Здравоохранение

Жить по стандартам: правовые и экономические последствия

  • 10 августа 2012
  • 3136

Одной из основных проблем отечественного здравоохранения является несоответствие государственных гарантий медицинской помощи их ресурсному обеспечению. Безусловно, положительные сдвиги в увеличении финансирования есть, однако для полного соответствия гарантий и ресурсного обеспечения последнее необходимо увеличить в 2–3 раза. При этом проблема заключается не только в недостатке средств, но и в отсутствии адекватных методик определения требуемых объемов медицинской помощи и финансирования. Считается, что данную проблему можно решить на основе формирования стандартов медицинской помощи.

Разработка стандартов оказания медицинской помощи (далее – стандарты) по всем заболеваниям и состояниям и на всех этапах, с перечислением необходимых диагностических и лечебных услуг, с указанием частоты их назначения и кратности, приведет к возможности точного определения объема средств, необходимого для выполнения требований стандартов, а также поможет рассчитать требуемый объем финансирования здравоохранения.

Больше статей в журнале «Заместитель главного врача» Активировать доступ

Данное обстоятельство определяет актуальность вопросов стандартизации в здравоохранении. В этой связи становится понятной настойчивость Минздравсоцразвития России, которое на протяжении последних 10 лет пытается внедрить стандарты в медицинскую практику. Наибольшая активность ведомства отмечается последние 4–5 лет, в течение которых Минздравсоцразвития России утвердило множество стандартов. Следует отметить, что в этот период нормы законодательства предусматривали добровольность исполнения требований стандартов. Напомним, что согласно Федеральному закону от 27.12.02 № 184-ФЗ “О техническом регулировании” (с изм. и доп.; далее – Закон № 184-ФЗ) “стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются… правила осуществления и характеристики… выполнения работ или оказания услуг” (ст. 2). При этом медицинская деятельность – выполнение медицинских работ и оказание медицинских услуг. Правовым основанием этого могут служить, в т. ч., нормы Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. и доп.) и Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.07 № 30. Необходимо учесть, что до внесения изменений Федеральным законом от 01.05.07 № 65-ФЗ, согласно п. 3 ст. 1 Закона № 184-ФЗ, его действие не распространялось на целый ряд стандартов, но медицинские стандарты в этот список не входили.

Возникающая при этом коллизия права между нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) и Закона № 184-ФЗ разрешалась в пользу последнего документа, поскольку по данному вопросу он являлся специальным законом, а Основы – законом общего характера. Однако в мае 2007 г. ситуация кардинально изменилась. Федеральным законом от 01.05.07 № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О техническом регулировании”» в Закон № 184-ФЗ были внесены изменения и дополнения, в т. ч. был добавлен п. 4 ст. 1, где говорилось, что отныне Закон № 184-ФЗ не распространяется на “отношения, связанные с применением мер по… оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в т. ч. к лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции)”. В этих условиях Основы становятся основополагающим законодательным актом по вопросам стандартизации в здравоохранении. В связи с изложенным уместно напомнить, что п. 15 ст. 5 Основ к полномочиям федеральных органов государственной власти относит “установление стандартов медицинской помощи и контроль за их соблюдением”. В свою очередь органам государственной власти субъектов РФ п. 3.1 ст. 6 Основ дает “право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения”.

Таким образом, ранее Минздравсоцразвития России при утверждении стандартов могло лишь рекомендовать руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения использовать утвержденный стандарт. Теперь федеральный орган управления здравоохранением имеет право устанавливать стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения.

Информация об изменении норм права, регулирующего вопросы стандартизации в здравоохранении, в виде доклада была доведена до сведения участников Всероссийской конференции “Скорая медицинская помощь – 2007” (Санкт-Петербург, 20–21 июня 2007 г.). Необходимо отметить, что доклад вызвал оживленную дискуссию. Многие из числа выступивших в прениях высказались за невозможность использования стандартов в качестве средства оценки качества оказанной медицинской помощи (Данная позиция нашла свое отражение в резолюции, принятой участниками Всероссийской конференции). С учетом вопросов и результатов обсуждения автор доклада и данной статьи считает важным обратить внимание на ряд аспектов.

Во-первых, если из приказов Минздравсоцразвития России по утверждению стандартов медицинской помощи больным конкретными заболеваниями:

  • будет исключен пункт “Рекомендовать руководителям… учреждений здравоохранения использовать стандарт… медицинской помощи…”;
  • и сохранится лишь фраза “Утвердить прилагаемый стандарт… медицинской помощи…”, то требования данного стандарта будут обязательны для исполнения как в части выполнения объемов помощи медицинскими работниками, так и в части ресурсного обеспечения со стороны администраций учреждений.

Во-вторых, стандарт может быть использован только для целей планирования и определения необходимого финансирования, а не как средство контроля качества медицинской помощи только в случае, если в текст приказа Минздравсоцразвития России будут внесены соответствующие положения.

В этой связи принципиально важной является позиция Минздравсоцразвития России по данному вопросу. Очевидно, что официально она будет обозначена в приказе, утверждающем очередной стандарт. Вместе с тем заместитель министра Хальфин Р.А. на Втором Всероссийском съезде врачей скорой медицинской помощи обратил внимание присутствующих на то, что Минздравсоцразвития России совместно с Росздравнадзором предполагает проведение проверок исполнения требований стандартов (Речь шла о стандартах скорой медицинской помощи). Таким образом, в случае, если медицинские организации, органы исполнительной власти субъектов РФ не попытаются изменить эту позицию, то в достаточно короткие сроки стандарты явятся основным средством контроля качества медицинской помощи.

Здесь уместно оговориться, что автор статьи разделяет точку зрения о том, что стандарты – достаточно эффективный инструмент контроля. Тем не менее часть уже принятых стандартов содержит не минимально необходимые объемы помощи, а максимальные. Для целого ряда муниципальных учреждений, особенно из дотационных регионов, требования таких стандартов невыполнимы. Кроме того, в значительном количестве стандартов частота выполнения медицинских услуг определяется на основе представлений экспертов, что методологически закладывает возможность несоответствия данного параметра истинным значениям. В свою очередь следует осознавать, что контрольные (надзорные) органы, суды вынуждены будут использовать стандарты как средство оценки качества медицинской помощи. С позицией адвокатов пациентов можно ознакомиться в статье Зиновьевой О.В. и Заседателевой Т.В. “Значение стандартов медицинской помощи при оценке качества ее оказания”.

Названные аспекты определяют третье обстоятельство – принципиальную важность содержательной части стандартов. На этапе их разработки у медицинской общественности теоретически могут быть две полярные модели поведения. Одна предполагает отказ от взаимодействия с органами управления здравоохранением и участия в разработке проектов стандартов, что не вполне оправданно, т. к. стандарты рано или поздно будут разработаны на все заболевания и состояния. Вторая модель, наоборот, предусматривает самое активное участие общественности при формировании стандартов. На наш взгляд, это станет залогом того, что стандарты:

  • будут способствовать достижению оптимальных результатов лечения больных и пострадавших;
  • будут выполнимы.

Кроме того, мы полагаем целесообразным поэтапное введение обязательности исполнения требований стандартов:

  • на первом этапе стандарты должны являться средством планирования расходов в здравоохранении;
  • на втором, когда стандарты будут разработаны по всем заболеваниям и состояниям, когда будут понятны и изысканы объемы финансирования, необходимые для выполнения требований стандартов, cледует перейти к использованию их в качестве инструмента контроля качества медицинской помощи.
Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.