Оказание платных медицинских услуг в ЛПУ различных организационно-правовых форм

3658

Правовые основы осуществления приносящей доход деятельности

Гражданский кодекс РФ определяет учреждение как некоммерческую организацию (далее – НКО), созданную для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В учредительных документах НКО должны быть определены предмет и цели ее деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись только в соответствии с целями, ради которых НКО создана, и лишь постольку, поскольку это служит достижению этих целей.

Государственные и муниципальные учреждения (автономные, бюджетные или казенные) в любом случае являются НКО, поэтому для осуществления ими деятельности, приносящей доход, конкретные виды такой деятельности должны быть указаны в их учредительных документах.Важно Доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, поступают в самостоятельное распоряжение автономных и бюджетных учреждений. Доходы, полученные от такой деятельности казенными учреждениями, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ

Указанные положения конкретизируются в других законодательных актах. Так, согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” автономными признаются НКО, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (услуг) в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах, предусмотренных федеральными законами (в том числе в сфере здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).

Работы (услуги) выполняются автономным учреждением в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Помимо того, автономное учреждение вправе по своему усмотрению выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам, относящиеся к его основной деятельности, за плату и на условиях, одинаковых при оказании однородных услуг. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” бюджетным учреждением признается НКО, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (в т. ч. в сферах здравоохранения, социальной защиты, науки и образования).

Бюджетное учреждение, как и автономное, выполняет работы (услуги), относящиеся к основным видам его деятельности, в соответствии с государственным(муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

Сверх государственного (муниципального) задания (а в случаях, определенных федеральными законами, – и в пределах государственного или муниципального задания) бюджетное учреждение вправе выполнять работы и оказывать услуги гражданам и юридическим лицам за плату и на условиях, одинаковых при оказании одних и тех же услуг. Порядок определения платы за работы и услуги бюджетной организации устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ казенное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги (работы) и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Оказание платных медицинских услуг в ЛПУ различных организационно-правовых форм Важно Решение об оказании услуг (работ) казенным учреждением на платной основе принимает учредитель путем определения исчерпывающего перечня видов деятельности (в т. ч. платной), которые казенное учреждение вправе осуществлять (в соответствии с целями, для достижения которых оно создано)

Таким образом, действующая нормативно-правовая база позволяет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения осуществлять деятельность, приносящую доход, – в т. ч. оказывать платные медицинские услуги.Правовое регулирование ценообразования

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ оплата услуг производится по цене, определенной соглашением сторон. В ряде случаев, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Так, постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” (в ред. от 29.10.2010) утверждены Перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют:
• Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;
• органы исполнительной власти субъектов РФ.

В частности, в первый перечень вошли протезно-ортопедические изделия и лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), во второй – предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП.

Для всех остальных видов продукции, товаров народного потребления и услуг (кроме предусмотренных Перечнями) не допускается государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (путем установления фиксированных или предельных цен, надбавок, коэффициентов изменения цен, уровня рентабельности, декларирования повышения цен). Это касается всех хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.Важно Если учреждение не реализует товары, работы, услуги, включенные в Перечни, утвержденные постановлением № 239, то главный распорядитель средств бюджета не вправе устанавливать предельный уровень рентабельности или утверждать цены на продукцию, товары, услуги, которые производятся в процессе деятельности, приносящей доход

Оказание платных медицинских услуг в ЛПУ различных организационно-правовых форм

В то же время возможны разночтения в отношении муниципальных учреждений. С одной стороны, постановление № 239 распространяется и на них. С другой стороны, в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов местного самоуправления отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. При этом исключений для деятельности, приносящей доход, в законе не сделано.

Цена работ (услуг) зависит и от налогов, которые должно уплачивать медицинское учреждение.

Разберем ситуацию с налогами на добавленную стоимость. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ услуги по диагностике, профилактике и лечению, входящие в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ, независимо от формы и источника их оплаты не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Существует еще одно ограничение при формировании цен на платные услуги бюджетных учреждений. Как уже упоминалось, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” порядок определения платы за работы и услуги сверх установленного государственного (муниципального) задания устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Для федеральных бюджетных учреждений такой порядок утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 56н:
1. Учреждения имеют право самостоятельно определять возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу (работу), а также формировать и утверждать перечень платных услуг по согласованию с органом, исполняющим функции и полномочия учредителя (ОИФУ).
2. Руководитель учреждения утверждает цены на платные услуги по согласованию с ОИФУ.
3. Цены должны полностью покрывать издержки учреждения на оказание данных услуг (1).
4. Основаниями для определения цены являются:
• установленные нормативными правовыми актами РФ цены (тарифы) на платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения (при их наличии);
• размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также размер расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения.

При определении расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание платных услуг необходима следующая информация:
• анализ фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ)по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
• прогнозная информация о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
• анализ существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;
• анализ существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).

Оказание платных медицинских услуг в ЛПУ различных организационно-правовых форм

Следует особо подчеркнуть, что этот порядок не распространяется на виды деятельности, не являющиеся основными в соответствии с уставом учреждения.

Расчет цен на платные медицинские услуги

Рассмотрим несколько вариантов расчета цены на платные медицинские услуги.

Расчет с использованием удельных единиц трудоемкости (УЕТ). При использовании этого варианта рассчитывают стоимость определенного интервала времени работы (10 мин, 1 ч и т. п.) либо “эталонного” объема работы.

Традиционно метод УЕТ применяется при расчете стоимости стоматологических услуг. При этом за одну условную единицу трудоемкости принимается:
• на терапевтическом и хирургическом приеме: объем работы врача, необходимый для лечения среднего кариеса, завершенного наложением пломбы из цемента;
• на ортодонтическом приеме: объем работы врача, на выполнение которого требуется 15,7 мин;
• на ортопедическом приеме: объем работы врача, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки;
• для зуботехнических работ: объем работы зубного техника, необходимый для изготовления одной штампованной металлической коронки.

Классификатор основных стоматологических лечебно-диагностических мероприятий и технологий, выраженных в УЕТ, приведен, например, в Методических рекомендациях по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденных Минздравом России и Федеральным фондом ОМС 28.01.2001.

Традиционный расчет цен (учитывающий прямые и накладные расходы, а также прибыль). При установлении цены необходимо учитывать конъюнктуру рынка (сложившийся спрос и предложение на услуги в регионе), качество и потребительские свойства услуг.

Влияние конъюнктуры рынка может быть показано на примере разницы ценна одну и ту же услугу в регионах с большей или меньшей платежеспособностью населения (так, первичный прием врача-специалиста может стоить от 200 до1500 руб. в зависимости от региона, медицинского учреждения, специальности врача).

Потребительские свойства услуги также существенно влияют на цену: например, экспресс-диагностика стоит дороже“обычных” лабораторных анализов, что никак не связано с реальной себестоимостью услуги. Другой пример – надбавка за срочность оказания услуги, которая может увеличивать базовую цену втрое.

Заметим: если медикаменты или изделия медицинского назначения оплачиваются отдельно от самой услуги, то при изменении их цены перерасчет может производиться только в том случае, если при оформлении заказа расчет с пациентом был произведен не полностью.

Использование метода “директ-костинг”производится, когда цена на услугу складывается из суммы постоянных и переменных расходов.

Постоянные расходы не зависят оттого, оказывается услуга или нет. К ним, например, относятся оплата отопления, водоснабжения, электроэнергии, затрачиваемой на освещение, уборки территории; плата за аренду помещений и оборудования; расходы на приобретение канцелярских принадлежностей и т. п.

Переменные расходы возникают только при оказании услуги. Это, например, заработная плата непосредственных исполнителей, расходы на приобретение медикаментов, оплата питания, электроэнергии, необходимой для работы медицинского оборудования, и т. п.

Важно При ценообразовании методом “директ-костинг” в цену услуги не включается рентабельность

Использование этого метода предусматривает появление средств на развитие учреждения. Как они образуются? Например, лабораторное оборудование используется на 40%, что покрывает прямые затраты. Тогда при увеличении количества анализов (и загрузки оборудования) формируется прибыль – доля прямых затрат в себестоимости каждой оказанной услуги падает. Такая прибыль называется маржинальной.

Заметим, что различие в классическом ценообразовании и методе “директ-костинг”заключается не только в наличии или отсутствии рентабельности, но и в различном подходе к расчету общехозяйственных расходов. Так, при классической системе накладные расходы рассчитываются как процент от заработной платы основного персонала, непосредственно оказывающего платные услуги. При методе “директ-костинг” постоянные расходы рассчитываются в процентах к прямым расходам на услугу. В любом случае, какую бы методику мы ни использовали, основой для установления цены медицинской услуги должны являться стандарты оказания медицинской помощи.

(Продолжение следует) Источник информации
1 В случаях когда федеральным законом предусматривается оказание платной услуги в пределах государственного задания (в т. ч. для льготных категорий потребителей), такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×