Особенности подготовки врачей общей практики в европейских странах

9785

В последние годы считается, что врач, работающий в системе общей практики(ОП), является клиницистом широкого профиля. Он должен иметь такой же уровень клинической компетенции, как и все прочие категории врачей.

Врач общей практики оказывает персональную первичную и непрерывную медицинскую помощь отдельным лицам и семьям. Он может посещать своих пациентов на дому, принимать их в амбулаторных условиях и в отдельных случаях – в стационаре. Он берет на себя ответственность за принятие первичного решения по каждой проблеме, связанной со здоровьем, с которой пациент обращается к нему, при необходимости консультируясь со специалистами. Обычно он работает в группе с другими врачами общей практики при помощи коллег-парамедиков. кроме того, у него должны быть навыки работы с представителями всех возрастных групп.

Всемирной организацией национальных колледжей, академий и академических ассоциаций ОП/семейных врачей (WONCA) в 1991 г. был принят документ, в котором были определены требования, предъявляемые к врачу общей практики. В этом документе подчеркивался комплексный характер медицинской помощи, оказываемой врачами ОП, который включает в себя не только лечебную помощь, но и реабилитацию, профилактику и укрепление здоровья. Эта помощь должна быть легкодоступной и оказываться без промедления.

Множество проблем здоровья, возникающих на уровне первого контакта пациентов с их семейным врачом, могут быть решены в рамках ОП, но все же семейный врач должен обеспечивать надлежащее и своевременное направление пациента к соответствующему специалисту.

В последние годы во многих странах Европы приступили к проведению реформ систем здравоохранения. Эти реформы направлены на усовершенствование служб здравоохранения, включая реорганизацию существующих систем общей практики (и их внедрение в случае отсутствия таковых). Под эгидой Европейского регионального бюро ВОЗ за последние годы были разработаны несколько документов, посвященных проблемам общей практики, в которых освещались роль ОП в общенациональной интегрированной профилактике неинфекционных заболеваний, вклад семейных и общепрактикующих врачей, развитие ОП в странах центральной и Восточной Европы, реформы в области семейной медицины и ОП, стратегия развития семейной практики и т. д.

В 1995 г. была издана “Хартия по общей практике/семейной медицине в странах Европы”. В 1998 г. ВОЗ издано “Руководство по профессиональным и административным аспектам развития общей практики/ семейной медицины в странах Европы”. В 2001 г. был проведен обзор, посвященный профилю деятельности и задачам врачей ОП, ставший источником обширной информации о том, чем занимаются общепрактикующие врачи в отдельных странах Европы и как организована общая практика.

Признание высокой значимости первичной медико-санитарной помощи подчеркивает необходимость надлежащей подготовки специалистов в области общей практики.

В медицинском образовании до недавнего времени приобретение научно обоснованных знаний доминировало над приобретением навыков работы с больными. Эта особенность была известна в течение многих лет. 200-летняя история общей практики в Эдинбургской медицинской школе – с учетом опыта Лейденского университета, бывшего пионером в деле медицинской подготовки, основанной на демонстрации пациентов (в противовес прежней, базирующейся на традиционных лекциях и докладах), – приобрела главенствующее значение в области медицинского образования, особенно в непрерывном профессиональном образовании. Здесь следует упомянуть, что первая академическая кафедра по общей практике была создана лишь в 1963 г.

Международная группа врачей ОП в 1974 г. сформулировала положение, способствующее продвижению общей практики в Европе. Образовательные цели подготовки врача ОП были разбиты на три подгруппы:

1) знания:

– наличие достаточного знания и понимания процессов заболеваний, в частности, наиболее общих и хронических;

– понимание возможностей, методов, пределов и ограничений профилактики, ранней диагностики и менеджмента в учреждениях ОП;

– понимание обстоятельств социальной жизни и окружающей среды пациента и их влияния на взаимосвязь между здоровьем и заболеванием;

– знание и соответствующее использование доступных видов вмешательства;

– понимание базовых методов исследования, применяемых в общей практике, и т. д.;

2) навыки и умения:

– умение поставить диагноз;

– способность принимать соответствующие первоначальные решения по каждой проблеме, с которой обращаются пациенты;

– способность применять принципы эпидемиологии и статистики;

3) отношения:

– понимание врачом того, что оказание помощи пациентам в решении их проблем – одна из основных задач лечебной помощи;

– желание и способность критически оценить свою собственную работу;

– признание врачом ОП собственной потребности в непрерывном образовании и критическом осмыслении медицинской информации.

цели и программы подготовки врача ОП были разработаны комитетом образования общего медицинского совета (Великобритания) в 1983 г. и пересмотрены в 1993 г. В первую очередь врач ОП должен заниматься пациентами, обращающимися к нему за медицинской помощью, поэтому подготовка преимущественно основывается на знании часто встречающихся проблем.

В Великобритании среднестатистический врач ОП имеет дело примерно с 2 тыс. пациентов (это больше, чем в других европейских странах). Недавнее исследование заболеваемости в Англии и Уэльсе показало, что в течение года врач осматривал 78% всех зарегистрированных пациентов. Из них 24% обратились за помощью по поводу ОРЗ, 15 – с заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, 11 – с небольшими травмами, 10,1 – с заболеваниями ушей, 6,5 – с невротическими синдромами, 5,4 – с хроническими заболеваниями легких, 4,2 – с гипертонией, 4,0 – с кишечными инфекциями, 1,7 – с ИбС, 1,2% – с диабетом.

Для врачей семейной (общей) практики необходимым требованием является понимание эпидемиологии и истории заболеваний. Они также должны учитывать влияние заболевания на жизнь пациента и его семьи.

Врач общей практики, получивший всестороннюю подготовку по вопросам здоровья, – это лидер команды первичной медицинской помощи. С навыками лидерства не рождаются – их приобретают, поэтому врач должен быть обучен оптимальному использованию кадровых ресурсов, – следовательно, подготовка по менеджменту должна быть расширена и усилена.

Все профессионалы здравоохранения и медицинские специалисты, работающие в первичной медико-санитарной помощи(ПмСП), должны пройти додипломную, последипломную подготовку, а также непрерывное профессиональное образование по концепции и содержанию ПмСП. Общая практика должна быть частью додипломных программ подготовки. Всех студентов-медиков следует ознакомить с ОП; они должны понимать необходимость сотрудничества всех секторов системы здравоохранения. Чтобы стать семейным врачом, требуется пройти последипломную подготовку, которая ориентирована на первичную помощь и основана на ОП.

Предпосылки повышения уровня приобретенных навыков, поддержания и улучшения качества медицинской помощи связаны с непрерывным профессиональным образованием. При этом главная ответственность за повышение профессионализма лежит на медицинских работниках. Современные учебные технологии, и в частности дистанционное обучение, могут облегчить доступ врачей к последипломному образованию. Системы клинического аудита, организованные врачами и осуществляемые при рассмотрении случаев коллегами, – эффективный подход в повышении профессионального уровня. В некоторых странах Европы разработаны руководства, которые являются важными инструментами профессионального развития, поскольку адаптированы к национальным, местным условиям.

Общая практика – это врачебная специальность. Необходимо ее признание как академической дисциплины. Для этого следует развивать кафедры ОП под руководством практикующих врачей или лиц с солидной базой по ОП. Академические кафедры должны не только готовить кадры, но и проводить научные исследования. Последипломная подготовка должна ориентировать будущих семейных врачей на исследование проблем, с которыми семейные врачи встречаются в ежедневной практике.

Обучение врачей ОП включает в себя лекции, клинические демонстрации и конференции по разбору случаев, дистанционное обучение, анализ деятельности практики и др.

Согласно последним исследованиям ВОЗ, более 2/3 всех врачей общей практики в странах Западной Европы прошли профессиональную подготовку. Наиболее высокая доля врачей, прошедших специальную подготовку, отмечается в Дании (99%), Швеции (96), Чехии (90), Швейцарии (86), Голландии (82), Великобритании (71%).

Профессиональная подготовка врача ОП в странах Восточной Европы находится еще на стадии развития, и результаты программы подготовки будут видны по прошествии многих лет. так, профподготовкой охвачены в Литве – 16%, в Эстонии – 12, в Польше – 19, во франции – 16, в Италии – 11, в болгарии – 15%. В то же время в ряде стран (например, в бельгии и Германии) отмечается избыточное число профессионально подготовленных врачей ОП.

Время, потраченное на самообразование (часы в месяц), варьирует от 10 до 37 ч. В бельгии, Нидерландах, Ирландии, Великобритании и Швейцарии затрачивают на непрерывное профессиональное образование менее 15 ч в месяц; в среднем 25 ч тратят на него в болгарии, Венгрии, Греции, Испании и Румынии. больше времени (37 ч) было затрачено в турции, хотя эти результаты объясняются в значительной мере подготовкой молодых выпускников, готовящихся к вступительному экзамену по специализации.

Наиболее важной предпосылкой признания ОП особой дисциплиной является ее признание другими коллегами-специалистами.

Принято различать четыре фазы эволюции ОП как дисциплины:

1) признание того, что врачи ОП располагают отдельной областью знаний и им необходима академическая структура для ее развития;

2) формирование такой академической структуры;

3) создание специальной литературы, где описываются результаты использования этой дисциплины на практике;

4) признание академической структуры дисциплины.

Эти четыре стадии (фазы) могут быть отслежены в опыте развития общей практики в Великобритании и Нидерландах. королевский колледж врачей ОП был основан в 1952 г., но его деятельности препятствовали профессиональные организации специалистов. Решающим моментом в развитии Голландского колледжа была Ваудсотенская конференция, на которой было выработано базовое описание работы голландского врача ОП, которое впоследствии стало одним из основополагающих положений Левенхорстской группы. Оба колледжа создали свои научные журналы.

Первая кафедра была учреждена, как уже было сказано, в Эдинбурге в 1963 г., вторая – в Утрехте в 1965 г. Это явилось академическим признанием ОП. Публикации научных статей и книг, повышенная академическая деятельность, а также большое число врачей, получивших более высокие степени, укрепили статус врача ОП в этих двух странах. И в Великобритании, и в Нидерландах существуют программы последипломной подготовки по ОП, соответствующие программы непрерывной подготовки. Действуют ассоциации, защищающие интересы врачей общей практики.

В заключение следует отметить, что не во всех странах роль и значение врачей общей практики воспринимаются однозначно. В ряде стран успешно используют поликлиническую модель первичной медико-санитарной помощи, считая ее, и не без оснований, наиболее рациональной при оказании медицинской помощи на первичном уровне.

Работа участкового врача отвечает требованиям удовлетворения потребностей населения на уровне первого контакта с врачом. В поликлинике участковый врач работает совместно с врачом-специалистом, что обеспечивает предоставление квалифицированной помощи населению.

Алма-Атинская конференция ВОЗ (1978 г.) подтвердила эффективность отечественной системы первичной медико-санитарной помощи, признав ее наиболее рациональной, предоставляющей равный доступ населения к медицинской помощи на уровне первичного звена. В настоящее время ВОЗ возвращается к решениям Алма-Атинской конференции, и ее принципы являются приоритетным направлением деятельности этой международной организации. Необходимость повышения эффективности деятельности первичного звена послужила импульсом к созданию национального приоритетного проекта развития отечественного здравоохранения на современном этапе.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×