Новые подходы к послевузовскому образованию специалистов с высшим сестринским образованием

19840

Реализация реформы здравоохранения в России с переориентацией на оказание первичной медико-санитарной помощи потребовала радикальных изменений в подготовке сестринских кадров. Высшее сестринское образование стало основой для подготовки управленческих, педагогических, клинических специалистов и исследователей в области сестринского дела.

Практическая деятельность в процессе последипломной подготовки поможет новой категории специалистов адаптироваться в практическом здравоохранении и учреждениях социальной защиты, сформировать системный подход в отношении содержания и сущности управленческого труда, получить опыт оценки и анализа управленческой информации, опробовать приемы математического моделирования, маркетинга, принципов психологии управления и принятия управленческих решений.

В ГОУ ВПО “Ижевская государственная медицинская академия” первый выпуск факультета высшего сестринского образования (ВСО) состоялся в 2002 г. Все 36 выпускников в этом же году зачислены в клиническую интернатуру по специальности “Менеджер здравоохранения”, предусматривающую обучение на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением факультета повышения квалификации и последипломной подготовки (ФПК и ПП). Продолжительность учебы составляла 11 мес. (1716 ч), форма обучения – очно-заочная, причем очная часть была посвящена основным разделам образовательно-профессиональной программы “Общественное здоровье, социальная гигиена и организация здравоохранения”, а заочная – осваивалась на рабочем месте в лечебном учреждении под контролем преподавателей кафедры.

Целью обучения в интернатуре специалистов с высшим сестринским образованием является совершенствование теоретических и практических знаний по вопросам общественного здоровья и здравоохранения, организации медицинской помощи населению, экономике и реформам сестринского дела на современном этапе, а также по освоению и использованию современных сестринских технологий в обучении среднего и младшего медицинского персонала больниц и пациентов здоровьесберегающему поведению. Большое количество обучающихся на факультете ВСО работают в лечебно-профилактических учреждениях, причем значительная часть – на должностях руководителей (заместителей главного врача по сестринской деятельности, главных и старших медицинских сестер), поэтому в программу обучения включено также приобретение навыков самостоятельной работы в качестве медицинского менеджера.

При составлении программы и учебного плана были использованы: Типовой учебный план и образовательно-профессиональная программа первичной специализации (интернатура) выпускников факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов по специальности “Менеджер” (М.: МЗ РФ ВУНМЦ, 1999).

Типовой учебный план и образовательно-профессиональная программа первичной специализации (интернатура) выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности “Социальная гигиена и организация здравоохранения” (М.: МЗ СССР, 1999). “Унифицированная программа последипломного обучения по социальной гигиене и организации здравоохранения” (М.: МЗ СССР, 1987). Типовая программа и учебный план повышения квалификации и дополнительного образования специалистов системы ОМС (М., 1996).

В 2006 г. на основе Стандарта и примерной программы первичной специализации выпускников факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов, разработанной специалистами ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава” (2005 г.), сотрудники кафедры подготовили учебный план и программу первичной очно-заочной специализации (интернатура) выпускников факультета высшего сестринского образования по специальности “Управление сестринской деятельностью”. Продолжительность обучения составляет 1 год (1728 ч), при этом увеличена очная часть (объем – 432 ч), что позволило дополнительно включить лекционные и семинарские занятия, посвященные, в частности, основам управления сестринской деятельностью, организации работы семейной медицинской сестры и др.

Интерны закреплены за базами интернатуры, находящимися недалеко от кафедры. Аудиторные занятия и консультации проводят 2–3 раза в неделю согласно расписанию. Для иногородних специалистов аудиторные занятия проходят в виде сессий, согласно календарному плану и расписанию, не менее 3 мес. в год с выдачей справок-вызовов для интернов, либо оформлением командировок за счет организации-заказчика. Обучение интерна складывается из аудиторной учебной работы (лекций, семинаров, практических занятий), самостоятельной подготовки и практической сестринской деятельности в подразделениях и службах медицинских и медико-социальных учреждений. Общее рабочее время интерна составляет 36 ч в неделю.

Подготовку каждого слушателя проводят по индивидуальному плану в соответствии с его рабочим местом, при соблюдении алгоритма общих требований. Индивидуальный план предусматривает выполнение одной из тем самостоятельной работы. Всего предлагают 6 тем: “Значение статистического анализа в планировании работы менеджера ЛПУ”; “Маркетинг и программы платных услуг в условиях поликлиники”; “Многофакторная комплексная оценка организации сестринского дела”; “Диспетчерский мониторинг и анализ зон эффективной деятельности ЛПУ”; “Техника и технология создания рекламного продукта в здравоохранении, бизнес-план подразделения”; “Менеджер, технология и практика его работы с общественностью”. Планом предусмотрено, что интерн во время административного дежурства по больнице решает вопросы в пределах своей компетенции, участвует в общебольничных конференциях, клинических разборах, семинарах, а также готовит доклады и реферативные сообщения по литературе.

Сотрудники кафедры подготовили для самостоятельного практического решения интернами несколько контрольных работ по медицинской статистике, включающих составление плана и программы исследования, таблиц, определение экстенсивных и интенсивных показателей, применение метода стандартизации, анализ динамических рядов и построение графиков. Кроме того, предусматривается приобретение знаний и умений менеджера в общении с партнерами и конкурентами, составление профилактических программ, текущих и перспективных планов; организация и проведение конкурсов, семинаров, конференций, освоение работы по заявлениям граждан, пациентов, медицинского персонала. Очная часть обучения интерна складывается из аудиторной учебной работы, в т. ч. лекций, семинаров, практических занятий. Большое внимание преподаватели уделяют проведению деловых игр и тренингов, на которых учащиеся приобретают навыки и умения разнообразной деятельности менеджера, при этом особое внимание обращают на организацию работы с персоналом.

Эффективность проведения цикла оценивают по специально разработанной анкете. Ее анализ показал статистически достоверное повышение знаний по вопросам управления, экономики здравоохранения, психологии общения с пациентами, теории сестринского дела.

Таким образом, кафедра общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением совместно с деканатами ФПК и ПП и ВСО накапливает опыт подготовки в интернатуре медицинских сестер с высшим образованием по специальности “менеджер”. Вместе с тем остаются нерешенными вопросы заработной платы, профессионального страхования, стандартизации профессиональной деятельности специалистов с высшим сестринским образованием, а также создания механизмов взаимодействия с руководителями ЛПУ: подчиненность, связи, правовая защита.

Приложение

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА первичной очной специализации (интернатура) выпускников факультета высшего сестринского образования по специальности “Управление сестринской деятельностью” (извлечения)

Продолжительность обучения 1 год (1728 ч).

Цель обучения в интернатуре: подготовка специалистов с высшим сестринским образованием к самостоятельной работе по специальности “Управление сестринской деятельностью”, совершенствование теоретических и практических знаний по вопросам общественного здоровья и здравоохранения, организации медицинской помощи, экономике и управлению здравоохранением на современном этапе.

Документы, использованные при составлении программы и учебного плана

1. Типовая программа по дисциплине “Общественное здоровье и здравоохранение” для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденная Департаментом образовательных учреждений и кадровой политики Минздрава России от 30.03.2000.

2. Аттестация и сертификация: сборник тестовых заданий по специальности “Организация сестринского дела”. СПб: МАМС, 2002.

3. Стандарт и примерная программа первичной специализации выпускников факультетов высшего сестринского образования медицинских вузов по специальности 060109 (040600) “Управление сестринской деятельностью”. М.: ФГОУ “ВУНМЦ Росздрава”, 2005.

Программа и учебный план утверждены на заседании кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП (протокол № 8 от 11.01.2008).

Программа и учебный план для интернов по специальности “Управление сестринской деятельностью” рекомендованы к утверждению на заседании методического совета ФПК и ПП (протокол № 2 от 29.01.2008).

Программа составлена зав. кафедрой общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ИГМА, д-ром мед. наук, проф. Л.Ф. Молчановой; доцентом кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, канд. мед. наук Е.А. Кудриной.

Пояснительная записка

Реализация реформы системы здравоохранения в России, переориентация системы здравоохранения на оказание первичной медико-социальной помощи потребовали радикальных изменений в подготовке сестринских кадров.

Одним из важнейших условий, способствующих успешному осуществлению реформы здравоохранения, является использование технологий менеджмента в рыночном и государственном здравоохранении. В условиях развивающейся многоукладной экономики изменяются формы управления и финансирования здравоохранения, требуются квалифицированные специалисты в области экономики и управления здравоохранением, менеджеры-профессионалы, обладающие медицинскими, экономическими, психологическими и правовыми знаниями.

Высшее сестринское образование стало основой для подготовки управленческих, педагогических, клинических специалистов и исследователей в области сестринского дела. Практическая же деятельность в процессе последипломной подготовки поможет новой категории специалистов адаптироваться в практическом здравоохранении и учреждениях социальной защиты, сформировать системный подход в отношении содержания и сущности управленческого труда, получить опыт оценки и анализа управленческой информации, опробовать приемы математического моделирования, маркетинга, принципов психологии управления и принятия управленческих решений. Постдипломная подготовка в интернатуре по специальности “Управление сестринской деятельностью” позволит удовлетворить потребность в квалифицированных руководителях сестринской, организационно-методической, статистической и кадровой служб, специалистах центров общеврачебной практики, руководителях медико-социальных учреждений, менеджерах, готовых работать в новых экономических условиях.

I. Общая характеристика последипломной специализации (интернатуры) по специальности “Управление сестринской деятельностью”

1. Интернатура – одна из форм последипломной подготовки (первичной специализации) выпускника медицинского вуза – проводится на основании приказов и указаний Минздрава России (от 13.03.1992 № 13, от 04.06.1992

№ 173, от 17.02.1993 № 23, от 02.07.1993 № 234-у), решения совещания по вопросам ВСО (11-12.09.1997 в г. Москве), Закона РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, принятого Государственной Думой 19.07.1996, приказа Минздрава России от 16.08.2002 № 267

«О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 27.08.1999 № 337 “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации”, приказа Минздрава России от 13.09.2002 № 288 “О специалисте по управлению сестринской деятельностью”, письма Минздравсоцразвития России от 24.05.2005 № 2374-ВС “О подготовке специалистов в интернатуре”».

1.1. Цель интернатуры – подготовка выпускника медицинского вуза с высшим сестринским образованием к самостоятельной работе в качестве специалиста по управлению сестринской деятельностью.

1.2. Обучение интерна проводится по индивидуальному плану, который разработан на основании типового учебного плана, в течение 1 недели после зачисления в интернатуру с учетом потребностей будущей специальности и места работы специалиста.

2. Последипломная подготовка и переподготовка специалиста с высшим сестринским образованием осуществляется на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ГОУ ВПО “Ижевская государственная медицинская академиям Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию” с учетом специализации и конкретных требований организации-заказчика и привлечением специалистов практического здравоохранения, смежных кафедр и специальностей.

3. Интерны закреплены за базами интернатуры, находящимися недалеко от вуза, аудиторные занятия и консультации проводятся 2–3 раза в неделю согласно расписанию. Для иногородних специалистов аудиторные занятия проводятся в виде сессий, согласно календарному плану и расписанию, не менее 3 мес. в год с выдачей справок-вызовов для интернов, либо оформлением командировок за счет организации-заказчика.

Обучение интерна складывается из аудиторной учебной работы (лекций, семинаров, практических занятий), самостоятельной подготовки и практической сестринской деятельности в подразделениях и службах медицинских и медико-социальных учреждений. Общее рабочее время интерна составляет 36 ч в неделю (за год: 1728 ч – 47,7 недели).

4. В процессе обучения интерн обязан:

  • посещать лекции и семинары по основным и смежным дисциплинам;
  • принимать участие в заседаниях научных обществ, СНО, методических и научных кафедральных и учрежденческих конференциях и научнопрактических семинарах, конференциях базового медицинского учреждения;
  • освоить работу и программное обеспечение на ЭВМ;
  • сдать тестовый компьютерный контроль;
  • защитить контрольные работы № 1, 2, 3;
  • защитить курсовою работу, сдать экзамены в виде решения задач;
  • постоянно совершенствовать свои знания путем изучения научных статей, руководств, монографий, нормативной и специальной периодической литературы.

5. Во время обучения интерн решает контрольные работы № 1, 2, 3 и сдает зачеты кафедральному руководителю; приобретает знания и умения по управлению сестринским персоналом, общению с партнерами; учится анализировать рынок внешних и внутренних медицинских услуг, производить расчеты стоимости медицинских услуг, составлять программы, текущие и перспективные планы. В процессе обучения интерн ведет Дневник интерна по специальности “Управление сестринской деятельностью”, который контролируется руководителями интернатуры от факультета высшего сестринского образования, кафедры и базового медицинского учреждения. Контроль приобретенных знаний и умений осуществляется в ходе семинаров, практических занятий и конференций. После окончания самостоятельной практической деятельности по основным разделам программы интерны сдают зачет, который принимают руководители интернатуры в больнице и на кафедре, результаты зачета записывают в дневник.

6. Итоговая аттестация интерна осуществляется на комплексном сертификационном экзамене, который принимает комиссия, утвержденная ректором вуза. Экзамен включает защиту курсовой работы и собеседование. Интерну, успешно прошедшему итоговую аттестацию, выдается сертификат по специальности “Управление сестринской деятельностью” и удостоверение об окончании интернатуры.

7. Направления деятельности специалиста после окончания интернатуры:

  • обеспечение управления средним и младшим медицинским персоналом и сестринской деятельностью в учреждениях здравоохранения любой формы собственности;
  • разработка управленческих решений по повышению эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализации;
  • анализ работы среднего и младшего медицинского персонала; осуществление преподавательской, организационно-методической, научно-методической и исследовательской деятельности.

Согласно “Положению об организации деятельности специалиста по управлению сестринской деятельностью” (приказ Минздрава от 13.09.2002

№ 288 “О специалисте по управлению сестринской деятельностью”) профессиональную деятельность в качестве специалиста по управлению сестринской деятельностью могут осуществлять лица, получившие высшее медицинское образование по специальности 060109 (040600) “Сестринское дело” и сертификат по специальности “Управление сестринской деятельностью”.

Согласно приказу Минздрава России от 16.08.2002 № 267 «О внесении дополнений в приказ Минздрава России от 27.08.1999 № 337 “О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации”» специалисты по управлению сестринской деятельностью с высшим медицинским образованием по специальности “Сестринское дело” могут занимать должности, перечисленные далее.

I. Руководители учреждений:

  • директор (заведующий, начальник) дома (больницы) сестринского ухода, хосписа, молочной кухни;
  • заместитель главного врача (директора, заведующего, начальника) по работе с сестринским персоналом;
  • главная медицинская сестра (фельдшер, акушерка).

II. Руководители структурных подразделений:

  1. заведующий (начальник) отделения сестринского ухода, медико-социальной помощи;
  2. заведующий организационно-методическим отделом (кабинетом);
  3. заведующий отделом (кабинетом) медицинской статистики;
  4. руководители и специалисты центров профилактики, центров по гипертонической болезни, специализированных школ (“астма-школ”, “школ диабета” и др.), действующих на функциональной основе.

III. Специалисты:

  • специалисты центров (отделений) общей врачебной практики;
  • менеджер по внебюджетной деятельности.

Специалист по управлению сестринской деятельностью в своей работе руководствуется законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим положением и должностной инструкцией, утверждаемой руководителем учреждения здравоохранения.

II.Квалификационная характеристика специалиста по управлению сестринской деятельностью, окончившего интернатуру

Настоящая квалификационная характеристика является внутриведомственным нормативным документом.

Специалист по управлению сестринской деятельностью:

1. Обеспечивает управление средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения.

2. Разрабатывает управленческие решения по повышению эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализации.

3. Анализирует работу среднего и младшего медицинского персонала, оценивает потенциальные возможности развития сестринской службы учреждения.

4. Внедряет в практику новые организационные формы и ресурсосберегающие технологии деятельности сестринского персонала.

5. Разрабатывает стратегию и осуществляет программы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала учреждения.

6. Обеспечивает в учреждении благоприятные и безопасные условия для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества и усиления профилактической направленности деятельности сестринского персонала.

7. Организовывает и обеспечивает квалифицированный уход за пациентами с использованием методологии сестринского процесса, оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

8. Осуществляет социально-психологическое регулирование в трудовом коллективе, содействует созданию деловой, творческой обстановки и поддерживает инициативу сотрудников.

9. Постоянно совершенствует свои профессиональные знания и умения с учетом современных требований, предъявляемых к специалисту в области управления сестринским делом.

10. Изучает информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

11. Принимает решения в пределах своей компетенции, в том числе:

  • вносит предложения руководству по совершенствованию организации и контроля за качеством медицинской помощи в учреждении;
  • отдает распоряжения и указания подчиненным сотрудникам и контролирует их выполнение;
  • инициирует меры общественного воздействия или рекомендует руководителю учреждения иные меры воздействия в случае нарушений в работе среднего и младшего медицинского персонала;
  • ходатайствует перед администрацией о вынесении морального и/или материального поощрения среднему и младшему медицинскому персоналу.

12. Осуществляет подбор кандидатов на должности медсестер-руководителей на основе современных подходов к формированию персонала учреждения и в соответствии с действующим законодательством.

13. Вносит предложения о дополнении и изменении функциональных обязанностей сестринского персонала в соответствии с коллективным договором и законодательством.

14. Внедряет современные формы и методы обучения и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала на рабочих местах без отрыва от производства.

15. Участвует в работе медицинских ассоциаций и иных общественных организаций с целью продвижения идей и реализации программ развития сестринского дела.

16. Повышает свою квалификацию и аттестуется на получение квалификационной категории на основании и в порядке, определенном действующим законодательством.

III.Квалификационные требования к специалисту по управлению сестринской деятельностью, окончившему интернатуру

Специалист по управлению сестринской деятельностью с высшим образованием после окончания интернатуры должен осознавать личную и социальную значимость своей профессии.

Выпускники должны знать:

1. Основы российской правовой системы и законодательства, правовых и нравственно-этических норм в сферах профессиональной и социальной деятельности.

2. Теорию и практику сестринского менеджмента и маркетинга:

  • руководство сестринским персоналом и разработку управленческих решений по повышению эффективности работы организации;
  • анализ работы и оценку потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения, определение потребности в изменениях в организации, составление программ нововведений и разработку плана мероприятий по их реализации;
  • организацию и обеспечение сестринского процесса, ориентированного на индивидуальные потребности пациента.

3. Социально-психологические особенности формирования и развития коллектива, роль личности в системе управленческих отношений.

4. Осуществление социально-психологического регулирования в трудовом коллективе и решение задач, связанных с реализацией профессиональных функций.

5. Структуру и основные принципы организации здравоохранения, задачи и функции структурных подразделений, права и обязанности руководителей служб и подразделений, методы, используемые для анализа и оценки деятельности учреждений здравоохранения и потребностей в медицинской и медико-социальной помощи.

6. Анализ состояния здоровья населения, тенденции и закономерности общественного здоровья, факторы, влияющие на него, методы, используемые для анализа здоровья населения, анализа и оценки деятельности учреждений здравоохранения.

7. Организацию и проведение профилактических, оздоровительных и противоэпидемических мероприятий.

8. Планирование, организацию и осуществление педагогической и воспитательной деятельности с использованием закономерностей общего и профессионального развития, современных психолого-педагогических теорий и инновационных педагогических технологий.

9. Основы самостоятельной работы с информацией (учебной, справочной, нормативной, научной).

10. Организацию и проведение научно-практических исследований в области сестринского дела и прикладных дисциплин.

11. Основы делопроизводства.

Иметь практические умения и навыки:

1. Организации оздоровительных, профилактических и противоэпидемических мероприятий на уровне индивида, семьи и отдельных групп населения.

2. Организации квалифицированного ухода с использованием инновационных методологий сестринской деятельности.

3. Анализа и оценки состояния здоровья населения, потребности в медицинской и медико-социальной помощи и качества предоставляемых медицинских и сестринских услуг.

4. Проведения анализа работы организации в системе оказания медицинских и сестринских услуг с целью повышения их эффективности с учетом имеющихся ресурсов и обеспечения их выполнения.

5. Прогнозирования инновационного развития социально-экономических, организационных процессов в объекте управления, составления программ нововведений и разработки плана мероприятий по их реализации.

6. Оценки уровня профессиональной готовности кадров в области сестринского дела, проведения методического анализа дидактического материала для преподавания, организации и проведения учебного процесса в образовательных учреждениях и учреждениях здравоохранения по постановке и решению профессиональных задач.

7. Практического применения методов маркетинговых исследований, осуществления управления материальными ресурсами с целью их рационального использования.

8. Работы с нормативно-распорядительной документацией и применения основы экономических и правовых знаний для реализации профессиональных функций в области здравоохранения.

9. Организации своего труда на научной основе, владения методами поиска, сбора, систематизации, хранения и обработки информации с использованием современных средств электронной и оргтехники.

10. Проведения исследовательской деятельности, анализа ее результатов и их использования с учетом потребностей реформирования здравоохранения и сестринского дела.

11. Применения знания иностранных языков для профессионального общения и работы с оригинальной литературой по специальности.

12. Организации работы учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС.

13. Применения основных положений экспертизы медицинских услуг и основ компьютеризации.

IV. Программа подготовки интерна

Содержание программы подготовки специалиста по управлению сестринской деятельностью в интернатуре соответствует квалификационным требованиям. Обучение проводится с учетом специализации, т. е. с учетом конкретных требований будущего места работы специалиста и организации-заказчика. В связи с этим программа построена на основе гибкой модульной системы. Учебный план послевузовской профессиональной подготовки включает взаимозаменяемые разделы (модули), которые выбирает специалист или руководитель организации, направивший специалиста, в зависимости от характера последующей его деятельности.

Содержание профессиональной образовательной программы по специальности 060109 (040600) “Управление сестринской деятельностью”, квалификация – “Менеджер”

НАИМЕНОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ

1. Теория и практика управления сестринской деятельностью Руководство сестринским персоналом и разработка управленческих решений по повышению эффективности работы организации.

Анализ работы и оценка потенциальных возможностей развития сестринской службы учреждения, определение потребности в изменениях в организации, составление программ нововведений и разработка плана мероприятий по их реализации.

Организация и обеспечение сестринской деятельности, ориентированные на индивидуальные потребности пациента.

2. Клиническая психология, психология общения, психология управления в работе специалиста по управлению сестринской деятельностью

Кризисная психологическая помощь.

Психология посттравматического стрессового расстройства. Психология инвалидности.

Психология аддиктивного поведения.

Ведущие психологические школы, эффективные психотерапевтические технологии.

Психология больного и его реакция на боль.

Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника.

Инновации в социальной психологии. Конфликтология.

Вопросы психологии управления сестринским персоналом в ЛПУ.

3. Экономика здравоохранения

Организация системы здравоохранения в условиях его реформирования.

Финансирование здравоохранения в России.

Источники финансирования медицинской деятельности. Ценообразование в здравоохранении в условиях рыночной экономики. Экономическая стратегия медицинского учреждения.

Бухгалтерский учет и баланс организации.

Анализ финансовой деятельности медицинских организаций. Формирование сметы медицинской организации.

Современные подходы к оценке эффективности в здравоохранении. Организация контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. Общие вопросы ценообразования. Ценообразование в рыночных условиях.

Организация сестринского дела в многопрофильном медицинском учреждении.

Экономические вопросы в работе медицинской сестры руководителя.

4. Новые технологии деятельности сестринского персонала

Реструктуризация здравоохранения как основное направление реформы здравоохранения в Российской Федерации.

Новые технологии в оказании стационарной медицинской помощи. Новые технологии в организации амбулаторно-поликлинической службы.

Инновации в организации сестринского дела.

Научные исследования и их внедрение в сестринскую практику.

5. Гражданское, трудовое, коммерческое и международное право в здравоохранении

Задачи и система общего и медицинского права.

Гражданское правоотношение. Роль медицинских работников в гражданских правоотношениях.

Гражданско-правовая ответственность сторон – участников договора на оказание медицинской помощи.

Трудовой контракт. Прием, увольнение, перевод, перемещение, совместительство в здравоохранении.

Охрана труда в здравоохранении.

Трудовая дисциплина. Трудовые споры. Роль специалиста по управлению сестринской деятельностью в урегулировании трудовых споров.

Правовые аспекты оплаты труда в здравоохранении. Административно-правовое регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Уголовное право и здравоохранение.

Правовые основы лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.

Лизинг медицинской техники и оборудования. Законодательство о санаторно-курортном лечении.

6. Медицинское страхование

Реализация медицинского страхования в системе практического здравоохранения. Система обязательного и добровольного медицинского страхования.

Организационно-экономический механизм реализации законодательных актов о медицинском страховании.

Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Программы обязательного медицинского страхования.

Договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию.

Тарифы на услуги в системе медицинского страхования. Налогообложение медицинских учреждений.

Регулирование отношений, ответственности сторон, право страховой медицинской организации на возмещение расходов.

7. Маркетинг медицинских и сестринских услуг

Основные характеристики исходных идей и действий в маркетинге медицинских услуг.

Виды деятельности.

Факторы маркетинговой среды.

Выбор целевых рынков, конкуренция на рынке медицинских услуг. Неразрывность производства и потребления услуги.

Стандарт обслуживания. Характеристика услуг.

8. Управление качеством оказания медицинской помощи

Методы оценки качества медицинской помощи. Стандарты качества медицинской помощи. Стандарты сестринского дела.

Оценка качества медицинской помощи в период реформы здравоохранения.

Механизм объективной оценки качества медицинской помощи (КМП). Рекомендации экспертов ВОЗ по определению задач и содержания деятельности по обеспечению КМП.

Оценка КМП по структуре ее оказания.

Изучение удовлетворенности пациентов медицинской помощью. Оценка качества медицинской помощи по стандартам, экспертные методы.

Оценка качества медицинской помощи с использованием различных подходов.

Защита прав пациента (застрахованного).

9. Особенности функционирования учреждения здравоохранения в современных условиях

Экономическая, правовая природа и структура здравоохранения. Планирование, программирование и прогнозирование в здравоохранении.

Финансирование системы здравоохранения. Бизнес-план учреждения здравоохранения. Применение рыночных методов в здравоохранении. Структура рынка в системе здравоохранения.

10. Научная организация труда и кадры в здравоохранении Основные направления научной организации труда в здравоохранении. Организация и структурирование кадровых служб ЛПУ. Планирование потребности медицинских кадров ЛПУ.

Процедуры приема и расстановки кадров. Адаптация специалистов на рабочем месте. Мотивация труда.

Управление дисциплинарными отношениями.

Непрерывная подготовка кадров, система подготовки резерва руководителей.

Оценка трудовой деятельности.

11. Управление временем и собой (самоменеджмент)

Проблемы эффективного использования рабочего времени учреждения здравоохранения.

Организационно-технические направления повышения эффективности использования рабочего времени.

Психотехнология успешного управления собой. Организационное искусство руководителя.

Личностно-деловые качества руководителя и технология управления собой.

12. Административное делопроизводство в здравоохранении

Делопроизводство, его законодательное и нормативно-методическое регулирование.

Документирование управленческой деятельности: бланки документов организации, реквизиты управленческих документов, правила составления и оформления документов (организационных, распорядительных, справочно-информационных, документов по персоналу). Службы документационного обеспечения управления: обработка входящих и исходящих документов, внутренние документы (организация исполнения и контроля), систематизация документов (номенклатура дел), хранение документов (оперативное хранение, подготовка документов к архивному хранению).

Особенности работы с кадровыми документами. Современное деловое письмо. Документирование деятельности ЛПУ.

Особенности оформления документов в работе руководителя.

13. Современные педагогические технологии. Инновации в педагогике и дидактике

Правовые основы деятельности образовательных учреждений. Педагогика в деятельности образовательного и лечебного учреждений. Структура педагогической системы.

Содержание обучения и образования. Формы организации учебной деятельности.

Методы и средства обучения. Педагогика образования взрослых.

Педагогические аспекты управления в процессах образования и медицинской деятельности.

14. Клиническая фармакология

Основные положения доказательной медицины. Формулярная система, принципы, ведение.

Законодательные акты и нормативные документы по фармакологии. Новейшие достижения в области фармакологии в России и за рубежом.

Профессиональные вредности и основные синдромы профессиональных заболеваний.

15. Этика и деонтология

Психосоциальные аспекты системы (болезнь, личность и лечение), психология больного человека.

Культура поведения и этика взаимоотношений специалистов между собой и с пациентами на различных этапах лечения.

Особенности отношений медицинских работников и пациента при различных заболеваниях.

Этико-деонтологические принципы и вопросы, связанные с правовой ответственностью медицинских работников.

Основы делового этикета и протокола в деятельности сестры-руководителя.

16. Медицинская информатика, информационные и компьютерные технологии

Устройство персонального компьютера. Операционные системы. Сеть Интернет. Компьютерная безопасность.

Телемедицина и ее возможности.

Дистанционное образование. Дистанционное обучение в последипломной практике. Дистанционное обучение в сестринском деле. Информационные системы. Возможности их применения в здравоохранении.

Математическое моделирование. Основы компьютерной графики.

17. Организация медико-социальной помощи населению

Медико-социальные аспекты здоровья и оценки качества жизни населения в контексте реформ здравоохранения России.

Нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие медикосоциальную помощь населению.

Первичная медико-социальная работа в здравоохранении, модель специалиста по медико-социальной работе в здравоохранении. Особенности медико-социальной работы в наркологии, онкологии, кардиологии, гинекологии, педиатрии и геронтологии.

Организация и методика проведения социального этапа реабилитации инвалидов.

18. Биомедицинская статистика

Методы оценки и мониторинга здоровья населения. Основные характеристики здоровья, методы оценки.

Анализ методологических ошибок в современных представлениях о здоровье человека.

Обоснование методологического подхода к разработке концепции индивидуального здоровья.

Методика оценки индивидуального здоровья.

19. Первичная медико-социальная помощь (ПМСП). Организация и деятельность отделения врача общей практики (ВОП)

Организация и структура системы оказания ПМСП в России. Организация работы врача и медицинской сестры в системе ПМСП. Нормативно-правовая база деятельности отделения врача общей практики.

Формы организации общеврачебной практики. Основные направления деятельности отделения ВОП.

Экономическая деятельность отделения ВОП в условиях фондодержания (по хранению фондов).

20. Укрепление здоровья населения. Профилактика заболеваний Государственная политика в области укрепления здоровья и здравоохранения.

Здоровый образ жизни, его регламентирование.

Проблема укрепления здоровья и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Организация “школ” в учреждениях здравоохранения, формы и содержание их деятельности.

Роль специалистов сестринского дела в укреплении общественного здоровья.

21. Организация работы учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС

Характеристика возможных чрезвычайных ситуации в учреждениях здравоохранения и образования.

Работа ЛПУ в условиях ГО и ЧС.

Действия медицинского персонала в условиях ГО и ЧС.

22. Медико-социальные исследования. Принципы, методы организации, проведения и обработки. Научно-исследовательская деятельность в сестринской практике

Научные исследования в медицине и здравоохранении. Использование результатов научных исследований в медицине и здравоохранении. Использование результатов научных исследований в деятельности специалиста по управлению сестринской деятельностью.

Количественный и качественный методы исследования, их характеристики и применение в здравоохранении.

Этика научных исследований в медицине и здравоохранении. Этические проблемы при проведении исследований. Понятие об информированном согласии.

Проблема научного исследования. Гипотеза исследования. Проблема надежности и достоверности исследований.

Элективные курсы по выбору

Экзамен

Смежные дисциплины преподают на соответствующих кафедрах.

Примерные темы рефератов для интернов по специальности “Управление сестринской деятельностью”

1. Медицинский персонал и учреждение здравоохранения. Коммуникации в деятельности сестры-руководителя.

2. Оценка эффективности и качества деятельности сестринского персонала ЛПУ.

3. Сущность и структура стратегического управления ЛПУ.

4. Управление конфликтами и стрессами в работе сестры-руководителя.

5. Деловое общение в работе сестры-руководителя.

6. Кадровая политика учреждения здравоохранения. Набор и отбор персонала: значение, задачи, методы и условия проведения.

7. Механизмы повышения эффективности руководства коллективом на основе рационального сочетания власти, лидерства, прав и ответственности.

8. Мотивация деятельности сестринского персонала ЛПУ.

9. Модели инновационных сестринских технологий в деятельности ЛПУ.

10. Производительность труда медицинских работников, факторы и резервы ее роста в системе здравоохранения. Организация и нормирование труда медицинских работников ЛПУ.

11. Принятие решения в деятельности сестры-руководителя.

12. Отношение к труду медицинского персонала и удовлетворенность им как важнейшая характеристика трудового процесса. Мотивация в работе сестринского персонала.

13. Управление сестринским персоналом ЛПУ.

14. Личность менеджера: типология личности менеджера, личностный рост, ассертивность, Я-состояние, аутогенный менеджмент.

15. Психологические аспекты руководства. Стили руководства и их психологическая эффективность.

16. Психологические аспекты кадрового менеджмента. Имидж менеджера. Имидж сестры-руководителя.

17. Международное сестринское движение.

18. Нововведения и новые технологии в сестринском деле.

19. Проблема стандартов сестринского дела.

20. Экономические методы управления и планирования деятельности сестринского персонала.

21. Комплексная проверка сестринской службы ЛПУ.

22. Новые педагогические технологии в сестринской деятельности. Проблема внедрения контекстного обучения в многоуровневое образование медсестер.

23. Развитие научных исследований в сестринском деле.

24. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.

25. Информационное обеспечение сестринской деятельности.

Темы исследовательских работ для интернов по специальности “Управление сестринской деятельностью”

1. Сестринская программа укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

2. Сестринская программа укрепления здоровья младших школьников.

3. Сестринская программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у женщин трудоспособного возраста.

4. Сестринская программа профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин трудоспособного возраста.

5. Доказательная сестринская практика: возможности и перспективы.

6. Разработка стандартов сестринской практики.

7. Мониторинг стандартов сестринской практики.

8. Проблема качества сестринской помощи.

9. Оценка качества сестринской помощи.

10. Инновации в сестринской практике (на примере отделения, где работает интерн, и/или ЛПУ).

11. Эффективность комплексной проверки сестринской службы при лицензировании ЛПУ.

12. Экономические методы управления и планирования в деятельности медсестры-руководителя в новых экономических условиях.

13. Трудовая адаптация медицинских работников ЛПУ (на примере отделения, где работает интерн, и/или ЛПУ).

14. Проблемы организации и нормирования труда среднего медицинского персонала ЛПУ (на примере ЛПУ, где работают интерн, и/или отделения).

15. Кадровая политика ЛПУ в новых экономических условиях.

16. Эффективность обучения среднего медицинского персонала ЛПУ.

17. Новые технологии обучения медицинского персонала, их эффективность.

18. Правовые и экономические аспекты деятельности специалиста по управлению сестринской деятельностью.

19. Проблемы гражданско-правового обеспечения деятельности специалистов сестринского дела.

Вопросы к экзаменам для интернов по специальности “Управление сестринской деятельностью”

1. Компенсация морального вреда, причиненного неправомерными действиями медицинского персонала.

2. Стратегия укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний.

3. Функции специалиста по управлению сестринской деятельностью.

4. Права на охрану здоровья лиц, задержанных и заключенных под стражу или отбывающих наказание в местах лишения свободы.

5. Планирование в деятельности руководителя сестринской службы ЛПУ.

6. Количественный и качественный методы исследования. Их характеристики и применение в здравоохранении.

7. Правовые последствия продажи лекарств медицинским персоналом в больнице.

8. Научные исследования в медицине и здравоохранении. Использование результатов научных исследований в сестринском деле.

9. Кризисная психологическая помощь.

10. Психология инвалидности.

11. Правовые основания отказа родственников от вскрытия умершего в больнице.

12. Методика бизнес-планирования объекта здравоохранения.

13. Правовые последствия вскрытия умершего в больнице без согласия родственников.

14. Ценообразование на медицинские услуги и товары,

15. Научные исследования и их внедрение в сестринскую практику.

16. Нормирование труда среднего и младшего медицинского персонала.

17. Организация маркетинговой работы в ЛПУ.

18. Модели сестринского ухода.

19. Аккредитация и лицензирование учреждений здравоохранения.

20. Отказ больного от переливания крови и ее компонентов, правовые последствия.

21. Психология посттравматического стрессового расстройства.

22. Отказ родителей от переливания крови и ее компонентов ребенку, правовые последствия.

23. Источники финансирования медицинской деятельности в РФ.

24. Правовые последствия ошибочного переливания крови другой группы.

25. Принципы ценообразования медицинских и сервисных услуг учреждения здравоохранения.

26. Модель функционального сестринского ухода и бригадная форма организации труда среднего медперсонала. Преимущества и недостатки.

27. Трансплантация органов и тканей, правовое регулирование.

28. Деятельность медсестры-руководителя по организации и обеспечению рабочего места персонала.

29. Конкуренция на рынке медицинских товаров и услуг. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность.

30. Административная ответственность медицинских работников.

31. Маркетинговые стратегии в медицине и здравоохранении.

32. Ведущие психологические школы, эффективные психотерапевтические технологии.

33. Правовое регулирование в сфере здравоохранения.

34. Психология больного и его реакция на боль.

35. Новые технологии в обучении пациентов.

36. Права и обязанности граждан в области охраны здоровья.

37. Кратковременное и стратегическое планирование в деятельности руководителя сестринских служб.

38. Телемедицина и ее возможности.

39. Профессиональные права и обязанности медицинских работников.

40. Организация лекарственного обеспечения ЛПУ.

41. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника.

42. Эффективные коммуникации в управленческой деятельности медсестры-руководителя.

43. Стандарты качества медицинской помощи. Стандарты сестринского дела.

44. Формирование сметы медицинского учреждения.

45. Организация сестринского дела в многопрофильном медицинском учреждении.

46. Обучение и переподготовка персонала. Роль специалиста по управлению сестринской деятельностью в повышении квалификации персонала.

47. Правовое регулирование предпринимательства в здравоохранении и частной медицинской практике.

48. Психологические аспекты взаимодействия медицинской сестры с пациентами и родственниками.

49. Организация сестринского дела в амбулаторно-поликлиническом лечебном учреждении.

50. Базовая программа обязательного медицинского страхования.

51. Психология профессионального общения, медицинская этика и деонтология в работе специалиста по управлению сестринской деятельностью.

52. Международное сестринское движение.

53. Основные принципы организации экспертизы качества сестринской помощи.

54. Реструктуризация здравоохранения как основное направление реформы здравоохранения в Российской Федерации.

55. Трудовая дисциплина. Трудовые споры. Роль специалиста по управлению сестринской деятельностью в урегулировании трудовых споров.

56. Трудовой контракт. Прием, увольнение, перевод, перемещение, совместительство в здравоохранении.

57. Психологические аспекты профессиональной деятельности медицинского работника.

58. Организация маркетинговой работы в учреждении здравоохранения.

59. Бухгалтерский учет и баланс учреждения здравоохранения.

60. Основные стресс-факторы в работе сестринского персонала. Индивидуальные и организационные стратегии профилактики.

61. Государственная политика в области укрепления здоровья и здравоохранения.

62. Роль специалистов сестринского дела в сохранении и укреплении здоровья населения.

63. Мотивация и научная организация труда сестринского персонала ЛПУ.

64. Управление конфликтами и стрессами в работе руководителя сестринской службы ЛПУ.

65. Мотивация деятельности сестринского персонала ЛПУ.

66. Управление изменениями в учреждениях здравоохранения: планирование, мониторинг, оценка.

67. Стратегия укрепления здоровья и профилактики неинфекционных заболеваний. Концепция здорового питания.

68. Аттестация и сертификация среднего медицинского персонала.

69. Организация медико-социальной помощи пожилому населению.

70. Маркетинг услуг в коммерческих и некоммерческих организациях сферы здравоохранения.

71. Современные подходы к профилактике внутрибольничных инфекций.

72. Организация медико-социальной помощи инкурабельным и умирающим больным.

73. Реструктуризация здравоохранения и больничная реформа.

74. Сестринское обеспечение амбулаторно-поликлинической службы.

75. Деятельность страховой медицинской организации и медицинских учреждений в системе медицинского страхования.

76. Нормативное обеспечение деятельности медсестры-руководителя ЛПУ.

77. Объект медицинского страхования. Договор медицинского страхования. Страховой медицинский полис.

78. Новые технологии в организации амбулаторно-поликлинической службы. Стационарзамещающие технологии.

79. Организация работы врачей и среднего медперсонала в отделениях общей практики.

80. Региональные подходы к реформированию здравоохранения и медицинского страхования.

81. Психологические аспекты лидерства.

82. Сестринское обеспечение акушерско-гинекологической службы.

83. Обязательное медицинское страхование как системная основа многокомпонентного финансирования здравоохранения.

84. Роль медицинской сестры в системе психологической реабилитации больных.

85. Комплексная проверка сестринской службы ЛПУ.

86. Дистанционное образование. Дистанционное обучение в последипломной практике. Дистанционное обучение в сестринском деле.

87. Специальные подходы при общении медицинской сестры с различными категориями пациентов.

88. Основные направления реформы здравоохранения в Российской Федерации.

89. Модель специализированного (узкоспециализированного) сестринского ухода. Ее преимущества и недостатки.

90. Управление конфликтами в учреждениях здравоохранения.

91. Современное состояние проблемы утилизации отходов медицинского учреждения.

Вопросы к вводному тестовому контролю для интернов по специальности “Управление сестринской деятельностью”*

Список рекомендуемой литературы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акопов В.И. Медицинское право: книга для врачей, юристов. М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. 368 с.

2. Аттестация и сертификация: Сборник тестовых заданий по специальности “Организация сестринского дела”. СПб: МАМС, 2002. 432 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., М.: Гардарики, 2002. 528 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу “Менеджмент” / Под ред. А.И. Наумова. М.: Гардарики, 2002. 288 с.

5. Вялков А.И., Райзберг Б.А., Шиленко Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАРМЕД, 2002. 328 с.

6. Гинзбург А.И. Экономический анализ: Учеб. пособие / СПб: Питер, 2003. 106 с.

7. Инновационные сестринские технологии в терапевтическом обучении пациентов: Монография / Г.М. Злобина, Е.Ю. Шкатова, Л.Ф. Молчанова, Я.М. Вахрушев. Ижевск: Экспертиза, 2006. 128 с.

8. Исследование качества жизни в здравоохранении: Учебно-методическое пособие / Е.А. Кудрина, Л.Ф. Молчанова, С.П. Субботин, С.А. Косарев. Ижевск, 2007. 97 с.

9. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в медицине: Учеб. пособие для вузов/ А.А. Новик, Т.И. Ионова / Под ред. Л.Ю. Шевченко. М: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 304 с.

10. Стародубов В.И., Луговкина Т.К. Клиническое управление: теория и практика. М.: Медицина, 2003. 192 с.

11. Кучеренко В.3., Гришин В.В., Шамшурина Н.Г. и др. Экономика здравоохранения. М.: Фирма “АЙС”, 1996. 138с.

12. Лисицин Ю.П., Полунина Н.В., Отдельнова К.А. и др. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения. М.: Медицина, 1998. 698 с.

13. Маркетинговые подходы к ценообразованию медицинских услуг сестринской деятельности лечебно-профилактических учреждений: Учебно-методическое пособие/ Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина, М.М. Муравьева. Ижевск, 2006. 104 с.

14. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению в 3-х частях. М.: Медицина, 2003.

15. Медицинская информатика: Учеб. пособие / В.И. Чернов, О.В. Родионов, И.Э. Есауленко и др. Воронеж, 2004. 282 с.

16. Методологические основы и механизмы обеспечения качества медицинской помощи / О.П. Щепин, В.И. Стародубов, А.Д. Линдебратен, Г.И. Галанова М.: Медицина, 2002. 176 с.

17. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. 4-е изд. М.: МЕДпрессинформ, 2006. 528 с.

18. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов медвузов / Под ред. Ю.П. Лисицына М.:ГЭОТАР-МЕД, 2003. 520 с.

19. Организация медико-социальной помощи женщинам и детям в амбулаторно-поликлинических условиях: Учеб. пособие / Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина, С.В. Выломова, Т.А. Соколова. Ижевск, 2007. 151 с.

20. Организация работы врача общей практики (семейного врача): Учеб. пособие / Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина, М.М. Муравьева, Т.М. Муравцева, О.В. Муравцева. Ижевск, 2006.104 с.

21. Организация работы сестринского персонала в гастрошколе: Учебнометодическое пособие / Е.Ю. Шкатова, Л.В. Мышкина, Г.М. Злобина, Е.А. Кудрина. Ижевск, 2007. 106 с.

22. Основы бизнес-планирования медицинских учреждений: Учеб. пособие / Л.Ф. Молчанова, Н.П. Пенкин, Е.А. Кудрина. Ижевск, 2004. 83 с.

23. Основы бизнес-планирования медицинского учреждения (предприятия): Учеб. пособие / Л.Ф. Молчанова, Н.П. Пенкин, Е.А. Кудрина, М.М. Муравьева, Т.М. Муравцева. Ижевск, 2006. 104 с.

24. Основы социальной медицины: Учеб. пособие / Под ред. Тен Е.Е. М.: ФОРУМ “ИНФРА-М”, 2003. 256 с.

25.Педагогика в сестринском деле / Под ред. Л.Ф. Пшеничной. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 344 с.

26. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: Учеб. пособие / Под ред. В.З. Кучеренко. М.: ГЕОТАР-МЕДИА, 2005. 192 с.

27. Сестринское дело, том 1 (Гуманитарный, психолого-педагогический, административно-управленческий блоки): Учебник для студентов ВСО медицинских вузов/ Под ред. А.Ф. Краснова. СПб: Г.П. Перспектива, 2004, 368 с.

28. Сестринское дело, том 2 (Гуманитарный, психолого-педагогический, административно-управленческий блоки): Учебник для студентов ВСО медицинских вузов/ Под редакцией А.Ф. Краснова. СПб.: Г.П. Перспектива, 2004. 369 с.

29. Статистическая оценка достоверности результатов научных исследований: Учеб. пособие / Л.Ф. Молчанова, Е.А. Кудрина. Ижевск, 2004. 95 с.

30. Управление здравоохранением: Учебник /Под ред. В.З. Кучеренко. М.: ТЕЙС, 2003. 453 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнес-план: методика составления / В.П. Буров, О.К. Морошкин, О.К. Новиков. М., 2002. 59 с.

2. Васнецова О.А. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинга //Экономика здравоохранения.1996. №3. С 23–26.

3. Государственный доклад о состоянии здоровья населения УР в 2003 г. Ижевск: Изд-во РМЦ ЦС МЗ УР, 2004. 208 с.

4. Качество жизни отдельных возрастно-половых, социальных и профессиональных групп населения: Монография / Л.Ф. Молчанова, Н.С. Стрелков, Е.А. Кудрина, С.А. Косарев, И.М. Кайдалова. Ижевск, 2007. 225 с.

5. Качество жизни: Учеб. пособие / Е.А. Кудрина, Е.Ю. Шкатова, Л.Ф. Молчанова. Ижевск, 2005. 39 с.

6. Клинико-организационное руководство по оказанию медицинской помощи больным артериальной гипертензией врачом общей практики. М., 2004. 111 с.

7. Клинические рекомендации и индикаторы качества в системе управления качеством медицинской помощи: Методические рекомендации / Е.И. Полубенцева, Г.Э. Улумбекова, К.И. Сайткулов. М.: “ГЭОТАРМедиа”, 2006. 60 с.

8. Контроль качества медицинской помощи: Учебно-методическое пособие / Л.Ф. Молчанова, М.М. Муравьева. Ижевск: Госкомстат УР, 2003. 29 с.

9. Медицинская активность как составляющая образа жизни у медицинских работников / И.М. Кайдалова // Сборник материалов научнопрактической конференции, посвященной 20-летию образования Училища повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Ижевск, 2003. С. 26–27.

10. Менеджмент. Вопросы и ответы: Пособие для подготовки к экзамену / Под ред. Э.А. Уткина, Т.В. Бутова. М.: ИКФ “ЭКМОС”, 2003. 256 с.

11. Методика раннего выявления медицинских сестер группы риска на развитие хронической патологии в условиях поликлиники: Информационное письмо для руководителей здравоохранения различного уровня управления, врачам-терапевтам / И.М. Кайдалова, Л.Ф. Молчанова, В.А. Гаврилов. Ижевск, 2004. С. 10

12. Методика составления бизнес-плана оказания медицинских услуг: Методические рекомендации / Л.Ф. Молчанова, Н.П. Пенкин, Е.А. Кудрина. Ижевск, 2006. 21 с.

13. Методические аспекты и информационное обеспечение улучшения качества в региональных системах здравоохранения: Пособие для организаторов здравоохранения / А.В. Короткова. М., 2005. 96 с.

14. Основы составления бизнес-плана оказания медицинских услуг в муниципальных ЛПУ: Методические рекомендации / Л.Ф. Молчанова, Н.П. Пенкин, С.П. Субботин, Н.В. Холманских, В.В. Лопатин. Ижевск, 2007. 22 с.

15. Периодические издания: “Здравоохранение”, “Медицинская сестра”, “Фельдшер и акушерка”, “Сестринское дело”, “Главная медицинская сестра”; “Общественное здоровье и здравоохранение”, Казань; “Социология медицины”; “Медицинское право”.

16. Сестринское исследование сегодня: достижения, проблемы, вопросы, перспективы: Сборник публикаций I Международной научно-практической конференции, 25–27 июня 2007 г., СПб, 2007. 56 с.

17. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий. М.: Издательский Дом “Династия”, 2003. 512 с.

18. Шамшурина Н.Г. Тарифная политика в здравоохранении. М.: МЦФЭР, 2005.

19. Школа здоровья для пациентов с сердечной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / А.В. Петрищева, М.А. Зубарев, Г.П. Петрищева. Пермь: ПГМА, 2004. 115 с.

20. Экономические и организационные аспекты повышения качества медицинской помощи на муниципальном уровне / Л.Ф. Молчанова // Межрегиональный научно-практический журнал “Менеджмент: теория и практика”, № 3–4, Ижевск: Издательство Института экономики и управления УдГУ, 2005. С. 138–144.

Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в интернатуре (первичная специализация) по специальности 060109 (040600) “Управление сестринской деятельностью”

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Форма контроля

Всего

Л*

С*

Пр*

I

Профессиональная подготовка

1556

278

338

940

Экзамен

Федеральный компонент

1.1

Управленческая подготовка специалиста

1224

210

262

752

1.1.1

Теория и практика управления сестринской деятельностью

184

28

28

128

Зачет

1.1.2

Новые технологии деятельности сестринского персонала

164

16

32

116

Зачет

1.1.3

Клиническая психология, психология общения, психология управления в работе специалиста по управлению сестринской деятельностью

116

24

28

64

Зачет

1.1.4

Экономика здравоохранения

104

24

24

56

Зачет

1.1.5

Гражданское, трудовое, коммерческое и семейное право

96

16

24

56

Зачет

1.1.6

Медицинское страхование

72

18

18

36

Зачет

1.1.7

Маркетинг медицинских и сестринских услуг

118

18

22

78

Зачет

1.1.8

Управление качеством оказания медицинской помощи

112

16

18

78

Зачет

1.1.9

Особенности функционирования учреждения здравоохранения в современных условиях

96

16

24

56

Зачет

1.1.10

Научная организация труда и кадры в здравоохранении

82

14

16

52

Зачет

1.1.11

Управление временем и собой (самоменеджмент)

36

8

12

16

Зачет

1.1.12

Современные офисные технологии

44

12

16

16

Зачет

Национально-региональный компонент

1.2

Фундаментальная подготовка

122

28

28

66

1.2.1

Клиническая фармакология

32

8

8

16

Зачет

1.2.2

Этика и деонтология

36

12

12

12

Зачет

1.2.3

Медицинская информатика, информационные и компьютерные технологии

54

8

8

38

Зачет

1.3

Современные технологии и инновации

140

24

28

88

Зачет

1.3.1

Современные педагогические технологии. Инновации в педагогике и дидактике

28

5

5

18

Зачет

1.3.2

Организация медикосоциальной помощи населению

28

5

5

18

Зачет

1.3.3

Биомедицинская статистика

28

5

6

17

Зачет

1.3.4

ПМСП. Организация и деятельность отделения врача общей практики

28

5

6

17

Зачет

1.3.5

Укрепление здоровья населения. Профилактика заболеваний

28

4

6

18

Зачет

1.4

Организация работы учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС

28

8

8

12

Зачет

1.5

Медико-социальные исследования. Принципы, методы организации, проведения и обработки. Научноисследовательская деятельность в сестринской практике

42

8

12

22

Зачет

II

Элективы

172

44

28

100

Зачет

Всего часов обучения

1728

322

366

1040

Итоговый экзамен проводится за счет времени, выделенного на профессиональную подготовку, – по 6 ч на экзамен.

Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в интернатуре по специальности 060109 (040600) “Сестринское дело”

Срок обучения 1728 ч – 48 нед.

№ п/п

Наименование модулей

Всего часов

I

Профессиональная подготовка

1556

Федеральный компонент

1.1

Управленческая подготовка специалиста

1224

1.1.1

Теория и практика управления сестринской деятельностью

184

1.1.2

Новые технологии деятельности сестринского персонала

164

1.1.3

Клиническая психология, психология общения, психология управления в работе специалиста по управлению сестринской деятельностью

116

1.1.4

Экономика здравоохранения

104

1.1.5

Гражданское, трудовое, коммерческое и семейное право

96

1.1.6

Медицинское страхование

72

1.1.7

Маркетинг медицинских и сестринских услуг

118

1.1.8

Управление качеством оказания медицинской помощи

112

1.1.9

Особенности функционирования учреждения здравоохранения в современных условиях

96

1.1.10

Научная организация труда и кадры в здравоохранении

82

1.1.11

Управление временем и собой (самоменеджмент)

36

1.1.12

Современные офисные технологии

44

Национально-региональный компонент

1.2

Фундаментальная подготовка

122

1.2.1

Клиническая фармакология

32

1.2.2

Этика и деонтология

36

1.2.3

Медицинская информатика, информационные и компьютерные технологии

54

1.3

Циклы по запросу

1.3.1

Современные педагогические технологии. Инновации в педагогике и дидактике*

28

1.3.2

Организация медико-социальной помощи населению*

28

1.3.3

Биомедицинская статистика*

28

1.3.4

ПМСП. Организация и деятельность отделения врача общей практики*

28

1.3.5

Укрепление здоровья населения. Профилактика заболеваний*

28

1.4

Организация работы учреждений здравоохранения и образования в условиях ГО и ЧС

28

1.5

Медико-социальные исследования. Принципы, методы организации, проведения и обработки. Научно-исследовательская деятельность в сестринской практике

42

II

Зачет

172

Всего часов обучения

1728


* Количество часов: Л – лекции; С – семинары; Пр – практические занятия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль