Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

10229

Обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врача (фельдшера) в соответствии со стандартами медицинской помощи входит в набор социальных услуг (далее – НСУ), предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 08.12.2010 № 345-ФЗ). Перечень лекарственных препаратов (в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений) утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Изначально предполагалось, что принцип действия Программы дополнительного лекарственного обеспечения (далее –ДЛО) будет аналогичен принципу социального страхования. Это означает, что финансовые средства выделяются по установленному нормативу, в расчете на всех граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (и учтенных в соответствующем регистре), а потребление лекарств осуществляется только теми, кому это необходимо. Однако в дальнейшем гражданам было предоставлено право выбора денежной компенсации взамен получения лекарственных препаратов.

Выплата денежной компенсации всем, кто ее выбрал (как правило, эти пациенты считали, что они будут лечиться на сумму, меньшую, чем компенсация), привело к недостатку финансирования программы для оставшихся пациентов. Тем не менее это право граждан сохранилось и при реализации Программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (далее – ОНЛП), которая была принята в 2009 г. на смену программе ДЛО. Решая проблему недофинансирования “федеральных” льгот, органы власти субъектов Российской Федерации приняли собственные нормативные акты, устанавливающие “региональные” льготы (финансирование которых осуществляется за счет регионального бюджета).Важно В соответствии с законодательством РФ и субъекта Российской Федерации один и тот же гражданин зачастую является одновременно и “федеральным”,и “региональным” льготником

Представляет интерес опыт реализации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан на уровне муниципального учреждения здравоохранения. Анализ такого опыта был проведен авторами на примере МУЗ “Городская поликлиника № 2” г. Рязани (далее – поликлиника № 2).

Было выявлено, что число граждан, имеющих в соответствии с федеральным законодательством право на получение НСУ, ежегодно увеличивается, а число “федеральных” льготников, имеющих право на ОНЛП, напротив, уменьшается (как в целом по области, так и среди граждан, прикрепленных к поликлинике № 2). Это напрямую связано с тем, что количество льготников, выбирающих денежную компенсацию взамен ОНЛП (или всего набора социальных услуг), ежегодно растет (табл. 1).

Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

Так, при почти неизменной общей численности прикрепленного к поликлинике населения (около 45 тыс. чел.) число граждан, имеющих право на ОНЛП, сократилось за период 2005–2010 гг. в 7 раз (с 9093до 1300 чел.), а воспользовавшихся этим правом – с 8722 до 1227 чел. (рис. 1).

Граждане, оставшиеся в программе ОНЛП, как правило, имели наиболее тяжелые формы заболеваний или сочетанную патологию, что требовало более дорогостоящего лечения. Это привело к тому, что при сокращении числа льготников, воспользовавшихся правом на ОНЛП, в семь раз, количество рецептов, выписанных в среднем за год, уменьшилось за период2005–2010 гг. только в три раза (с 85 552до 28 124). Данные о средней стоимости одного рецепта представлены на рис. 2.

В 2005–2010 гг. общий объем финансирования программ ДЛО и ОНЛП за счет средств федерального бюджета значительно варьировал. Так, в 2006 г. он был значительно увеличен (для поликлиники № 2 – в 3,3 раза по сравнению с 2005 г.), а Перечень лекарственных средств был расширен (на 27%). Однако уже в 2007–2008 гг. финансирование программы резко уменьшилось, что вызвало проблемы в лекарственном обеспечении льготников. Был вновь сокращен Перечень лекарственных средств, а в регионах стали устанавливать лимиты на объемы соответствующих заявок от ЛПУ. В 2009 г. объем финансирования программы ДЛО (ОНЛП) для “федеральных” льготников, прикрепленных к поликлинике № 2, вновь вырос в 2,7 раза (по сравнению с 2008 г.), а в 2010 г. – снизился на 10% (рис. 3).

Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

Важно Несмотря на декларировавшееся в начале действия программы ДЛО отсутствие ограничений на выписку лекарственных препаратов льготным категориям граждан в 2007 г. была введена практика административного ограничения объемов соответствующих заявок ЛПУ

Сумма денежных средств, расходуемых в среднем на одного “федерального” льготника в течение года, за 2005–2010 гг. увеличилась почти в десять раз (с 1248 до12 170 руб.), причем резкий скачок произошел уже в 2006 г. (рис. 4).

Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

Право льготника на получение необходимых медикаментов ограничивается лишь Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи, который утверждается Минздравсоцразвития России. Дополнение или сокращение Перечня значительно влияет на средние затраты на лекарственное обеспечение одного льготника в год. Так, после сокращения Перечня в 2007 г. значительно снизилась и сумма соответствующих затрат, а после расширения Перечня в 2009 г. она возросла в 2,3 раза по сравнению с 2008 г. (а общее финансирование программы ОНЛП возросло в 2,4 раза).

Нужно понимать, что граждане, отказавшиеся от ОНЛП (или от всего НСУ) в пользу денежной выплаты, не перестали страдать имеющимися у них заболеваниями. Эти граждане продолжали требовать от медицинских работников выписать им льготные рецепты на лекарственные препараты.Важно Из-за критической ситуации в сфере финансирования программы ДЛО органы власти субъектов РФ были вынуждены принимать региональные законы о лекарственном обеспечении граждан –жителей этих регионов

В Рязанской области был принят областной закон от 24.04.2008 № 49-ОЗ“О лекарственном обеспечении населения Рязанской области” (далее – областной закон № 49-ОЗ). Им были установлены дополнительные меры социальной поддержки в части льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, постоянно проживающих на территории Рязанской области. Были определены категории пациентов (в частности, страдающих заболеваниями из списка, включающего 31 нозологическую форму), которые имеют право на бесплатное или льготное (за половину стоимости) получение лекарственных средств по рецепту врача на территории области.

Льготы по лекарственному обеспечению жителей области, страдающих этими заболеваниями, предоставляются независимо от наличия у гражданина группы инвалидности и от его отказа от федерального НСУ. Финансирование соответствующих расходов осуществляется за счет средств областного бюджета.

Принятие закона позволило в какой-то мере продолжить лекарственное обеспечение “федеральных” льготников, ранее отказавшихся от ДЛО (ОНЛП), но имеющих заболевание, входящее в перечень, определенный областным законом № 49-ОЗ.

Важно В 2005–2007 гг. число “региональных” льготников, обслуживаемых в поликлинике № 2, составляло около 690 чел. В 2010 г. после принятия областного закона № 49-ОЗ их число возросло до 4193

Значительно увеличилось количество рецептов “региональным” льготникам (в 2007 г. – 3364 рецепта, в 2008 г. – 8336);возросла средняя стоимость одного рецепта. Общий объем финансирования за счет средств областного бюджета на цели лекарственного обеспечения “региональных” льготников в 2008 г. вырос в три раза (рис. 5).

Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

В табл. 2 представлено распределение пациентов поликлиники № 2, имеющих право на лекарственное обеспечение по областному закону № 49-ОЗ, по имеющимся у них заболеваниям.

Приказ Минздравсоцразвития России от 09.03.2007 № 159 “О мерах по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами” положил начало программе “Семь нозологий”.

Решая проблему нехватки денежных средств для льготного лекарственного обеспечения, в Минздравсоцразвития России исключили из программы ДЛО приобретение медикаментов для больных, страдающих “высокозатратными” заболеваниями (злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, рассеянный склероз, состояние после трансплантации органов и (или) тканей). Финансирование приобретения лекарств для лечения этих заболеваний (согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) стало осуществляться целевым образом за счет средств федерального бюджета.

Среди населения, прикрепленного к поликлинике № 2, зарегистрировано 94 пациента с заболеваниями, входящими в программу “Семь нозологий” (табл. 3).

Реализация программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения

Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии, муковисцидоз (у детей), рассеянный склероз, гипофизарный нанизм и состояние после трансплантации органов и тканей относятся к заболеваниям, при которых пациентам предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение и в соответствии с областным законом № 49-ОЗ. Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено финансирование за счет как федерального, так и регионального бюджета. На практике все больные с указанными заболеваниями получают необходимые лекарственные препараты за счет средств федерального бюджета.

Заметим, что регистры льготников по лекарственному обеспечению, финансируемому по трем разным программам, формируются и ведутся раздельно:
• по программе “Семь нозологий” –Минздравсоцразвития России;
• по федеральной программе ОНЛП – минздравом Рязанской области;
• по областному закону № 49-ОЗ – медицинским учреждением, в котором непосредственно оказывается медицинская помощь.

На уровне медицинского учреждения существует проблема идентификации(разграничения) категорий граждан, имеющих право на различные льготы, предоставляемые в области лекарственного обеспечения на основании федерального и регионального законодательства.

Важно При выписывании рецептов врачи поликлиники должны использовать три различных регистра льготников

В 2010 г. 4193 чел. были зарегистрированы в поликлинике № 2 как “региональные” льготники; многие из них являются и “федеральными“ льготниками. Даже в случае, если они отказались от ОНЛП (или от всего НСУ) и получают вместо этого ежемесячную денежную выплату, у них остается право на льготное лекарственное обеспечение, предоставленное на уровне региона (региональная льгота не может быть заменена денежной компенсацией).

Стоимость лекарств, выписываемых“региональным” льготникам, лимитирована суммой в 699,26 руб. на человека в год (эта сумма утверждена постановлением правительства Рязанской области от11.11.2009 № 311). Использование средств областного бюджета на медикаментозное обеспечение “федеральных” льготников негативно влияет на возможности лекарственного обеспечения лиц, не имеющих права на получение НСУ за счет федерального бюджета.Важно По сути “федеральные” льготники, отказавшиеся от ОНЛП и получающие льготное лекарственное обеспечение за счет средств регионального бюджета, пользуются несовершенством законодательства и дублированием правовых норм. При этом бюджетные средства расходуются неэффективно

Для медицинской организации указанная проблема оборачивается недостаточностью финансирования лекарственного обеспечения прикрепленных к поликлинике льготников, а для граждан – невозможностью получить бесплатно то, что положено по закону.

Еще одной проблемой является то, что в Рязанской области отсутствуют формуляры лекарственного обеспечения заболеваний, входящих в определенный областным законом перечень, на основании которого гражданам присваивается статус региональных льготников. В результате льготные рецепты выписываются на медикаменты, предназначенные для лечения не только основного заболевания, но и всех сопутствующих заболеваний. Это приводит к значительному увеличению перечня выписываемых препаратов и к росту финансовых затрат.

По мнению авторов, основными экономическими, правовыми и организационными проблемами при реализации программ льготного лекарственного обеспечения граждан в муниципальном учреждении здравоохранения являются:
• отсутствие единой системы персонифицированного учета граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, с указанием всех льгот, имеющихся у данного гражданина на основании федерального и регионального законодательства;
• дублирование мер социальной поддержки, предоставляемых одному гражданину;
• недостаточный уровень финансирования программ;
• отсутствие формуляров лекарственного обеспечения больных с нозологией, указанной в перечне заболеваний, при которых в соответствии с региональными законами граждане имеют право на бесплатное получение лекарственных средств по рецепту врача на территории субъекта РФ.

Считаем, что необходимо оптимизировать порядок реализации федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль