Здравоохранение – важное звено в развитии услуг в социальной сфере

2978

В современных условиях рыночных отношений особое значение придается развитию социальной сферы как важной составляющей экономики страны. Предполагается осуществление неотложных мер по улучшению функционирования всех видов социальной инфраструктуры, и в частности – сферы услуг, связанной с реализацией приоритетных направлений социального развития России и ее регионов. Это обеспечит условия для дальнейшего наращивания экономического потенциала, роста эффективности производства и повышения качества работы в учреждениях здравоохранения.

Обозначенная проблематика недостаточно исследована зарубежными и отечественными учеными, слабо отражена в научно-практической литературе. этим обусловлены актуальность и необходимость проведения исследований по вопросам выявления роли и значения социальной сферы, особенностей ее функционирования на современном этапе и перспектив развития с учетом требований экономической эффективности.

Структурные преобразования в социальной сфере обусловили необходимость исследования методологических основ управления повышением их эффективности применительно к инфраструктурному комплексу системы здравоохранения. Вопросы реформирования социальной сферы необходимо рассматривать как объективную необходимость ее эффективного функционирования, а сам процесс структурных преобразований – с учетом специфики оптимального управления лечебно-профилактическими учреждениями.

На наш взгляд, научный интерес представляют проведенный анализ современного состояния социальной составляющей инфраструктуры сферы услуг и определение направлений ее развития, а также выявление ее роли в стабилизации и подъеме экономики региона на примере Республики Дагестан. Параметры социальной сферы и платных услуг приведены в табл. 1.

Таблица 1

Состояние социальной сферы, включая систему здравоохранения и платные услуги населению, в Южном федеральном округе (в сопоставлении с показателями по РФ в 2006 г.)

Субъект РФ

Объем платных услуг населению, в % к уровню 2005 г.

Реальные денежные доходы населения, в % к уровню

2005 г.

Среднемесяч- ная номинальная начисленная зарплата одного работника, руб.

Безработные, тыс. человек

Потребность организаций в работниках на 01.01.2007, чел.

по данным обследова- ний населения по проблемам занятости

зарегистриро-ванные в органах государствен- ной службы занятости на 01.01.2007

Всего по РФ

107,9

112,5

10727,7

5306,7

1742,0

935683

Южный федеральный округ

107,6

117,6

7272,4

2190,3

612,1

110055

Республика Адыгея

98,3

106,0

6350,7

27,7

9,5

3645

Республика Дагестан

122,2

139,3

4884,4

269,1

55,5

560

Республика Ингушетия

295,3

107,3

6720,2

77,6

46,6

73

Кабардино-Балкарская Республика

102,9

119,5

5862,0

91,6

32,9

1874

Республика Калмыкия

111,1

124,5

5626,6

23,8

5,6

352

Карачаево-Черкесская Республика

109,4

120,2

6051,8

38,5

6,2

497

Республика Северная Осетия – Алания

104,8

119,0

5893,8

26,3

12,4

952

Чеченская Республика

8078,0

307,6

322,0

0

Краснодарский край

107,8

116,8

8065,2

181,6

19,6

35645

Ставропольский край

99,2

117,7

6844,1

116,2

34,3

12823

Астраханская область

106,4

112,3

8193,0

42,5

13,6

3065

Волгоградская область

103,6

125,4

7679,4

116,5

22,5

20712

Ростовская область

109,3

104,4

7485,3

171,3

31,6

29857

На основе проведенного анализа состояния и перспектив развития социальной сферы можно сделать вывод об отставании развития материально-технической базы, в т. ч. лечебных учреждений, о непропорциональности функционирования ее отраслей, о дифференциации уровней развития объектов социальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований Дагестана и Южного федерального округа.

Комплексное развитие всех составляющих сферы услуг в стратегии социального развития страны и ее регионов связано с необходимостью проведения тех научных исследований, которые обеспечивали бы эффективность работы системы здравоохранения. Для реализации этой задачи необходимы разработка и выполнение региональных программ социального развития регионов; ускорение рыночных преобразований в различных видах инфраструктуры, в т. ч. и в сфере услуг; создание благоприятного климата для обеспечения социально-экономических связей на рынке услуг.

Определяя приоритетные направления реструктуризации социальной составляющей инфраструктуры, следует учитывать роль государственного управления развитием социальной сферы, рассматривая вопросы ее развития и организации как важнейший фактор повышения эффективности структурных преобразований в данной сфере, особенно управления лечебными учреждениями региона. В связи с этим нами проведен анализ особенностей организационной деятельности социальной сферы в условиях развивающегося рынка платных услуг, изучены вопросы их формирования и организации, исследовано влияние на повышение эффективности управления объектом социальной сферы. ценным представляется исследование методических основ формирования системы мероприятий по проведению преобразований в социальной сфере.

Совершенствование практических основ формирования эффективной организационной структуры управления объектами здравоохранения, особенности управления реструктуризацией предприятия сферы услуг в условиях развивающегося рынка и определение направлений совершенствования организационной структуры управления предприятия сферы услуг на современном этапе хозяйствования требуют особого внимания органов государственной власти. это обусловлено важностью проводимых в стране социальных реформ, особенностями функционирования инфраструктурного комплекса в сфере услуг, необходимостью сохранения инфраструктурных объектов жизнеобеспечения в государственной собственности и государственного регулирования в сфере инфраструктурной деятельности, а также приоритетностью развития социальной сферы, ее ролью в решении социальных задач. На реализацию этих задач потребуется вложение инвестиций, которые должны осуществляться учреждениями здравоохранения с учетом требований экономической эффективности и целесообразности.

В условиях рыночных отношений особое значение придается структурным преобразованиям всей инфраструктурной системы, результативности ее функционирования. В связи с этим возникает необходимость ускорения разработки законодательно-правовой базы, ее усовершенствования в соответствии с новыми хозяйственными условиями.

Для реализации приоритетных направлений развития инфраструктурного комплекса социальной сферы необходимо проведение целесообразной инвестиционной политики, которая предусматривает участие государства в финансировании тех социальных объектов, которые имеют государственную значимость.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта “Здоровье” рождаемость в стране выросла на 8%; на треть снизилась естественная убыль населения. Закуплено и поставлено в медучреждения свыше 40 тыс. единиц диагностического оборудования, более 13 тыс. автомашин пополнили парк “скорой помощи”. Программой “Родовый сертификат” охвачено более 92% рожениц, оплачена медицинская помощь, оказанная 1,3 млн женщин, а также более чем 300 тыс. детей.

Дополнительную диспансеризацию и углубленные медицинские осмотры за 2006–2007 гг. прошли 10,6 млн человек. В регионах страны построены и готовятся к открытию федеральные центры высоких медицинских технологий. Почти в 1,6 раза была повышена заработная плата 690 тыс. медицинских работников первичного звена.

Приоритет в реализации нацпроекта “Здоровье” на 2008–2010 гг. – уменьшение смертности от управляемых причин, в первую очередь от сердечно-сосудистых заболеваний и дорожно-транспортных происшествий. На профилактику и борьбу с болезнями сосудов и сердца в ближайшие два года будет направлено 8 млрд руб. Для того чтобы оперативно и эффективно оказывать помощь пострадавшим в ДТП, медучреждениям, расположенным вдоль семи главных федеральных трасс, намечается в приоритетном порядке поставлять новое оборудование.

В сфере здравоохранения в Республике Дагестан функционируют 44 центральных районных больницы на 4058 коек, 102 участковые больницы на 2000 коек, 175 врачебных амбулаторий и 1080 фельдшерско-акушерских пунктов. Специализированную медицинскую помощь жители республики получают в 10 городских и 28 республиканских лечебно-профилактических учреждениях. Однако в республике все еще недостаточным остается показатель обеспеченности населения больничными койками. Потребность учреждений здравоохранения в медицинской технике и оборудовании удовлетворяется примерно на 30–40%. В больницах и поликлиниках эксплуатируется до 80% физически и морально устаревшей медицинской техники.

Показатели обеспеченности населения лечебно-профилактическими учреждениями, оснащенности учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием, а также заработная плата работников здравоохранения в республике ниже среднероссийского уровня. так, показатель обеспеченности больничными учреждениями к 2005 г. составлял 68,9 коек на 10 тыс. человек (по Рф – 114 коек), по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями – 110,6 посещений в смену на 10 тыс. человек (по стране – 25 посещений).

Учреждения здравоохранения республики на начало 2006 г. были профинансированы из бюджета на 95,6% от плановых назначений. Расходы на содержание учреждений здравоохранения с учетом внебюджетных поступлений составили примерно 3808,9 млн руб.

В 2006 г. введены в эксплуатацию следующие объекты здравоохранения: детский корпус кизилюртовской межрайонной туберкулезной больницы на 40 коек, больничный корпус в селе Гуниб на 30 коек, пристройка к главному корпусу РОСМП на 42 койки, поликлиника в селе Цуриб Чародинского района на 80 посещений в смену, ФАП в селе Герга Каякентского района, республиканская детская больница восстановительного лечения в Махачкале на 60 коек, детское отделение республиканского противотуберкулезного диспансера в Махачкале на 30 коек, участковая больница в Мамедкале Дербентского района на 20 коек. Общая мощность введенных объектов здравоохранения в республике в 2006 г. составила для стационаров 222 койки, для амбулаторно-поликлинических учреждений – 105 посещений в смену.

Показатель инвалидности на начало 2006 г. в республике составил 106,5 на 10 тыс. взрослого населения; детской инвалидности – 56,1 на 10 тыс. детей. Ведущее место занимают болезни нервной системы – 19,5%, психические расстройства – 14,3%, врожденные пороки развития – 13,2%.

Сформировавшийся уровень заболеваемости за 2006 г. по сравнению с 2005 г. показывает рост заболеваемости болезнями кровообращения, органов дыхания, рост числа злокачественных и эндокринных заболеваний, патологии системы пищеварения, рост числа травм, отравлений. Улучшилась работа по раннему выявлению и взятию на учет женщин с репродуктивной патологией.

В республике все еще остаются на высоком уровне йоддефицитные заболевания (одно из основных – эндемический зоб). таких больных в 2006 г. зарегистрировано 105,6 тыс. человек. Зарегистрировано около 40 случаев материнской смертности на 100 тыс. живорожденных детей. Обеспеченность врачами всех специальностей на 10 тыс. населения составляет 38,1%, средним медицинским персоналом – 80,6%.

Эпидемиологическая обстановка по инфекционным и паразитарным заболеваниям в республике (табл. 2) оставалась сложной. Их число по сравнению с предыдущим годом возросло на 5%. Зарегистрированы два случая сибирской язвы и три случая крымской геморрагической лихорадки. Отмечалось снижение заболеваемости по кори в 89,9 раза (показатель на 100 тыс. населения составил 0,3, в четырех территориях выявлены 8 случаев).

Зафиксированы две вспышки острых кишечных инфекций (ОкИ). Заболеваемость ОкИ в республике носит в основном спорадический характер. В республике отмечается снижение показателей заболеваемости населения брюшным тифом, дизентерией, острым вирусным гепатитом А. При сохранении сложной эпидемиологической ситуации по туберкулезу отмечается тенденция к ее стабилизации. В 2006 г. показатель заболеваемости активным туберкулезом снизился на 2,2%.

В республике, как и в целом по стране, продолжалось ухудшение эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции. В 2006 г. зарегистрировано 156 вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции, включая постоянно проживающих, без учета регистрации в спецучреждениях управления исполнения указаний Минюста России по Республике Дагестан. Всего за 1988–2006 гг. зарегистрирован 621 случай ВИЧ-инфекции среди жителей республики. Среди вновь выявленных 43% составляют лица в возрасте 21 года – 30 лет, 40% – от 31 года до 40 лет, 16% – от 41 года до 50 лет, 1% – дети от семи лет. Значительная часть этих лиц употребляют наркотики внутривенно.

Распространение наркомании остается острой проблемой в республике и продолжает оказывать негативное влияние на здоровье населения. число больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях, на 100 тыс. населения в 2006 г. составила 126,9 чел. (в 2005 г. – 124,8 чел.).

Таблица 2

Заболеваемость населения отдельными инфекционными заболеваниями

Заболевание

2006 г.

2006 г., в % к 2000/2005 г.

Острые кишечные инфекции – всего

10547

117/105

В том числе:

бактериальная дизентерия

1471

85/86

острые кишечные инфекции, вызванные установленными бактериальными, вирусными возбудителями

2579

172/112

острые кишечные инфекции, вызванные неустановленными инфекционными возбудителями

6497

112/108

Инфекции, управляемые средствами вакцинопрофилактики:

краснуха

55

11/14

вирусный гепатит

1399

31/72

эпидемический паротит

30

10/77

острые инфекции верхних дыхательных путей, на 100 тыс. населения

5450,5

109/110

грипп, на 100 тыс. населения

2513

26/45

туберкулез (впервые выявленный)

1472

81/98

В республике отмечается ежегодный прирост числа лиц, страдающих психическими расстройствами. число лиц взрослого населения, обратившихся за помощью с впервые в жизни установленным диагнозом психического расстройства, в 2006 г. составило 2785 человек.

С мая по ноябрь 2006 г. 2,1 тыс. детей отдохнули в четырех санаториях Минздрава РД, 6,7 тыс. чел. – в санаториях-профилакториях учебных заведений и предприятий, 8,3 тыс. чел. – в двух профсоюзных санаториях.

Во многих оздоровительных учреждениях проведены мероприятия по улучшению водопроводных и канализационных систем жилищно-коммунального сектора, установке локальных очистных сооружений, строительству новых спальных корпусов, медицинских блоков, столовых, что позволило улучшить санитарно-эпидемологическую обстановку в лечебно-оздоровительных учреждениях.

В 2006 г. в оздоровительных учреждениях провели лето 13% учащихся школ, или 54,6 тыс. детей, из них 2,5 тыс. – за пределами республики. Из общей численности отдохнувших в лагерях 39,5% составляют дети из многодетных и неполных семей, 6,5% – дети безработных, 5,2% – дети-сироты и 3,0% – дети инвалиды.

Для развития отрасли здравоохранения в рамках реализации нацпроекта “Здоровье” необходимы: строительство и реконструкция учреждений и объектов здравоохранения; улучшение технического оснащения больниц и амбулаторно-поликлинических учреждений с использованием современного медицинского оборудования; развитие материально-технической базы, особенно в сельской местности; совершенствование и развитие диагностической службы; оснащение центральных районных больниц, участковых больниц необходимым лечебно-диагностическим оборудованием; совершенствование механизма реализации территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; стандартизация методик лечения большинства заболеваний; проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений.

Предполагается к 2010 г. довести обеспеченность больничными учреждениями до 81 койки на 10 тыс. человек, амбулаторно-поликлиническими учреждениями – до 157,3 посещений в смену на 10 тыс. чел.

В результате анализа установлено, что многие проблемы инфраструктурного комплекса здравоохранения в сфере услуг могут быть решены путем совершенствования управления его объектами. это очень важно для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне.

Комплексность лечебно-профилактических услуг, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов как основы и инструмента разработки и реализации программы развития сферы услуг способствуют совершенствованию социальной инфраструктуры. Прогнозировать развитие инфраструктуры следует комплексно, с учетом функционирования всех составляющих инфраструктуры, особенно в области системы здравоохранения Южного федерального округа.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов вложений в развитие составляющих социальной сферы на территории Северного кавказа для выравнивания уровней развития и обеспечения основными фондами всей инфраструктуры сферы услуг.

Одна из основных целей – оказание различных видов медицинских услуг лечебными учреждениями, что требует прежде всего создания материальной базы и условий для оказания населению эффективной медицинской помощи высокого уровня.

В настоящее время в Дагестане проводятся техническое перевооружение учреждений здравоохранения, оснащение их современной диагностической аппаратурой, рентгеновской, наркозно-дыхательной, лабораторной, реанимационной техникой, аппаратами ультразвукового исследования, электрокардиографами и другим медицинским оборудованием. Все это позитивно сказывается на качестве и объемах оказываемой населению республики медицинской помощи и эффективности работы системы здравоохранения.

На укрепление материальной базы лечебно-профилактических учреждений республики за последние три года выделено 349 млн руб., из которых государственным учреждениям – 206,2 млн руб. и муниципальным – 142,8 млн руб. В республике принято к финансированию девять республиканских целевых программ по наиболее приоритетным направлениям развития здравоохранения.

Важным для устойчивого функционирования здравоохранения республики является приоритетный национальный проект “Здоровье”, который позволяет значительно повысить объемы, улучшить качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи.

В 2006 г. в республику поступило медицинское оборудование на сумму 405,5 млн руб. и санитарный автотранспорт, медицинское оборудование. Общая стоимость медицинского оборудования, поступившего в 2007 г., превысила 400 млн руб. Вместе с тем, за последние годы сложилась достаточно сложная ситуация с получением учреждениями здравоохранения лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Данные сравнительного анализа социальной сферы полезны региональным органам управления ЮфО для разработки и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры с учетом интересов как производственной, так и социальной сферы экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социального развития территориальных инфраструктурных подразделений лечебно-профилактических учреждений региона.

Организационно-техническое развитие инфраструктуры сферы услуг непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки по развитию научного потенциала системы здравоохранения в регионе.

Из-за невозможности решения ряда насущных вопросов инфраструктуры сферы услуг в рамках традиционных методов управления необходимы разработка и реализация региональных программ развития отдельных составляющих, экономики, сферы услуг, комплексного развития всей инфраструктурной системы здравоохранения. С их реализацией связаны возможности сбалансированного развития различных видов инфраструктуры, оптимальное распределение ресурсов между ними и т. д.

Это будет способствовать ускорению рыночных преобразований в отраслях социальной сферы, созданию благоприятных условий для реализации нацпроекта “Здоровье”, формированию и приоритетному развитию всей социальной инфраструктуры и обеспечению ее эффективного функционирования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль