Николай Юргель: многое удалось сделать, но еще больше предстоит

4279

В преддверии 5-летнего юбилея Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития ее руководитель рассказал корреспонденту «МВ» о ключевых проблемах в выстраивании государственной системы контроля качества за оказанием медицинской помощи россиянам и перспективах ее развития.

— Николай Викторович, на прошлогодней конференции «Медицина и качество» вы отмечали, что система контроля качества оказания медпомощи в стране только начинает выстраиваться и делать какие-то выводы относительно эффективности ее работы преждевременно. Изменилось ли что-то на сегодняшний день? Справляются ли регионы с поставленными перед ними задачами и каковы основные болевые точки в организации этой системы?

— Как вы знаете, с января 2008 года важнейшие полномочия в сфере здравоохранения были переданы органам власти субъектов РФ. Кроме лекарственного обеспечения это контроль за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам и лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности негосударственных организаций. Исключением в настоящее время является только контроль за качеством высокотехнологичной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения. В течение прошлого года во всех субъектах были созданы соответствующие органы, назначены их руководители и укомплектованы штаты, в том числе бывшими работниками Росздравнадзора.

К сожалению, результаты проверок осуществления этими органами переданных полномочий показали, что не во всех регионах они исполняются, как того требует законодатель-ство. Пожалуй, одной из основных болевых точек в организации региональных систем контроля качества медицинской помощи является отсутствие субъектовых нормативно-правовых актов по вопросам организации оказания качественной и доступной медицинской помощи населению. А это основа функционирования региональной системы здравоохранения.

— Как реагируют в регионах на ведомственные проверки?

— Понятно, что контроль — это всегда жестко, неудобно… но эффективно. На традиционных совещаниях с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах мы ведем речь не только о недостатках, но и конструктивных наработках и находим понимание и поддержку. Регионы учатся друг у друга, хотя, может быть, и не так оперативно, как хотелось бы.

— На чем вы сегодня делаете акцент в работе службы, какие направления наиболее актуальны в свете тех изменений в системе оказания медицинской помощи, которые планируется реализовать в ближайшее время?

— В настоящее время Росздравнадзор работает в новых условиях. Теперь законодательно предусматривается проведение аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю. Это разрешительная функция. При этом Росздравнадзор является органом по аккредитации, в связи с чем нам предстоит в кратчайшие сроки провести ряд организационных мероприятий по данному направлению.

Кроме того, в Минздравсоцразвития России осуществляется работа по формированию порядков оказания медицинской помощи, Росздравнадзором согласовано уже около 10 из них. Убежден, что их принятие и исполнение будет способствовать улучшению качества оказываемой гражданам медицинской помощи. Безусловно, остается актуальным и направление по контролю за оказанием платных медицинских услуг.

Большая работа в последнее время проведена по организации ускоренных процедур регистрации, доклинических и клинических испытаний вакцин от гриппа A/H1N1, контролю за обеспечением лечебно-профилактических и аптечных учреждений лекарственными средствами для профилактики и лечения гриппа.

— Насколько помогают вам в вашей работе пациентские , врачебные сообщества? И каково место «общественников» в создаваемой системе контроля качества оказания медпомощи в России?

— Активное взаимодействие с институтами гражданского общества — стратегическое направление нашей деятельности. Я считаю, что участие пациентов и общественных объединений в обсуждении проблем реформирования системы здравоохранения, повышения качества и доступности медицинской помощи, организации контроля и надзора в сфере здравоохранения является важным элементом гражданского общества, перспективным направлением модернизации контрольной системы и здравоохранения в целом, а самое главное, надежным индикатором при возникновении сбоев в оказании качественной медицинской помощи.

Росздравнадзором заключены соглашения об информационном взаимодействии с 60 общественными организациями пациентов, страдающих различными заболеваниями. Помимо этого в целях повышения качества оказания медицинской помощи и совершенствования системы медицинского страхования Росздравнадзор заключил соглашение с Межрегиональным союзом медицинских страховщиков, а по вопросам борьбы с контрафактной продукцией, совершенствования нормативно-правовой базы и борьбы с коррупцией мы активно взаимодействуем с «Ассоциацией работников правоохранительных органов Российской Федерации».

— Готовится законопроект «Об обращении лекарственных средств». Минздравсоцразвития настаивает на выделении экспертизы из процесса регистрации лекарственных препаратов. Как вы оцениваете эту инициативу, насколько она оправдана технически, и не скажется ли это негативно на качестве поступающих в обращение лекарственных средств?

— Регистрация препарата не затрагивает вопросов оценки его эффективности и безопасности. Эти подходы не вписываются в международную практику, в соответствии с которой регистрация лекарственных средств является основным контрольным механизмом при принятии решения о допуске нового лекарства на рынок. Процедура регистрации, фармаконадзор, система контроля качества препаратов на производстве и в обращении должны быть составляющими единой государственной системы.

Безусловно, изменения законодательства необходимы, это требование времени. Но в первую очередь должна быть определена внятная четкая национальная политика в сфере обеспечения населения лекарственными средствами. Необходимы разработка и принятие Правительством РФ стратегии развития фармацевтической отрасли, концептуальной модели лекарственного обеспечения в Российской Федерации. При этом параллельно следует утвердить технический регламент по безопасности лекарственных средств и модернизировать закон «О лекарственных средствах». Нужны эволюционные изменения, гармонизированные с требованиями ВОЗ, Европейской медицинской ассоциациии и учитывающие богатый отечественный опыт. Все наши действия и решения должны, прежде всего, защищать интересы пациентов и безопасность государства.

— В этом же законопроекте говорится о необходимости создания некоего «федерального государственного автономного учреждения по производству государственной экспертизы научной обоснованности и целесообразности проведения клинических исследований лекарственных препаратов и государственной экспертизы лекарственных препаратов». Что это может быть за учреждение? Оно будет создаваться с нуля или на базе уже существующих институтов? И кому оно должно подчиняться?

— Я не сторонник того, чтобы в законодательном акте была прописана какая-то особая организационно-правовая форма. Законопроектом предлагается создание нового органа, но опыта работы таких организаций нет. А ведь он должен принимать очень ответственные решения, от которых зависит здоровье, а иногда и жизни многих тысяч пациентов. Речь идет о передаче части государственных функций вновь создаваемому участнику регулируемых общественных отношений, созданному для обеспечения исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти.

Исходя из норм Указа Президента РФ от 13.03.2004 № 314 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» логично было бы предположить, что вышеуказанным федеральным органом исполнительной власти является Росздравнадзор. Однако понятие «автономного», а также законодательное обособление двух юридических лиц не позволяют сделать однозначного вывода о месте и роли рассматриваемого федерального государственного автономного учреждения в системе административных правоотношений.

— Не размывают ли эти инициативы ответ ственность государства в части контроля качества лекарственных средств?

— Сегодня для проведения экспертизы качества лекарственных средств аккредитованы более 80 лабораторий, из которых 15 принимают участие в экспертизе качества фармпрепаратов в рамках предварительного государственного контроля и более 25 — в рамках выборочного государственного контроля. В 2009 году начата программа строительства в 7 федеральных округах испытательных центров, включая 2 лаборатории по контролю качества МИБП. Их введение в строй позволит в полной мере осуществлять контроль за медицинскими иммунобиологическими препаратами, в том числе исследования по контролю за качеством вакцин. Фактически функционирует система государственного контроля лекарственных средств, которая обеспечивает независимость и объективность при проведении экспертизы, и она развивается с учетом последних достижений науки и высоко оценивается зарубежными специалистами.

Очевидно, что на данном этапе не существует необходимости в дополнительном создании обособленного учреждения по экспертизе качества лекарственных средств. Кроме того, представляется нецелесообразным создание любого органа по экспертизе качества, не включенного в общую систему государственного контроля, так как это создаст информационные бреши в части мониторинга качества лекарственных средств, а также приведет к дублированию функций федерального государственного органа, осуществляющего контрольные и надзорные функции в данной области.

— Каково в идеале, по-вашему, место Росздравнадзора в системе российского здравоохранения и какими полномочиями он должен обладать, чтобы в полной мере реализовывать свою главную функцию — контроль за качеством оказания медицинской помощи российским гражданам?

— Созданная в стране контрольно-разрешительная система позволяет не просто фиксировать негативные явления в здравоохранении, но и осуществлять управление общественными рисками, связанными со здоровьем людей, их социальным благополучием, повысить эффективность управления отраслью. Однако в настоящее время Росздравнадзор не наделен полномочиями рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершаемых в сфере оказания медицинской и социальной помощи, обращения лекарственных средств, что значительно увеличивает сроки их рассмотрения. Мне представляется логичным и необходимым наделить службу такими полномочиями.

Мы пытаемся построить лучшую в мире контрольно-разрешительную систему в здравоохранении и социальной сфере, многое удалось сделать, но еще больше впереди. Подчеркну, что сегодня самое большое достижение — это люди, специалисты, профессионалы, и хорошо, что нам есть кем и чем гордиться.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль