Увеличение административных штрафов за нарушение лицензионных требований и условий

11040

В статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с июля 2005 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от № от 22.01.2007 № 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” (далее – Постановление № 30), была введена третья часть, предусматривающая административную ответственность за грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии). В примечании к данной статье есть ссылка на то, что понятие “грубое нарушение” устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (получите тестовый доступ и узнайте подробности в электронной системе "Экономика ЛПУ"). На момент вступления в силу данной правовой нормы действующее в то время постановление Правительства РФ от 04.07.2002 № 499 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности” не содержало подобного понятия, поэтому нормы административной ответственности за грубые нарушения лицензионных требований и условий были декларативными и не применимыми к медицинской деятельности.

Понятие “грубое нарушение” появилось только в 2007 г., когда было утверждено новое Постановление № 30, в котором уже содержалось данное понятие, а также приводился перечень требований и условий, невыполнение которых лицензиатом подпадает под понятие грубых нарушений.Цитируем документ
5. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям;
б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности, – соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
в) наличие у индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии (лицензиата) высшего (среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи) профессионального (медицинского) образования, послевузовского или дополнительного профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет;
г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг);
д) повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги) не реже одного раза в 5 лет;
е) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ж) соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности;
з) обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам);
и) соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке;
к) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
л) ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации.
Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 “Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности”, ред. от 24.09.2010

На момент выхода Постановления № 30 нормы административной ответственности за указанное административное правонарушение предусматривали санкции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере 10–15 тыс. руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

В то же время, если имела место связь медицинской деятельности с извлечением прибыли (бюджетное медицинское учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения оказывало платную медицинскую услугу, либо медицинская услуга оказывалась учреждением частной системы здравоохранения в рамках возмездных отношений), то административное наказание при констатации грубого нарушения лицензионных требований и условий было значительно строже: штраф в размере 40–50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Но такое соотношение действовало сравнительно недолго. На основании Федерального закона от 08.11.2010 № 293-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования”, проект которого предусматривал среди прочего повышение ответственности лицензиатов за соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, административные санкции к нарушителям были ужесточены: в соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ размер административного штрафа для юридических лиц стал составлять 100–150 тыс. руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), при этом величина административного штрафа по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осталась неизменной.

Таким образом, последствия государственного регулирования образовательной деятельности автоматически распространились и на медицинскую деятельность, т. к. КоАП РФ не образует отдельных составов правонарушений по видам деятельности.

Если сумма административного штрафа в пределах 10–15 тыс. руб. не являлась ощутимым ударом по бюджету для государственного или муниципального учреждения здравоохранения, то ее десятикратное увеличение стало уже значимым по последствиям как незапланированная затрата в расходной части бюджетных смет.

Ниже приводится пример применения судом ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.Пример
В мае 2011 г. пациентка М. 33 лет поступила в МУЗ “Т-ская центральная районная больница” на роды. После родов, еще находясь в стационаре, М. начала предъявлять жалобы на боли в животе. Мнения врачей по поводу диагноза разделились, консилиум собран не был, пациентка не была обследована должным образом, в результате чего дифференциальная диагностика проведена неверно, лечение начато не вовремя. Позднее пациентке М. был поставлен диагноз: аппендицит. Но из-за несвоевременной постановки диагноза у пациентки развился перитонит как осложнение аппендицита.
Пациентка М. обратилась с жалобой в Министерство здравоохранения области. Проверка, проведенная на основании распоряжения министра здравоохранения области в МУЗ “Т-ская центральная районная больница”, выявила нарушения в ведении медицинской документации: исправления, неразборчивые записи, отсутствие анамнестических данных в истории болезни и т. д., что недопустимо, поскольку история болезни и амбулаторная карта пациента являются юридическими документами. Представители Министерства здравоохранения области составили протокол об административном правонарушении в отношении больницы и направили материал в Т-ский районный суд.
 Cуд признал МУЗ “Т-ская центральная районная больница” виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (осуществление деятельности с грубым нарушением требований или условий лицензии). Учреждению назначено наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
р. п. Т.                                    24 октября 2011 г.

Судья Т-ского районного суда П. c участием представителя юридического лица МУЗ “Т-ская центральная районная больница” С., потерпевшей М., при секретаре судебного заседания Л., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 5-16/2011 в отношении юридического лица: муниципального учреждения здравоохранения ”Т-ская центральная районная больница” о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

МУЗ “Т-ская центральная районная больница” при осуществлении деятельности грубо нарушило требования и условия специального разрешения (лицензии) при следующих обстоятельствах.
В мае 2011 г. пациентке М. не проведено хирургическое лечение основного заболевания, что привело в последующем к развитию перитонита. М. не проведено полное обследование с применением методов диагностики, указанных в Национальном руководстве “Клиническая хирургия”, разработанном и рекомендованном Российским обществом хирургов и Ассоциацией медицинских обществ по качеству (т. 2, раздел V “Неотложная хирургия живота”, гл. 43 ”Острый аппендицит”) и в Национальном руководстве по акушерству (гл. 51 “Беременность и хирургическая патология”: “Беременность и острый аппендицит”).
С учетом имевшихся различных мнений врачей-специалистов вопрос о проведении консилиумов не ставился. В нарушение требований, установленных разделом III приказа Главного управления здравоохранения администрации области от 02.08.2001 № 197 “Об улучшении порядка медицинского делопроизводства в лечебно-профилактических учреждениях…”, в котором определено следующее: “Медицинская документация должна быть полностью заполнена в соответствии с графами, предусмотренными утвержденными формами документов. Истории болезни и амбулаторные карты являются юридическим документом…”, в оформлении МУЗ “Т-ская ЦРБ” медицинской документации пациентки М. имеются исправления, неразборчивые записи, формальное ведение температурного листа, отсутствуют данные анамнеза, в результате чего имела место недооценка состояния больной.
Тем самым при осуществлении деятельности МУЗ “Т-ская ЦРБ” нарушены требования, предусмотренные пп. “з” и “л” п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30.
Данные обстоятельства установлены 07.10.2011 по результатам внеплановой документарной проверки качества медицинской помощи, оказанной М., проведенной на основании распоряжения Министра здравоохранения области от 08.09.2011.
Протоколом от 10.10.2011 об административном правонарушении в отношении МУЗ “Т-ская ЦРБ” возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за вышеуказанные нарушения, материал направлен в Т-ский районный суд.
В судебном заседании законный представитель МУЗ “Т-ская ЦРБ” по доверенности С. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, наличие нарушений лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в учреждении и при оказании медицинской помощи пациентке М. не отрицала.
Потерпевшая М. в судебном заседании подтвердила нарушение медицинским учреждением МУЗ “Т-ская ЦРБ” правил оказания медицинской помощи при ее лечении в мае 2011 г., согласна с квалификацией действий юридического лица, пояснила, что дополнительно проводится проверка следственными органами в отношении виновных лиц.
Рассмотрев административный материал, выслушав законного представителя юридического лица МУЗ “Т-ская ЦРБ” С., потерпевшую М., исследовав и оценив доказательства по делу об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, судья считает представленные доказательства допустимыми, а обстоятельства –установленными представленными в суд доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 150 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. МУЗ “Т-ская ЦРБ” является юридическим лицом, что подтверждается Уставом, свидетельствами о внесении запи си в Единый государственный реестр юридических лиц и о постановке на учет в налоговом органе.
Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития 14.12.2006 МУЗ “Т-ская ЦРБ” предоставлена лицензия на осуществление медицинской деятельности на срок до 14.12.2011 г. по соответствующим работам и услугам, в число которых входит акушерское дело, лечебное дело, поликлиническая помощь, в т. ч. в условиях дневного стационара и стационара на дому, хирургия, акушерство и гинекология и т. п.
Нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, выразившиеся в нарушении требований Основ законодательства РФ “Об охране здоровья граждан” и пп. “з” и “л” п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, в соответствии с которыми лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются: обеспечение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам); ведение лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности учетной и отчетной медицинской документации, подтверждаются не только протоколом об административном правонарушении в отношении МУЗ “Т-ская ЦРБ”, но и актом проверки органом государственного контроля от 07.10.2011, распоряжением Министра здравоохранения области от 08.09.2011, заключением главного специалиста отдела охраны здоровья и медико-социальной помощи женщинам и детям Министерства здравоохранения области П. на представленную медицинскую документацию М., заключением (протоколом оценки качества медицинской помощи) и целевым актом экспертизы качества медицинской помощи, проведенными в июне 2011 г. экспертами страховой медицинской организации, медицинской картой М.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ судья признает вышеуказанные доказательства допустимыми по делу, поскольку они составлены и оформлены без нарушений закона, имеют значение для установления фактических обстоятельств по делу и в совокупности достаточны для правильного рассмотрения дела. Протокол по делу об административных правонарушениях от 10.10.2011 также составлен и оформлен правильно, в соответствии с требованиями КоАП РФ, с разъяснением законному представителю МУЗ “Т-ская ЦРБ” процессуальных прав, с вручением копии протокола, о чем имеются отметки, и данные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что учреждением здравоохранения своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению требований, предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, в материалах дела не содержатся и суду не представлены. Допущенные нарушения лицензионных требований суд считает грубыми, поскольку ими нарушены конституционные права М. на охрану здоровья.
Полученные доказательства дают суду основание квалифицировать действия МУЗ “Т-ская ЦРБ” по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). При назначении наказания юридическому лицу в соответствии с п. 3 ст. 4.1 КоАП РФ судья принимает во внимание характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние юридического лица, являющегося муниципальным учреждением, специфику работы МУЗ “Т-ская ЦРБ”, отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, наличие смягчающего наказание обстоятельства, к которому суд относит факт признания вины в совершении административного правонарушения, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальной санкции. На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.5, 19.20, 23.1, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное учреждение здравоохранения “Т-ская центральная районная больница” виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) руб. Административный штраф подлежит уплате в течение 30 дней с момента вступления постановления в законную силу путем перечисления.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в областной суд в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.1–30.3 КоАП РФ, путем подачи жалобы в Т-ский районный суд.

В приведенном примере суд квалифицировал нарушение лицензионных требований и условий как грубое нарушение по признаку посягательства медицинского учреждения на конституционные права пациента на охрану здоровья, хотя данный признак не указан в Постановлении № 30. Тем не менее подобная квалификация не влияет на меры административной ответственности, т. к. факт необеспечения лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) подтвержден представленными доказательствами.

Следует также отметить, что обязанность медицинских организаций вести медицинскую документацию в установленном порядке теперь напрямую закреплена Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” в ч. 1 ст. 79.

Контроль качества медицинской помощи, равно как и порядка ведения медицинской документации врачебным персоналом, относится к сфере ответственности заместителя главного врача, пренебрежение или попустительство которого при выполнении своих профессиональных обязанностей может повлечь заметные финансовые потери для медицинской организации. Автор надеется, что рассмотренный пример послужит хорошим мотивом для совершенствования деятельности этого значимого должностного лица любого медицинского учреждения.

Инструменты "МЦФЭР Медицина" для экономистов и главных врачей:

Электронная система "Экономика ЛПУ" Получите тестовый доступ и читайте о том, что должна включать в себя маркетинговая политика медицинской организации, оказывающей платные медицинские услуги
Журнал "Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза" Подпишитесь и читайте в журнале "Внедрение комплексной системы автоматизации процессов распределения лекарственных препаратов в стационаре"


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль