text

🎁 Журнал+чайник в ПОДАРОК! УСПЕТЬ ➤➤➤

Здравоохранение

Наставничество в медицине

  • 19 января 2018
  • 19551

Наставничество в медицине медсетрыНаставничество в медицине играет важную роль в остановке ухода молодых специалистов из профессии. Обсуждение организации эффективного процесса наставничества и тьюторства идет не первый год.

Как организовать наставничество и оценить результаты адаптации?

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы:  СОП Взятие венозной крови, Аптечка АнтиВИЧ, Аптечка при анафилактическом шоке

Комиссия Общественной палаты РФ по охране здоровья представила результаты социологического исследования по оценке престижа профессии врача, которое было проведено специалистами Высшей школы экономики.

Престижно ли быть врачом сегодня

Отмечено, что по оценке главных врачей и заведующих кафедрами медицинских вузов из профессии уходят 30-40% выпускников. 

Только 28% опрошенных студентов планируют сразу после окончания вуза начать работать в государственных лечебно-профилактических учреждениях, 11°% - в частных медицинских организациях.

Причины ухода врачей из профессии

Причинами ухода из профессии названы:

  • недостаток практических знаний и квалификации;
  • ограниченные возможности профессионального развития и самореализации в медицинском учреждении.
  • 30% врачей считают, что качество высшего медицинского образования не соответствует требованиям, предъявляемым к медицинским работникам.

Причины низкого уровня профподготовки врачей

Среди причин низкого уровня профессиональной подготовки названы:

Причины % ответов врачей
ограниченные возможности прохождения студентами клинической практики 34%
старевшие стандарты подготовки специалистов 20%
нехватка преподавателей 9%
недостаточный профессионализм преподавателей 9%
 не хватает образования и квалификации для выполнения текущей работы каждый 10 специалист

В результате: 

  • только 65% врачей сообщили, что самостоятельно следят за новой профессиональной литературой;
  • 58% прошли курсы повышения квалификации по своей специальности;
  • 14% - переподготовку по новой специальности;
  • 18% освоили новые практические навыки.

Не секрет, что основы отношения работника к своей профессии и повышению квалификации закладываются не только в период учебы в вузе, но и на первом этапе самостоятельной работы.

►Подробнее о наставничестве в медицине читайте здесь:

Особую роль в формировании клинического мышления врача, его стереотипа работы, характера взаимоотношений с пациентами и их родственниками играет наставник - более опытный коллега, курирующий молодого специалиста.

Наставничество в медицине

В большинстве случаев процесс наставничества остается вне внимания руководителей медицинского учреждения и основывается исключительно на личных отношениях и энтузиазме (или его отсутствии) у куратора и у начинающего врача.

Известно, что человек формирует собственное поведение, адаптируется в новом коллективе, принимает типичные приемы работы и общения, свойственные данному коллективу, в течение первых трех месяцев со дня поступления на новое место работы. 


Реальное положение дел

  1. Интернатура лишает самостоятельности

«Интерн отличается от ординатора тем, что пишет дневники в "чужих" историях болезни один год, а не два», - мнение, широко распространенное среди молодых врачей. При таком варианте "обучения" молодой специалист практически лишен возможности принимать самостоятельные решения при постановке диагноза и определении тактики ведения пациента.

  1. Молодой специалист оказывается один на один с пациентом, не имея практических навыков самостоятельных решений.

Другая крайность - он оказывается один на один со "своими" пациентами, "своими" палатами.

Есть точка зрения, что вариант "бросить в воду, пусть выплывает" значительно продуктивнее в плане обучения: молодой специалист начинает быстро формировать свой информационный багаж (перечитывать учебники и лекции, советоваться с коллегами, просматривать истории болезней с похожими диагнозами) и накапливать собственный опыт. "Каждый должен идти своим путем проб и ошибок - только так можно стать настоящим врачом!"

Однако непомерной платой за использование такого подхода становится зависимость здоровья пациента от добросовестности и усердия врача.

