Перспективы развития органного донорства

2300

Проблема дефицита донорских органов характерна для всех стран, но особенно остра она в нашей стране, где уровень донорства низок и не превышает 2,6 случая на 1 млн населения [1, 2].Однако в доступных нам русскоязычных источниках, посвященных трансплантации органов, встречаются лишь единичные работы, затрагивающие тему донорства. В них констатируется сложившаяся ситуация, но не рассматриваются причины дефицита донорских органов и не предлагаются варианты его преодоления. На иноязычных ресурсах встречается большее число публикаций, посвященных проблемам донорства. Авторы этих работ –как правило, не врачи-трансплантологи, а медицинские директора, региональные или национальные координаторы донорства.Организационные причины дефицита донорских органов

На сегодняшний день трансплантация органов выполняетсяв 19 городах Российской Федерации, в которых функционируют33 центра трансплантации почки, семь центров трансплантациисердца, 10 центров трансплантации печени, три центра трансплантации поджелудочной железы.

Важно По данным Минздравсоцразвития России, в 2010 г. в рамках государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи было выполнено всего 1360 операций по трансплантации органов

Россия продолжает оставаться на одном из последних мест в мире по объему оказания трансплантологической помощи, которой охвачена лишь небольшая часть нуждающихся в ней жителей страны. Как отметил главный трансплантолог Минздравсоцразвития России С.В. Готье,в мае 2011 г. на III Всероссийской конференции с международным участием “Донорство органов – ключевая проблема трансплантологии”, средняя обеспеченность по России трансплантациями составляет примерно 9,5 случая на 1 млн населения в год, что в 10 раз меньше, чем в США.

Недоступность трансплантаций большинству нуждающихся в них обусловлена, прежде всего, критическим дефицитом донорских органов. Этот дефицит в условиях России определяется устаревшей формой организации посмертного органного донорства. Действия региональных донорских служб сводятся к попыткам установления контактов с администрацией регионов и руководством скоропомощных стационаров.

Распоряжения местных органов исполнительной власти в области здравоохранения, призванные регулировать вопросы органного донорства, носят рекомендательный характер и не подкреплены федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Минздравсоцразвития России (положениями об ответственности руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ и главных врачей медицинских учреждений за организацию органного донорства). Требуется законодательно закрепить эти положения в области организации органного донорства.

Важно Для повышения эффективности работы по органному донорству необходимы инициатор и диспетчер принятия решений, источник информации и согласования действий, организатор решения логистических задач – трансплантационный координатор

Координатор должен быть сотрудником отделения реанимации и интенсивной терапии стационара, являющегося донорской базой, а не сотрудником донорского или трансплантационного центра. В любом случае эта работа является сложной дополнительной профессиональной и психологической нагрузкой для персонала стационаров. Необходимо дополнительное профессиональное образование для участия в этой социально значимой работе [3, 5].

Рост числа трансплантаций отмечается только в регионах и городах, в которыхв организацию работ по органному донорству внедрены элементы трансплантационной координации. Это г. Москва,Московская область, г. Санкт-Петербург,г. Новосибирск. В этих регионах применяются различные формы компенсации затрат за ключевые этапы госпитальной координации, что обеспечивает интенсификацию и расширение спектра трансплантаций.

Требуется консолидация программ на региональном и национальном уровнях.Это отражено в Концепции трансплантационной координации – оптимальной формы организации органного донорства, принятой V Всероссийским съездом трансплантологов (октябрь 2010 г.).

Принято за основу, что врачи – трансплантационные координаторы, являясь штатными сотрудниками стационара – донорской базы, должны иметь дополнительные и обязательно оплачиваемые диспетчерские (координационные) обязанности и функции в области органного донорства.

Успехи современной трансплантологии определяются междисциплинарным подходом и появлением новой специальности – трансплантационной координации. Ключевыми моментами госпитальной трансплантационной координации являются идентификация (выявление) донора, оценка донора, предложение (триггер донорской программы), диагностика смерти мозга, ведение донора, донорский аудит (учет летальности).

Важно Внедрение программ трансплантационной координации в практику работы отделений реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) крупных стационаров может привести к тому, что из всех возможных доноров, причиной смерти которых стала черепно-мозговая травма, каждый третий может стать потенциальным донором, а каждый пятый – эффективным

Координация необходима и для мобилизации значительного донорского ресурса за счет погибших пациентов неврологического профиля. Это возможно при создании сосудистых центров и организации в них трансплантационной координации.

Определение донорского потенциала

Особое внимание привлекают попытки учесть, сколько всего доноров можно получить в пределах городской, региональной и федеральной популяций на фоне оказываемой экстренной медицинской помощи [4]. Однако, по нашему мнению, с точки зрения донорства нет особой рациональности в простом подсчете умерших. Необходимо классифицировать доноров в зависимости от стадии оценки и работы с ними (рисунок).

Перспективы развития органного донорства

Такая этапность необходима для четкой алгоритмизации действий. Так, например, идентификация донора является задачей госпитального координатора, а обеспечение ведения донора и эксплантации – задачей регионального координатора. Наличие разграничения является важным при попытке идентифицировать этапы, на которых происходит потеря пациента или потеря донора, и при определении ответственных за разные этапы донорского процесса.

Более того, при оценке возможностей стационара по участию в донорских программах такая классификация необходима для того, чтобы ответить на вопрос –по каким критериям оценивать стационар и его донорские возможности.

После установления категорий доноров появляется возможность их учета и аудита смертности в стационарах с последующим определением донорского потенциала.

Последнее крайне необходимо для мобилизации организационных и финансовых ресурсов здравоохранения и определения эффективности работ по донорству. Для этого рассчитываются следующие коэффициенты:

Перспективы развития органного донорства

Эти расчеты – инструмент для определения возможности участия стационара вгородских донорских и трансплантационных программах. Так, например, если число коек в стационаре невелико или учитываются только пациенты с черепномозговой травмой, у исполнителей, проводящих донорский аудит, появляютсяспособы объективизации донорского потенциала, донорской эффективности и эффективности трансплантационной координации. Это особенноважно при планировании финансовыхсредств для оказания высокотехнологичной помощи, которой является трансплантация органов.

На наш взгляд, основные направления оптимизации трансплантационной координации – постоянный донорский аудит,учет “потерь” доноров на всех этапах процесса, контроль госпитальной смертности вне отделения реанимации. Финансово-экономические аспекты донорства

Приказом Минздравсоцразвития России и РАМН от 25.05.2007 № 357/40 утверждены Перечень органов и (или)тканей человека – объектов трансплантации, Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, и Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека.

Ежегодно Минздравсоцразвития России утверждает государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по государственному заданию (включая трансплантацию), и перечень медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания.

Государственное задание по профилю“трансплантация” на 2011 г. предусматривает плановое количество пролеченных больных – 890, включая 240 детей, при нормативе финансовых затрат на одного больного 808,5 тыс. руб. Таким образом,определены перечень учреждений, осуществляющих трансплантацию органов,и порядок их финансирования (“федеральные квоты”). Важно Работа учреждений, оказывающих медицинскую помощь методом трансплантации, начинается с момента получения донорского органа. Выявление доноров не является задачей трансплантологов, их задачи – получение органов от доноров, их пересадка и последующее ведение реципиентов

Выполнение трансплантации как высокотехнологичного вида медицинской помощи невозможно без донорского материала. Каким образом можно гарантировать оказание этой помощи без специального финансирования донорской программы?

Организация донорства органов является не менее трудной задачей, чем трансплантация органов, однако не имеет целевого федерального финансирования.Организация работ по донорству органов и трансплантация органов – это разные виды профессиональной деятельности.Они исполняются разными категориями врачей, в разных производственных помещениях и соответственно требуют разных источников финансирования.

Кто сейчас занимается предоставлением донорского органа в медицинские учреждения, проводящие трансплантацию? Городские центры донорства за счет средств городского бюджета, который зачастую меньше, чем средства федерального бюджета, предназначенные для проведения трансплантации. Более того, такие центры донорства не имеют юрисдикции на территории “донорского”стационара, стало быть, предоставление донора – задача стационара, а не донорского центра. Важно Предоставление донора – это не побочный продукт неудачного оказания нейрохирургической или неврологической помощи, а самостоятельный вид медицинской деятельности, предусматривающей предоставление качественного донорского материала.

Содержание этой медицинской деятельности – скоординированные усилия сотрудников стационара по поддержанию витальных функций в умершем человеке.Это не просто проведение интенсивной терапии и выполнение диагностического мониторинга. Реальные затраты стационара составляют до 80 тыс. руб. на один случай донорства, которая должна быть компенсирована из регионального или федерального бюджета. Поскольку такая медицинская услуга, как предоставление посмертного донора органов, не сформирована, то главные врачи стационаров не создают условий для ее выполнения.Решением задачи могло быть стать создание единой Национальной системы донорства с финансированием из средств федерального бюджета услуг по предоставлению донора, как это осуществляется для операций по трансплантации органов. Единая Национальная система донорства

Единственным способом эффективного развития донорства является создание системы трансплантационной координации.Как реализовать концепцию трансплантационной координации? Нужно организационно и финансово разобщить донорство и трансплантацию, поскольку это разные виды деятельности. Для этого необходимо, на наш взгляд, создание Национальной системы донорства (далее –НСД).

Такая система предполагает наличие головного бюро, региональных отделений и локальных (госпитальных) координаторов донорства (диспетчеры и инициаторы донорства). Источник финансирования системы – средства федерального бюджета. Важно Оплата услуг по предоставлению донора должна производиться из регионального отделения НСД напрямую в стационар по факту выполненных работ

Администрация стационара в этом случае отвечает за реализацию выделенных средств федерального бюджета для организации донорства в стационаре,учета неиспользованных доноров, аудита летальности и профессиональное функционирование госпитальной трансплантационной координации.

При наличии НСД донор, образно говоря, “потеряет прописку” – полученные в процессе эксплантации органы уже не будут принадлежать тем или иным ведомственным учреждениям. Возникнут условия для формирования общего национального листа ожидания. На повестке дня окажется вопрос выработки критериев распределения органов на местном,региональном и национальном уровнях,появится возможность кооперации и обмена органов.

Произойдет также разъединение донорской и трансплантационной служб,донорство перестанет быть зависимым от интересов какого-либо трансплантационного центра, а предоставление доноров будет происходить силами администрации стационаров и трансплантационной координации, относящейся к НСД.

Структуру, обеспечивающую работу НСД, можно назвать, например, Ространсплант, а его центральное бюро может быть расположено в ФГУ  “ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова”.

Основными задачами региональных отделений Ространспланта будут:
• заключение договоров со стационарами о предоставлении доноров;
• прием на работу трансплантационных координаторов (региональных и госпитальных);
• прием на работу хирургов, осуществляющих эксплантацию, на условиях частичной занятости;
• ведение регионального листа ожидания;
• определение инфекционной безопасности донора, гистосовместимости и кросс-матч;
• организация работ по эксплантации,учет результатов, внешний донорский аудит;
• оплата услуги предоставления донора стационарам из средств федерального бюджета;
• предоставление донорских органов региональным и федеральным трансплантационным центрам, учет результатов;
• отчет в центральное бюро Ространспланта о донорской активности стационаров, ведении (исполнении) листа ожидания и о распределении донорских органов.

Финансирование региональных отделений должно осуществляться из центрального бюро Ространспланта.

Тогда основными задачами федеральных и региональных центров трансплантации будут:
• ведение листа ожидания совместно с региональным отделением Ространспланта;
• организация работ по трансплантации органов и ведению реципиентов;
• предоставление отчетности в региональное отделение Ространспланта об использовании донорских органов и их результатах;
• отчет в Минздравсоцразвития России о ведении (исполнении) листа ожидания и о результатах использования донорских органов.

Финансирование федеральных и региональных центров трансплантации должно производиться Минздравсоцразвития России напрямую, за услугу выполнения трансплантации донорского органа. Учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь методом трансплантации, несут ответственность за эффективность использования донорских органов.

Задача создания Ространспланта – построение эффективной национальной системы донорства, функционально объединяющей стационары, оказывающие экстренную медицинскую помощь, на основе принципов госпитальной и региональной координации и финансирования из средств федерального бюджета.

Список использованной литературы

1. Готье С.В., Мойсюк Я.Г., Ибрагимова О.С. Органное донорство и трансплантация в Российской Федерации в 2009 г.:II сообщение регистра Российского трансплантологического общества // Вестник трансплантологии и искусственных органов, 2010, т. XII, № 3, с. 6–15.
2. Готье С.В., Мойсюк Я.Г., Ибрагимова О.С. Тенденции развития органного донорства и трансплантации в Российской Федерации в 2006–2008 гг. Сообщение I(по данным регистра Российского трансплантологического общества) // Вестник трансплантологии и искусственных органов, 2009, т. XI, № 3, с. 8–16.
3. Полушин Ю. С., Резник О. Н., Сергиенко С. К., Логинов И.В. Кризис в органном донорстве: роль образовательных программ в его преодолении // Вестник анестезиологии и реаниматологии, 2009, т. 6,№ 2, с. 17–25.
4. Филипцев П.Я., Романовский Ю.Я., Ахметшин Р.Б. Анализ донорского потенциала отделения общей реанимации: проблемы и перспективы его использования // Вестник трансплантологии и искусственных органов, 2009, т. XI, № 4, с. 86–91.
5. Bilgel H., Sadikoglu G., Bilgel N. Knowledgeand attitudes about organ donationamong medical students // Transplantationsmedizin,2006, № 2, p. 91–96.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль