text
Портал для медицинских работников

Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

  • 29 августа 2012
  • 1515

Лицензирование — метод государственного регулирования, основными элементами которого являются разрешение и контроль. Проблема процесса лицензирования на сегодняшний день состоит в том, что понятие лицензионного контроля одинаково как для соискателя лицензии, так и для лицензиата. Однако, поскольку у соискателя на момент проверки отсутствует лицензия, процедура лицензионного контроля для него заключается лишь в проверке возможности выполнения лицензируемого вида деятельности.

Теоретически здесь можно говорить о проведении предлицензионной факультативной экспертизы возможности выполнения соискателем лицензии заявляемого вида деятельности. При этом неоднозначность теоретического подхода к вопросу лицензионного контроля подтверждается проблемами, возникающими у органов лицензирования на практике.

Статья 14 "Порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон о лицензировании) полностью повторяет требования ст. 9 отмененного Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 128-ФЗ) в части проверки лицензирующим органом полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений, в том числе проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в порядке, установленном ст. 19 нового Закона.

Закон № 128-ФЗ устанавливал, что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон № 294-ФЗ) в ходе лицензионного контроля применяются к отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Они не относятся к проверке полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах соискателя лицензии сведений. Ныне действующий Закон о лицензировании в п. 1 ст. 19 такого различия не допускает.

Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

Введение в действие ст. 19 Закона о лицензировании с 1 июля 2011 г. было обусловлено тем, что именно с этой даты вступало в силу следующее положение ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ: "Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок... могут устанавливаться другими федеральными законами..."

Именно на основании этого положения в новом Законе о лицензировании в ст. 19 столь тщательно прописан порядок проведения проверок. По этой же причине статья о лицензионном контроле была введена в действие раньше, чем вступил в силу сам Закон. Естественно, требования статьи не могут быть выполнены в отрыве от Закона. Законодатели, очевидно, не предполагали, что принятие нового Закона о лицензировании растянется во времени. В результате этого возникла правовая дилемма — одна из статей Закона начала работать раньше, чем сам Закон. Однако применять положения ст. 19 Закона о лицензировании, содержащие ссылку на его же ст. 13 и 18, не вступившие в законную силу, не представляется возможным, потому что положения данной статьи прочно увязаны со всеми новшествами Закона, и особенно это касается порядка переоформления лицензии. Можно сказать, что статья вступила в действие, но не работает.

Закон о лицензировании установил следующие типы проверок:
— документарные проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении соискателя лицензии, подавшего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных ст. 13 и 18 этого Закона. Данные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры (п. 2 ст. 19);
— документарные проверки, плановые проверки и внеплановые выездные проверки — в отношении лицензиата. Внеплановые выездные проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры, за исключением тех, что выполняются при поступлении в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований (п. 6 ст. 19).

Основанием для проведения документарной и внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии (п. 3 ст. 19). Исходя из этого установления и на основании ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ в данном случае не применяются положения п. 1 ст. 14 означенного Закона о необходимости издания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Следовательно, документарные проверки и внеплановые выездные проверки в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, проводятся без издания распоряжения или приказа руководителя.

Порядок оформления результатов проверки установлен ст. 16 Закона № 294-ФЗ. Акты проверок составляются по итогам документарной и внеплановой выездной проверки раздельно. Законом о лицензировании определены сроки проведения документарных и внеплановых выездных проверок:
— в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, — не более 45 дней (п. 1 ст. 14);
— в отношении лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, — 10 и 30 дней, в зависимости от вида переоформления (ст. 18).

Данные нормы соответствуют положениям ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ.

Предмет внеплановой выездной проверки соискателя лицензии установлен в п. 1 ст. 14 — соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Пункт 5 ст. 19 устанавливает предмет внеплановой выездной проверки для лицензиата, подавшего заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления деятельности и вида работ и услуг. Исходя из положений данного пункта, при переоформлении лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, внеплановая выездная проверка не проводится. К соискателю лицензии данный пункт отношения не имеет, поэтому сложно понять, чем руководствовался законодатель, внося Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ в данный пункт фразу о соискателе лицензии.

Необходимо отметить, что при проведении лицензионного контроля лицензирующие органы используют в работе множество подзаконных актов — постановлений правительства, приказов Минздравсоцразвития и др. При этом важную роль в законности требований, предъявляемых при проверках, играет соответствие данных нормативных актов требованиям законодательства.

Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

Нюансы применения нового законодательства о лицензировании

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы подтвердить ваш статус, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, зарегистрируйтесь, и:

Читайте экспертные
материалы

Скачивайте готовые
формы и СОПы

Смотрите
бесплатные вебинары

13 000 статей

1 500 инструкций

200 записей

Абонемент в электронную медицинскую библиотеку в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.