Новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений

7305

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” (с изм. и доп. ; далее – Постановление № 605) было утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей (далее – Положение о новых системах оплаты труда), а также даны поручения федеральным органам исполнительной власти по подготовке необходимой нормативной правовой базы.

Не позднее 31 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений должны быть введены новые системы оплаты труда. Таким образом, Единая тарифная сетка (далее – ЕТС), служившая в течение 16 лет основой систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, вскоре практически перестанет применяться при дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы.

Сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливаются:

  • федеральными министерствами – в отношении учреждений, находящихся в ведении федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим министерствам, а также в отношении учреждений, подведомственных министерствам непосредственно;
  • федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ, – в отношении подведомственных им учреждений;
  • иными государственными органами и организациями – в отношении подведомственных им учреждений.

Федеральные бюджетные учреждения, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, сроки и порядок введения новых систем оплаты труда устанавливают самостоятельно.

Следует отметить, что первый шаг к отходу от ЕТС был сделан еще в 2005 г., когда органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставили право самостоятельно регулировать оплату труда работников региональных и муниципальных учреждений (ст. 144 Трудового кодекса РФ; далее – ТК РФ).

Вторым шагом стал отказ от повышения тарифных ставок (окладов) ЕТС в сентябре 2007 г. и феврале 2008 г., поскольку Правительством РФ было определено, что до введения новых систем оплаты труда федеральные учреждения могут использовать ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на повышение размеров оплаты труда работников, исключительно на увеличение стимулирующих выплат (увеличение числа и размеров выплат). В результате тарифные ставки (оклады) работников, тарифицированных с 1 по 9 разряд ЕТС, оказались ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), т. е. ниже 2300 руб. При дальнейшем повышении МРОТ, например до 3000 руб. в месяц, ниже оказываются тарифные ставки (оклады) 12 разрядов, а в случае доведения МРОТ в 2008 г. до прожиточного минимума трудоспособного населения (прогноз – до 4737 руб.) ниже окажутся уже размеры тарифных ставок (окладов) 17 из 18 разрядов ЕТС.

Отказ от повышения тарифных ставок (окладов) ЕТС стал следствием принципиально иного подхода к формированию новых систем оплаты труда.

В настоящее время при создании учреждения на основе нормативов штатной численности формируется штатное расписание (вместе с тем, многие из нормативов по труду устарели и не учитывают современную ситуацию), затем на основе нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, строится система оплаты труда (оклады, доплаты, надбавки и повышения) и под систему оплаты труда работников выделяются бюджетные ассигнования в фонд оплаты труда. Введение новых систем оплаты труда предполагает иную последовательность действий. Вначале, с учетом целей, задач и объемов работ, выделяются бюджетные ассигнования на оплату труда работников. Затем, в пределах этих ассигнований, формируется система оплаты труда работников учреждения. Это позволяет расширить полномочия учреждений при определении размеров и условий оплаты труда cотрудников.

В п. 1 Положения о новых системах оплаты труда говорится, что данные системы устанавливаются “коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением”. По сути, здесь дублируется норма ст. 144 ТК РФ, в соответствии с которой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются на уровне каждого конкретного учреждения.

Постановление № 605 не устанавливает размеры тарифных ставок (окладов) в новых системах оплаты труда и не делегирует соответствующих полномочий на уровень федеральных органов исполнительной власти. Единственное, чем со временем смогут руководствоваться учреждения, это базовые оклады по профессиональным квалификационным группам (при условии их утверждения Правительством РФ). При этом следует учесть, что базовые оклады – это минимальные оклады работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При установлении окладов работникам учреждения максимальные размеры окладов не ограничены.

Профессиональные квалификационные группы работников по всем отраслям бюджетной сферы должны быть утверждены Минздравсоцразвития России (с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами), также Минздравсоцразвития России необходимо внести в Правительство РФ до 1 июля 2008 г. предложения по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

В настоящее время утверждены Критерии формирования профессиональных квалификационных групп (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 “О профессиональных квалификационных группах и утверждении Критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам”), а также профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников (приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526).

В соответствии с п. 6 Постановления № 605 приказами Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 822 и № 818 были утверждены Перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях.

В Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях входят:

  • выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях входят:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Размеры и условия осуществления выплат должны быть установлены на уровне каждого конкретного учреждения. При этом по-­прежнему нужно руководствоваться применяемыми в настоящее время нормативными правовыми актами, касающимися размеров и условий осуществления выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, т. к. они установлены к зарплате работников.

Что же касается иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, то в настоящее время они установлены к тарифным ставкам (окладам) по ЕТС и, следовательно, не распространяются на новые системы оплаты труда.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения до настоящего времени Правительством РФ не установлены.

Оплата труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров осуществляется с применением должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения устанавливается в трудовом договоре и составляет три размера средней заработной платы работников из числа основного персонала возглавляемого им учреждения. К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение функций в целях, для реализации которых создано учреждение. Перечень должностей, профессий работников учреждений, относимых к основному персоналу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или иным государственным органом или организацией, в ведении которого находится учреждение, по согласованию с Минздравсоцразвития России. При расчете средней заработной платы учитываются оклады работников и выплаты стимулирующего характера за отчетный год. Выплаты компенсационного характера при расчете средней заработной платы для определения оклада руководителя учреждения не учитываются.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 823 утверждены Разъяснения о реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 № 605 “О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений” в части использования централизованных бюджетных ассигнований в размере до 5% на выплаты стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений.

Должностные оклады заместителя руководителя и главных бухгалтеров в учреждениях устанавливаются на 10–30% ниже должностных окладов руководителей.

В настоящее время продолжается формирование нормативной правовой базы, необходимой для введения новых систем оплаты труда.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль