Анализ программ обучения студентов факультета высшего сестринского образования: проблемы и пути их решения

2896

Одним из основных направлений реформирования отечественного здравоохранения является сестринское дело. Медицинские сестры составляют самую многочисленную категорию работников здравоохранения, которая обеспечивает работу различных служб и инфраструктур системы и, безусловно, в значительной степени влияет на качество и эффективность оказания медицинской помощи, уровень ее организации и соблюдение медицинских технологий.

Согласно современным требованиям, медицинские сестры должны выступать в новой модели сестринского процесса как равноправный субъект системы здравоохранения, выполняющий специфические функции, не только обеспечивая уход за больными, но и решая большинство вопросов организации лечебно-диагностического процесса, реабилитационной и профилактической работы.

Обеспечивать развитие сестринского дела в подобном ракурсе и способствовать реформированию системы здравоохранения призваны менеджеры с высшим сестринским образованием (ВСО), подготовку которых ведут более чем в 30 вузах страны. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования деятельность специалистов с ВСО направлена на решение следующих задач:

  • организация и оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, уход за больными, их реабилитацию;
  • планирование, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала;
  • проведение научных исследований.

Однако в процессе подготовки этих специалистов существует ряд проблем. В связи с отсутствием модели специалиста и квалификационных характеристик по должностям, на которых после окончания вуза работают и могут работать выпускники факультета менеджмента и высшего сестринского образования (МВСО), по многим клиническим дисциплинам для обучения специалистов с ВСО используют в качестве основы программы подготовки врачей, что совершенно неправильно.

В процессе исследования проанализировано содержание программ клинических сестринских дисциплин и изучены позиции 54 студентов IV курса и 95 выпускников дневного отделения факультета МВСО Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) по содержанию программ и количеству часов данных дисциплин.

Следует отметить, что в содержании программ клинических сестринских дисциплин практически не отражены вопросы административно-управленческого характера, а также вопросы организации и ведения сестринского процесса. Данные программы ориентированы в основном на оказание врачебной помощи. В них акцентировано внимание на этиологии и патогенезе заболеваний, методах и видах (а не принципах) их диагностики и лечения и практически не затронуты вопросы реабилитации и профилактики.

Все выпускники и 76,0 ± 5,9% студентов IV курса отметили, что программы клинической сестринской подготовки не отражают специфику высшего сестринского образования. Пересмотреть программы клинических сестринских дисциплин предлагают 94,0 ± 4,0% выпускников и 93,0 ± 3,5% студентов. При этом (хотя исследование касалось преимущественно клинических сестринских дисциплин) 86,0 ± 5,9% выпускников предлагают увеличить количество часов по клинической сестринской подготовке, административно-управленческим дисциплинам, в т. ч. по организации здравоохранения, юриспруденции, менеджменту, экономике (в т. ч. теневой), информатике, делопроизводству, эстетике, риторике, 91,0 ± 4,9% – увеличить количество часов по психологии управления и иностранному языку.

Студенты предлагают уменьшить часы по терапии, педиатрии, хирургии (по 25,0 ± 6% опрошенных), гериатрии (18,0 ± 5,3%), семейной медицине (17,0 ± 5,1%) (называя предметы именно таким образом: не “сестринское дело в терапии” и др., а просто “терапия”, “педиатрия”), а также по всем видам химии (18,0 ± 5,3%), социологии, политологии (9,0 ± 3,7%), физике, микробиологии (13,0 ± 4,6%). Респонденты считают необходимым увеличить объем преподавания по информатике (50,0 ± 6,9%), административно-управленческим дисциплинам (85,0 ± 4,9%), психологии управления (40,0 ± 6,7%), иностранному языку (46,0 ± 6,8%), всем клиническим дисциплинам (30,0 ± 6,3%), в том числе семейной медицине, терапии (по 18,0 ± 5,3% опрошенных), хирургии, педиатрии (по 22,0 ± 5,7%), реабилитологии (17,0 ± 6,1%) в части организации сестринского дела. Все выпускники и 92,0 ± 3,7% студентов предлагают заменить преподавателей клинических дисциплин специалистами с ВСО.

Таким образом, в связи с тем, что в программах клинической сестринской подготовки студентов факультета МВСО не отражена специфика их будущей профессиональной деятельности как организаторов здравоохранения, возникает ряд очень важных вопросов: каким должно быть содержание программ клинических сестринских дисциплин, кого необходимо готовить в этом направлении, на какую модель ориентироваться – на медсестру, занятую преимущественно уходом за больными, или на менеджера, обеспечивающего соблюдение технологии и организации диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ (причем в масштабах не одного пациента, а целых контингентов населения)? Здесь фактически возникает проблема конкретизации модели взаимоотношений врача и медсестры в разрезе указанных видов работ.

Исследование было направлено на определение структуры и содержания программ клинической сестринской подготовки студентов факультетов ВСО, а также изучение мнения различных категорий медработников для проведения пусть условной, но концептуально важной сопоставительной оценки ролей врача (подчеркнем – лечебного профиля) и медсестры в проведении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

а) многие функции и виды деятельности, возложенные сейчас на врачей, целесообразно и необходимо передать медицинским сестрам;

б) проведенная сопоставительная оценка не направлена на принижение роли врача, но является попыткой подхода к выработке решений, обеспечивающих более рациональное использование сил и средств отрасли.

Опрос 227 студентов 1–3 курсов заочного отделения факультета МВСО показал, что 74,0 ± 2,9% респондентов считают необходимым изменить содержание программ клинических сестринских дисциплин:

  • в программах должно быть раскрыто содержание сестринского процесса – 95,0 ± 1,4%;
  • необходимо обучить будущих специалистов сестринского дела навыкам постановки сестринского диагноза – 89,0 ± 2,0%;
  • специалисты сестринского дела должны уметь составлять сестринскую историю (карту) болезни пациента – 92,0 ± 1,8%;
  • клинические сестринские дисциплины должны преподавать специалисты с ВСО – 88,0 ± 2,2%;
  • содержание таких разделов, как профилактика и реабилитация в программах клинических сестринских дисциплин должно доминировать по сравнению с диагностикой и лечением – 63,0 ± 3,2%;
  • содержание названных разделов должно иметь равное соотношение – 22,0 ± 2,7%;
  • программы клинических сестринских дисциплин должны содержать перечень документов, регламентирующих деятельность ЛПУ, – 90,0 ± 1,9%.

По мнению респондентов, в программу клинических сестринских дисциплин необходимо включить следующие вопросы:

  • описание структуры и организации соответствующего отделения – 90,0 ± 1,9%;
  • материально-техническое обеспечение отделения и соблюдение техники безопасности при работе с аппаратурой и оборудованием – 78,0 ± 2,7%;
  • обеспечение санитарно-противоэпидемического режима – 9 4 , 0 ± 1,5%;
  • современные методы диагностики и лечения – 93,0 ± 1,6%;
  • организация и проведение диспансерного наблюдения больных – 82,0 ± 2,5%;
  • организация экспертизы трудоспособности – 76,0 ± 2,8%.

В результате проведения сопоставительной оценки ролей врача и медсестры в выполнении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ при анкетировании 120 студентов разных факультетов КГМУ, 120 преподавателей КГМУ, 120 врачей ЛПУ и 120 студентов средних медицинских образовательных учреждений Республики Татарстан выявлено: 85,0 ± 1,9% опрошенных отметили доминирующую роль врача в проведении диагностической работы, 12,0 ± 1,7% – роли врача и медицинской сестры равны; 49 ± 2,6% респондентов считают, что в проведении лечебной работы доминирует врач, 37 ± 2,5% – роли врача и медицинской сестры равны.

Доминирующую роль медсестры в проведении реабилитационной и профилактической работ отметили соответственно 65% ± 2,5 и 60 ± 2,3% респондентов; 22 ± 2,2% и 32 ± 2,5% соответственно считают роли врача и медсестры равными.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • в диагностической работе роль врача является основной, а медицинской сестры – вспомогательной;
  • в лечебной работе их роли примерно равны;
  • при реабилитации и профилактике доминирующую роль играет медицинская сестра.

В условиях развития платной и страховой медицины здравоохранение приобретает все более выраженный лечебный характер. Учитывая цели подготовки врачей-лечебников и менеджеров с ВСО, определенные Государственным стандартом, целесообразно в качестве базы для развития тактического (отчасти – и стратегического) направления движения отрасли основываться на сопоставительных оценках ролей врача и медицинской сестры, приведенных в таблице.

Сопоставительная оценка ролей врача и медсестры в проведении диагностической, лечебной, реабилитационной и профилактической работ

Специалисты

Роль в обеспечении работы

диагностической

лечебной

реабилитационной

первичной профилактики

Врач

основная

равная роли медсестры

незначительная

почти нулевая

Медицинская сестра

вспомогательная

равная роли врача

основная

главная

Представляется целесообразным и необходимым, чтобы программы подготовки менеджеров с высшим сестринским образованием по каждой из дисциплин клинической сестринской подготовки содержали информацию не только о специфике ухода за больными с определенной патологией, но и о современных технологиях ведения указанных в таблице работ и стандартах их организации.

Все программы дисциплин клинической сестринской подготовки должны, по нашему мнению, содержать следующие три раздела:

1. Специфика управления в целом системой оказания данного вида медицинской помощи в рамках определенного лечебно-профилактического учреждения: цели и задачи отделения, на базе которого оказывают медицинскую помощь; его структура; организация работ; характеристика основных информационных потоков и особенности ведения медицинской документации; правовая основа деятельности; роль и функции различных категорий персонала и управление им; обеспечение необходимой материально-технической базы – стандарты оснащения, пути и способы пополнения и укрепления материально-технической базы; обеспечение санитарно-противоэпидемического режима.

2. Специфика управления сестринским процессом при оказании данного вида медицинской помощи: отличительные особенности организации сестринского процесса от такового при других видах медицинской помощи; этапы сестринского процесса; перечень необходимой информации о пациенте и возможные источники ее получения; наиболее распространенные формулировки сестринских проблем и алгоритмы их решения; роль медицинской сестры в организации сотрудничества различных категорий медицинских работников и реализации планов ведения больного; возможности психологического воздействия медицинской сестры на больного и ее роль в создании единого блока “больной – медицинские работники” против болезни, в обучении пациента противостоянию болезни.

3. Специфика сестринской помощи при определенных заболеваниях: их этиология, патогенез, симптоматика; современные принципы, методы, технологии и стандарты проведения лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных мероприятий; технология и стандарты ухода за больными.

Безусловно, программы клинической сестринской подготовки должны предусматривать и самостоятельную работу студентов: заполнение сестринской истории болезни или сестринской карты пациента, составление плана профилактических и реабилитационных мероприятий, составление плана мероприятий по организации сестринского процесса, проведению реабилитационной и профилактической работ, обеспечению санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении.

Читайте в ближайших номерах журнала «Главная медицинская сестра»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Повышаем квалификацию

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...








      Наши продукты






















      © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

      Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

      Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для медицинских работников!

      Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 9400 статей
      — 4000 ответов на вопросы
      — 80 видеосеминаров
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×