• Главная страница
  • » Статьи
  • » Государственный и муниципальный заказ: реформа системы и порядок проведения электронного аукциона

Государственный и муниципальный заказ: реформа системы и порядок проведения электронного аукциона

905

Действовавшее до 1 января 2006 г. законодательство в сфере государственного и муниципального заказа не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически неограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у “своих” поставщиков, что порождало всевозможные злоупотребления и коррупцию, существенно ограничивало возможности широкого круга участников в получении заказов. Разрозненность правил и процедур закупок на каждом уровне государственного управления, возможность устанавливать любые произвольные требования к участникам торгов и, как следствие, отсутствие конкуренции и высокий уровень коррупции, отсутствие общедоступных источников информации о торгах – характеристика законодательства, действовавшего до вступления в силу с 1 января 2006 г. Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ).

Закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему госзаказа. Его ключевыми характеристиками являются следующие положения:
• максимальная информационная открытость. Установлена обязательность размещения на официальных сайтах в сети Интернет всей информации о размещении заказов (от извещения до заключения и исполнения контракта). Предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков, исключающего их участие в госзаказе;
•установлен закрытый перечень требований к участникам торгов – наряду с введением прозрачных администрируемых и формализованных требований к участникам торгов (наличие правоспособности, лицензии и т. д.), произвольные квалификационные требования к участникам торгов заменены финансовыми гарантиями исполнения контрактов (административная произвольная предквалификация заменена экономической);
• предусмотрен закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика, исключены такие субъективные понятия, как “срочность закупки”, “крайняя необходимость закупки” без процедур торгов, что до введения в действие Закона № 4-ФЗ позволяло заказчикам произвольно принимать решения о закупке у единственного поставщика;
• введена новая форма торгов – аукцион, в т. ч. электронный, исключающий субъективизм при оценке со стороны государственных и муниципальных заказчиков предложений участников торгов. При проведении аукциона заказчик изначально формулирует в документации о торгах все необходимые требования к качеству продукции и условиям поставки. В случае если предложение участника торгов не соответствует требованиям к качеству, установленным заказчиком, данный поставщик не допускается к участию в торгах независимо от предлагаемой им цены.

Если же поставщик предлагает товар, услугу заданного качества, он конкурирует по цене контракта без применения каких-либо субъективных оценок и допусков;
• установлено требование о неизменности условий заключенных контрактов. Законодательство, действовавшее до принятия Закона № 94-ФЗ, позволяло произвольно изменять любые условия контрактов при их исполнении, в т. ч. и цены контракта, что фактически означало фиктивность процедур торгов и приводило к неконтролируемому росту стоимости контрактов;
• установлена административная процедура обжалования действий заказчика, которые ущемляют права и законные интересы участников торгов.

До принятия Закона № 94-ФЗ результаты конкурса можно было обжаловать только в суде в ходе длительной судебной процедуры. К моменту вынесения судебного решения контракт мог быть уже исполнен, что фактически означало невозможность реального обжалования недобросовестных и коррупционных действий заказчиков на торгах. Кроме того, введена административная ответственность должностных лиц государственных заказчиков за нарушения требований законодательства о размещении заказов.

Первые экономические эффекты от принятия таких решений – это резкое снижение стоимости закупок, особенно на аукционах при сохранении качества закупок. За период действия Закона № 94-ФЗ экономия бюджетных средств при закупках для государственных нужд в 2006 г.составила около 107 млрд руб., в 2007 г. – около 167 млрд руб., а в 2008 г. – уже около 214 млрд руб. Следует отметить, что наибольшая экономия бюджетных средств достигается по результатам проведения открытых аукционов. Всего (с учетом экономии на муниципальном уровне) за три года действия Закона № 94-ФЗ бюджеты получили дополнительно сэкономленных около 500 млрд руб. Данные средства были потрачены на закупки важнейших видов продукции, за счет чего реальный сектор экономики получил дополнительную поддержку на конкурентных принципах. Такая экономия была получена в первую очередь за счет того, что при допуске на госзаказ произвольные требования чиновников заменены финансовым обеспечением качественного исполнения контракта (административная предквалификация заменена экономической).

Таким образом, Законом № 94-ФЗ предусмотрена предквалификация, но она зависит не от субъективного мнения чиновника, а от экономической возможности компании исполнить контракт.

При этом Законом № 94-ФЗ предусмотрены экономические механизмы защиты от недобросовестных действий участников размещения заказа (в т. ч. от демпинга):
• к участию в торгах допускаются только те участники, которые внесли денежные средства в качестве обеспечения своей заявки в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, если участник откажется от подписания контракта, то он теряет указанные денежные средства, а контракт заключается с участником, занявшим второе место. При этом проведения новой процедуры торгов не требуется;
•до подписания контракта победитель торгов должен представить заказчику обеспечение исполнения контракта в виде внесения денежных средств либо финансового обязательства третьей стороны, которая поручится за исполнение контракта победителем торгов (банк, крупный поручитель). При этом в случае неисполнения обязательств по контракту поставщик (подрядчик) теряет до 30% от стоимости контракта.

Таким образом, Законом № 94-ФЗ предусмотрена жесткая экономическая мотивация исполнителей контракта выполнять обязательства по государственным и муниципальным контрактам добросовестно. Данный подход применим в большинстве случаев закупок. Исключением являются работы, предмет которых сложно описать, например НИОКР, консалтинговые услуги, экспертиза и т. д., где по этой причине возможна субъективная оценка.

Вместе с тем существующий механизм оценки также требует совершенствования. В частности, сейчас совместно с различными экспертами обсуждается вопрос о замене произвольной субъективной оценки с ограниченным весом (45%) перечнем прозрачных и администрируемых критериев, в т. ч. предквалификационных. Работа ведется, однако решение этих вопросов требует определенного времени, так как носит сугубо отраслевой, а не универсальный характер.Информационное обеспечение размещения заказов ››

Одно из значимых достижений законодательства – это развитое информационное обеспечение размещения заказов, за счет которого обеспечивается один из важнейших принципов Закона № 94-ФЗ – открытость и прозрачность госзаказа. Следует отметить, что развитие информационной инфраструктуры госзаказа позволило любому поставщику или иному заинтересованному лицу отследить ход закупки от момента ее объявления и до завершения срока действия контракта. Процедура обжалования действий заказчиков, а также недобросовестное исполнение обязательств поставщиками также оснащены надлежащим информационным обеспечением. Указанная информация размещается на официальных сайтах в сети Интернет в четко определенные Законом № 94-ФЗ сроки.

Благодаря Закону № 94-ФЗ Интернет стал главным источником информации о государственных и муниципальных закупках в России. В настоящее время в российском сегменте сети Интернет функционирует 83 сайта о закупках субъектов Российской Федерации, а также около 1500 сайтов муниципальных образований.

Следует отметить, что на этом развитие информационного обеспечения в госзаказе не останавливается, поскольку уже в 2011 г. в эксплуатацию будет введен общероссийский сайт для размещения информации о закупках заказчиков федерального, регионального и муниципального уровней. Указанная мера обеспечит значительное расширение информационного поля системы государственных и муниципальных закупок.

Общероссийский информационный ресурс о закупках создаст благоприятные условия для поставщиков регионального и муниципального уровней, поскольку увеличит возможности для поиска информации о размещении заказов в границах определенного субъекта Российской Федерации. Также будет обеспечен единый формат предоставления информации о закупках, чего не хватает в настоящее время и что практически недостижимо в условиях ныне существующей многоуровневой системы официальных сайтов.

Формально, следуя требованиям законодательства о размещении заказов, официальные сайты содержат информацию о размещаемых заказах. Однако формат предоставления таких данных и формат сведений о промежуточных результатах торгов и выборе победителя практически на каждом официальном сайте имеет свои особенности. Также следует отметить существенные различия официальных сайтов в части организации системы поиска информации – во многих случаях такая система не предусматривается, что не обеспечивает доступ участников размещения заказов к необходимой информации. Сочетание этих факторов не способствует обеспечению открытости и доступности информации для участников размещения заказа. Также достаточно остро стоит вопрос контроля над размещением такой информации на официальных сайтах. Программное обеспечение многих сайтов не предусматривает функцию фиксации даты размещения информации на сайте и ее неизменяемость, что нередко приводит к злоупотреблениям со стороны заказчиков.2007 год ››

В ходе правоприменительной практики за год работы Закона № 94-ФЗ был выявлен ряд проблем, в связи с чем возникла необходимость его совершенствования по следующим основным направлениям. В послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 указывалось, что “…надо навести порядок и с заключением государственных контрактов. Полностью перейти на такую систему договоров, при которой стоимость государственного заказа не менялась бы в течение всего периода его исполнения. При распределении государственных заказов – в подавляющем большинстве случаев перейти на аукционную систему”.

Предусмотренное в ранее действующей редакции Закона № 94-ФЗ право заказчиков самостоятельно определять способ торгов между конкурсом и аукционом привело к злоупотреблениям, в т. ч. при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства Конкурс отличается от аукциона тем, что победитель определяется по ряду критериев (цена, срок, качество и т. п.). При аукционе победитель определяется только по наименьшей цене, при этом все необходимые требования по качеству и срокам изначально устанавливаются заказчиком.

В первое время действия Закона № 94-ФЗ не были установлены предельные весовые значения критериев оценки заявок на участие в конкурсе, что позволяло заказчикам определять победителей исходя из своих субъективных предпочтений и оценок. Такое положение вещей приводило к тому, что торги в ряде случаев превращались в формальность. В конкурсах заказчик мог предусматривать критерии оценки, при которых победа аффилированной с заказчиком организации была обеспечена, а аукцион, как наиболее прозрачный механизм, исключающий субъективизм при оценке заявок, госзаказчиками практически не применялся.

Решением данных проблем стали поправки, устанавливающие требование о том, что размещение заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должно осуществляться на аукционе (исключение – особо опасные и технически сложные объекты, заказы на которые могут размещаться как на конкурсе, так и на аукционе), а также установление предельных весовых значений субъективных критериев оценки заявок при проведении конкурсов.

В связи с переводом большинства строительных заказов на аукцион для крупных строительных объектов (стоимостью свыше 50 млн руб.) в Законе № 94-ФЗ была предусмотрена возможность проведения прозрачного предварительного квалификационного отбора участников аукциона. Участник допускается к аукциону только в том случае, если он располагает опытом ведения соответствующего строительства за последние пять лет и документально (актами приемки и сдачи в эксплуатацию) способен подтвердить, что выполнял не менее 20% объема аналогичного строительства на конкретном объекте. Эта норма обеспечивает единство требования допуска на основании данных о фактически построенных и введенных объектах.

Другой проблемой, возникшей в первое время действия Закона № 94-ФЗ, стало произвольное изменение условий исполнения контракта независимо от результатов торгов. Подобные действия были возможны из-за отсутствия жесткого запрета на изменение условий, в т. ч. его цены, а также из-за отсутствия административной ответственности за такие изменения.

Для решения указанных проблем в Закон № 94-ФЗ были внесены соответствующие поправки, которые четко определили неизменность цены, а также то, что оплата исполнителю по контракту осуществляется по предусмотренной контрактом цене. Для обеспечения полноценного контроля исполнения норм Закона № 94-ФЗ и установления ответственности за их нарушение были внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность государственных и муниципальных заказчиков, а также членов комиссий за несоблюдение требований, установленных Законом № 94-ФЗ.

В частности, была предусмотрена административная ответственность за принятие решения о способе размещения заказа с нарушением положений Закона № 94-ФЗ, нарушение сроков размещения информации о закупках в официальных источниках ее опубликования, размещение информации о закупках с нарушениями требований Закона № 94-ФЗ, нарушение порядка представления документации о торгах, порядка разъяснения документации, приема заявок, нарушение процедурных действий (вскрытие конвертов, проведение аукциона, порядок отбора участников торгов, отказ в допуске по основаниям, не предусмотренным Законом № 94-ФЗ), нарушение требований к содержанию протоколов, составляемых в ходе процедуры размещения заказа, неразмещение информации о закупках, подлежащих такому размещению, а также ряд других нарушений.

По мере накопления правоприменительной практики в КоАП РФ вносились иные изменения. Так, в 2009 г. КоАП РФ в части ответственности за нарушения Закона № 94-ФЗ был существенно усовершенствован, в т. ч. были введены дифференцированные санкции за нарушения в зависимости от размера размещаемого заказа или в зависимости от степени грубости нарушения. Например, за один день просрочки размещения на сайте протокола, составляемого в ходе процедуры размещения заказа, в отношении физического лица, допустившего нарушение, предусмотрен штраф 3 тыс. руб. При этом за нарушение сроков более чем на два дня – 30 тыс. руб. За счет поправок в КоАП РФ положения Закона № 94-ФЗ заработали в полную силу. Кроме того, предусмотренная Законом № 94-ФЗ административная процедура обжалования участниками размещения заказа действий государственных и муниципальных заказчиков, а также членов комиссий дала возможность предпринимателям эффективно защищать свои права, которые нарушены в результате незаконных действий указанных лиц, до заключения государственного или муниципального контракта.

Количество поступивших за 2006–2009 гг. жалоб представлено в таблице (на примере работы ФАС России). Таким образом, резкий рост количества поступающих жалоб подтверждает доверие предпринимателей к новой системе государственного заказа. При этом больше половины жалоб предпринимателей признаются обоснованными. В качестве дополнительного инструмента, направленного на защиту заказчиков от действий недобросовестных поставщиков, Законом № 94-ФЗ предусмотрен реестр недобросовестных поставщиков.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контрактов по результатам процедур размещения заказа либо не исполнивших свои обязательства, и участниках, контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке.

Кроме того, изменения, внесенные в Закон № 94-ФЗ в 2007 г., позволили учесть особенности, связанные с закупкой отдельных видов продукции. В частности, законодательно введены процедуры, учитывающие особенности размещения заказа на создание произведений литературы и искусства, например выбор сценариев для кинофильма. Учитывая, что создание произведений литературы, искусства, в т. ч. аудиовизуальных произведений, а также их исполнение, включая театральные постановки, отличаются творческим характером от создания иных видов продукции или оказания услуг, специфика закупки такой “продукции” нашла отражение в отдельной главе, введенной в Закон № 94-ФЗ. Также установлены особенности проведения процедур по отдельным видам работ (техническому обслуживанию, ремонту техники и оборудования, оказанию услуг связи и юридических услуг), когда допускается не фиксировать объем закупки. Установлено право заказчика заключать контракт с несколькими поставщиками (исполнителями) в случае размещения заказа на оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, на поставку технических средств реабилитации инвалидов. Частично урегулирован вопрос об использовании экономии, возникающей в связи с проведением торгов, – заказчику дано право без проведения торгов увеличить количество поставляемых товаров на сумму экономии, возникшей при проведении торгов.

Предусмотрена возможность проведения запроса котировок без ограничения по цене в случае наличия обеспечительных мер суда о расторжении контракта с поставщиком и необходимости срочной закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения.2008–2009 гг. ››

В этот период законодательство РФ о размещении заказов развивалось по двум основным направлениям. Первое – повышение качества государственного заказа, второе – переход на электронные аукционы.Повышение качества государственного заказа ››

Данная задача, на наш взгляд, предполагает два основных направления работы. Первое, как уже указывалось, административная предквалификация заменена экономической, которая зависит не от субъективного мнения заказчика, а от экономической возможности компании исполнить контракт. Однако имелись факты недобросовестного исполнения такими победителями своих обязательств в связи с тем, что до недавнего времени в госзаказе действовали неудовлетворительные финансовые инструменты защиты заказчика с целью страхования ответственности. Основные проблемы заключались в том, что страхование ответственности не покрывает умысел (если страховой случай наступил по вине поставщика) и не предусмотрено безусловного списания в пользу заказчика в отличие от банковских гарантий и финансовых поручительств. В некоторых случаях это провоцировало демпинг госзаказа и приход ненадежных поставщиков, которые с легкостью могли получить ни к чему не обязывающую страховку.

С августа 2009 г. вступили в действие поправки, исключающие страхование ответственности на электронных аукционах, что не позволит фирмам-однодневкам принять участие в госзаказе. При проведении обычных аукционов и конкурсов заказчику дано право не принимать страховку, если это прямо прописано в документации о торгах. В будущем страхование ответственности как форму обеспечения исполнения контракта предлагается исключить из Закона № 94-ФЗ, сохранив только банковские гарантии, поручительства крупных финансово надежных компаний и залог самого поставщика.

Поручительство является новым видом финансовых гарантий (норма принята в августе 2009 г.), его использование по надежности сопоставимо с банковскими гарантиями и обеспечением денежными средствами. В Законе № 94-ФЗ определены требования к поручителям, перечень представляемых вместе с договором поручительства документов и порядок их оформления. Поручителями может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, капитал и резервы которого по данным бухгалтерской отчетности составляют не менее 300 млн руб. и для которого размер поручительства не превышает 10% от указанных капитала и резервов.

Второе направление – это нормативное закрепление типовых контрактов, учитывающих отраслевую специфику поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, поскольку государственный (муниципальный) контракт является основным документом, который определяет права, обязанности, порядок взаимодействия, иные отношения заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя), связанные с исполнением государственного или муниципального заказа. Разработка типовых контрактов позволит, на наш взгляд, обеспечить переход к закупке инновационной продукции, повысить качество осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, что затруднительно в отсутствие типовых требований по видам товаров, работ и услуг с описанием функциональных и качественных характеристик закупаемой продукции, ориентированных в т. ч. на инновационную продукцию.

Кроме того, использование типовых форм контрактов позволит сократить количество ошибок, допускаемых государственными и муниципальными заказчиками при составлении документов, оптимизировать временные и трудовые затраты на подготовку документации о торгах, будет способствовать сокращению количества возможных нарушений законодательства государственными и муниципальными заказчиками при заключении и исполнении контрактов. Такая работа должна вестись всеми профильными ведомствами, и примеры реализации такого подхода уже есть. В частности, в 2009 г. при разработке постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 “Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд”.Переход на электронные аукционы ››Закупки товаров, работ, услуг на электронных аукционах представляются наиболее эффективным и перспективным способом обеспечения государственных и муниципальных нужд, поскольку при проведении электронных аукционов обеспечивается максимальный уровень конкуренции и, как следствие, максимальная экономия бюджетных средств, минимизируется возможность для сговора участников аукциона и возможности для злоупотреблений со стороны заказчиков путем административного вмешательства в процедуры отбора поставщиков. Законом № 94-ФЗ предусмотрена следующая схема проведения электронных аукционов. Процедура подачи заявки участниками торгов разделена на две части. В первой участник указывает только товары, работы, услуги, которые он будет поставлять, и только после того как все ценовые предложения сделаны, перед заключением контракта осуществляется второй допуск (подача второй части заявок), когда раскрывается информация об участнике и осуществляется проверка компании. Если речь идет, например, о строительстве, должен быть акт сдачи в эксплуатацию объекта, акт ввода его в эксплуатацию (в электронном виде) и т. д.

Таким образом, участники, которые не желают раскрывать информацию о себе, вступать в сговор, не хотят, чтобы на них оказывали административное давление, получают такую возможность на электронных аукционах.

Согласно новой процедуре при проведении электронного аукциона не предполагается бумажного документооборота между заказчиками, участниками и электронной площадкой, включая заключение государственного или муниципального контракта, так же, как не предполагается посещения заказчиками или предпринимателями данных площадок в принципе. Весь документооборот – исключительно электронный, для чего требуется получение электронной цифровой подписи.

Вся информация о порядке получения ЭЦП и работе с электронными площадками, разъяснения, рекомендации и пр. размещены на сайте госзакупок www.zakupki.gov.ru.Почему ограниченно количество электронных площадок ››

Отбор пяти электронных площадок, которые будут осуществлять свою деятельность в соответствии с едиными регламентами функционирования, предусмотренными соглашением о функционировании между площадками и организаторами отбора, единой системой контроля за площадками, единой интегрированной сетью удостоверяющих центров, едиными стандартами информационной безопасности, позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения большего числа участников размещения заказа и формирования более конкурентной среды при проведении открытых аукционов в электронной форме.В перспективе… ››В рамках проводимой работы по совершенствованию законодательства о госзаказе необходимо еще проработать многие вопросы, в числе ключевых на сегодняшний день, на наш взгляд, следующие:
• обеспечение нормальной детальной регламентации работы электронных площадок и проведения электронных аукционов. В настоящее время разрабатывается более 10 регламентов работы электронных площадок, включающих все инструкции и правила, начиная от требований к функциональности площадок и заканчивая регламентами выдачи ЭЦП, информационной и управленческой безопасности работы площадок, регламентами взаимодействия с контролирующими инстанциями. Переход на электронный документооборот предполагает перестройку всей системы госзаказа, это и подача электронных жалоб, и электронное подписание контрактов, и санкционирование оплаты по электронным контрактам и т. д.;
•внесение изменений в арбитражное процессуальное законодательство в связи с необходимостью сокращения сроков судебной процедуры расторжения государственных и муниципальных контрактов;
•введение Единого общероссийского портала государственных и муниципальных закупок, единого реестра государственных и муниципальных контрактов и обеспечение взаимоувязки двух главных информационных ресурсов между собой, а также со всеми электронными площадками;
•совершенствование законодательства о госзаказе по тем видам закупок, которые предполагают субъективную и многофакторную оценку при проведении конкурсов, в т. ч. установление в некоторых случаях прозрачных предквалификационных требований. В частности, такая работа сейчас ведется по направлению НИОКР и будет вестись по иным направлениям, особенно в случаях повышенной субъективной оценки;
• нормативное закрепление отдельных типовых контрактов (или требований к продукции), учитывающих отраслевую специфику поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, в т. ч. ориентированных на инновационную продукцию;
•создание мотивации государственных и муниципальных заказчиков путем введения системы премирования должностных лиц государственных заказчиков, эффективно размещающих заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
•упрощение порядка расходования экономии бюджетных средств, достигнутой в результате проведения конкурентных процедур размещения заказа на иные закупки (повышение самостоятельности государственных и муниципальных заказчиков применительно к перераспределению экономии по видам расходов);
•установление обязанности государственных и муниципальных заказчиков предусматривать санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных и муниципальных контрактов;
•полный отказ от применения страхования ответственности как вида обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов при проведении конкурсов и аукционов и т. д.

О порядке проведения электронного аукциона согласился рассказать руководитель тематического направления “Государственные закупки” ЗАО МЦФЭР Е.А. Красавин.

С 1 июля 2010 г. проведение открытых аукционов в электронной форме на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р, должно проводиться только на определенных пилотных электронных торговых площадках в соответствии с положениями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ. Государственные и муниципальные заказчики также вправе осуществлять размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с главой 3.1 Закона № 94-ФЗ на этих электронных площадках. В связи с этим особенно много вопросов по размещению заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме появилось у государственных и муниципальных заказчиков. В действительности же провести электронный аукцион согласно главе 3.1 Закона № 94-ФЗ гораздо проще, чем кажется – нужно лишь следовать рекомендациям экспертов.Получение электронно-цифровой подписи ››

Согласно положениям ст. 41.2 гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ:
• Документооборот между государственным заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, участником размещения заказа осуществляется в форме электронных документов;
•документы и сведения, направляемые государственным заказчиком, участником размещения заказа, уполномоченным органом либо размещаемые ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, должны иметь электронно-цифровую подпись (ЭЦП) уполномоченного лица.

Следовательно, каждому участнику процесса размещения государственного заказа (участнику размещения заказа, государственному заказчику, уполномоченному органу, уполномоченному на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральному органу исполнительной власти) путем проведения электронного аукциона с использованием положений гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ необходимо получить в аккредитованном удостоверяющем центре сертификат ЭЦП и соответствующее программное обеспечение. В настоящее время государственные и муниципальные заказчики, как участники бюджетного процесса регионального и муниципального уровней, могут бесплатно получить сертификаты открытых ключей ЭЦП в территориальном органе Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет заказчика. Сертификат ключа ЭЦП может использоваться на всех пилотных площадках. Обращаем внимание на то, что извещения заказчиков, подписанные ЭЦП, выданными другими удостоверяющими центрами, на площадках не принимаются.

Для получения уполномоченными лицами сертификата ЭЦП государственный, муниципальный заказчик представляет в орган Федерального казначейства по месту нахождения:
• договор об обмене электронными документами, который необходимо заключить в управлении или отделении соответствующего управления (организации, заключившие договор об обмене электронными документами и имеющие ЭЦП для работы в системе электронного документооборота, могут использовать полученные ЭЦП для участия в электронных торгах);
•приказ о назначении ответственных лиц для работы на электронных площадках;
•письмо о выдаче средства криптографической защиты информации (СКЗИ) КриптоПро CSP” версии 3,0 и доверенности на его получение любой формы. Более подробную информацию и формы документов заказчики могут получить при обращении в территориальные органы Федерального казначейства.Выбор электронной площадки ››

В настоящее время при проведении электронного аукциона в соответствии с гл. 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” заказчику предоставлено право самому выбирать любого из трех операторов электронных площадок, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 № 755-р:
• ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан”;
• ОАО “Единая электронная торговая площадка”;
• ЗАО “Сбербанк – Автоматизированная система торгов”.

Следует помнить, что согласно ч. 30 ст. 65 Закона № 94-ФЗ до 1 января 2011 г. в случае проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с гл. 3.1 документы и сведения, подлежащие размещению на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) в сети Интернет, размещаются заказчиком (уполномоченным органом, специализированной организацией) исключительно на электронной площадке, на которой планируется проведение указанного открытого аукциона. Данное положение закреплено разъяснением Минэкономразвития России, опубликованным 29 декабря 2009 г. на официальном сайте www. zakupki.gov.ru. C 1 января 2011 г. – т. е. с момента начала функционирования единого официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ или муниципальных нужд – обмен информацией между официальным сайтом и электронной площадкой будет осуществляться в автоматическом режиме. Государственные заказчики смогут размещать документы и сведения только на официальном сайте, а участники размещения заказа – на электронной площадке.Регистрация на электронной площадке ››

После получения сертификата ЭЦП и выбора электронной площадки государственному заказчику необходимо пройти процедуру регистрации на электронной площадке, которая включает:
• заполнение анкеты (заявки) на сайте электронной площадки в сети Интернет;
•размещение в электронной форме учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия руководителя;
•размещение в электронной форме доверенности на полномочия владельца сертификата ЭЦП (в случае, если сертификат ЭЦП получен не на имя руководителя).

В течение 3 дней персонал электронной площадки проводит проверку представленных сведений и подтверждает проведение регистрации в случае соответствия всех предъявляемых к государственному заказчику требований. Следует отметить, что владелец первого сертификата ЭЦП (как правило, руководитель организации), который зарегистрировал государственного заказчика на электронной площадке, получает возможность регистрировать сотрудников своей организации, передавая им в электронном виде соответствующие полномочия. Обычно владелец первого сертификата ЭЦП подписывает только государственные контракты, а полномочия на подписание извещений, протоколов, размещение документации об аукционе может передавать доверенному лицу.Размещение извещения о проведении электронного аукциона ››

Электронные аукционы, проводимые в соответствии с требованиями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ, условно можно разделить на две категории:
• электронный аукцион с начальной (максимальной) ценой государственного контракта менее либо равной 3 млн руб.;
•электронный аукцион с начальной (максимальной) ценой государственного контракта более 3 млн руб.

В случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта, не превышающей 3 млн руб., извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В случае проведения электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта, превышающей 3 млн руб., извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В извещении о проведении электронного аукциона, публикуемом на официальном сайте¹, указываются:
• форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
•адрес электронной площадки в сети Интернет;
•наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактных телефонов заказчика (уполномоченного органа, специализированной организации);
•предмет государственного (муниципального) контракта с указанием количества поставляемого товара (объема выполняемых работ, оказываемых услуг), за исключением случая, когда при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный (муниципальный) контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию, объем работ, услуг;
•место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
•начальная (максимальная) цена контракта (цена лота); общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию (с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части) и начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, в т. ч. по замене указанных запасных частей в случае, когда при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный (муниципальный) контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования заказчик (уполномоченный орган) не может определить необходимое количество запасных частей к технике, оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, когда при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный (муниципальный) контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик (уполномоченный орган) не может определить необходимый объем таких услуг;
•дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
•дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч. 2 ст. 41.9 Закона № 94-ФЗ;
•дата проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с ч. 3 ст. 41.10 Закона № 94-ФЗ.

В случае если дата проведения открытого аукциона приходится на нерабочий день, то она переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.Размещение документации об открытом аукционе в электронной форме ››

Размещение документации об открытом аукционе в электронной форме проводится одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона и в такие же сроки, в зависимости от начальной (максимальной) цены государственного контракта. Содержание документации подробно раскрыто в ст. 41.6. Закона № 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.

При поступлении от оператора электронной площадки запроса о разъяснении положений документации заказчик в течение двух дней со дня поступления такого запроса размещает разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Напоминаем, что разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть. Также заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем 15 дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., не менее чем семь дней.

Порядок рассмотрения первой и второй частей заявок, а также подписания контракта более подробно представлен в журнале “Госзакупки.ру”. В следующих номерах журнала мы продолжим эту тему.

¹ До 1 января 2011 г. размещение извещений осуществляется только на выбранной ЭТП.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль