дефицитных технических средств в соответствующих регионах попали, в частности, следующие виды технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, входящие в Федеральный перечень: трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни (республики Кабардино-Балкария и Чечня, Костромская, Мурманская, Пензенская и Тюменская области); кресла-коляски с ручным приводом (прогулочные, активного типа) и с электроприводом (Республика Адыгея, Пермский и Хабаровский края, Вологодская, Костромская, Московская, Мурманская, Пензенская и Тюменская области); протезы и аксессуары к ним, ортезы, ортопедическая обувь (Архангельская, Костромская, Московская, Мурманская области, г. Санкт-Петербург); противопролежневые матрацы и подушки (республики Башкирия, Чечня, Костромская и Московская области); специальные средства при нарушениях функций выделения (мочеи калоприемники) (республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Пензенская область); абсорбирующее белье, подгузники (республики Адыгея, Кабардино-Балкария, Воронежская, Костромская, Московская, Пензенская, Тюменская области, г. Санкт-Петербург); кресла-стулья с санитарным оснащением (Хабаровский край, Московская область).

Оренбургская областная организация ВОИ сообщила, что в первые месяцы 2008 г. инвалидам совсем не предоставлялись приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, специальные устройства для чтения “говорящих книг”, для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом. Архангельская областная организация ВОИ отметила, что в некоторых районах области инвалиды с нарушением слуха вообще не обеспечивались световыми и вибрационными сигнализаторами звука, телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Уже упоминавшаяся выше Кабардино-Балкарская республиканская организация ВОИ сообщила об острой нехватке слуховых аппаратов, в т. ч. с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

Естественным следствием “недопоставки” перечисленных видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий является сохранение в указанных регионах очередей на их получение инвалидами. В наибольшей степени это касалось таких изделий, как кресла-коляски различного типа и назначения, ходунки (в т. ч. детские), кресла-стулья с санитарным оснащением. Например, в некоторых регионах очередь на получение комнатных и прогулочных кресел-колясок с ручным приводом попрежнему растягивается на срок от 1,5 до 3 лет.

6. К числу других проблем, напрямую связанных с явно недостаточным объемом финансирования Программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в 2008 г., по результатам мониторинга можно отнести продолжающееся сохранение показателя минимальной цены в качестве универсального критерия конкурсного отбора региональными отделениями ФСС поставщиков и изготовителей соответствующих видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. С одной стороны, приоритет “дешевизны” вспомогательных технических средств и изделий на протяжении всех четырех лет существования Федеральной программы является естественной реакцией ФСС на дефицитный характер ее финансирования: экономия на стоимости каждой единицы изделий позволяет закупать максимально возможное количество технических средств и обеспечивать ими максимально широкий в данных условиях контингент инвалидов. Вполне понятно, что при этом в жертву приносится более высокое качество технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, которое могло бы быть обеспечено более “затратными” поставщиками и производителями. Вместе с тем, если региональные отделения ФСС в свои заявки федеральному ФСС закладывают минимальный уровень цен на соответствующие виды вспомогательных технических средств, то они тем самым, во-первых, искусственно занижают стоимостную потребность инвалидов в “добротных” технических средствах реабилитации, а во-вторых, обрекают последних на получение низкокачественных изделий. В сложившихся условиях единственно приемлемым критерием при формировании бюджета федерального ФСС в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а также при проведении тендеров на их поставку и изготовление должен стать показатель соотношения цены и качества изделий. Только он может обеспечить сбалансированность стоимостных и функционально-потребительских характеристик технических средств реабилитации, а значит, соблюсти баланс интересов финансовых институтов государства с интересами инвалидов как потребителей адресованной им продукции.

Проблемой является связанная с критерием минимизации цены изделий нарастающая статистика претензий инвалидов к качеству предоставляемых им видов технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. На наличие таких претензий указали практически все региональные организации ВОИ, ответившие на соответствующий вопрос анкеты. В их число вошли подразделения ВОИ республик Алтай, Бурятия, Дагестан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Алтайского, Красноярского, Пермского, Приморского и Хабаровского краев, Архангельской, Астраханской, Брянской, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Ленинградской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Орловской, Ростовской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Ульяновской, Челябинской и Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Ненецкого автономного округа.

Наибольшее количество жалоб инвалидов по-прежнему связано с откровенно низкими функционально-потребительскими качествами предоставляемых им кресел-колясок различного типа и назначения (комплексная ущербность конструкции и качества закупаемых кресел-колясок китайского производства “Армед-НО35”, проявляющаяся и в неудобстве спинки сиденья и подножки, и в качестве рамы, изготовленной не из титанового сплава, а из тонкостенных металлических труб, и в крайне неудачном конструкционном решении передних и задних цельнолитых колес, сделанных к тому же из недолговечного пластика с прорезиненным верхним покрытием, и в быстро ржавеющей и ломающейся складывающейся части нижней рамы и т. д.; громоздкость габаритов и плохая маневренность кресел-колясок отечественного производства; низкое качество камер и покрышек надувных колес у прогулочных кресел-колясок Ставровского завода ООО “СТАМО”, модель “400”); протезно-ортопедических изделий (несовершенство и устарелость конструкций отечественных изделий; их утяжеленность, “грубость”; неудобные крепления; низкое качество исполнения промежуточных операций при сборке, в результате чего изделия выходят из строя раньше установленного срока; непрочность, ломкость покупных узлов, используемых в протезах), ортопедической обуви (устаревшие модели обуви, особенно детской; неэстетичный внешний вид изделий; использование при изготовлении жестких, тяжелых, плохо разнашиваемых заменителей кожи, отходов (лоскутов) кожевенного производства и подошвы из микропоры, скользящей по гладкой поверхности), костылей, тростей, ходунков (активная замена отделениями ФСС легких алюминиевых костылей деревянными или из тяжелого металла; тяжелые и нескладывающиеся трости; несовершенство конструкции ходунков), кресел-стульев с санитарным оснащением (функциональное неудобство изделий).

Во многих регионах продолжает оставаться нерешенным вопрос о возмещении инвалидам расходов на технические средства реабилитации, приобретенные ими на собственные средства. Сбои в этом нормативно утвержденном механизме по-прежнему носят достаточно распространенный характер. Так, Адыгейская республиканская организация ВОИ отметила, что оплата по представленным в ФСС чекам за самостоятельно купленные инвалидами вспомогательные технические средства, как и прежде, может растягиваться на 1,5–2 года. Московская областная организация ВОИ сообщила о случаях отказа со стороны регионального отделения ФСС компенсировать затраты инвалидов на оплату дорогостоящих эндопротезов (несмотря на их присутствие с 2006 г. в Федеральном перечне). На практику неполного возмещения денежных расходов инвалидов, связанных с самостоятельным приобретением технических средств реабилитации, указала Мурманская областная организация ВОИ. Коми республиканская организация ВОИ сообщила, в частности, что самостоятельные затраты инвалидов на покупку функционально подходящих костылей и опорных тростей из легкого металла компенсируются отделениями ФСС лишь в пределах стоимости их устаревших деревянных разновидностей. Родители проживающей в Тамбовской области девочки, страдающей ДЦП и имеющей повреждение позвоночника, приобрели для нее рекомендованные врачами ходунки-тренажер детский марки СР-105 по цене 6040 руб., отделение ФСС возместило их затраты по “средней” стоимости ходунков – в размере 1600 руб.

Не развита инфраструктура услуг, связанных с практическим предоставлением и обслуживанием вспомогательных технических средств, полученных инвалидами (проезд маломобильных инвалидов к месту получения и заказа технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, транспортировка крупногабаритных технических средств к месту проживания их потребителей, в отделенные районы и местности, техническое обслуживание и ремонт эксплуатируемых средств реабилитации). Отсутствие такой инфраструктуры существенно снижает социальную эффективность федеральной программы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, а для многих инвалидов становится непреодолимой преградой к использованию необходимых им вспомогательных средств. Приведем пример. В Тамбовской области 30-летний инвалид I группы не может приобрести аккумуляторные батареи и покрышки (взамен вышедших из строя) для своего кресла-коляски с электроприводом, найти которые можно “только в Москве”. Но даже если эти “запчасти” окажутся в пределах физической досягаемости, их приобретение инвалидом возможно только за полную стоимость. В данном случае получается, что Программа не распространяется на поддержание в рабочем состоянии полученного инвалидом технического средства реабилитации.

7. Полученная в процессе мониторинга информация еще раз подтвердила острую актуальность перехода к упрощенному порядку замены вспомогательных технических средств, рекомендованных инвалидам в индивидуальной программе реабилитации. По состоянию на 1 мая 2008 г. 90% (38 из 42) региональных организаций ВОИ, ответивших на соответствующий вопрос анкеты, в очередной раз констатировали, что даже при наличии у гражданина бессрочно установленной инвалидности для замены используемого им технического средства он вынужден проходить через уже неоднократно описанную цепь изнурительных процедур и инстанций, насчитывающую до 6–7 звеньев. На это, в частности, указали региональные подразделения ВОИ республик Адыгея, Алтай, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Мордовия, Северная Осетия, Татарстан и Чечня, Алтайского, Пермского и Ставропольского краев, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Калужской, Камчатской, Кировской, Курганской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Оренбургской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской и Читинской областей, г. Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

В связи с этим особую значимость приобретает необходимость скорейшего внедрения в практику новых Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, введенных с 1 октября 2008 г. постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 “О Порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями”. В соответствии с п. 10 этих Правил замена уже рекомендованных инвалиду технических средств и (или) протезно-ортопедических изделий теперь будет производиться, минуя громоздкую процедуру повторного прохождения медико-социальной экспертизы и “обновления” ею индивидуальной программы реабилитации. По истечении установленного срока пользования соответствующим техническим средством (изделием) инвалиду будет достаточно получить заключение врачебной комиссии учреждения, оказывающего лечебно-профилактическую помощь, об отсутствии противопоказаний к обеспечению его этим техническим средством реабилитации. При необходимости досрочной замены или невозможности осуществления ремонта технического средства (изделия) соответствующее заключение будет выдаваться медико-технической комиссией (экспертизой).

Читайте в ближайших номерах журнала «Заместитель главного врача»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×