Основные аспекты повышения минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума для трудоспособного населения в Российской Федерации

9008

Основной целью установления размера минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты. МРОТ призван служить инструментом смягчения социального неравенства, снижения дифференциации в заработной плате, сокращения удельного веса низкооплачиваемых работников.

Факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы:

  • Потребности трудящихся и их семей;
  • Стоимость жизни;
  • Социальные пособия;
  • Стремление к высокому уровню производительности;
  • Стремление к высокому уровню занятости.

Низкий уровень минимальной заработной платы в России является одной из самых острых социальных и экономических проблем, ее следствием стали снижение цены рабочей силы на рынке труда, усиление дифференциации заработной платы между работниками, выплата нелегальной заработной платы, скрываемой от налогообложения.

До 2000 г. минимальная заработная плата выполняла несвойственные ей функции – она служила критерием определения размера подавляющего большинства социальных пособий, стипендий и других выплат, связанных с социальной защитой населения, а также являлась нормативом при установлении размеров штрафов, налогов и сборов.

С принятием Федерального закона от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда; (с изм. и доп.) минимальная заработная плата перестала выполнять не свойственные ей функции, однако МРОТ так и не приблизился к прожиточному минимуму. Так, установленный с 1 мая 2006 г. до 1 сентября 2007 г. в сумме 1100 руб. в месяц МРОТ составлял лишь треть прожиточного минимума.

Гарантированная минимальная почасовая оплата труда

В Государственной Думе рассматривался законопроект “О гарантированной минимальной почасовой оплате труда”. При этом предполагалось, что минимальная почасовая оплата (далее – МПО) будет установлена сразу на уровне прожиточного минимума или по крайней мере на уровне, значительно превосходящем МРОТ.

Введение МПО имеет ряд преимуществ и недостатков. С одной стороны, это способствует повышению мотивации трудовой деятельности, эффективности использования рабочего времени и увеличению на этой основе заработной платы, а также ведет к гибкости рынка труда, позволяя снять напряжение на нем за счет использования неполной занятости. С другой стороны, принимая во внимание экономическую ситуацию в России, где масштабы неполной занятости и так слишком велики, введение МПО может создать реальные предпосылки для легализации широкого применения наемного труда в условиях неполного рабочего времени и осуществления принудительного перевода работников на сокращенный режим работы.

Введение МПО имеет смысл в случае, если наряду с минимальной почасовой ставкой работнику гарантируется определенный фонд рабочего времени, обеспечивающий ему заработную плату, эквивалентную прожиточному минимуму.

Введение гарантий предполагает существенное увеличение бюджетной нагрузки по оплате труда, а по причине отсутствия в бюджетах всех уровней необходимых для этого средств представляется в ближайшее время невозможным.

В условиях значительной межотраслевой дифференциации заработной платы доведение МПО до величины прожиточного минимума без введения режима сокращенного рабочего времени будет так же труднореализуемо, как и доведение до этого уровня помесячного МРОТ. Таким образом, введение МПО в этом отношении не несет в себе никаких преимуществ перед помесячным МРОТ, уровень же минимальных гарантий по оплате труда для наемных работников при этом несомненно снизится (с месяца до часа).

МРОТ после принятия Федерального закона от 20.04.07 № 54-ФЗ

Читайте также в журнале «Заместитель главного врача»

Федеральным законом от 20.04.07 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда” и другие законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп. - далее Закон № 54-ФЗ) был внесен ряд изменений в законодательство с целью обеспечения повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Что нового было предложено этим законом?

В ст. 1 Федерального закона от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” внесено дополнение, предусматривающее введение с 1 сентября 2007 г. МРОТ в сумме 2300 руб. в месяц. Напомним, что предыдущее повышение МРОТ до 1100 руб. вводилось с 1 мая 2006 г. Таким образом, Закон № 54-ФЗ повысил МРОТ в 2,09 раза. Рассмотрим новый закон далее.

Статьей 2 Закона № 54-ФЗ признается утратившей силу ч. 2 ст. 129 ТК РФ, в которой утверждается, что “в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты”. Таким образом, в МРОТ теперь будут включены все выплаты.

В чем состоит принципиальная разница между прежним значением МРОТ (1100 руб.) и вновь установленным в соответствии с принятым законом? Если сумма МРОТ, равная 1100 руб., была тарифной ставкой, то МРОТ после 1 сентября – это тарифная ставка плюс доплаты, надбавки, премии, выплаты по районному коэффициенту и т. д. Таким образом, эти величины несопоставимы, и можно с уверенностью констатировать, что увеличение МРОТ с 1 сентября более чем в 2 раза в действительности таковым не является.

Подобные изменения в законодательстве влекут за собой и более серьезные сдвиги в трудовых отношениях. Например, отделение МРОТ от тарифной части заработной платы (тарифной ставки) влечет за собой не только изменение количественных показателей, но и структуры заработной платы, а это уже качественный фактор.

Итак, МРОТ теперь – не минимальная тарифная ставка, а вся заработная плата работника за месяц, следовательно, тарифная ставка может быть ниже МРОТ. В этом случае она перестает быть существенным условием оплаты труда и гарантией его социальной защищенности. Со временем ниже МРОТ могут оказаться тарифные ставки не только неквалифицированных, но и остальных работников. Таким образом, принятым законом была поставлена под сомнение общепринятая тарифная система заработной платы, призванная через дифференциацию размеров тарифных ставок и должностных окладов отражать различия в сложности работ и квалификации исполнителей.

В ст. 5 Закона № 54-ФЗ содержится охранная норма, устанавливающая, что c принятием данного закона не допускается снижение действующих тарифных ставок, окладов, должностных окладов, ставок заработной платы, а также действующих доплат и надбавок за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях (т. е. районных коэффициентов и “северных” надбавок) и на территориях, подвергнувшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера.

Данная охранная норма действительно поможет сдержать процесс разрушения тарифной системы оплаты труда, но только на момент вступления закона в силу. Теперь с увеличением МРОТ работодатель вовсе не обязан повышать размеры тарифных ставок и окладов.

В свете бюджетного Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 09.03.07 “О бюджетной политике в 2008–2010 годах” органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях принимаются меры, направленные на создание условий для перехода на новые системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые позволят отказаться от устаревшей Единой тарифной сетки, обеспечат полный учет особенностей деятельности каждого учреждения и наиболее эффективную связь с результатами труда. Усиление требований к работникам, повышение их ответственности за результаты труда должно иметь обязательную связь с повышением оплаты труда. Если не обеспечить достойный уровень заработной платы, то добиться соответствующей отдачи от работников, более эффективной деятельности учреждения не поможет никакая система оплаты труда.

Даже поверхностный анализ проекта федерального бюджета на 2008 – 2010 гг. показывает, что средства на повышение заработной платы в бюджетных учреждениях заложены в незначительных объемах. Эти средства соответствуют предполагаемому уровню инфляции в 2008–2010 гг. Если сопоставить эти данные с данными прогноза в части повышения заработной платы в целом по экономике, то вывод будет крайне неутешительным: темп роста заработной платы во внебюджетном секторе окажется значительно опережающим бюджетный сектор, и разрыв между ними будет увеличиваться. При этом величина МРОТ будет возрастать быстрее, чем средняя заработная плата работников бюджетной сферы. В этом случае вместо желаемой прогрессивной системы оплаты труда будет иметь место дальнейшее уменьшение дифференциации между квалифицированными и неквалифицированными работниками. Более всех при этом пострадают квалифицированные кадры, заработная плата которых будет также приближаться к прожиточному минимуму, но только в сторону ее уменьшения.

Снижение уровня тарифной части заработной платы коснется учреждений не только бюджетной сферы. МРОТ является универсальным нормативом и остается одним из немногих механизмов государственного воздействия на уровень заработной платы во внебюджетном секторе экономики. При заключении соглашений, коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров тарифные ставки, должностные оклады и компенсационные выплаты всегда считались стабильной частью заработной платы, гарантией для работников. В нашей стране эта часть в структуре заработной платы достаточно мала (от 20 до 50%), а новый порядок установления МРОТ может усилить тенденцию к ее дальнейшему сокращению.

Вызывает сомнения правомерность включения в МРОТ таких компенсационных выплат, как повышенная оплата труда за работу во вредных условиях, в ночное время, а также оплата за работу в выходные и праздничные дни. Получается, что у работников с различными условиями труда минимальная гарантия одинакова. Что же касается стимулирующих и социальных выплат, то они вообще никогда не относились к разряду гарантируемых.

Также сомнительно включение в МРОТ выплат по районным коэффициентам. На этом следует остановиться подробнее.

Установленный в настоящее время МРОТ в размере 2300 руб. не является, как и прожиточный минимум трудоспособного населения, равнозначным для всей территории страны, варьируясь в зависимости от климатических условий. В силу действовавшего определения МРОТ выплаты по районным коэффициентам до 1 сентября не включались в его величину, а применение районных коэффициентов к МРОТ создавало определенную дифференциацию этого норматива. Несмотря на справедливость доводов о том, что районные коэффициенты, будучи установленными еще в советские времена, к настоящему времени существенно устарели и МРОТ с учетом районных коэффициентов уже не отражает в полной мере минимальную стоимость жизни на территории страны (так, к примеру, на территории Москвы и Санкт-Петербурга районные коэффициенты не установлены, а прожиточный минимум сопоставим с северными регионами страны), нельзя не согласиться с тем, что районные коэффициенты все же смягчали различия в уровнях МРОТ в южных и северных регионах. Предлагаемый новым законом порядок установления МРОТ ориентирован исключительно на средний по стране прожиточный минимум и не предполагает каких-либо различий по территории страны, так что соотношение МРОТ с прожиточным минимумом оказывается существенно измененным. Так, если сопоставить МРОТ в сумме 2300 руб. с прошлогодним прожиточным минимумом, то, к примеру, в Дагестане соотношение возрастет до 87% (2300 : 2631), а на Чукотке почти не изменится – 26,6% (2300 : 8655). Такое решение проблемы не соответствует принципу социальной справедливости.

В законодательстве эту проблему пытались разрешить, предоставив субъектам РФ право самостоятельно устанавливать минимальную заработную плату в более высоком размере, чем это предусмотрено федеральным законом, специальным соглашением на уровне трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений субъекта. Ранее в законодательстве уже содержалась такая норма, но на практике она оказалась неприменима.

По данному вопросу имелся прецедент: определением Верховного Суда РФ от 02.08.02 № 5-Г02-101 был признан противоречащим федеральному законодательству Закон г. Москвы от 07.12.01 № 69 “О городском минимуме оплаты труда”. Дело в том, что Московская городская Дума инициировала принятие более высокого по сравнению с федеральным уровнем минимума заработной платы, предоставив право его устанавливать правительству Москвы с учетом мнения Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Таким образом, на территории г. Москвы действовали два закона, устанавливающих два различных уровня МРОТ. Верховный Суд РФ счел такую ситуацию незаконной и подтвердил безоговорочный приоритет федерального закона.

Установление регионального МРОТ не законом, а соглашением смягчает эту ситуацию. Действительно, не все работодатели, осуществляющие деятельность на данной территории, смогут выполнить требование региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Федеральным законом предусмотрена возможность неприсоединения к соглашению о региональном размере МРОТ, если он будет превышать размер, установленный на федеральном уровне. Законом № 54-ФЗ в ТК РФ была внесена ст. 133.1, подробно регламентирующая порядок заключения таких соглашений на уровне субъекта РФ и порядок неприсоединения к нему отдельных работодателей.

Тем не менее в этом вопросе нет полной ясности. В настоящее время повышение МРОТ на федеральном уровне ограничено по большей части из-за недостатка средств в ряде региональных и территориальных бюджетов, получающих дотации из федерального бюджета.

Федеральным законом от 04.07.03 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» (с изм. и доп.) установлено, что субъекты РФ, получающие дотации из федерального бюджета, не вправе самостоятельно вводить нормы оплаты труда, превышающие нормы, определенные на федеральном уровне. Таким образом, правом устанавливать более высокий уровень МРОТ обладают только те субъекты, которые дотацию не получают, а они составляют лишь одну треть субъектов РФ.

Очевидно, что проблема повышения уровня МРОТ в соответствии с Законом № 54-ФЗ будет решаться не в аспекте социальной справедливости, а в аспекте финансовой обеспеченности. Такое направление находится в противоречии с рекомендациями Международной организации труда.

Перспективы повышения МРОТ до величины прожиточного минимума

Какие направления повышения МРОТ до величины прожиточного минимума, помимо предложенного Законом № 54-ФЗ, можно было бы рассмотреть?

Установленный в абсолютном денежном выражении МРОТ не учитывает дифференциации уровней минимальной стоимости жизни по регионам РФ. Потребительские цены на товары и услуги в субъектах РФ растут неравномерно, одна и та же величина минимальной заработной платы в разных регионах способна обеспечить работникам разный объем жизненных средств. Следовательно, подобный норматив оказывается неспособным выполнить функции единой государственной гарантии.

Ориентация при установлении МРОТ на средний уровень прожиточного минимума по стране также создает систему существенно отличающихся друг от друга по размеру социальных гарантий в различных регионах РФ. Такая система ведет к уравнительной оплате труда на территориях с величиной прожиточного минимума ниже среднего и на территориях с прожиточным минимумом, значительно превышающим средний уровень.

Представляется целесообразным в основу определения МРОТ положить региональные прожиточные минимумы, рассчитанные по единой методике, в таком случае конкретные размеры МРОТ будут устанавливаться и обеспечиваться субъектами РФ на основе региональных прожиточных минимумов. На федеральном уровне следует перейти к законодательному установлению соотношений МРОТ в долях или процентах от прожиточного минимума трудоспособного населения, ежегодно сближая эти показатели.

Такая тактика позволит постепенно повысить МРОТ до прожиточного минимума, но только не абстрактного – среднего по стране, а конкретного для определенной территории РФ. Это дало бы возможность подготовить бюджеты регионов к повышению МРОТ, поскольку заранее были бы известны все соотношения на очередной финансовый год, а также, что особенно важно, определило бы справедливый уровень бюджетной обеспеченности по данному показателю.

На ближайшую перспективу государственная политика в отношении минимальной заработной платы предполагает ее использование для выполнения главной социальной задачи – сокращения численности малообеспеченной категории граждан.

В дальнейшем, по мере достижения МРОТ уровня прожиточного минимума и снижения на этой основе числа малообеспеченных граждан, этот норматив будет использован для выполнения другой важнейшей задачи – служить одним из элементов гибкой системы регулирования рынка труда, в т. ч. занятости населения.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает связь уровня минимальной заработной платы с уровнем занятости и, следовательно, численностью бедных слоев населения. Так, низкий уровень минимальной заработной платы влечет за собой увеличение численности бедного населения, в свою очередь, высокий уровень влияет на увеличение количества безработных, что повышает количество бедных за счет неработающего населения. Поэтому государственная политика на каждом этапе экономического развития требует выработки такого механизма установления МРОТ, который позволил бы определить оптимальные размеры оплаты труда. Таким образом, по достижении МРОТ экономически и социально значимой величины, обеспечивающей прожиточный минимум, возможна переориентация методов определения этого норматива. В качестве основы для установления оптимального уровня минимальной заработной платы может быть использовано ее соотношение со средней заработной платой. Использование этого показателя позволит применять МРОТ в двух направлениях: с одной стороны, как минимальную социальную гарантию для работающего населения, а с другой – как один из важных элементов регулирования рынка труда. При этом возможны различные варианты регионального регулирования минимальной заработной платы в зависимости от сложившихся на определенном этапе развития экономических условий.

Такой метод регулирования минимальной заработной платы применяется в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что приближение МРОТ к уровню прожиточного минимума обеспечит решение следующих задач:

  • Обеспечение полноценных минимальных социальных гарантий оплаты труда наемным работникам;
  • Сокращение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума (в настоящее время она составляет около 30% от общей численности работающих);
  • Легализация части заработной платы, которая в настоящее время скрывается от налогообложения;
  • Увеличение налоговых поступлений.

Дополнительные поступления в бюджет и в государственные внебюджетные фонды снизят, в свою очередь, потребность в финансовых ресурсах на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и проведение социальных реформ.

Успешная реализация мер по повышению МРОТ может осуществляться только одновременно с увеличением экономических возможностей государства. Главными факторами, влияющими на МРОТ, являются: эффективность реализуемых экономических программ, снижение темпов инфляции, подъем производства, позитивные изменения в сфере государственных финансов, рост инвестиций, улучшение финансового положения предприятий.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль