text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Анализ программ обучения студентов факультета высшего сестринского образования: проблемы и пути их решения

  • 10 августа 2012
  • 2903

Одним из основных направлений реформирования отечественного здравоохранения является сестринское дело. Медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, которая обеспечивает работу различных служб и инфраструктур системы и, безусловно, в значительной степени влияет на качество и эффективность оказания медицинской помощи, уровень ее организации и соблюдение медицинских технологий.

Согласно современным требованиям, медицинские сестры должны выступать в новой модели сестринского процесса как равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий специфические функции, не только обеспечивая уход за больными, но и решая большинство вопросов организации лечебно-диагностического процесса, реабилитационной и профилактической работы.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Обеспечивать развитие сестринского дела в подобном ракурсе и способствовать реформированию системы здравоохранения призваны менеджеры с высшим сестринским образованием (ВСО), подготовку которых ведут более чем в 30 вузах страны. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования деятельность специалистов с ВСО направлена на решение следующих задач:

  • организация и оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход за больными, их реабилитацию;
  • планирование, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала;
  • проведение научных исследований.

Однако в процессе подготовки этих специалистов существует ряд проблем. В связи с отсутствием модели специалиста и квалификационных характеристик по должностям, на которых после окончания вуза работают и могут работать выпускники факультета менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО), по многим клиническим дисциплинам для обучения специалистов с ВСО используют в качестве основы программы подготовки врачей, что совершенно неправильно.

В процессе исследования проанализировано содержание программ клинических сестринских дисциплин и изучены позиции 54 студентов IV курса и 95 выпускников дневного отделения факультета МВСО Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) по содержанию программ и количеству часов данных дисциплин.

Следует отметить, что в содержании программ клинических сестринских дисциплин практически не отражены вопросы административно-управленческого характера, а также вопросы организации и ведения сестринского процесса. Данные программы ориентированы в основном на оказание врачебной помощи. В них акцентировано внимание на этиологии и патогенезе заболеваний, методах и видах (а не принципах) их диагностики и лечения и практически не затронуты вопросы реабилитации и профилактики.

Все выпускники и 76,0 ± 5,9% студентов IV курса отметили, что программы клинической сестринской подготовки не отражают специфику высшего сестринского образования. Пересмотреть программы клинических сестринских дисциплин предлагают 94,0 ± 4,0% выпускников и 93,0 ± 3,5% студентов. При этом (хотя исследование касалось преимущественно клинических сестринских дисциплин) 86,0 ± 5,9% выпускников предлагают увеличить количество часов по клинической сестринской подготовке, административно-управленческим дисциплинам, в т. ч. по организации здравоохранения, юриспруденции, менеджменту, экономике (в т. ч. теневой), информатике, делопроизводству, эстетике, риторике, 91,0 ± 4,9% – увеличить количество часов по психологии управления и иностранному языку.

Студенты предлагают уменьшить часы по терапии, педиатрии, хирургии (по 25,0 ± 6% опрошенных), гериатрии (18,0 ± 5,3%), семейной медицине (17,0 ± 5,1%) (называя предметы именно таким образом: не “сестринское дело в терапии” и др., а просто “терапия”, “педиатрия”), а также по всем видам химии (18,0 ± 5,3%), социологии, политологии (9,0 ± 3,7%), физике, микробиологии (13,0 ± 4,6%). Респонденты считают необходимым увеличить объем преподавания по информатике (50,0 ± 6,9%), административно-управленческим дисциплинам (85,0 ± 4,9%), психологии управления (40,0 ± 6,7%), иностранному языку (46,0 ± 6,8%), всем клиническим дисциплинам (30,0 ± 6,3%), в том числе семейной медицине, терапии (по 18,0 ± 5,3% опрошенных), хирургии, педиатрии (по 22,0 ± 5,7%), реабилитологии (17,0 ± 6,1%) в части организации сестринского дела. Все выпускники и 92,0 ± 3,7% студентов предлагают заменить преподавателей клинических дисциплин специалистами с ВСО.

Таким образом, в связи с тем, что в программах клинической сестринской подготовки студентов факультета МВСО не отражена специфика их будущей профессиональной деятельности как организаторов здравоохранения, возникает ряд очень важных вопросов: каким должно быть содержание программ клинических сестринских дисциплин, кого необходимо готовить в этом направлении, на какую модель ориентироваться – на медсестру, занятую преимущественно уходом за больными, или на менеджера, обеспечивающего соблюдение технологии и организации диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ (причем в масштабах не одного пациента, а целых контингентов населения)? Здесь фактически возникает проблема конкретизации модели взаимоотношений врача и медсестры в разрезе указанных видов работ.

Исследование было направлено на определение структуры и содержания программ клинической сестринской подготовки студентов факультетов ВСО, а также изучение мнения различных категорий медработников для проведения пусть условной, но концептуально важной сопоставительной оценки ролей врача (подчеркнем – лечебного профиля) и медсестры в проведении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

а) многие функции и виды деятельности, возложенные сейчас на врачей, целесообразно и необходимо передать медицинским сестрам;

б) проведенная сопоставительная оценка не направлена на принижение роли врача, но является попыткой подхода к выработке решений, обеспечивающих более рациональное использование сил и средств отрасли.

