Правовые аспекты организации управления здравоохранением в России

6512

В процессе управления здравоохранением принимают участие многие органы государственной власти, органы местного самоуправления, однако организацию реального воплощения целей здравоохранения осуществляют исполнительные органы государственной власти с присущими им полномочиями и структурой (1), которые в совокупности образуют систему органов управления здравоохранением.

Следует отметить, что определение органа управления здравоохранением в действующем законодательстве отсутствует. Однако, учитывая специфику здравоохранительных отношений, а именно множественность субъектов управления, необходимо законодательно установить, какие именно ведомства можно относить к органам управления здравоохранением.

Исходя из федеративного устройства нашей страны, система органов управления здравоохранением представлена федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности. Основные элементы системы органов управления здравоохранением – подсистема государственного управления, состоящая из федеральных и органов управления субъектов РФ, а также подсистема муниципального управления, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления.

В этой статье речь пойдет о федеральных органах управления здравоохранением. Они призваны осуществлять управление на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.Президент и Правительство РФ ››

Президент РФ принимает подзаконные нормативные акты и подписывает федеральные законы в сфере здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан. В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ Президент ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Согласно ст. 110 Конституции РФ, исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере определены Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”. Правительство РФ исполняет, в частности, следующие функции:
• проводит федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан;
•разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы;
• в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения;
•представляет палатам Федерального Собрания РФ ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

Руководствуясь законодательством РФ, Правительство РФ осуществляет регулирование: основных требований, предъявляемых к деятельности государственных и муниципальных органов по созданию условий, необходимых для поддержания физического и психического здоровья граждан; компетенции федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; основных положений об организации учреждений здравоохранения и их взаимоотношениях с гражданами; организации оказания гражданам лечебной лекарственной помощи, а также решает основные вопросы подготовки кадров для системы здравоохранения.

В то же время полномочия по непосредственному государственному руководству отраслью здравоохранения сосредоточены в руках отраслевых органов.

Правовые аспекты организации управления здравоохранением в РоссииМинздравсоцразвития России ››

В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Минздравсоцразвития функционирует на основании Указов Президента РФ от09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”, от 12.05.2008 № 724“Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти”, постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” (далее –постановление № 321).

Министерство обладает всеми основными признаками, присущими любому другому административному ведомству. В его структуру входят отраслевой, программно-целевой блок, разветвленная сеть учреждений здравоохранения, многоуровневая система управления. Основными задачами Минздравсоцразвития России, в соответствии с Положением о нем, являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. Помимо основных министерство решает также специальные (тактические) задачи, предусмотренные программой социально-экономического развития России на соответствующий период. В связи с этим на Минздравсоцразвития России возложены многочисленные управленческие функции и полномочия отраслевого и межотраслевого управления.

В структуру Минздравсоцразвития России входят
• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
• Федеральная служба по труду и занятости;
• Федеральное медико-биологическое агентство;
• федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия.

Министерство также координирует деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом практической реализацией управленческих полномочий занимается Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), чья деятельность регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323.

Правовые аспекты организации управления здравоохранением в РоссииВзаимодействие с другими федеральными органами ››

В соответствии с постановлением № 321 Минздравсоцразвития осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Например, согласно ст. 37.2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы),“оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи”. В связи с этим в реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан велика роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Министерства финансов РФ и их территориальных подразделений. Министерство обороны совместно с Минздравсоцразвития России принимает меры по повышению уровня медицинского обеспечения и качества медицинского обслуживания населения в рамках федеральных целевых программ по защите населения РФ от воздействия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия.

Взаимодействие Минздравсоцразвития России с такими федеральными органами исполнительной власти, как Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, осуществляется в форме совместного контроля за оборотом и порядком использования наркотических средств и психотропных веществ.

Требования Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии обязательны для исполнения Минздравсоцразвития России при выдаче министерством разрешений на применение в медицинских целях лекарственных и диагностических средств, иммунобиологических препаратов, новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий, а также при утверждении государственных стандартов (в пределах своей компетенции) и медико-технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику.

В развитии материально-технической базы системы здравоохранения и регулировании инвестиций в здравоохранение наряду с Минздравсоцразвития участвуют Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли. Вопросы экспорта и импорта лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники напрямую связаны с качеством профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мер по охране здоровья. Минздравсоцразвития России решает этот комплекс вопросов совместно с Министерством экономического развития и Министерством промышленности и торговли, с Федеральной таможенной службой.Фонды страхования ››

В современных условиях рыночной экономики к системе органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования. Фонды в рамках своих полномочий активно участвуют в управлении охраной здоровья населения. Фактически эти федеральные ведомства осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, наделены оперативной самостоятельностью, имеют большие штаты, образуются высшими органами государственной власти, подотчетны и подконтрольны им. Образование, организационная структура и порядок деятельности фондов в основном регламентируются административно-правовыми нормами.

Фонд социального страхования РФ (далее – ФСС РФ) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101“О Фонде социального страхования Российской Федерации”, управляет средствами государственного социального страхования и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Это самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. В основные задачи ФФОМС входят финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для достижения баланса объема и качества медицинской помощи на всей территории России; аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.

Для решения этих задач ФФОМС наделен следующими управленческими функциями:
• участвует в разработке базовой программы ОМС и выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам для выполнения территориальных программ ОМС;
• осуществляет организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС;
• совместно с территориальными фондами ОМС контролирует своевременность и полноту перечисления страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС, проводит ревизии и целевые проверки с целью контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС.Общественные объединения ››

Нельзя не согласиться с мнением Ю.Л. Шевченко о том, что в приоритетных областях современного российского здравоохранения первостепенная роль принадлежит неофициальным властным институтам, не министерским или региональным органам управления, а профессиональным и общественным медицинским объединениям.(7) Так, важную роль в регулировании вопросов здравоохранения, и в первую очередь в защите прав медицинских работников, играют профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Согласно ст. 62 Основ профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации принимают участие:
•в разработке норм медицинской этики и решении вопросов, связанных с нарушением этих норм;
•разработке стандартов качества медицинской помощи, федеральных программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, в присвоении медицинским и фармацевтическим работникам квалификационных категорий;
•соглашениях по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и в деятельности фондов ОМС.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации субъектов РФ могут проводить проверочные испытания медицинских и фармацевтических работников по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан с выдачей им соответствующего сертификата специалиста, а также вносить предложения о присвоении им квалификационных категорий.

На государственном уровне успешно функционируют Ассоциация врачей России, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер, Общество прав потребителей, Профсоюз медицинских работников, Российское общество Красного Креста, различные религиозные организации. Приказом Минздравсоцразвития России от 22.06.2011 № 601 создан Совет общественных организаций по защите прав пациентов при Минздравсоцразвития России. С 2000 г. действует общероссийская общественная организация “Лига защитников пациентов”.

Деятельность перечисленных обществ и организаций крайне важна как для развития национального здравоохранительного законодательства, так и для решения проблем медицинского образования, использования и защиты медицинской информации, применения технологий и, конечно, этических проблем в медицине. Эти объединения призваны выражать и отстаивать интересы общества в институтах государственного управления. Ведь в соответствии с нормами международного права российским законодательством и профессиональными кодексами на врачей возложена обязанность не только лечить и заниматься профилактикой болезней, но и побуждать власть к активным действиям.

Заключение ››

В рамках рассматриваемой темы следует отметить, что эффективной деятельности органов управления здравоохранением препятствует ряд известных проблем. Это и организационные проблемы (множественность органов управления здравоохранением и их функций, “раздутость” их аппарата, отсутствие системы органов исключительно здравоохранительной направленности), и функциональные проблемы (дефицит материальных ресурсов, трудности с внедрением информационных систем, несогласованность действий), и проблемы соблюдения законности и дисциплины (высокий уровень коррупции; низкая профессиональная подготовка кадрового состава; несознательность и безответственность; отсутствие должного контроля за исполнением законодательства РФ, нецелевое использование, а порой хищение бюджетных средств, безнаказанность за совершение должностных преступлений). Полагаем, что социальная политика государства в области здравоохранения, а также мероприятия проводимой модернизации здравоохранения должны быть нацелены прежде всего на разрешение и устранение обозначенных проблем. Создание усовершенствованной системы органов управления здравоохранением, гармоничной и эффективной, способно поднять российское здравоохранение на качественно новый уровень, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья нации.

Источники информации
1 Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России / О.В. Никульникова. Энгельс: Регион, 2001. С. 17.
2 См.: Акопян А.С. Скальпель для системы здравоохранения // Экология и жизнь. 2005. № 5(46). С. 66.
3 По данным БСЭ 1969–1978 гг., “Аптекарский приказ – высшее государственное медицинское административное учреждение в России 16–17 вв., ведавшее всем медицинским и аптечным делом, преобразованное при Борисе Годунове в 1594–95 из учрежденной в 1581 Аптекарской палаты”.
4 Давыдова И.Л., Яровинский М.Я. Аптекарский приказ. Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1992.
5 Мирский М.Б. Медицина России X–XX веков: Очерки истории М.Б. Мирский. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2005. С. 139–140.
6 Мирский М.Б. Государственная медицина – оптимальная модель и ценнейшее достояние отечественного здравоохранения /М.Б. Мирский. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. С. 38.
7 Шевченко Ю. Л. Врач и государство, здравоохранение и нравственность, медицина и право // Экономика здравоохранения. 1999.№ 11–12. С. 13–17, 20–25.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль