Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

4526
Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

"Принципы системы управления затратами корпорации Toyota, ставшие основой этой технологии, были разработаны т. Оно. Многие японские и американские компании, взявшие на вооружение эту систему, добились впечатляющих успехов.

В российских компаниях также приходят к выводу о том, что сегодня конкурентным преимуществом обладает тот, кто ориентирован на потребителя, постоянно оптимизирует бизнес-процессы и сокращает издержки. Это касается любой отрасли – будь то машиностроение, образование или здравоохранение.

В последние десять–пятнадцать лет экономика России перешла от рынка, на котором условия диктует производитель, к рынку покупателя. Степень соответствия услуг ожиданиям потребителей является одним из главных факторов, обеспечивающих успешность деятельности производителей, что в полной мере относится и к сфере здравоохранения.

Так, руководителям ЛПУ приходится принимать во внимание появление разных групп потребителей со своими специфическими запросами к видам, качеству и условиям оказания медицинских услуг. Это становится особенно актуальным с учетом повышения хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений, свободного выбора ЛПУ пациентом и реализации принципа “деньги идут за пациентом”.

Важно! Одна из наиболее эффективных систем ведения деятельности, имеющих максимальную ориентацию на потребителя, – бережливое производство

Основные принципы бережливого производства – минимизация любых издержек и концентрация ресурсов для создания ценности для потребителя.

Что имеется в виду и насколько это применимо в практике ЛПУ?

При всей уникальности каждого клинического случая оказание медицинской услуги представляет собой набор последовательно выполняемых операций (процессов). Результат оказания услуги имеет определенную ценность с точки зрения пациента (потребителя), и все процессы должны быть направлены на то, чтобы эта ценность была максимальной. Потерями считаются любые действия, при которых потребляются ресурсы (временные, материальные), но не создается ценность для потребителя.

Например, по экспертным оценкам, непосредственно на оказание медицинской помощи пациентам уходит не более половины рабочего времени медицинского персонала. Очевидно, что когда человек больше времени проводит в ожидании приема или процедуры, чем собственно у врача, то это свидетельствует о неэффективной организации работы.

Понятно и то, что это снижает качество медицинских услуг и увеличивает их себестоимость.

Важно! Все, что не добавляет ценности для потребителя, классифицируется как потери и должно быть устранено

Авторами изучен опыт применения принципов бережливого производства в медицинской организации – муниципальном автономном учреждении здравоохранения г. Иркутска “Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница” (далее – ДКБ). В этом многопрофильном лечебном учреждении оказывают экстренную и плановую медицинскую помощь (в т. ч. специализированную и высокотехнологичную) детям и подросткам г. Иркутска, Иркутской области и Республики Бурятии.

Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

Коечная емкость стационара составляет 740 коек. В состав ДКБ входят центр хирургии и реанимации новорожденных, а также отделения патологии новорожденных, педиатрии детей до одного года, педиатрическое, хирургические, анестезиологии и реанимации, неврологическое, офтальмологическое, отоларингологическое, кардиоревматологическое, пульмонологическое, нефрологическое, урологическое, травматологическое, челюстно-лицевой хирургии, острых отравлений, восстановительного лечения, физиотерапии, лабораторной диагностики, функциональной диагностики, эндоскопии и УЗИ, рентгенологическое.

Для того чтобы оценить возможность и эффективность применения технологии бережливого производства в ДКБ, авторами было выбрано приемное отделение.

В результате анализа существующей ситуации были определены следующие проблемы:

• помещения, где обеспечивается работа с поступающими пациентами (кабинеты врачей педиатра и хирурга, отделение лабораторной диагностики и т. д.), расположены далеко друг от друга;

• поток больных не разделен на плановых и экстренных пациентов (поступление в порядке общей очереди);

• высокий риск распространения инфекционных заболеваний;

• высокая нагрузка на персонал приемного отделения в будни, когда имеется поток плановых больных, что приводит к снижению внимания и качества работы;

• длительное время ожидания пациентами результатов обследований и врачебных осмотров.

