Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

33887

Прокуратура города N провела проверку соблюдения законодательства об охране здоровья граждан, по результатам которой был выявлен факт служебного подлога, совершенного врачом городской больницы. Участковый терапевт муниципальной больницы Стеклова М.Д. с целью увеличения показателей по посещаемости пациентов внесла в амбулаторные карты умерших заведомо ложные сведения об оказании им медицинских услуг. На основании подложных документов страховая организация произвела оплату за "оказанную" медицинскую помощь.

Материалы прокурорской проверки были направлены для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Новая судебная практика: соблюдение трудового законодательства в отношении медработников, смотреть здесь >>

По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

В настоящее время по делу проводится предварительное следствие. Кроме того, прокурором района в адрес главного врача больницы внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено четыре должностных лица. 

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Проблема  Нераспространение на прокурорские проверки норм, защищающих права работодателей при других контрольных мероприятиях 
Чем грозит Расширение объема проверочных мероприятий по инициативе проверяющего из прокуратуры; отсутствие возможности ознакомиться с материалами проверки после ее окончания
Как избежать  Соблюдать рекомендации, данные в настоящей статье

Полномочия по осуществлению проверочных мероприятий законам издаваемых ими правовых органами прокуратуры в сфере исполнения трудового законодательства вытекают из ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 - "О прокуратуре Российской Федерации" (далее — Закон о прокуратуре).

Этой статьей установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях и контролирует соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

И хотя в п. 2 указанной статьи надзорная деятельность в отношении исполнения законодательства о труде непосредственно не названа, данный вид надзора на протяжении последних десяти лет является одним из приоритетных направлений в работе органов отечественной прокуратуры.

Поводов для проверки той или иной организации может быть несколько.

Читайте также в журнале «Правовые вопросы в здравоохранении»

Поводы к прокурорской проверке

Задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору района (города) или специализированному прокурору (например, природоохранному, транспортному) предписано осуществить комплексную проверку исполнения трудового законодательства на определенной территории или же на конкретных предприятиях (объектах).
Проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц). При этом планы работ районных прокуратур являются служебными документами, в связи с этим работодатели заранее не уведомляются о запланированных в их отношении проверочных мероприятиях. 
Указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка).
Материалы средств массовой информации. Публикации в журналах, газетах, сообщения, переданные по каналам телерадиовещания, материалы интернет-сайтов также являются основанием для внеплановых проверок, но в данном случае инициировать их, помимо руководителя прокуратуры, имеет право работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора.
Обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в данной сфере. При этом ст. 10 Закона о прокуратуре обязывает прокуратуру рассматривать не только заявления самих работников, чьи права могли быть нарушены, но и обращения уполномоченного по правам человека, депутатов представительных органов, партий, иных общественных организаций.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Выездная проверка 

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Подготовка

Поскольку проверка исполнения трудового законодательства со стороны прокуратуры представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале работники прокуратуры, как правило, уведомляют руководство организации по телефону заранее (минимум за один день).

Дата начала проверочных мероприятий согласуется между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего — обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Согласование начала проверочных мероприятий в отечественном законодательстве не регламентировано. Поэтому просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки.

Может сложиться так, что руководитель организации не владеет оперативной обстановкой, связанной с качеством исполнения требований Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов подчиненными ему сотрудниками или же, возможно, сомневается в наличии и правильном составлении необходимых документов.

В этом случае целесообразно в ходе телефонного разговора с работником прокуратуры детально выяснить, какая документация будет затребована, каким работникам нужно находиться на месте и быть готовыми дать пояснения, какие еще вопросы могут заинтересовать прокурорских работников в ходе проверки.

Чтобы оперативно устранить нарушения (если они вдруг были допущены), необходимо договориться с проверяющим сотрудником прокуратуры о более позднем сроке его приезда (корректно мотивировать небольшую отсрочку объективными обстоятельствами, которые могут помешать комплексно и оперативно осуществить намеченную прокурорскую проверку) и исправить ситуацию.

Порядок выездной проверки

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. За недопуск сотрудника прокуратуры на территорию организации вряд ли привлекут к ответственности.

Однако от проверки все равно не уйти, и, надо полагать, она будет более чем пристрастной. Организуя процесс контроля, следует позаботиться, чтобы он прошел на бесконфликтной основе.

В противном случае учреждение рискует получить значительное число актов прокурорского реагирования.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Несмотря на то что в законодательстве процедура проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с тем закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 Закона: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций.

Это означает, что прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить.

На данном этапе истребуются приказы о назначении на должность руководителя кадрового подразделения, подчиненных ему специалистов, изучаются их трудовые договоры и должностные инструкции. Это необходимо для определения непосредственной компетенции сотрудников организации в интересующих надзорный орган вопросах, а в дальнейшем — для установления степени их ответственности за выявленные нарушения, а также составления актов прокурорского реагирования.

Могут быть запрошены и изучены и учредительные документы юридического лица.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Работа организации может быть проверена и по другим направлениям. Струдников прокуратуры могут заинтересовать иные обстоятельства, выявленные в ходе текущей проверки и требующие юридической квалификации.

Указанием Генпрокуратуры России от 14.11.2008 № 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством РФ мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики" прокурорам предложено:

  • усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы
  • по каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности;
  • при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации;
  • в отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.

Данным указанием прокурорам также предписано взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, где в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках исполнения работодателями законодательства о труде требуется анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.

Привлечение специалистов

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах).

В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников государственной инспекции труда (ГИТ), а также органов, компетентных в определенных аспектах, относящихся к трудовым отношениям.

Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственный экологический контроль, государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств, органы государственного энергетического надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов.

В связи с этим необходимо помнить, что отечественная прокуратура осуществляет всеобщий надзор за исполнением законности и может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы и применяя широкий спектр средств и методов. И если должностные лица ГИТ по итогам проверки в подавляющем большинстве случаев возбуждают производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), то органы прокуратуры не ограничиваются только этой статьей.

Круг вопросов и ответственность

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер, близких по своему общественному значению к реализации прав граждан на безопасные условия труда. Полномочия органов прокуратуры в данном случае шире, чем представителей ГИТ.

В статье 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите прав юридических лиц) закреплено, что руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Однако нужно иметь в виду, что указанные положения не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1 Закона о защите прав юридических лиц).

По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц.

Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующих при данной проверке, предоставляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме.

Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки, так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по инициативе прокурорского работника, поскольку он является главным действующим лицом в данной ситуации и несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания.

Проверка после проверки

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательстваПрокурорские проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При наличии оснований для проверки сотрудники прокуратуры вправе провести ее, несмотря на то, что ранее (пусть даже неделю или две назад) с подобной проверкой уже приходили инспекторы ГИТ.

Кроме того, на практике бывает так, что работники прокуратуры требуют от инспекции труда предоставить материалы проверки той или иной организации. Не исключено, что изучение такой документации покажет: проверка ГИТ проведена поверхностно, необходимые факты не нашли должного юридического оформления, а виновные лица не были привлечены к административной ответственности.

В результате повторных проверочных мероприятий прокуратура может принять меры как в отношении организации, так и самой инспекции труда.

Пример, когда прокуратура оперативно реагирует на информацию, поступившую от ГИТ, является наиболее правильным вариантом действий прокурорских работников в случае, если цели и тематика проверок органов прокуратуры и ГИТ совпадают.

Однако если круг вопросов, возникших у надзорного ведомства, шире, а также имеются иные факты, нуждающиеся в уточнении, то работники прокуратуры вправе самостоятельно осуществить все необходимые проверочные мероприятия.

Этапы проверки

Продолжая разговор о процедуре проводимой органами прокуратуры выездной проверки, условно разделим ее на два этапа.

  1. Этап
Как уже отмечалось, он включает в себя знакомство прокурорских работников с руководящими лицами организации (в случае если проверка проводится впервые) и изучение документации, интересующей проверяющих лиц. На этом этапе они могут попросить копии каких-либо материалов или же составить определенные справки.
Если подготовка займет определенное время, необходимо заранее обговорить срок и порядок предоставления таких сведений непосредственно в прокуратуру. В настоящее время доступ прокурорских работников в Интернет с рабочих компьютеров ограничен (пересылка сведений между прокуратурами внутри субъекта РФ осуществляется с использованием сетей, закрытых для иных пользователей), поэтому указанная информация необходима прокурорским работникам на бумажном носителе. Место для общения с работниками прокуратуры целесообразно определить заранее. Это может быть кабинет директора, начальника отдела кадров, отдельное помещение рядом с приемной, конференц-зал и т. д.
  1. Этап
Включает в себя осмотр предприятия. Показывать производственные помещения необходимо, если представитель прокуратуры заявит об этом. В таком случае потребуются лица, отвечающие за цеха, мастерские, склады и другие помещения, которые могут разъяснить возникшие у прокурорского работника вопросы, показать журналы и иную документацию, хранящуюся на местах.

Невыездная (документарная) проверка

Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно. В запросе прокуратуры устанавливается разумный срок его исполнения; обычно в конце запроса имеется фамилия подготовившего его должностного лица (в дальнейшем именно оно и будет вас проверять) и его служебный телефон.

В случае если у вас возникли какие-либо вопросы по исполнению требований прокуратуры, отраженных в запросе, целесообразно их разрешить, связавшись с этим сотрудником.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

При поступлении запроса из прокуратуры необходимо полно и точно исполнить содержащиеся в нем требования, а именно подготовить и направить с сопроводительным письмом те документы, которые запрашиваются. Предоставление лишней документации или сведений не требуется и может явиться нежелательным поводом для возникновения дополнительных вопросов к вашей организации.

Неисполнение требований прокуратуры, содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) может явиться поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

В числе санкций данная статья предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц — от 300 до 500 руб., на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Кроме того, о начале проверки в отношении конкретной организации может свидетельствовать повестка о явке в прокуратуру для дачи объяснения или же вызов кого-либо из сотрудников по телефону.

В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель прокурора могут потребовать письмен- ные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям трудового законодательства.

У работников организации, имеющих непродолжительный стаж работы и впервые сталкивающихся с подобной ситуацией, процедура опроса вызывает, как правило, негативные ассоциации и опасения. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью. Она необходима для полноты собираемого проверочного материала и по большому счету не обязательна для работодателя, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Проверка по жалобе

Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним. Как правило, если на организацию подали жалобу в органы прокуратуры, об этом станет известно через непродолжительный промежуток времени (в организацию поступит запрос документов или последует вызов в прокуратуру).

Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем. Если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.

Если устранить все нарушения до принятия прокуратурой мер прокурорского реагирования, можно попробовать убедить заявителя на этом основании повторно обратиться в прокуратуру с просьбой не рассматривать по существу ранее поданное заявление. В случае поступления прокурору подобного (повторного) обращения всегда принимается решение о снятии с разрешения и контроля первоначальной жалобы.

В тех случаях, когда работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновывать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.

Оформление результатов

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Завершение проверки исполнения трудового законодательства (как документарной, так и выездной) заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в том случае, если выявлены нарушения нормативных правовых актов.

Имейте в виду, что момент окончания проверочных мероприятий для работодателя и для проверяющего его работника прокуратуры может и не совпадать. Из содержания Закона о прокуратуре следует, что органы прокуратуры должны принять меры к восстановлению нарушенных интересов граждан и привлечению виновных лиц к ответственности. Вместе с тем в подавляющем большинстве случаев для органов прокуратуры окончание проверки обусловлено направлением ответа заявителю, подготовкой докладной записки на имя вышестоящего прокурора с указанием результатов проверки, а также направлением для рассмотрения по существу актов прокурорского реагирования.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Не имея возможности ознакомиться с материалами проведенной в отношении него проверки, работодатель, к сожалению, вынужден только пассивно ожидать представления или протеста прокурора по почте, а также вызова в прокуратуру для вынесения предостережения о недопустимости нарушения закона. А вот уже имея на руках эти бумаги, учреждение может считать основную фазу прокурорских проверочных мероприятий завершенной.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства

Акты прокурорского реагирования

Закон о прокуратуре не содержит понятий "меры прокурорского реагирования", "акты прокурорского реагирования". В нем определены документы, составляемые компетентными должностными лицами органов прокуратуры и служащие мерами реагирования на нарушения действующего законодательства. К таким документам относятся:

  1. протест прокурора (ст. 23);
  2. представление прокурора (ст. 24);
  3. постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25).

Это специфические акты, являющиеся формой реагирования, — они выносятся только прокурорами и их заместителями в порядке реализации их полномочий и обязательны для исполнения теми органами и их должностными лицами, которым они предписаны.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В случае если по результатам проверки исполнения трудового законодательства единственным способом реагирования на выявленные нарушения является обращение прокурора в суд с заявлением (например, о взыскании с работодателя невыплаченных командировочных расходов), то данный иск будет являться актом и мерой прокурорского реагирования.

Протест прокурора

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должност- ному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

То есть Закон о прокуратуре допускает два варианта действий:

  1. принести протест на правовой акт в орган или должностному лицу, его издавшему;
  2. обратиться в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. В исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Данный документ должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. Обязательными реквизитами протеста прокурора являются:

  • название органа, в который он приносится;
  • точное наименование акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону.

В содержательной части протеста отражаются следующие позиции:

  • в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие;
  • точное наименование закона, с которым данный акт вступил в противоречие (несоответствие);
  • предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить, в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести);
  • требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

Ответом на протест является приказ или распоряжение об отмене или внесении изменений в правовой акт, который был опротестован. В случае несогласия с требованиями, изложенными в протесте прокуратуры, работодатель должен в указанный срок дать мотивированный ответ.

Прокурорская проверка исполнения трудового законодательства 

Представление прокурора

Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В представлении отражаются:

  • орган и должностное лицо, которому оно адресовано;
  • источники информации об имевших место нарушениях закона.

Данный акт или мера прокурорского реагирования носит во многом комплексный и аналитический характер, в нем дается описание и характеристика выявленных нарушений закона и их негативных последствий.

В представлении также разъясняются нормы правовых актов, анализируются причины и условия, способствующие нарушению законности в той или иной сфере, определяются требования прокурора об их устранении и указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представления.

Вместе с тем рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не вторгаться в сферу хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона, экономического, организационно-управленческого, технического характера должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, но при условии, что в их действиях отсутствуют признаки преступления или административного проступка.

Представление подлежит рассмотрению непосредственно после его получения.

Кроме того, в ч. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме.

Ответ на представление подписывается должностным лицом, которому оно адресовано. В ответе должна быть отражена деятельность, связанная с устранением отмеченных в представлении нарушений и принятием профилактических мер, направленных на их недопущение.

Срок исполнения, указанный в протесте или представлении, начинает исчисляться со дня получения этих документов. Буквальное исполнение всех требований, содержащихся в представлении прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства, и направление ответа строго в указанный срок (равно как и удовлетворение протеста) является фактическим окончанием прокурорской проверки работодателя.

Ответственность работодателя

Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий. То есть в случае умышленного игнорирования изложенных в представлении и в протесте требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.

В качестве санкции в этом случае предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.

На практике распространено возбуждение производства об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, по фактам непредставления ответов на протесты и представления прокурора в указанные в этих документах сроки.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Из смысла положений статьи вытекает, что прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении любого юридического и физического лица. Стоит обратить внимание на то, что в полномочия прокурора не входит признание лица виновным и наложение на него административного штрафа.

Возбудив дело об административном правонарушении, должностные лица прокуратуры выносят постановление и направляют этот документ и все необходимые материалы в орган, уполномоченный в соответствии с КоАП РФ рассматривать данную категорию дел.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы совершившие его лица были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом (п. 2 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Согласно ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, — руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурор при проведении надзорной проверки может объявить предостережение лишь при наличии веских задокументированных оснований, связанных с тем, что в будущем, возможно, лицо совершит правонарушение.

Постановление Верховного Суда РФ от 27.09.2005 № 45-ад05-2 определяет особенности его применения и указывает, что предостережение прокурора, изданное в силу полномочий, установленных Законом о прокуратуре, должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого прокурор предупреждает.

Такое предостережение никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет, то есть ни к чему не обязывает и не вызывает наступление какой-либо ответственности. Если лицо, которому было объявлено данное предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с нарушением законности, а не с предостережением.

Вопрос о том, чтобы учитывать предостережение как отягчающее обстоятельство при повторных нарушениях, в действующем законодательстве не рассматривается.

На практике органы прокуратуры объявляют должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона в случаях, когда принять иные меры прокурорского реагирования невозможно.

Заключение

При посещении медицинской организации работники прокуратуры не имеют точной информации о расстановке кадрового состава, квалификации работников, компетентности в плане знаний трудового законодательства. Поэтому главные врачи имеют возможность завладеть инициативой путем убеждения проверяющих, что требования закона неукоснительно соблюдаются, и доказать это на деле, предоставив всю требуемую документацию, оформленную надлежащим образом.

Отсутствие по результатам проверки актов прокурорского реагирования или объявление только предостережений о недопустимости нарушения законности будет свидетельствовать о высоком уровне правовой подготовки специалистов учреждения и гарантировать, что следующая прокурорская проверка будет нескоро (конечно, при отсутствии письменных жалоб и несчастных случаев).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль