text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Коммерческая тайна в учреждениях здравоохранения

  • 29 августа 2012
  • 4846

Объект правового регулирования, обозначаемый термином “коммерческая тайна”, многозначен. В обществе всегда существует информация, которую ее обладатели, согласно законам любого государства, имеют право сохранять в тайне. Тайна может быть государственной, медицинской, нотариальной, личной и т. д. С позиции обладателя тайна – это информация, абсолютно не известная всем или относительно не известная какому-либо кругу лиц. В области здравоохранения коммерческую тайну составляет неопубликованная информация, обладающая экономической ценностью для МУ и его персонала.

Правовые нормы использования тайны в области медицины определяются Конституцией РФ, а также Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1), в которых раскрывается содержание термина “врачебная тайна”. Указанные нормативные акты корреспондируют Федеральным законам от27.07.2006 № 149 “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, от 29.07.2004 № 98“О коммерческой тайне” и гл. 75 ч. 4Гражданского кодекса РФ (далее – ГКРФ) “Право на секрет производства (ноу-хау)”. Перечисленные законодательные акты раскрывают содержание понятий “информация”, “конфиденциальность”, “коммерческая тайна”,“право на секрет производства” (ноу-хау). Однако, несмотря на целый ряд действующих законов, коммерческая тайна в МУ в настоящее время не имеет надлежащего уровня организационно-правовой защиты.

В условиях рыночных отношений и в соответствии с требованиями указанных стандартов руководителю каждого МУ, независимо от его организационно-правовой формы, необходимо принимать решения о потенциальной ценности имеющейся информации и ее “прибыльности”.

В статье “Правовые аспекты новых медицинских технологий” (1) были рассмотрены этапы регистрации новых медицинских технологий и возможности их правовой охраны. Однако в области здравоохранения научно-техническая, медицинская, технологическая и иная информация, обладающая экономической ценностью, как правило, не является охраняемой.

Информация МУ, основанная на практическом опыте, знаниях медицинских специалистов, специалистов технического и иного профиля, называется “ноу-хау”. Кратко понятие “ноу-хау” определяют как умение или мастерство что-либо сделать, приложив минимум усилий. Практически у любого специалиста, работа которого требует творческого подхода, есть свои ноу-хау, или, как говорят, “изюминки”. Практикующему врачу, использующему медицинскую технологию, эти “изюминки” позволяют добиться наилучших результатов лечения того или иного заболевания.

К иной информации МУ относится деловая информация, характеризующая управленческую, финансовую, маркетинговую деятельность, позволяющую успешно вести дела и заключать выгодные сделки.

С позиций современного законодательства “ноу-хау” специалиста можно охарактеризовать как фактическую монополию определенного лица на некоторую совокупность знаний. Понятие “ноу-хау”, редко используемое в законодательных актах, получило широкое распространение в управленческой и медицинской среде. В практическом здравоохранении “ноу-хау” напрямую связаны правовыми отношениями с объектами и субъектами. Кроме того, они могут быть дифференцированы на “ноу-хау”:
• неотделимые от физического лица, к которым относятся индивидуальные навыки и умения конкретного врача, владеющего медицинской технологией. Зависят от компетенции их создателя;
• неотделимые от юридического лица или частнопрактикующего врача, имеющего свою клинику (далее – МУ). Это классические медицинские технологии, основанные на традициях МУ и предполагающие высокую профессиональную культуру; передаются внутри МУ от одного поколения врачей другому;
• творческие решения, отвечающие условиям патентоспособности (новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость), но по решению руководителя МУ сохраняемые в тайне из-за их коммерческой значимости и физическим и юридическим лицом.

Для медицинских технологий, касающихся манипуляций над человеком, законодателем предусмотрены определенные рамки, которые, с одной стороны, предоставляют возможность правовой охраны, а с другой –требуют их оценки с точки зрения гуманности, морали и одобрения обществом. Кроме того, в условиях рыночной экономики неизбежна коммерциализация технологий.

Информация такого рода должна соответствовать следующим условиям:
• отсутствие свободного доступа к информации на законном основании;
• коммерческая ценность информации; •конфиденциальность информации. Медицинскому учреждению, как обладателю информации, следует принимать меры для сохранения ее в тайне.

Если МУ комплексное, процесс выявления “ноу-хау” на всех этапах медицинской деятельности достаточно трудоемкий для руководителя. Выявление “ноу-хау” – тоже своего рода технология. В этом случае руководителю организации должны помочь владельцы бизнес-процессов (терминология СМК на основе ГОСТ Р ИСО 9001-2001) – руководители среднего звена, которым оказывают помощь руководители структурных подразделений и персонал. Такой подход к работе должен быть регламентирован приказом, определяющим этапы и сроки бизнес-процессов. Это позволит систематизировать поступающую от руководителей бизнес-процессов или структурных подразделений информацию по выявленным “ноу-хау”. Поступившую информацию анализирует группа экспертов. Оптимальный состав группы – не более трех человек по каждому бизнес-процессу. Экспертами могут быть сотрудники МУ с большим стажем работы (более 10–15 лет), хорошо знающие бизнес-процессы. Результатом работы экспертов является объединенный перечень сведений (далее –Перечень), составленный с учетом особенностей и специфики каждого бизнес-процесса и являющийся коммерческой тайной МУ. Перечень утверждается руководителем МУ и вводится в действие приказом. С Перечнем знакомят руководителей структурных подразделений, что подтверждается их подписью. Руководители доводят содержание Перечня до персонала структурных подразделений, о чем делается запись в соответствующем журнале.

По мере необходимости и изменения деятельности в условиях рынка Перечень периодически пересматривается, изменяется и дополняется. Кроме того, следует контролировать указанные сроки или период времени, на который те или иные “ноу-хау” были отнесены к коммерческой тайне. Сроки регламентированы приказом по МУ, который является локальным документом обязательным для его исполнения.

В зависимости от особенностей и специфики каждого бизнес-процесса МУ можно выделить следующие виды информации, содержащей “ноу-хау”и позволяющей получать прибыль. Информация научного характера – это соответствующим образом оформленные:
• творческие решения, сохраняемые в тайне из-за их коммерческой значимости;
•новые медицинские и технические проекты;
•новые методы организации труда, научной, лечебной и иной деятельности;
•программное обеспечение ЭВМ;
•результаты научных исследований и др.
Информация технологического характера:
•конструкторская документация, чертежи, схемы, расчетные и иные записи;
•описания доклинических, клинических исследований лекарственного средства и изделий медицинского назначения;
• точные знания конструкционных характеристик создаваемых медицинских изделий
•оптимальные параметры разрабатываемых новых медицинских технологий;
• технологические процессы (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);
•сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали медицинского изделия;
• условия экспериментальных исследований и оборудования, которое использовалось для их проведения и т. д.
Информация делового характера:
•сведения о заключенных или планируемых контрактах;
•данные о поставщиках, партнерах и клиентах;
•обзоры рынка, маркетинговые исследования;
•информация о конфиденциальных переговорах;
• калькуляция издержек производства МУ, структуры цен, уровень прибыли;
•планы развития МУ и его инвестиций;
•системы управления качеством, кадрами;
•производственный опыт, обучение персонала и т. д.

При возникновении проблем в выявлении информации, потенциально содержащей “ноу-хау”, необходимо проанализировать рассматриваемый бизнес-процесс по действиям, составляющим его алгоритм, с учетом временных характеристик.

Не следует относить к коммерческой тайне сокрытие фактов нанесения ущерба здоровью людей, уклонения от уплаты налогов и осуществления других противоправных действий. Зарубежный опыт показывает, что, к примеру, фирмы – производители прохладительных напитков “Кока-Кола” и “Пепси-Кола” – выделяют в качестве главных секретов производства (“ноу-хау”) специальные добавки в концентрат, из которого изготавливают напитки. Американские машиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественные характеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологические особенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики (2). Многолетняя деятельность зарубежных фирм в условиях конкуренции стала хорошей практикой работы с коммерческой тайной. С каждым сотрудником фирма заключает соглашение о конфиденциальности, в котором подробно описана информация, являющаяся коммерческой тайной. Это требуется для того, чтобы работник мог качественно выполнять свои обязанности, а фирма сохраняла конкурентные преимущества. При этом следует ограничивать поступление к работнику излишней, ненужной для работы информации.

Медицинским учреждениям и частнопрактикующим врачам предстоит разработать технологию процесса выявления и соблюдения коммерческой тайны. Ответственным за этот процесс может быть начальник отдела кадров, менеджер по персоналу или иной сотрудник МУ. Ответственное лицо проставляет принятый в МУ гриф “Коммерческая тайна”, или “Секрет производства”, или “Секрет учреждения”, или “Конфиденциально”. По каждому бизнес-процессу следует составить список сотрудников, допущенных к “ноу-хау”. Такой список служит правовой основой для практической реализации доступа к“ноу-хау”, поэтому требует утверждения руководителем МУ.

В соответствии с нормами Трудового кодекса РФ взаимоотношения МУ – работодателя с сотрудником оформляются трудовым соглашением. Один из его пунктов целесообразно изложить в следующей редакции: “Согласен с тем, что получаю доступ к информации, составляющей коммерческую тайну МУ. В связи с этим в период трудовых отношений с МУ, а также в течение 3 (трех) лет после их окончания обязуюсь не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну МУ, а также принимать все меры для ее охраны и защиты. С Положением о коммерческой тайне и перечнем составляющих ее сведений ознакомлен”. Локальным документом, регламентирующим деятельность МУ в этом направлении, является Положение о коммерческой тайне (см. образец 1).

При организации и систематизации деятельности МУ в соответствии с бизнес-процессом “коммерческая тайна” целесообразно определить открытые источники и потенциальные каналы утечки охраняемой информации. В МУ каналы утечки информации носят индивидуальный характер, должны выявляться с учетом научно-технической, лечебной, коммерческой и иной деятельности, включающей связи с деловыми партнерами.

К официальным каналам можно отнести:
• чтение лекций на курсах, в учебных заведениях для иностранных медицинских специалистов, в т. ч. за рубежом;
•обучение иностранных медицинских специалистов в МУ;
•выступление медицинских специалистов с докладами и участие в дискуссиях на международных конгрессах, симпозиумах и т. п.;
•передача информации в процессе общения с журналистами;
•все виды рекламной продукции(опытные образцы, печатные материалы);
•обмен отчетами о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) с зарубежными научными медицинскими учреждениями, фирмами в соответствии с соглашениями о сотрудничестве (совместные исследования и разработки);
•передача информации в процессе переговоров или при заключении лицензионных соглашений;
•приемы иностранных медицинских специалистов в МУ, медицинских вузах и российских специалистов МУ – в иностранных представительствах и фирмах.

Приведенный перечень не является полным. Анализ материалов, поступающих по открытым каналам(научно-медицинская, патентная информация, рекламные издания), позволяет выявлять новые направления медицинской науки, в которых использованы элементы нанотехнологий, генной инженерии, стволовых клеток, и устанавливать приоритеты этих новых направлений. При публикации результатов работы в открытых источниках рекомендуем уделять больше внимания рекламной составляющей. Такой подход вызовет интерес у потенциальных потребителей – специалистов, связанных со здравоохранением как в России, так и за рубежом. При этом объем публикуемых сведений не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения результата интеллектуальной деятельности без знания дополнительных секретов производства разработчика. Работа в этом направлении представляет для МУ определенные трудности. Надеемся, наша статья поможет руководителям МУ разработать определенную политику решения проблемы внедрения бизнес-процесса “коммерческая тайна”.Источники информации
1 Коваленко Т.Н., Волокитина Е.А. Правовые аспекты новых медицинских технологий // Правовые вопросы вздравоохранении. № 1. 2010. С. 10.
2 Кавеладзе И.Т. Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации), “ЭКО-консалтинг ”. М. 1992.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.