Фраза "у каждого врача есть свое кладбище" становится совсем не смешной.

Для того чтобы подход к лечебно-диагностическому процессу не был фрагментарным, необходимо, чтобы процессы анализа конкретных клинических случаев, назначений, интерпретации результатов исследований, освоения новых методов лечения (в том числе манипуляций и операций) проходили под наблюдением грамотного и опытного специалиста.

В то же время молодой врач не должен быть исполнителем чужих решений. 

►Дополнительно о наставничестве в медицине читайте здесь:

Тьюторство

Во многих экономически развитых странах получила развитие идея тьюторства. 

Тьютор - это не учитель, который сообщает знания и контролирует их усвоение учеником.

Важно! Тьютор, как и наставник, помогает сформировать индивидуальный план самостоятельного получения знаний и корректирует действия своего подопечного.

При этом обеспечивается определенный баланс между самостоятельностью начинающего специалиста и опекой со стороны наставника.


Зачем нужен наставник

Зачем нужен наставник, если все врачи и так участвуют во врачебных конференциях, а заведующий отделением периодически высказывает им свои замечания и проверяет медицинские карты?

Ответ прост: ничто не мешает возложить функции наставничества на заведующего отделением, равно как и на другого опытного врача. Только этот процесс - не "сам собой разумеющийся" он требует определенной организации со стороны администрации медицинской организации.

Квалификация медицинских кадров является определяющим фактором в обеспечении надлежащего качества медицинской помощи, которое влияет на получение (или неполучение) медучреждением оплаты за оказанные медицинские услуги, применение (или неприменение) штрафных санкций со стороны страховых компаний и т. п.

Организация эффективного процесса наставничества

Эффективность системы наставничества в медицине характеризуется следующим:

  1. Передаваемые знания должны быть системными

 Основные подходы к диагностике и лечению пациентов должны быть научно обоснованы и приняты во всем медучреждении.

Профессиональная солидарность и наставничество в медицинеНеобходимо определить требования к используемым источникам информации (по степени доказательности), принять во внимание существующие альтернативные точки зрения и выработать определенные общие принципы, которыми будут руководствоваться сотрудники ЛПУ.

Все это обеспечит преемственность работы всех специалистов, положительно повлияет на качество оказываемой медицинской помощи, позволит снизить число неблагоприятных исходов лечения.

Это, в свою очередь, приведет к формированию положительного имиджа и высокого рейтинга ЛПУ. Общность взглядов на лечебно-диагностический процесс позитивно влияет на моральный климат в коллективе, уменьшает количество конфликтов между врачами и снижает текучесть кадров.

Знания должны передаваться тогда, когда в них возникает потребность (например, в связи с конкретной клинической ситуацией).

  1. Процесс наставничества регулируется одним наставником

Как известно, "сколько людей - столько мнений".

Кроме того, невозможно (и вредно) сводить профессиональное общение молодого специалиста к консультациям с наставником, однако для целенаправленного формирования клинического мышления и подходов к диагностике и лечению целесообразно, чтобы процессом управлял один наставник. Это позволит избежать противоречий в интерпретации тех или иных сведений и, как следствие, ошибок и конфликтов.

  1. Наставник должен подавать личный пример

Понятно, что результаты, достигаемые наставником в его собственной работе, отношение к ошибкам, к повышению собственной квалификации, выстраивание отношений с коллегами и пациентами становятся объектом внимания молодого врача (и во многом им перенимаются).

Молодые специалисты могут испытывать трудности в выстраивании своей линии поведения по отношению к пациентам; не все умеют применить на практике теоретические знания по деонтологии и медицинской этике, полученные в вузе.

Кроме того, многие ситуации (например, связанные с получением информированного согласия на медицинское вмешательство или с оказанием платных медицинских услуг) в процессе обучения могли не разбираться предметно.

В этом случае поведение наставника может стать единственной моделью поведения, перенимаемой врачом.

  1. Должна быть возможность посоветоваться с наставником при необходимости

Выпускник вуза усвоил определенный объем теоретических знаний и практических навыков, однако для эффективного лечения нужен опыт. Именно поэтому на лечебных факультетах нет заочных отделений - только при общении с опытным врачом можно научиться видеть симптомы, складывать их в синдромы, правильно дифференцировать заболевания и успешно назначать лечение.

В то же время далеко не всегда врач может задать вопрос любому коллеге -хотя бы из опасения выглядеть недоучкой.

Вот почему важно, чтобы рядом с молодым врачом был человек, к которому можно обратиться за советом и который сможет предложить возможные варианты решения вопроса.

  1. Между наставником и молодым врачом должен быть установлен эмоциональный контакт

Поддержка более опытного и зрелого человека помогает в тяжелых, стрессовых, конфликтных ситуациях, позволяет работать более эффективно и формировать правильное отношение к проблемам. В самом начале работы важно, чтобы молодого сотрудника принял коллектив. В этот период наставник становится "защитником" своего подопечного и должен постараться ориентировать молодого специалиста на обучение и рабочий процесс, а не на конфликты и обиды.

Медицинская среда - одна из немногих, где наставничество гармонично вписывается в культуру профессии. Медицинские знания и умения всегда передавались "из уст в уста", и эта традиция сохраняется до сих пор. Однако нужно понимать, что наставничество требует времени, сил и желания поделиться знаниями, приобретенными собственным трудом.

Важно! Наставничество в медицине должно культивироваться и поощряться в медучреждении со стороны всех руководителей - от главного врача до старшей медицинской сестры отделения.

Наставничество в медицине: какая нужна документация

Рассмотрим на примере, как организовать наставничество и оценить результаты адаптации медсестры на рабочем месте. Чтобы документально разработать план наставничества, необходимо четко прописать программу стажировки новых сотрудников.

Для этого составьте перечень разделов в документе:

  1. организационные вопросы;
  2. соблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
  3. профилактика ВИЧ и гепатитов, действия в аварийной ситуации;
  4. обращение с медицинскими отходами;
  5. подготовка к работе;
  6. техника медицинских манипуляций;
  7. ведение медицинской документации;
  8. работа с медикаментами;
  9. санитарно-просветительская работа.

В каждый раздел впишите перечень мероприятий, которые наставник должен провести, и документов, с которыми должен ознакомить нового сотрудника. В качестве основы можно взять должностную инструкцию медицинской сестры.

Учитывайте, что во время стажировки наставник вместе с работником определяет цели и задачи его профессионального роста, сильные и слабые стороны сотрудника, смотрит, какими навыками владеет сотрудник.

Наставничество: пример план стажировки в отчете медсестры

Наставничество: пример план стажировки в отчете медсестры
посмотреть/скачать>>

Шаблон: Лист оценки психологической адаптации нового сотрудника по итогам программы наставничества 

Мотивация наставников

Важную роль в мотивации наставников играют как материальные факторы (например, премирование или выплата стимулирующей надбавки), так и моральные.

К последним относятся публичное выражение благодарности, размещение фотографии на Доске почета, вручение грамоты, награждение ценными призами, проведение конкурса на звание "Лучший наставник" и т. д. 

Необходимо активно формировать престижность статуса наставника и поощрять опытных врачей, желающих передать свои знания.

Начинающие специалисты должны ценить возможность обучаться у своих коллег. Любые действия, демонстрирующие ценность общения молодого врача с наставником, в том числе - периодическая оценка профессионального уровня и соревновательные меры - будут способствовать максимальному использованию ресурса наставника.

Молодой специалист оказывается один на один с пациентом, не имея практических навыков самостоятельных решений.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Гость, вам предоставлен VIP-доступ к журналу «Главная медицинская сестра»:
возможность скачивать шаблоны • доступ к видеотренингамкниги  для главных медсестер
Активировать доступ  
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.