Опрос 227 студентов 1–3 курсов заочного отделения факультета МВСО показал, что 74,0 ± 2,9% респондентов считают необходимым изменить содержание программ клинических сестринских дисциплин:

  • в программах должно быть раскрыто содержание сестринского процесса – 95,0 ± 1,4%;
  • необходимо обучить будущих специалистов сестринского дела навыкам постановки сестринского диагноза – 89,0 ± 2,0%;
  • специалисты сестринского дела должны уметь составлять сестринскую историю (карту) болезни пациента – 92,0 ± 1,8%;
  • клинические сестринские дисциплины должны преподавать специалисты с ВСО – 88,0 ± 2,2%;
  • содержание таких разделов, как профилактика и реабилитация в программах клинических сестринских дисциплин должно доминировать по сравнению с диагностикой и лечением – 63,0 ± 3,2%;
  • содержание названных разделов должно иметь равное соотношение – 22,0 ± 2,7%;
  • программы клинических сестринских дисциплин должны содержать перечень документов, регламентирующих деятельность ЛПУ, – 90,0 ± 1,9%.

По мнению респондентов, в программу клинических сестринских дисциплин необходимо включить следующие вопросы:

  • описание структуры и организации соответствующего отделения – 90,0 ± 1,9%;
  • материально-техническое обеспечение отделения и соблюдение техники безопасности при работе с аппаратурой и оборудованием – 78,0 ± 2,7%;
  • обеспечение санитарно-противоэпидемического режима – 9 4 , 0 ± 1,5%;
  • современные методы диагностики и лечения – 93,0 ± 1,6%;
  • организация и проведение диспансерного наблюдения больных – 82,0 ± 2,5%;
  • организация экспертизы трудоспособности – 76,0 ± 2,8%.

В результате проведения сопоставительной оценки ролей врача и медсестры в выполнении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ при анкетировании 120 студентов разных факультетов КГМУ, 120 преподавателей КГМУ, 120 врачей ЛПУ и 120 студентов средних медицинских образовательных учреждений Республики Татарстан выявлено: 85,0 ± 1,9% опрошенных отметили доминирующую роль врача в проведении диагностической работы, 12,0 ± 1,7% – роли врача и медицинской сестры равны; 49 ± 2,6% респондентов считают, что в проведении лечебной работы доминирует врач, 37 ± 2,5% – роли врача и медицинской сестры равны.

Доминирующую роль медсестры в проведении реабилитационной и профилактической работ отметили соответственно 65% ± 2,5 и 60 ± 2,3% респондентов; 22 ± 2,2% и 32 ± 2,5% соответственно считают роли врача и медсестры равными.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • в диагностической работе роль врача является основной, а медицинской сестры – вспомогательной;
  • в лечебной работе их роли примерно равны;
  • при реабилитации и профилактике доминирующую роль играет медицинская сестра.

В условиях развития платной и страховой медицины здравоохранение приобретает все более выраженный лечебный характер. Учитывая цели подготовки врачей-лечебников и менеджеров с ВСО, определенные Государственным стандартом, целесообразно в качестве базы для развития тактического (отчасти – и стратегического) направления движения отрасли основываться на сопоставительных оценках ролей врача и медицинской сестры, приведенных в таблице.

Сопоставительная оценка ролей врача и медсестры в проведении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ

Специалисты

Роль в обеспечении работы

диагностической

лечебной

реабилитационной

первичной профилактики

Врач

основная

равная роли медсестры

незначительная

почти нулевая

Медицинская сестра

вспомогательная

равная роли врача

основная

главная

Представляется целесообразным и необходимым, чтобы программы подготовки менеджеров с высшим сестринским образованием по каждой из дисциплин клинической сестринской подготовки содержали информацию не только о специфике ухода за больными с определенной патологией, но и о современных технологиях ведения указанных в таблице работ и стандартах их организации.

Все программы дисциплин клинической сестринской подготовки должны, по нашему мнению, содержать следующие три раздела:

1. Специфика управления в целом системой оказания данного вида медицинской помощи в рамках определенного лечебно-профилактического учреждения: цели и задачи отделения, на базе которого оказывают медицинскую помощь; его структура; организация работ; характеристика основных информационных потоков и особенности ведения медицинской документации; правовая основа деятельности; роль и функции различных категорий персонала и управление им; обеспечение необходимой материально-технической базы – стандарты оснащения, пути и способы пополнения и укрепления материально-технической базы; обеспечение санитарно-противоэпидемического режима.

2. Специфика управления сестринским процессом при оказании данного вида медицинской помощи: отличительные особенности организации сестринского процесса от такового при других видах медицинской помощи; этапы сестринского процесса; перечень необходимой информации о пациенте и возможные источники ее получения; наиболее распространенные формулировки сестринских проблем и алгоритмы их решения; роль медицинской сестры в организации сотрудничества различных категорий медицинских работников и реализации планов ведения больного; возможности психологического воздействия медицинской сестры на больного и ее роль в создании единого блока “больной – медицинские работники” против болезни, в обучении пациента противостоянию болезни.

3. Специфика сестринской помощи при определенных заболеваниях: их этиология, патогенез, симптоматика; современные принципы, методы, технологии и стандарты проведения лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий; технология и стандарты ухода за больными.

Безусловно, программы клинической сестринской подготовки должны предусматривать и самостоятельную работу студентов: заполнение сестринской истории болезни или сестринской карты пациента, составление плана профилактических и реабилитационных мероприятий, составление плана мероприятий по организации сестринского процесса, проведению реабилитационной и профилактической работ, обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Подарочные доступы к журналу «Главная медицинская сестра» скоро закончатся!

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.