Нововведения в законодательстве2012 года об охране здоровья граждан

3964

Федеральный закон от 21.11.2011№ 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон об охране здоровья) пришел на смену Закону РФ от 22.07.1993 № 5487-1 “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” (далее – Основы). За прошедшие 18 лет Основы неоднократно изменялись, дополнялись, редактировались,к концу 2011 г. всего6 его статей действовали в первоначальной редакции. В процессе совершенствования правового механизма реализации конституционного права граждан на охрану здоровья возникла необходимость принять новый базовый законодательный акт, регулирующий отношения в области предоставления медицинских услуг гражданам страны. Реформирование системы здравоохранения, которое проводится в последние несколько лет, и разработанные планы ее дальнейшего совершенствования должны иметь четкое правовое обоснование.Структура и содержание Закона об охране здоровья

Структура Закона об охране здоровья во многом отличается от структуры Основ. То, что сразу бросается в глаза – замена разделов на главы,появление новых глав, исчезновение некоторых существовавших ранее,изменение наименования глав, лишь внешние различия старого и нового законодательных актов. Тем не менее ко многим нововведениям в структуре Закона следует отнестись одобрительно.

Для примера рассмотрим гл. 2, 8, 10,11. Они появились в связи с расширением содержания ряда положений,представленных в Основах иногда лишь одной статьей. Так, в ст. 2 раздела 1 Основ было названо пять принципов охраны здоровья граждан. Теперь этим принципам посвящена целая гл. 2,состоящая из 10 статей. Произошло это не только вследствие увеличения числа принципов до девяти, но и потому, что каждый принцип разъясняется законодателем в отдельной статье.

Глава 8 нового закона (ст. 66–68)охватывает медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека (определение момента смерти, проведение патологоанатомических вскрытий, использование тела, органов и тканей умершего человека). Об этих мероприятиях в Основах почему-то говорилось в разделе 8,именуемом “Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам” (ст. 45–48).

Глава 10 “Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи”выросла из ст. 20.1 раздела “Права граждан в области охраны здоровья”Основ. О финансовом обеспечении системы охраны здоровья граждан ранее говорилось лишь в ст. 10 раздела 3 Основ, в новом законе ему посвящена отдельная гл. 11.

В новый законодательный акт в качестве отдельных глав не вошли ранее существовавшие разделы 7 “Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека”,5 “Права отдельных групп населения в области охраны здоровья”, 11 “Международное сотрудничество”. Однако это не означает, что соответствующие правовые нормы не попали в Закон об охране здоровья: статьи о правах семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, применении вспомогательных репродуктивных технологий, искусственном прерывании беременности, медицинской стерилизации теперь помещены в гл. 6 “Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья”. Вопросы финансового обеспечения оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также лицам,задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения или лишения свободы,ареста, урегулированы ст. 83 гл. 11 с отсылкой к другим российским законам.Международным договорам и их роли в законодательстве об охране здоровья посвящена ч. 5 ст. 3, а о международном сотрудничестве РФ в сфере охраны здоровья, в том числе заключении международных договоров, говорится в п. 17 ч. 1 ст. 14 Закона об охране здоровья.

Прежние или несколько измененные названия носят гл. 1, 3–5, 7, 9,13. Глава 12 “Организация контроля в сфере охраны здоровья” не имеет аналога в Основах и содержит много новых положений, имеющих особое значение в условиях реформирования системы оказания медицинской помощи населению страны.Итак, с принятием нового закона правовое регулирование вопросов в сфере охраны здоровья граждан страны нисколько не сократилось, правовая основа деятельности субъектов отношений в рассматриваемой области пополнилась новыми правовыми предписаниями.Основные принципы охраны здоровья

Среди основных принципов охраны здоровья (ст. 4–13) по-прежнему названы:
— соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
— ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К вышеуказанным принципам новый закон добавил:
— приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
— доступность и качество медицинской помощи;
— недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
— соблюдение врачебной тайны;
— приоритет охраны здоровья детей.

К подобной инициативе можно отнестись одобрительно. Раскрывая последний из названных принципов в ст. 7 Закона об охране здоровья, законодатель выделяет разработку и реализацию органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, принятие мер по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.Представляется вполне уместным упоминание в ст. 5 обязанности государства гарантировать гражданам защиту от любых форм дискриминации при предоставлении медицинской помощи.

Нововведения в законодательстве2012 года об охране здоровья граждан

Полномочия органов власти

В главе Закона об охране здоровья,посвященной полномочиям федеральных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, воспроизведено многое из того, что было на этот счет сказано в Основах, хотя прежние предписания не избежали уточнений и редакционной правки при переносе их в новый закон. В то же время можно говорить о расширении круга полномочий органов государственной власти всех уровней, включении в рассматриваемый законодательный акт сведений о полномочии Минздравсоцразвития России (ч. 2 ст. 14). Например, теперь среди полномочий федеральных органов государственной власти значатся:
— установление порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства;
— организация медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд РФ;
— мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, нежелательных реакций при применении медицинских изделий, фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей при обращении зарегистрированных медицинских изделий;
— обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере охраны здоровья, их координация и т. д.

Права граждан в сфере охраны здоровья

Права граждан на охрану здоровья,которые ранее были включены в разделы 4 и 6 Основ, объединены в гл. 4(ст. 18–28). При этом каждому праву гражданина посвящена отдельная статья. Назовем некоторые из них:
— право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
— право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства;
— право на информацию о факторах,влияющих на здоровье, и о состоянии здоровья и др.

В эту главу (ч. 5 ст. 19) помещены права пациентов, которым в старом законодательном акте была посвящена ст. 30 раздела 6.

Среди провозглашенных прав граждан в сфере охраны здоровья новыми являются:
— право на выбор врача и медицинской организации (ст. 21);
— право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.

Право на выбор врача и медицинской организации гражданам уже было предоставлено годом раньше в ст. 16Федерального закона от 29.11.2010№ 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” (далее – Закон об ОМС). При этом в Правилах обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н, предусмотрено такое финансирование медицинских организаций, которое не будет нарушено при переходе гражданина из одной медицинской организации в другую. В связи с тем что Закон об ОМС распространяется лишь на отношения в области обязательного медицинского страхования, провозглашение этого же права гражданина в Законе об охране здоровья не является лишним, поскольку данный законодательный акт распространяется на всю систему здравоохранения.

Право гражданина на создание общественных объединений имеет большое значение в связи с тем, что такие объединения могут в установленном российским законодательством порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны труда и решать вопросы, связанные с их нарушением. Следует иметь в виду, что таким объединениям запрещено рекламировать конкретные торговые наименования лекарственных препаратов, биологически активных добавок,медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.Охрана здоровья семьи

Изменения коснулись и охраны здоровья семьи (гл. 6). Во-первых, теперь один из родителей, иной член семьи, иной законный представитель имеет право на бесплатное нахождение с ребенком в медицинской организации в течение всего периода лечения ребенка в стационарных условиях независимо от возраста ребенка. Во-вторых, закон устанавливает, что при совместном нахождении в медицинской организации с ребенком в возрасте до четырех лет, а с ребенком старше четырех лет – при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, не взимается.

В статье 52 нового закона, посвященной правам беременных женщин и матерей, ничего не сказано о предоставлении и продолжительности отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком и о выплате пособий за эти периоды. Однако отсутствие этих положений не ущемляет права женщин, поскольку они регламентированы другими законодательными актами. Об отпусках сказано в ст. 255и 256 Трудового кодекса РФ (далее –ТК РФ), а о выплате пособий в периоды таких отпусков – в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” (далее – Закон № 255-ФЗ). Дублирования правовых норм, с нашей точки зрения,не требуется.

Статья 56 “Искусственное прерывание беременности” во многом воспроизводит содержание ст. 37 Основ,однако в нее добавлены весьма важные уточнения. Во-первых, названы сроки беременности, при которых возможно ее искусственное прерывание, и период, в течение которого должна быть проведена операция при обращении женщины в медицинскую организацию по данному поводу. Во-вторых, определены условия, при которых возможно искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном порядке недееспособной.Права несовершеннолетних

Статья 54 о правах несовершеннолетних в сфере охраны здоровья дополнена следующими новыми положениями:
— право на прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них,при занятиях физической культурой и спортом, прохождении диспансеризации, диспансерного наблюдения,медицинской реабилитации, а также право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях (п. 1 ч. 1);
— право на оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха (см. п. 2 ч. 1);
— возможность нахождения детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,в возрасте до 4 лет (включительно) в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения (ч. 3).

Порядок реализации всех трех перечисленных прав устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти, а условия прохождения медицинских осмотров, диспансеризации, нахождения малолетних детей в медицинских организациях –органами государственной власти субъектов РФ.Вспомогательные репродуктивные технологии

Несомненный интерес представляет содержание ст. 55 Закона об охране здоровья, посвященной применению вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В настоящее время все большее распространение получают методы лечения бесплодия,при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов происходят вне материнского организма. Ранее законодательная база для решения вопросов, возникающих в процессе использования таких методов (в том числе и при выборе суррогатной матери), отсутствовала.О применении методов ВРТ в терапии женского и мужского бесплодия речь шла в приказе Минздрава России от 26.02.2003 № 67. В статье 35 Основ упоминалось лишь о праве женщины детородного возраста на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, на информацию и врачебную тайну о проведении такой процедуры в учреждениях, получивших соответствующую лицензию, и об уголовной ответственности за незаконное проведение искусственного оплодотворения. Теперь же определены условия,при которых возможно рассматриваемое медицинское вмешательство,установлен круг лиц, которые могут быть донорами и суррогатными матерями, утверждено право граждан на криоконсервацию и хранение своих половых клеток и т. д.Экспертиза

Глава 7 “Медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование”содержит существенные изменения и дополнения по сравнению с аналогичными положениями Основ. Изменения в первую очередь затронули экспертизу временной нетрудоспособности,дополнительно сказано об экспертизе качества медицинской помощи (ст. 64Закона об охране здоровья), экспертизе профессиональной пригодности и экспертизе связи заболевания с профессией (ст. 63 Закона), медицинском освидетельствовании (ст. 65 Закона).

В статью 59 “Экспертиза временной нетрудоспособности” включены положения из нормативных актов министерств и ведомств. Это касается, например, сроков выдачи листка нетрудоспособности врачом единолично (ч. 2) и сроков направления на медико-социальную экспертизу длительно болеющих граждан (ч. 4).Ранее эти сроки были определены в документах, определяющих порядок выдачи листков нетрудоспособности(в период с 2007 по июль 2011 г. действовал приказ Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 № 514, его сменил приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).

В Законе об охране здоровья сокращен период выдачи листка нетрудоспособности врачом. Согласно пп. 2и 3 ст. 59 лечащий врач единолично выдает гражданам листок нетрудоспособности на срок до 15 (а не до 30,как раньше) календарных дней включительно, а фельдшер или зубной врач(в установленных Минздравсоцразвития России случаях) – на срок до10 календарных дней включительно.Продление листка нетрудоспособности на больший срок (но не более чем на 15 календарных дней единовременно) осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа “врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности”.

Фонду социального страхования РФ предоставлено право проводить проверку соблюдения порядка выдачи,продления и оформления листка нетрудоспособности (ч. 7 ст. 59 Основ).Ранее в ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ речь шла всего лишь о праве страховщика“обращаться в Росздравнадзор с запросами о проведении в медицинских организациях проверок организации экспертизы временной нетрудоспособности, обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности”. В связи с этим в Порядке выдачи листков нетрудоспособности подразумевался совместный контроль соблюдения правил выдачи больничных листков Росздравнадзором и Фондом социального страхования РФ.Другие нормы

Глава 13 “Ответственность в сфере охраны здоровья” – единственная глава Закона об охране здоровья, которая состоит из одной статьи (ст. 98), объединяющей в себе три статьи старого законодательного акта. К сожалению, она носит декларационный характер и содержит отсылки к российскому законодательству без какой-либо конкретизации.

Особого внимания заслуживают гл. 5 “Организация охраны здоровья”и гл. 9 “Медицинские работники и фармацевтические работники, медицинские организации”. Несмотря на то что соблюдена преемственность норм права (например, в гл. 5 комментируемого законодательного акта вошли 7 статей из Основ), в них довольно много новых положений, о которых будет сказано далее.

Нововведения в законодательстве2012 года об охране здоровья гражданНовые положения Закона об охране здоровья

Понятийный аппарат. В нормативных правовых актах первого десятилетия постсоветского периода было не принято давать определения используемых в них понятий. Не было их и в Основах. Между тем раскрытие основных понятий, которые в правоприменительной деятельности важны и для медицинского персонала, и для получателей медицинской помощи,можно только приветствовать. С введением в нормативный акт определений (ст. 2 Закона об охране здоровья,а также другие его статьи) стало ясно,какой смысл законодатель вкладывает в отдельные термины и словосочетания.

Новые виды экспертиз. Положительно следует отнестись к появлению в новом законе ст. 63 “Экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией”и 65 “Медицинское освидетельствование”. С их помощью можно ответить на ряд вопросов, возникающих при применении трудового законодательства. Например, ст. 185 ТК РФ “Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр (обследование)” в совокупности со ст. 65 и 46 Закона об охране здоровья помогает разобраться, чем медицинское освидетельствование отличается от медицинского осмотра и каковы разновидности медицинского осмотра. Экспертиза связи заболевания с профессией важна при определении профессиональных заболеваний, а экспертиза профессиональной пригодности – при применении п. 5 ст. 83 ТК РФ.

Нововведения в законодательстве2012 года об охране здоровья граждан

Об экспертизе качества медицинской помощи (ст. 64 Закона) впервые было упомянуто в Законе об ОМС.Поскольку критерии оценки качества медицинской помощи по группам заболеваний или состояний еще только формируются (ч. 2 ст. 64 Закона об охране здоровья вступит в силу в2015 г.), экспертиза качества медицинской помощи пока находится в стадии становления.

Четкая структура организации охраны здоровья начала складываться в последние годы. Из Основ было неясно, на чем базируется организация охраны здоровья, какие виды медицинской помощи оказываются, что представляют собой государственная,муниципальная и частная системы здравоохранения, какое значение будут иметь порядки оказания медицинской помощи (они должны быть разработаны к 2013 г.) и т. д.

В новом законе мы видим четкую классификацию медицинской помощи по нескольким основаниям. К видам медицинской помощи относятся:первичная медико-санитарная, специализированная (в том числе высокотехнологичная), скорая (в том числе специализированная) и паллиативная. По формам оказания медицинская помощь делится на экстренную,неотложную, плановую. Определены и условия получения медицинской помощи пациентом: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре и стационарно с детализацией их в ст. 32.

Отдельно упоминается первая помощь, которую гражданин должен получить до оказания медицинской помощи (ст. 31). Существует регламентированный перечень мероприятий по оказанию первой помощи,утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2010№ 353н.

Положительно следует оценить введение в Закон норм о паллиативной медицинской помощи, медицинской помощи гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями(Минздравсоцразвития России подготовило перечень редких заболеваний,который даст возможность определить уровень финансового обеспечения помощи больным), об оказании медицинской помощи при чрезвычайных обстоятельствах и особенностях оказания медицинской помощи населению отдельных территорий и работникам отдельных организаций(ст. 36, 41, 42, 44 Закона).

Нововведения в законодательстве2012 года об охране здоровья граждан

Впервые законодательство о здравоохранении содержит упоминание о порядках оказания медицинской помощи и ее стандартах (ст. 37). Пока они не утверждены, но ведется работа по их подготовке. Стандарты будут включать в себя набор необходимых диагностических и лечебных процедур, кратность их предоставления, методики лечения в зависимости от возраста, осложнений болезни и ряда других факторов, перечни используемых лекарственных средств,дорогостоящих изделий медицинского назначения, компонентов крови и препаратов, диетического (лечебного и профилактического) питания и пр.Они должны будут гарантировать необходимый уровень бесплатной медицинской помощи во всех регионах страны.

Правила, определяющие порядок донорства тканей человека и их трансплантации, волеизъявления на этот счет граждан и их родственников, запрет на принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации и ряд других условий проведения подобных операций, также впервые столь подробно и четко обозначены в Законе об охране здоровья, хотя ч. 15 ст. 47 дополнительно содержит отсылку к специальному федеральному закону.

Важно, что именно в главу, посвященную организации охраны здоровья, помещена ст. 30 “Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни”, которая вместе со ст. 12 дает представление о том, как должен реализоваться принцип приоритета профилактики в сфере охраны здоровья, названный в ст. 4 Закона.Этому же будет способствовать и диспансеризация, о которой идет речь в ст. 46.

В главе 9, посвященной медицинским и фармацевтическим работникам, медицинским организациям,можно выделить ст. 74, 75, 77. Во-первых, в них названы действия, которые такие работники не вправе совершать в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, разъясняется, как следует поступать и работникам, и руководителю организации в случае возникновения конфликта интересов. В-третьих, подробно изложены особенности подготовки медицинских и фармацевтических работников.

Обязанности граждан, медицинских организаций, медицинских и фармацевтических работников. Как правило, в законодательных актах перечислялись в основном права участников отношений системы здравоохранения и лишь изредка уделялось внимание обязанностям. Эту традицию уже нарушил Закон об ОМС,перечислив, в частности, в ст. 16 обязанности застрахованных лиц. Обязанности же всех граждан в сфере охраны здоровья теперь названы в ст. 27 Закона об охране здоровья. Обязанностям медицинских организаций посвящена ст. 73, медицинских и фармацевтических работников – ст. 79.

Оплата медицинских услуг. Появление статьи с таким названием обусловлено сложившейся практикой нерегулируемого замещения бесплатных медицинских услуг платными. Статью 84, в которой впервые говорится об оказании платных медицинских услуг населению, не следует применять в отрыве от ст. 82 и 83,определяющих источники финансирования охраны здоровья граждан.Иначе могут быть нарушены права граждан, поскольку, как представляется, ст. 84, особенно ее ч. 3 и 4, изложены недостаточно четко.

Контроль в сфере охраны здоровья. В главе 12, где говорится об организации такого контроля, представлены виды контроля и их характеристика (ст. 85, 87–90, 95, 96); полномочия органов, осуществляющих государственный контроль (ст. 86);ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности (ст. 92–94) и связанные с ним информационные системы в сфере здравоохранения (ст. 91); медицинская статистика (ст. 97).

Обращает на себя внимание персонифицированный учет, о котором первоначально было сказано в Законе об ОМС. Порядок ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2011№ 29н. Упоминание о нем в Законе об охране здоровья свидетельствует о том, что персонифицированный учет будет распространен на всю систему здравоохранения.

Как видно из изложенного выше,Закон об охране здоровья не только значительно увеличился в объеме по сравнению с Основами, но и содержит большое число правовых норм,появление которых вызвано потребностью модернизировать организацию медицинской помощи населению. Однако многие правовые нормы начнут реально работать лишь после принятия соответствующих подзаконных нормативных актов.

Оформить подписку на журнал



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль