Административная ответственность руководителя ЛПУ за неправильное размещение заказов

9222
Административная ответственность руководителя ЛПУ за неправильное размещение заказов

Количество внеплановых проверок, проведенных ФАС России в первом квартале 2011 г., возросло по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. На 35%. Проверяющие органы объясняют свою возросшую активность тем, что оперативное реагирование делает возможным устранять нарушения еще до заключения контрактов. Кроме того, несмотря на впечатляющее число выявленных нарушений (в 22% от всех проверенных случаев), по сравнению с первым кварталом 2010 г. Оно снизилось на 10%. 
Все это свидетельствует об улучшении знаний и навыков по проведению процедур размещения государственных и муниципальных заказов у заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. 
В то же время число постановлений о наложении штрафа увеличилось на 22%, а суммы взысканных штрафов - на 5%. Количество возбужденных уголовных дел осталось прежним.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) лица, виновные в нарушении законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Наиболее распространенными административными правонарушениями в сфере размещения заказов, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), являются:

  • несоблюдение требований законодательства при принятии решения о способе размещения заказа (ст. 7.29);
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 7.30);
  • размещение на общероссийском официальном сайте недостоверной информации о размещении заказов, направление недостоверных сведений, внесение их в реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31);
  • нарушение условий контракта (ст. 7.32);
  • нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при размещении заказов (ч. 11 ст. 9.16); невыполнение в срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов (ч. 7 ст. 19.5);
  • непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов (ст. 19.7.2); непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении (ст. 19.7.4).

Важно

Следует отметить, что кроме КоАП РФ составы административных правонарушений в сфере размещения заказов могут быть предусмотрены и региональным законодательством


Например, размещение государственного заказа г. Москвы без принятия в установленном порядке правового акта государственного заказчика о проведении торгов по размещению государственного заказа г. Москвы (в частности, решение о размещении заказа) является составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.1.2 Закона г. Москвы от 21.11.2007 № 451.

По данным Федеральной антимонопольной службы, наибольшее количество административных штрафов налагается на лиц, привлеченных к ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ (принятие членами конкурсной (аукционной) комиссии незаконного решения в рамках проведения процедур рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе)).

В докладе о результатах деятельности органов ФАС России при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о размещении заказов за первый квартал 2011 г.1 отмечено, что в последнее время возросло количество дел об административных правонарушениях по ст. 7.29 КоАП РФ (неправильный выбор способа размещения заказа) и ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ (установление требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа).

Рассматривая вопросы административной ответственности, необходимо прежде всего определить, что именно является административным правонарушением, за совершение каких нарушений подлежит административной ответственности руководитель учреждения, а также установить, какие органы власти и должностные лица имеют право привлекать нарушителей к ответственности.

Понятие административного правонарушения

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Выделяют следующие признаки административного правонарушения, наличие которых необходимо установить при рассмотрении дела:

  • противоправность (т. е. совершенное деяние нарушает конкретную норму права);
  • виновность (характеристика, определяющая внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию);
  • наказуемость (наличие ответственности за совершенное деяние - конкретной нормы КоАП РФ или закона субъекта РФ, которой установлена административная ответственность). Помимо этого одно из обязательных обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, - наличие состава административного правонарушения (субъекта, объекта, субъективной и объективной сторон административного правонарушения). Отсутствие любого из указанных элементов означает отсутствие состава административного правонарушения.

Субъектный состав лиц, которые подлежат административной ответственности за правонарушения в сфере размещения заказов, включает в себя должностных лиц, членов комиссий по размещению заказов, а также юридических лиц. При этом должностные лица и члены комиссий по размещению заказов являются специальными субъектами административных правонарушений. Основанием для привлечения их к ответственности служит совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти (т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него), а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ).

Как должностные лица ответственность также несут:

  • руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
  • лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением.

Важно

К юридическим лицам, подпадающим под административную ответственность в сфере размещения заказов, относятся в том числе государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения


Особенность применения административной ответственности к руководителю государственного или муниципального ЛПУ (директор, главный врач) заключается в том, что руководитель выступает от имени учреждения, отвечает за принятие важнейших для организации решений и несет за это ответственность (например, за правильное планирование размещения заказа, выбор способа закупки, заключение договора и т. д.). В то же время руководитель может входить еще и в состав комиссии по размещению заказов и нести административную ответственность (как член комиссии) за правомерность принятия решений при рассмотрении заявок участников, выборе победителя и т. д.

Иногда возникает вопрос о том, подлежит ли административной ответственности руководитель в случае, если на момент привлечения его к ответственности он уже не исполнял обязанности должностного лица (например, в силу прекращения трудовых отношений с учреждением).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ субъект правонарушения определяется на момент его совершения. Увольнение руководителя после совершения им административного правонарушения не является основанием для освобождения его от административной ответственности. Так, например, в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г. указано, что "поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ... лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции"

Объектом административного правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Объективная сторона выражается в форме фактических противоправных действий либо, наоборот, в невыполнении определенных обязанностей (бездействии) и характеризуется нарушением конкретных правовых норм, предусмотренных законодательством о размещении заказов.

Примеры административных правонарушений, за совершение которых к ответственности может быть привлечен руководитель организации, приведены в таблице.

Правонарушения при осуществлении госзакупок, влекущие административную ответственность руководителя ЛПУ

Статья КоАП РФ

Объективная сторона административного правонарушения

Норма права, устанавливающая обязанность совершения определенных действий

Ч. 1 ст. 7.29

Принятие должностным лицом заказчика решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов

Ст. 10 Закона № 94-ФЗ

Ч. 1.4 ст. 7.30

Нарушение должностным лицом заказчика порядка разъяснения конкурсной документации или документации об аукционе

Ст. 24, ч. 8 ст. 34, ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ

Ч. 4 ст. 7.30

Установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости

Ст. 28 Закона № 94-ФЗ

Ч. 4 ст. 7.30

Установление должностным лицом заказчика не предусмотренных законодательством о размещении заказов требований к участникам размещения заказов

Ст. 11 Закона № 94-ФЗ

Ч. 4 ст. 7.30

Установление должностным лицом заказчика требований к представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки документов и сведений, не предусмотренных законодательством о размещении заказов

Ст. 44 Закона № 94-ФЗ

Ч. 4.2 ст. 7.30

Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством о размещении заказов

Ст. 22, 34, 41.6 Закона № 94-ФЗ

Ч. 11 ст. 9.16

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности

Ст. 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ

С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Следует сказать, при размещении заказов, как правило, имеются объективные условия для соблюдения законодательных норм, а на руководителе организации лежит обязанность решать возникающие при этом вопросы. Вот почему при рассмотрении административного дела обычно устанавливается умысел должностного лица в совершении правонарушения.

Прежде чем привлечь к административной ответственности то или иное лицо, необходимо установить, что в его действиях содержатся все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Некоторые особенности назначения административного наказания

При назначении должностному лицу административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Так, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся в том числе:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении.

Отягчающим обстоятельством признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания).


Важно

Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правона¬рушение3. В то же время отдельные статьи Особенной части КоАП РФ предусматривают наложение административного штрафа за совершение одного и того же правонарушения как на руководителя организации, так и на юридическое лицо


Например, ч. 11 ст. 9.16 устанавливает ответственность как должностных, так и юридических лиц за размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности. Это не считается двойным наказанием. Согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, "при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц"

Особое внимание необходимо обратить на то, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой такое наказание было назначено.

За совершение административных правонарушений в сфере размещения заказов применяется административное наказание в виде административного штрафа, т. е. взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в рублях.

Административный штраф за правонарушения в сфере размещения заказов устанавливается для должностных лиц в размере, не превышающем 50 тыс. руб. Например, такой размер штрафа предусмотрен в случае, если вместо открытого аукциона в электронной форме руководителем будет принято решение о проведении открытого конкурса.

Иногда размер штрафа выражается в величине, кратной начальной (максимальной) цене контракта, установленной в извещении о проведении торгов. Так, если будет выяснено, что при проведении конкурса, открытого аукциона в электронной форме к участникам размещения заказа предъявлялись незаконные требования, то лицо, утвердившее документацию по торгам (как правило, это руководитель организации), подлежит административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ. Штраф в этом случае составляет 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в любом случае -не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.


Важно

Максимальный размер штрафа при наложении административной ответственности на юридическое лицо по одному правонарушению составляет 500 тыс. руб.


Сумма административного штрафа согласно ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить штраф не позднее 30 дней со дня вступления в силу постановления о наложении такого штрафа.

Если штраф не уплачен, то материалы дела передаются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы задолженности в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Кроме этого неуплата административного штрафа в установленный срок является самостоятельным составом административного правонарушения и в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

Кто вправе рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях в сфере размещения заказов, предусмотренных ст. 7.29, 7.30, ч. 1 и 3 ст. 7.31, ст. 7.31.1, 7.32, ч. 11 ст. 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), ч. 7 ст. 19.5, ст. 19.7.2, 19.7.4 КоАП РФ, вправе рассматривать органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

К таким органам относятся:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральная служба по оборонному заказу;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов для нужд заказчиков.

От имени указанных органов рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

  • руководитель ФАС России и его заместители;
  • руководители структурных подразделений ФАС России и их заместители;
  • руководители территориальных органов ФАС России и их заместители;
  • руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для нужд заказчиков, и их заместители;
  • руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, и их заместители.

Срок давности привлечения к административной ответственности

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (в случае рассмотрения дела судьей - трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Однако при нарушении законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения административного правонарушения. То же самое касается нарушений антимонопольного, бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.


Важно

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении


Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения (обнаружения) административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока. Например, это касается обязанности заказчика направить сведения в реестр контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 94-ФЗ это должно быть сделано в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности будет исчисляться начиная с четвертого дня после даты заключения контракта.

Обжалование постановленияи о назначении административного наказания

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении руководителя учреждения, может быть обжаловано в районном суде по месту нахождения органа, вынесшего такое постановление (если постановление было вынесено судьей, то в вышестоящий суд).

Если дело рассматривалось должностным лицом контрольного органа, то жалоба может быть подана также в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Срок обжалования установлен ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и составляет 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В заключение отметим, что законодатель постоянно ужесточает требования к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; в связи с этим появляются новые составы административных правонарушений в этой области.

Как показывает практика, одна из частых причин наложения административной ответственности - недостаточная подготовка должностных лиц.

Четкая и скоординированная работа всех структурных подразделений заказчика, понимание предмета заказа, а главное - знание правил и процедур осуществления закупок позволят не только закупить качественную продукцию, отвечающую потребностям медицинского учреждения, но и избежать административной ответственности.




Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×