Для предварительного анализа издержек авторы использовали классификацию, предложенную Дж. Вумеком и Д. Джонсом в 1990 г. (табл. 1).

Далее было проведено ранжирование издержек по критериям важности (вкладу в общий уровень качества медицинской помощи, оказываемой в приемном отделении) и значимости (очередность решения). При расчете был использован метод индивидуальных экспертных оценок по 10-балльной шкале с последующим переводом в средние значения (табл. 2).

В результате ранжирования издержек были определены проблемы, требующие приоритетного внимания:

1. Длительное время до установления диагноза.

2. Перекрещивание потоков па циен тов.

3. Излишние перемещения.

Приемное отделение расположено в двух отдельно стоящих зданиях, и пациентам для прохождения осмотров у необходимых специалистов и проведения диагностических исследований (лабораторных, ультразвуковых и т. д.) приходилось перемещаться в другой корпус больницы. При приеме плановых и экстренных больных в порядке общей очереди начало оказания медицинской помощи откладывалось, повышался риск распространения инфекционных заболеваний.

Был проведен хронометраж рабочих процессов в приемном покое ДКБ (см. рис).

Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

В среднем длительность обследования пациента нехирургического профиля составила 90 мин, хирургического профиля – 70 мин (без учета времени ожидания повторного осмотра – с результатами обследования).

Были поставлены следующие цели:

• сократить время обследования пациента (с момента поступления до установления диагноза) (менее 60 мин), как можно раньше начинать лечение;

• своевременно оказывать экстренную и неотложную медицинскую помощь;

• повысить доступность и качество медицинской помощи, а также удовлетворенность населения медицинской помощью;

• снизить риск распространения инфекционных заболеваний;

• улучшить условия работы медицинского персонала.

Для достижения этих целей было предложено создать новое структурное подразделение ДКБ – отделение неотложной медицинской помощи (рис. 2).

Временные затраты в отделении неотложной медицинской помощи включают в себя: прием педиатра (20 мин), хирурга (15 мин), на взятие материала для лабораторного исследования (5 мин), на УЗИ (15 мин) и рентгенографию (5 мин). В целом длительность диагностического процесса в приемном отделении (от момента поступления пациента до установления ему диагноза) составит 50 мин вне зависимости от “профиля” больного.

Была предложена схема минимизации потерь времени на перемещения и ожидание (рис. 3).

Применение в ЛПУ технологий бережливого производства

За год в приемное отделение ДКБ обращается около 22 тыс. пациентов. При прежней схеме работы на их обследование было необходимо более 29 тыс. рабочих часов. После реструктуризации для выполнения того же объема работы нужно всего 18 тыс. часов; разница составляет более 11 тыс. часов в год. Это позволяет увеличить пропускную способность отделения неотложной помощи (максимально – обследовать еще 13,2 тыс. пациентов в год, или 36 в сутки) и повысить качество медицинской помощи за счет увеличения времени работы врача непосредственно с пациентом.

Повышение пропускной способности отделения неотложной помощи создает возможность для увеличения общего количества пациентов, пролеченных в ДКБ (при сокращении сроков госпитализации за счет интенсификации лечения или при увеличении коечного фонда).

Таким образом, технология бережливого производства позволяет оказывать больший объем медицинской помощи с меньшими затратами времени, усилий, расходных материалов и т. д.

Практическая реализация проекта позволила обеспечить своевременное начало лечебных мероприятий, снизить количество жалоб пациентов. Исключены дублирование функций среднего и младшего медицинского персонала, а также перекрещивание потоков плановых и экстренных пациентов. Увеличена пропускная способность отделения неотложной медицинской помощи. Кроме того, сделан важный вывод: не всегда повышение качества медицинской помощи требует больших инвестиций".

Статья приведена с сокращениями, полная версия статьи в журнале "Здравоохранение" №8 2012



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль