Контроль размещения государственных и муниципальных заказов

2630

Контроль размещения государственных и муниципальных закупок — весьма важный элемент системы размещения заказов, а также составляющее звено государственного и муниципального финансового контроля, который осуществляется в рамках бюджетного права. Размещение закупок связано с расходованием бюджетных средств, а также средств бюджетных учреждений, выделенных им на осуществление своей деятельности. Эти субсидии не являются напрямую средствами соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, но подпадают под действие норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о размещении заказов), так как это доходы, полученные при использовании государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 2 Закона о размещении заказов законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Указанные нормативные акты регулируют порядок проведения соответствующего контроля, в том числе по отношению к государственным и муниципальным закупкам. Безусловно, перечень этот не исчерпывающий.Финансовый контроль >>

То, что законодательство о размещении заказов основывается в том числе и на БК РФ, вполне логично: ведь размещается государственный и муниципальный заказ на деньги бюджетов разных уровней власти. В связи с этим обстоятельством важным вопросом для государственного и муниципального контроля остается предупреждение и предотвращение коррупции. В кодексе подобным вопросам посвящен раздел IX — Государственный и муниципальный финансовый контроль.

Финансовый контроль — это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Ключевыми следует считать словосочетания "проверка своевременности и точности финансового планирования" и "правильности и эффективности использования денежных средств". Правильность и эффективность использования денежных средств частично обеспечивается нормами действующего Закона о размещении заказов. Частично, потому что закон регулирует только процедуру размещения заказа и не касается вопросов исполнения контрактов и иных гражданско-правовых договоров, а также вопросов анализа по исполненным обязательствам контрагентов. А вот блок финансового планирования законодательством о размещении заказов практически не урегулирован.

Эти обстоятельства стали предпосылкой для реформы в сфере государственных и муниципальных закупок, которую проводят два уполномоченных федеральных ведомства. Мы уже знаем, что между ними развернулась борьба мнений. О предлагаемых изменениях этими ведомствами в части контроля за размещением заказов будет сказано ниже. А пока охарактеризуем виды государственного и муниципального финансового контроля и органы, его осуществляющие. В зависимости от времени проведения проверки с точки зрения бюджетного процесса выделяют три вида такого контроля.

1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии планирования и утверждения соответствующих расходов и финансово-плановых документов. Его осуществляют:
— законодательные (представительные) органы власти при рассмотрении и утверждении соответствующих бюджетов;
— Счетная палата РФ при определении целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, оценке обоснованности расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных образований.
Данная стадия финансового контроля наиболее важна, т. к. от качества проработки планов расходных обязательств зависит успех исполнения бюджета и отчасти эффективность использования бюджетных средств.
Грядущие изменения законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок предполагают внедрение большого блока норм, регулирующих предварительную стадию размещения заказа — составление текущих и перспективных планов закупки, обоснование необходимости и целесообразности таких закупок, установление обоснованных начальных цен. Это лишний раз подтверждает важность и необходимость данной стадии. Поэтому контролирующему органу следует в первую очередь уделить внимание именно ей.

2. Текущий финансовый контроль проводится постоянно при совершении финансовых операций. Его осуществляют:
— законодательные (представительные) органы власти в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
— Счетная палата РФ при осуществлении контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
— Федеральное казначейство РФ при ведении операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных образований.

3. Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций и осуществляют его:
— законодательные (представительные) органы власти в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов;
— Счетная палата РФ при подготовке заключений в обе палаты Федерального собрания РФ по исполнению бюджета;
— Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая в том числе осуществляет полномочия по контролю за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
— органы финансового контроля субъекта РФ и муниципальных образований.

К органам финансового контроля относятся Контрольное управление Президента РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Департамент экономической безопасности МВД России и иные органы, в том числе правоохранительные. При плановых проверках и текущем финансовом контроле подведомственной сети учреждений и предприятий особую роль играют главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета.

Контроль размещения государственных и муниципальных заказов

Контроль за размещением заказов >>

Контроль за размещением заказов несколько отличается от финансового контроля. Основным предметом контроля являются процедурные вопросы и соблюдение законодательства о размещении заказов. В качестве базового нормативного документа, который устанавливает порядок такого контроля, выступает Закон о размещении заказов. В соответствии со ст. 17 Закона контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов и иных нормативных актов осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

Контроль размещения государственных и муниципальных заказов

Очень важным остается вопрос компетенции соответствующих контрольных органов. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти следит за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов:
— уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта;
— организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта;
— федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов;
— операторами электронных площадок;
— до заключения контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, аукционной комиссией.

Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг проводятся в следующем порядке:
 — для федеральных нужд, а также нужд федеральных бюджетных учреждений — уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти;
— нужд субъектов РФ, а также нужд бюджетных учреждений субъектов РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ;
— муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений — органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Порядок проведения плановых проверок установлен приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 "Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков". В отношении одного заказчика, уполномоченного органа, действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в шесть месяцев.

Внеплановые проверки согласно ст. 17 Закона о размещении заказов осуществляются уполномоченными на проведение таких проверок органами в отношении соответствующего уровня заказчиков. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной торговой площадки. При этом рассматривается такая жалоба в порядке, установленном гл. 8 Закона о размещении заказов. В этом случае по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок, а также рассмотрения жалоб участников размещения заказа уполномоченные контролирующие органы при выявлении нарушения законодательства и иных нормативных актов РФ вправе:
— выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов;
— обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

В соответствии с ч. 12 и 13 ст. 17 Закона о размещении заказов при выявлении в ходе плановых и внеплановых проверок признаков административного правонарушения или состава уголовного преступления уполномоченные органы обязаны передать имеющуюся информацию в компетентные органы для решения вопроса о возбуждении соответствующих дел.

Защита прав участников размещения заказа >>

С принятием Закона о размещении заказов появился уникальный для нашей страны механизм административного досудебного рассмотрения споров в сфере государственных и муниципальных закупок. Процедура позволяет участнику размещения заказа подать жалобу, если он считает, что его права и законные интересы нарушены. Рассмотрение такой жалобы с принятием решения и выдачей предписания, если это будет необходимо, занимает 5 дней. До внедрения процедуры единственным выходом был суд, и к окончанию судебного разбирательства контракты зачастую были уже выполнены, то есть восстановить права конкретного участника не представлялось возможным.

Контроль размещения государственных и муниципальных заказов Перспективы развития законодательства >>

Контроль системы государственных и муниципальных закупок

Как мы отмечали в прежних публикациях, необходима целостная система размещения заказов от планирования до проведения анализа исполненных контрактов. Очевидность такой потребности вытекает в том числе из норм БК РФ о финансовом контроле, о бюджетном процессе, а также из сформировавшейся практики государственных и муниципальных закупок.

Данные обстоятельства подтолкнули к созданию концепции и утверждению плана формирования контрактной системы. Под этим планом подписались два федеральных ведомства, уполномоченных в данной сфере, — ФАС России и Минэкономразвития России. Основной целью новой системы является построение целостной структуры государственных и муниципальных закупок — планирование и обоснование установления начальной (максимальной) цены закупок, размещение заказа, порядок исполнения контрактов, анализ результатов, а также устранение неточностей и пробелов в действующем законодательстве. Общая форма и основные принципы формирования новой системы нареканий не вызывают, но относительно содержания два ведомства разошлись во мнениях.

Минэкономразвития России и ФАС России представили альтернативные концепции развития законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Напомним, что Минэкономразвития настаивает на принятии нового закона "О федеральной контрактной системе" (далее — Закон о ФКС) и расширении перечня возможных закупочных процедур. ФАС опубликовала свой вариант законопроекта о ФКС. Законопроект сохранит преемственность принятых в развитие Закона о размещении заказов более 30 подзаконных актов правительства РФ. По мнению разработчиков, важным преимуществом этого подхода является сохранение судебной практики, сформированной за последние годы, а также отсутствие необходимости переобучения более 1 миллиона специалистов в сфере госзаказа. Доводов в пользу сохранения действующего законодательства у ФАС множество, мы рассматривали их подробно в предыдущих публикациях.

Сопровождение и исполнение контракта

Уполномоченные ведомства уделили этому вопросу много внимания. Часто сбои и злоупотребления со стороны участников размещения заказа происходят на стадии исполнения обязательств по контрактам. Как правило, это связано с плохой регламентацией положений об исполнении контракта заказчиком на этапе формирования документации. В связи с этим оба ведомства подробно прописали порядок приемки результатов выполненного по контрактам, порядок формирования комиссий, привлечения специалистов (экспертов) и многое другое.

Полезным нововведением можно считать расширение прав заказчиков по расторжению контракта. ФАС предлагает быструю административную процедуру. Расторжение контракта посредством такой процедуры становится возможным при существенном нарушении обязательств как заказчиком, так и поставщиком. Обе стороны вправе обратиться в специальную комиссию, которая в 10-дневный срок примет решение о подтверждении либо неподтверждении существенного нарушения контракта. Для заказчика это возможность замены недобросовестного поставщика, а для поставщика — защита его прав от недобросовестного заказчика.

Минэкономразвития считает, что контракт может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и контрактом, на основании мотивированного представления контрактной службы заказчика и в строго определенных случаях. По мнению ведомства, заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае, если в ходе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным в документации об осуществлении закупок требованиям к участникам процедур закупок либо представил недостоверные сведения о дополнительных требованиях к участникам процедур закупок, которые позволили ему стать победителем соответствующей процедуры закупки. Поставщиком же контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, если это было предусмотрено документацией об осуществлении закупок и контрактом, в случае неоднократного нарушения заказчиком сроков оплаты товаров, работ, услуг.

Нынешний год должен принести перемены в системе государственного заказа. Они коснутся и процедур государственного и муниципального контроля. Однако предложения по совершенствованию различных положений законодательства о размещении заказов профильными ведомствами требуют доработки, поскольку подходы к одним и тем же вопросам разнятся и порой вызывают неоднозначную реакцию.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль