Здравоохранение

Наставничество в медицине

  • 19 января 2018
  • 21734

Наставничество в медицине медсетрыНаставничество в медицине играет важную роль в остановке ухода молодых специалистов из профессии. Обсуждение организации эффективного процесса наставничества и тьюторства идет не первый год.

Как организовать наставничество и оценить результаты адаптации?

Больше статей в журнале «Здравоохранение» Активировать доступ

Комиссия Общественной палаты РФ по охране здоровья представила результаты социологического исследования по оценке престижа профессии врача, которое было проведено специалистами Высшей школы экономики.

Положение о наставничествескачать / открыть >>

Как разработать систему адаптации новых сотрудников 
в Системе Главный врач

Престижно ли быть врачом сегодня

Отмечено, что по оценке главных врачей и заведующих кафедрами медицинских вузов из профессии уходят 30-40% выпускников. 

Только 28% опрошенных студентов планируют сразу после окончания вуза начать работать в государственных лечебно-профилактических учреждениях, 11% - в частных медицинских организациях.

Причины ухода врачей из профессии

Причинами ухода из профессии названы:

  • недостаток практических знаний и квалификации;
  • ограниченные возможности профессионального развития и самореализации в медицинском учреждении.
  • 30% врачей считают, что качество высшего медицинского образования не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским работникам.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Причины низкого уровня профподготовки врачей

Среди причин низкого уровня профессиональной подготовки названы:

Причины % ответов врачей
ограниченные возможности прохождения студентами клинической практики 34%
старевшие стандарты подготовки специалистов 20%
нехватка преподавателей 9%
недостаточный профессионализм преподавателей 9%
не хватает образования и квалификации для выполнения текущей работы каждый 10 специалист

В результате: 

  • только 65% врачей сообщили, что самостоятельно следят за новой профессиональной литературой;
  • 58% прошли курсы повышения квалификации по своей специальности;
  • 14% - переподготовку по новой специальности;
  • 18% освоили новые практические навыки.

Не секрет, что основы отношения работника к своей профессии и повышению квалификации закладываются не только в период учебы в вузе, но и на первом этапе самостоятельной работы. Как организовать обучение медработников, рассказывает эксперт Системы главный врач.

Особую роль в формировании клинического мышления врача, его стереотипа работы, характера взаимоотношений с пациентами и их родственниками играет наставник - более опытный коллега, курирующий молодого специалиста.

Наставничество в медицине

В большинстве случаев процесс наставничества остается вне внимания руководителей медицинского учреждения и основывается исключительно на личных отношениях и энтузиазме (или его отсутствии) у куратора и у начинающего врача.

Известно, что человек формирует собственное поведение, адаптируется в новом коллективе, принимает типичные приемы работы и общения, свойственные данному коллективу, в течение первых трех месяцев со дня поступления на новое место работы. 

Реальное положение дел

  1. Интернатура лишает самостоятельности

«Интерн отличается от ординатора тем, что пишет дневники в "чужих" историях болезни один год, а не два», - мнение, широко распространенное среди молодых врачей. При таком варианте "обучения" молодой специалист практически лишен возможности принимать самостоятельные решения при постановке диагноза и определении тактики ведения пациента.

  1. Молодой специалист оказывается один на один с пациентом, не имея практических навыков самостоятельных решений.

Другая крайность - он оказывается один на один со "своими" пациентами, "своими" палатами.

Как организовать обучение медработников – опыт больницы
в Системе Главный врач

Есть точка зрения, что вариант "бросить в воду, пусть выплывает" значительно продуктивнее в плане обучения: молодой специалист начинает быстро формировать свой информационный багаж (перечитывать учебники и лекции, советоваться с коллегами, просматривать истории болезней с похожими диагнозами) и накапливать собственный опыт. "Каждый должен идти своим путем проб и ошибок - только так можно стать настоящим врачом!"

Однако непомерной платой за использование такого подхода становится зависимость здоровья пациента от добросовестности и усердия врача.

Фраза "у каждого врача есть свое кладбище" становится совсем не смешной.

Для того чтобы подход к лечебно-диагностическому процессу не был фрагментарным, необходимо, чтобы процессы анализа конкретных клинических случаев, назначений, интерпретации результатов исследований, освоения новых методов лечения (в том числе манипуляций и операций) проходили под наблюдением грамотного и опытного специалиста.

В то же время молодой врач не должен быть исполнителем чужих решений.

Микротравмы персонала: порядок действий для руководителя

Тьюторство

Во многих экономически развитых странах получила развитие идея тьюторства. 

Тьютор - это не учитель, который сообщает знания и контролирует их усвоение учеником.

Тьютор, как и наставник, помогает сформировать индивидуальный план самостоятельного получения знаний и корректирует действия своего подопечного.

При этом обеспечивается определенный баланс между самостоятельностью начинающего специалиста и опекой со стороны наставника.

Как организовать наставничество в клинике. Практические рекомендации

Движение наставничества в медицине скоро охватит всю страну. Выпускники вузов благодаря первичной аккредитации могут работать в клиниках со студенческой скамьи. Посмотрите методические рекомендации по наставничеству в статье журнала «Здравоохранение». Скачайте пять главных задач наставничества.

Наставничество в медицине

Посмотреть задачи

Зачем нужен наставник

Зачем нужен наставник, если все врачи и так участвуют во врачебных конференциях, а заведующий отделением периодически высказывает им свои замечания и проверяет медицинские карты?

Ответ прост: ничто не мешает возложить функции наставничества на заведующего отделением, равно как и на другого опытного врача. Только этот процесс - не "сам собой разумеющийся" он требует определенной организации со стороны администрации медицинской организации.

Квалификация медицинских кадров является определяющим фактором в обеспечении надлежащего качества медицинской помощи, которое влияет на получение (или неполучение) медучреждением оплаты за оказанные медицинские услуги, применение (или неприменение) штрафных санкций со стороны страховых компаний и т. п.



Организация эффективного процесса наставничества

Эффективность системы наставничества в медицине характеризуется следующим:

  1. Передаваемые знания должны быть системными

 Основные подходы к диагностике и лечению пациентов должны быть научно обоснованы и приняты во всем медучреждении.

Профессиональная солидарность и наставничество в медицинеНеобходимо определить требования к используемым источникам информации (по степени доказательности), принять во внимание существующие альтернативные точки зрения и выработать определенные общие принципы, которыми будут руководствоваться сотрудники ЛПУ.

Все это обеспечит преемственность работы всех специалистов, положительно повлияет на качество оказываемой медицинской помощи, позволит снизить число неблагоприятных исходов лечения.

Это, в свою очередь, приведет к формированию положительного имиджа и высокого рейтинга ЛПУ. Общность взглядов на лечебно-диагностический процесс позитивно влияет на моральный климат в коллективе, уменьшает количество конфликтов между врачами и снижает текучесть кадров.

Знания должны передаваться тогда, когда в них возникает потребность (например, в связи с конкретной клинической ситуацией).

  1. Процесс наставничества регулируется одним наставником

Как известно, "сколько людей - столько мнений".

Кроме того, невозможно (и вредно) сводить профессиональное общение молодого специалиста к консультациям с наставником, однако для целенаправленного формирования клинического мышления и подходов к диагностике и лечению целесообразно, чтобы процессом управлял один наставник. Это позволит избежать противоречий в интерпретации тех или иных сведений и, как следствие, ошибок и конфликтов.

  1. Наставник должен подавать личный пример

Понятно, что результаты, достигаемые наставником в его собственной работе, отношение к ошибкам, к повышению собственной квалификации, выстраивание отношений с коллегами и пациентами становятся объектом внимания молодого врача (и во многом им перенимаются).

Матрица адаптации сотрудников

Посмотрите готовую матрицу адаптации в рекомендации Системы Главный врач. Матрица носит общий характер и координирует действия всех участников процесса.

Наставничество в медицине

Раскрыть матрицу

Молодые специалисты могут испытывать трудности в выстраивании своей линии поведения по отношению к пациентам; не все умеют применить на практике теоретические знания по деонтологии и медицинской этике, полученные в вузе.

Кроме того, многие ситуации (например, связанные с получением информированного согласия на медицинское вмешательство или с оказанием платных медицинских услуг) в процессе обучения могли не разбираться предметно.

В этом случае поведение наставника может стать единственной моделью поведения, перенимаемой врачом.

  1. Должна быть возможность посоветоваться с наставником при необходимости

Выпускник вуза усвоил определенный объем теоретических знаний и практических навыков, однако для эффективного лечения нужен опыт. Именно поэтому на лечебных факультетах нет заочных отделений - только при общении с опытным врачом можно научиться видеть симптомы, складывать их в синдромы, правильно дифференцировать заболевания и успешно назначать лечение.

В то же время далеко не всегда врач может задать вопрос любому коллеге -хотя бы из опасения выглядеть недоучкой.

Вот почему важно, чтобы рядом с молодым врачом был человек, к которому можно обратиться за советом и который сможет предложить возможные варианты решения вопроса.

  1. Между наставником и молодым врачом должен быть установлен эмоциональный контакт

Поддержка более опытного и зрелого человека помогает в тяжелых, стрессовых, конфликтных ситуациях, позволяет работать более эффективно и формировать правильное отношение к проблемам. В самом начале работы важно, чтобы молодого сотрудника принял коллектив. В этот период наставник становится "защитником" своего подопечного и должен постараться ориентировать молодого специалиста на обучение и рабочий процесс, а не на конфликты и обиды.

Медицинская среда - одна из немногих, где наставничество гармонично вписывается в культуру профессии. Медицинские знания и умения всегда передавались "из уст в уста", и эта традиция сохраняется до сих пор. Однако нужно понимать, что наставничество требует времени, сил и желания поделиться знаниями, приобретенными собственным трудом.

Наставничество в медицине должно культивироваться и поощряться в медучреждении со стороны всех руководителей - от главного врача до старшей медицинской сестры отделения.

Наставничество в медицине: какая нужна документация

Рассмотрим на примере, как организовать наставничество и оценить результаты адаптации медсестры на рабочем месте. Чтобы документально разработать план наставничества, необходимо четко прописать программу стажировки новых сотрудников.

Для этого составьте перечень разделов в документе:

  1. организационные вопросы;
  2. соблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
  3. профилактика ВИЧ и гепатитов, действия в аварийной ситуации;
  4. обращение с медицинскими отходами;
  5. подготовка к работе;
  6. техника медицинских манипуляций;
  7. ведение медицинской документации;
  8. работа с медикаментами;
  9. санитарно-просветительская работа.

Пять образцов локальных документов по управлению персоналом 

Положение о наставничестве и другие документы в журнале «Здравоохранение»

В каждый раздел впишите перечень мероприятий, которые наставник должен провести, и документов, с которыми должен ознакомить нового сотрудника. В качестве основы можно взять должностную инструкцию медицинской сестры.

Учитывайте, что во время стажировки наставник вместе с работником определяет цели и задачи его профессионального роста, сильные и слабые стороны сотрудника, смотрит, какими навыками владеет сотрудник.

Мотивация наставников

Важную роль в мотивации наставников играют как материальные факторы (например, премирование или выплата стимулирующей надбавки), так и моральные.

К последним относятся публичное выражение благодарности, размещение фотографии на Доске почета, вручение грамоты, награждение ценными призами, проведение конкурса на звание "Лучший наставник" и т. д. 

Необходимо активно формировать престижность статуса наставника и поощрять опытных врачей, желающих передать свои знания.

Начинающие специалисты должны ценить возможность обучаться у своих коллег. Любые действия, демонстрирующие ценность общения молодого врача с наставником, в том числе - периодическая оценка профессионального уровня и соревновательные меры - будут способствовать максимальному использованию ресурса наставника.

Молодой специалист оказывается один на один с пациентом, не имея практических навыков самостоятельных решений.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту:)

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Главный врач»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Здравоохранение»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.