Высшая школа в системе здравоохранения

2985

Мирошников Валентин Михайлович: Ректор Астраханской государственной медицинской академии, заслуженный врач РФ, профессор.

В Астраханской области накоплен значительный опыт участия медицинской академии в решении задач развития лечебно-профилактических учреждений. Реализация национального проекта «Здоровье» позволяет по-новому взглянуть на роль высшей медицинской школы в системе здравоохранения.

Мирошников Валентин Михайлович

- Ректор Астраханской государственной медицинской академии, заслуженный врач РФ, профессор

Стратегию и тактику решения проблем, возникающих в здравоохранении Астраханской области, можно определить лишь с активным участием коллектива медицинского ВУЗа, так как в нем сконцентрированы лучшие научные силы. Именно поэтому реализация в регионе национального проекта «Здоровье» тесно связана с деятельностью старейшего в области ВУЗа – Астраханской государственной медицинской академии (АГМА). Важной особенностью деятельности АГМА является теснейший контакт и содружество с практическим здравоохранением. Приобщаясь к практической деятельности, сотни наших студентов, интернов, клинических ординаторов и аспирантов ежегодно участвуют в работе поликлиник и ЛПУ по ликвидации вспышек гриппа и других вирусных инфекций. Как показывает опыт Астраханских клинических ЛПУ и медицинской академии, повышению качества медицинского обслуживания способствует совмещение должностей заведующего отделением и доцента (или руководителя) клинической кафедры. Это позволяет не только оптимально организовать лечебно-диагностический процесс, но и предоставить большие обучающие возможности студентам, интернам, клиническим ординаторам и аспирантам. Другим важным фактором улучшения деятельности лечебных учреждений является назначение ведущих профессоров и доцентов медицинской академии на должности главных специалистов регионального Министерства здравоохранения и социального развития, что также широко практикуется в Астраханской области. Еще до начала реализации национального проекта «Здоровье», начиная с ноября 2005 года, АГМА безвозмездно подготовила группу специалистов для лечебно-профилактических учреждений города и области (участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики). Этому предшествовали серьезная переработка и усовершенствование учебных планов и программ в соответствии с требованиями подготовки специалистов амбулаторно-поликлинического звена, адаптации их к региональным условиям. Деканат факультета последипломного образования разработал планы-графики организации и проведения циклов повышения квалификации. За период с ноября 2005 по март 2006 года был подготовлен 141 врач. В 2006 году академия дважды принимала участие в открытых конкурсах на размещение среди аккредитованных вузов государственного задания, выполнив обязательства по переподготовке специалистов первичного звена на 100%. При проведении этой работы АГМА широко использует программно-информационное обеспечение учебного процесса. В частности, был задействован компьютерный класс для сертификационно-квалификационного тестового контроля. Для слушателей циклов был открыт бесплатный доступ в общевузовский Интернет-класс. В учебном процессе широко использовалась мультимедийная и проекционная аппаратура, были оборудованы учебные стенды. Анализ проведенной в АГМА работы по переподготовке специалистов первичного звена показал, что порядок сдачи и приемки работ по государственным контрактам достаточно сложен. Формы отчета на каждого врача заполнялись в электронном и бумажном виде и представлялись в Росздрав в течение пяти дней после начала очередного цикла и пяти дней после его окончания. Еженедельно ВУЗ был обязан по электронной почте отчитаться перед Департаментом фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования Минздравсоцразвития России. Отчетность по государственным контрактам переподготовки специалистов в рамках национального проекта предусматривала заполнение карточки курсанта. Но средств на оплату программы, которая позволяет заполнить ее правильно, не было выделено. Медицинская академия была вынуждена приобрести эту программу на внебюджетные средства. Кроме того, форма карточки содержала юридические оплошности. В частности, в начале обучения требовалось указать реквизиты документа, который выдавался только после окончания курсов. Стоит отметить, что проблемы, которые возникали в течение первого года реализации национального проекта, быстро решались Минздравсоцразвития РФ и Росздравом. На наш взгляд, позитивные сдвиги, происходящие в региональном здравоохранении, связаны не только с финансированием национального проекта, но и с отношением к этому процессу руководителей всех уровней. Например, Губернатор Астраханской области А.А. Жилкин постоянно проявлял глубокую озабоченность и стремление улучшить медицинское обслуживание в крае. Такое понимание важности процесса обучения специалистов, к сожалению, встречается не всегда. Так, руководитель городского звена здравоохранения и отдельные главные врачи городских ЛПУ требуют от медицинского ВУЗа оплаты аренды учебных площадей клинической кафедры, на которой ее сотрудники выполняют большой объем не только учебной, но и лечебно-диагностической работы. С юридической точки зрения отношения, возникающие при подготовке специалистов в медицинских вузах и клинических ЛПУ, нельзя рассматривать как арендные. Тем не менее, делаются попытки в договор о совместной деятельности включить условия, неприемлемые для государственного медицинского ВУЗа. Например, требование оплаты ВУЗом коммунальных услуг, ремонта учебных площадей клинической кафедры и т.д. Эту ситуацию удалось разрешить лишь после вмешательства Мэра. В этой связи очевидна потребность в документе Федерального уровня, регламентирующем отношения государственных учреждений: медицинских вузов и клинических лечебно-профилактических учреждений. В поиске путей улучшения системы здравоохранения Астраханского края особенно важен учет показателей региональной демографии, экологической обстановки, местных особенностей различных заболеваний. Не случайно Астраханская медицинская академия несколько лет назад получила НИИ краевой инфекционной патологии (НИИ КИП), который активно занимается разработкой методов диагностики и лечения инфекций, имеющих существенные местные отличительные черты. Очень важно, что на одной территории находятся НИИ КИП, кафедры микробиологии, общей гигиены, эпидемиологии с иммунологией и инфекционных заболеваний, а также ряд лабораторий, обслуживающих различные контингенты населения. Именно это дает возможность всем обучающимся в академии видеть полную цепочку научно-производственного процесса – от рождения научной идеи до ее воплощения в лечении пациента. Поэтому такой учебно-научно-производственный комплекс является хорошей базой для созданного в академии три года назад медико-профилактического факультета. Опыт АГМА по консолидации различных дисциплин в едином по целям направлении был одобрен в 2006 году учебно-методической комиссией по микробиологии, эпидемиологии и иммунологии при Минздравсоцразвития РФ. Анализ состояния стоматологической службы в Астраханском регионе свидетельствует о том, что в штате специалистов преобладают зубные врачи, являющиеся выпускниками медицинского колледжа, и зубные техники. Это сказывается на качестве оказываемой помощи. Поэтому ученый совет АГМА принял решение о лицензировании ВУЗа по новой специальности и открытии стоматологического факультета. В последнее время возникла проблема временного совместительства в лечебно-профилактических учреждениях для студентов медицинского ВУЗа. Городские и областные ЛПУ нуждаются в средних медицинских работниках. Многие студенты АГМА в свободное от учебы время желают там подработать. Но они фактически имеют незаконченное высшее образование и к работе в ЛПУ в качестве медсестры (медбрата) не могут быть допущены по причине отсутствия сертификата. Как видно, реформирование системы здравоохранения и медицинского образования в современных условиях тесно связано и взаимообусловлено. Прошедший год – это только начало сложного пути к модернизации российской системы здравоохранения и образования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль