Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

5719

Формирование современной отечественной системы государственных закупок невозможно без тщательного и всестороннего изучения вопроса о коррупционной составляющей. Коррупция в госзакупках, к сожалению, — явление не новое. Еще ни одно государство не смогло полностью победить это зло. Наша страна, увы, не исключение. Вспомним хотя бы инцидент с закупкой томографов для учреждений здравоохранения в различных субъектах Российской Федерации. Эта история получила широкую огласку и показала, как слабо подготовлены специалисты в сфере государственных закупок для борьбы с коррупционными проявлениями со стороны отдельных должностных лиц или организаций.

Коррупция в системе госзаказа достигла таких ошеломляющих масштабов, что потребовалась смена всей нормативной базы по госзакупкам. Следует отметить, что оценить уровень коррупции в сфере размещения заказов позволили нормативные, технические, программные и организационные механизмы, которые активно внедряются в стране с 2005 г.

На наш субъективный взгляд, искоренить коррупцию в системе госзакупок невозможно. Но уменьшить ее процент реально. Для этого необходима реализация комплекса мер, предлагаемых ниже.

Хотя полностью одолеть коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни одной стране мира, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня. Борьба с коррупцией в системе закупок как в государственном, так и в коммерческом секторе экономики невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:
— регламентационные методы;
— технические методы;
— психологические методы;
— контрольные и репрессивные меры.

Каждый из этих подходов мы рассмотрим, во-первых, с точки зрения государственного регулирования, во-вторых, с точки зрения воздействия на локальном уровне, совершаемого руководством конкретного органа власти или учреждения.Регламентационные методы >>

Государственное регулирование
Основным документом, регламентирующим процедуру размещения государственных и муниципальных закупок, служит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении заказов). Во исполнение и развитие основного документа принято порядка тридцати подзаконных нормативных актов — постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы контролирующего органа (ФАС России) и органа, уполномоченного в сфере нормативно-правового регулирования системы закупок.

Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

Напомним, что Закон о размещении заказов писали специально с целью выявления и предотвращения коррупционных схем в соответствующей сфере деятельности. Перечислим основные проблемы, которые решает Закон.

1. До 1 января 2006 г. (дата вступления в силу Закона о размещении заказов) информация обо всех осуществляемых процедурах государственных и муниципальных закупок размещалась в печатных средствах массовой информации. Такое положение дел не способствовало развитию конкуренции среди предприятий, участвующих в бюджетных закупках. В стране 83 субъекта РФ, более 2 тыс. муниципальных образований и примерно такое же количество печатных изданий, в которых можно было найти информацию о торгах. Каждый участник государственных и муниципальных закупок публиковал информацию в местном печатном издании. В связи с введением в действие Закона о размещении заказов все процедуры по закупкам обязали публиковать в электронном виде в Интернете, а с 1 января 2011 г. — на Едином общероссийском официальном сайте. С этого момента закупки всех уровней бюджетной системы размещаются в одном общедоступном месте с удобным способом поиска по нескольким критериям.

2. До 1 января 2006 г. должностные лица, ответственные за государственные и муниципальные закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. Таким образом, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт "своей" компании. Сегодня существует четкий перечень требований формального характера к участникам размещения заказа по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает. Квалификация участников проводится по понятным для всех экономическим критериям и предполагает наличие опыта выполнения подобных работ.

3. До 1 января 2006 г. поставщик, с которым заключался государственный контракт, выбирался произвольно. Сегодня мы владеем таким механизмом, как электронные аукционы, которые обеспечивают не только эффективность расходования бюджетных средств, но и технологический прорыв. Электронный аукцион обеспечил анонимность участия предпринимателей. Теперь заказчик не может воздействовать на них путем установления условий участия и субъективных требований.

Электронный аукцион позволяет закупить товар требуемого качества по наименьшей стоимости. Качество задает (устанавливает) государственный или муниципальный заказчик. Мы часто слышим критику в адрес аукционов, но сами по себе аукционы всего лишь инструмент. Аукционы, технические задания и спецификации формируют заказчики. Именно они ответственны за результат.

4. До 1 января 2006 г. существовала возможность изменять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. С введением Закона о размещении заказов такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

5. До 1 января 2006 г. обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России и Рособоронзаказе, которая за шесть лет применения доказала свою эффективность. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников размещения заказа и преграждает путь на торги "своим" участникам.

6. До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. С введением в Закон о размещении заказов ст. 19.1 заказчики обязаны обосновывать установленные цены и проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

Это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о размещении заказов.

Локальные методы
Закон о размещении заказов не ограничивает внутреннюю деятельность государственных и муниципальных заказчиков. Бороться с коррупционными проявлениями можно и на локальном уровне. Для этого необходимо создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Подобные правила будут способствовать уменьшению субъективного элемента в решении сотрудника. Следует также прописать четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил. Отдельная мера — введение независимого аудита.

Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

На сегодняшний день в России процесс госзакупок регулируют множество нормативных актов, однако это не мешает вмешиваться в него нечестным сотрудникам. Неоднозначное толкование или принятие субъективных решений — вот главный коррупционный фактор, который фактически "закреплен" современным отечественным законодательством в области госзакупок. Бороться с ним можно как на общегосударственном уровне, изменяя, дополняя и совершенствуя нормы права, так и на местном — путем введения специальных локальных актов, ужесточающих процедуру принятия решения и по возможности исключающих "личное усмотрение".

Для сотрудников необходимо вводить систему индивидуальных должностных инструкций, в которых будут четко прописаны все "шаги" при осуществлении государственных закупок. Эта мера позволит минимизировать фактор субъективности.

Технические методы >>

Данные методы значительно уменьшают вероятность сговора представителей отделов закупок и потенциальных исполнителей, устраняя возможность личных контактов между участниками процедуры госзакупок.

Государственное регулирование
Мы уже упоминали об электронных аукционах. Это эффективный технический метод противодействия коррупции. Участники размещения заказа не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом. Все электронные аукционы проводятся на специально отобранных пяти электронных торговых площадках, где процессом управляет программно-аппаратный комплекс. У недобросовестных заказчиков больше нет возможности ограничить доступ в зал и участвовать в торгах можно с персонального компьютера через Интернет.
К мерам локального воздействия можно отнести оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недостатком подобных мер следует признать их высокую стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки. Лучше всего организовать единый почтовый сервер и установить корпоративную почту.Психологические методы >>

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из методов государственного воздействия.

Следует сказать и о том, что личная выгода в наше время оказалась выше моральных принципов, таких как честь, достоинство, долг и др. Необходимо воспитывать людей с государственным мышлением, которых сегодня очень не хватает в секторе государственного и муниципального управления.

Воздействие на локальном уровне
Проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы — самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод, который позволяет изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. Особое внимание уделяется квалификации и репутации потенциального сотрудника.

Далее, рекомендуется проводить специальные тестирования и проверки кандидатов на должность сотрудников отделов закупок. Для этого могут быть использованы компьютерные тестирования, полиграф (с согласия кандидата), провокационные действия руководства учреждения с целью выявления лояльности сотрудников профильных отделов к коррупционным элементам, показательные процессы по делам о правонарушении в этой области, создание системы взаимного контроля сотрудников, эффективная мотивация сотрудников. Поощрение добросовестных и трудолюбивых сотрудников, причем не только финансовое, но и моральное, является, на наш взгляд, наилучшим проявлением расположения руководства учреждения к честным сотрудникам.

Еще одна действенная мера, к сожалению, редко применяемая в нашем государстве, — ротация сотрудников отделов закупок и членов комиссий по размещению заказов. Она позволяет разрушить или хотя бы расшатать сложившийся в конкретном учреждении коррупционный уклад в системе госзакупок. Немаловажно также формирование корпоративной этики нетерпимости к коррупции. Применению данной меры мешает отсутствие этического кодекса для организации. Этот кодекс, закрепив основные параметры этической составляющей деятельности госзаказчиков, позволит уменьшить влияние субъективных факторов на решение сотрудника.Контрольные и "репрессивные" меры >>

Государственное регулирование
В Законе о размещении заказов много внимания уделено контрольным мероприятиям. Их перечень не ограничивается только приведенным в этом Законе. Это любые контрольные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной палаты, прокуратуры, Следственного комитета, МВД и др.

Сегодня контрольными мероприятиями охвачен весь цикл закупки — от обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что коррупция процветает не только среди чиновников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наводить порядок и препятствовать коррупционным схемам. В настоящее время в этом направлении идет работа, и уже достигнуты определенные результаты. На законодательном (нормативном) уровне государство обеспечило и превентивные методы противодействия коррупции и меры по предотвращению последствий совершенных деяний. Главное, добросовестно исполнять их.

Локальное воздействие направлено на создание условий невыгодности коррупционных действий для сотрудников, ответственных за размещение государственных заказов. К таким мерам, в частности, можно отнести:
— применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;
— проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;
— огласку коррупционных инцидентов в учреждении.

Мы рекомендуем проводить в учреждениях комплексно-аналитическое исследование, направленное:
— на идентификацию ведомственных потенциально коррупционных прав и полномочий;
— выявление типичных факторов коррупционного риска;
— анализ должностей на коррупционность на основе документов, регламентирующих их полномочия;
— выработку механизмов противодействия коррупции, в том числе разработку и утверждение этического кодекса государственного служащего;
— разработку методических рекомендаций по созданию системы мониторинга коррупционных рисков.

Необходимо отметить, что применение каждого метода противодействия коррупции на практике ограничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса государственных закупок.

Антикоррупционные механизмы системы государственных и муниципальных закупок

Сформированная в России нормативно-правовая база потенциально позволяет проводить эффективную комплексную политику противодействия коррупции. Насколько действенной и решительной окажется эта политика, какие будут достигнуты результаты, заранее оценить сложно. Успех любой антикоррупционной кампании в значительной мере зависит от воли руководства страны.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×