Управление современным ЛПУ: инновационный подход

7484

В июне 2011 г. в субъектах Российской Федерации завершилось утверждение программ модернизации здравоохранения. Программы направлены на совершенствование инфраструктуры ЛПУ, создание комфортных условий лечения больных, улучшение оснащенности учреждений и стандартизацию предоставляемой медицинской помощи. Комплексные социально-экономические, организационные и другие мероприятия взаимосвязаны по ресурсам, исполнителям и срокам реализации [2]. Все процессы модернизации отрасли должны быть реализованы достаточно быстро.

В современном менеджменте подобные ситуации трактуются как вызов, несущий одновременно и новые возможности, и угрозы явного или скрытого характера. При выборе линии поведения нужно понимать, что достижение финансовой устойчивости и конкурентоспособности ЛПУ не должно противоречить стратегической цели функционирования любой медицинской организации. Как известно, эта цель – оказание медицинской помощи надлежащего качества.

По сути к медицинской организации применимы несколько глобальных характеристик:
• социальный статус: степень удовлетворения общественных потребностей в медицинских услугах;
• технический статус: уровень использования высоких технологий, современной медицинской аппаратуры и лекарственных препаратов;
• экономический статус: результативность хозяйственного управления.

Для инновационного развития страны в целом (и для модернизации здравоохранения – в частности) нужны люди, способные принимать эффективные решения, развивать медицинский бизнес, обеспечить производство качественных медицинских услуг. Подготовке таких руководителей медицинских учреждений и должна служить интегрированная система управленческого образования в здравоохранении, обеспечивающая дуализм (сочетание управленческой и медицинской составляющих) при формировании их профессиональной культуры.Важно В медицинской практике и в управлении здравоохранением нет предопределенных, трафаретных решений. С самого начала своей деятельности врачу-руководителю приходится решать творческие задачи, действовать “не по правилам”

В случае если ЛПУ возглавляет квалифицированный руководитель – всесторонне образованный специалист, владеющий необходимыми компетенциями и представляющий всю специфику и сложность функционирования отрасли, он может интегрально проявить свои знания, умения и навыки. Если же на руководящем посту оказывается человек, не представляющий себе всю сложность технологического процесса оказания медицинской помощи, или лицо, не готовое и не способное ориентироваться в финансовых потоках, осуществлять бизнес-планирование и реально управлять всеми имеющимися ресурсами, то медицинское учреждение не сможет функционировать эффективно.

Среди экономистов широко распространено убеждение, что развитые рыночные отношения сами по себе способны сформировать цели, интересы, ценностные ориентиры и другие характерные черты как отдельной личности, так и фирмы в целом.

К сожалению, эта схема не соответствует предназначению (миссии) функционирования медицинской организации. Как правило, корпоративная культура медицинской организации во многом определяется компетентностью ее руководства. Имеется определенный риск: если управление ЛПУ находится в руках специалиста только с экономическим, юридическим, управленческим или каким-либо другим немедицинским образованием, то кадровый ресурс – так называемый человеческий капитал – станет для него лишь средством достижения определенных экономических целей (дохода, прибыли, капитала).Важно В настоящее время в специальной литературе по менеджменту управление “по целям” признано малоэффективным. С конца ХХ в. предпочтение отдается технологии управления “по результатам” деятельности

Понятие “результат” включает в себя развитие организации, укрепление межличностных контактов, человеческий фактор (творческие возможности, развитое мышление, самодисциплина) и т. д.

По данным В.Н. Иванова (1998), западные системы социального управления, в том числе и “по результатам” (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, – они организационно обеспечивают его достижение, опираясь на доверие к работнику, готовность к сотрудничеству, уважение к творческим способностям человека [3]. От современного руководителя, и в частности – руководителя ЛПУ, требуется адекватный ответ на все вызовы времени. Необходимо формировать у руководителя здравоохранения социальную ответственность, способность оценивать этичность действий и поведения людей.Важно Этика менеджмента в здравоохранении, которой определяются действия медицинской организации в целом и руководителей различного уровня внутри нее (заместителей главного врача по экономической, лечебной, экспертной и другой работе, заведующих лечебно-диагностическими отделениями, начальников хозяйственной и других служб обеспечения), призвана стать ядром их социальной ответственности при выборе оптимального управленческого решения

Разработка “социального проекта” медицинской организации включает в себя прогнозирование и проектирование нового состояния организации, адекватного процессам модернизации и ее реальным возможностям. Необходимо всесторонне технологически проработать особенности межличностной коммуникации сотрудников в процессе оказания медицинской помощи, а также применения индивидуальных мотивационных стимулов.

Для того чтобы поведение руководителя было этичным, оно должно сочетать разумность и уважение к личности. Разумность– это принятие этичной точки зрения, что требует рационального мышления, отсутствия импульсивности, ясного понимания целей и задач, прогнозирования последствий альтернативных решений, внимания к деталям и конкретностям. Уважение предполагает серьезный подход к потребностям и интересам людей, учет их при принятии решений.

Категорическим императивом менеджмента любой частной компании были и всегда будут прибыльность и финансовое процветание (что особенно ярко проявляется в банковской сфере). В этом случае этические требования социального менеджмента рассматриваются лишь как дополнение, а не как замена стремлений к реализации экономических и иных интересов [1]. Совсем другое дело – учреждение, обеспечивающее выполнение Программы государственных гарантий предоставления медицинской помощи населению, или частная стоматологическая клиника, конкурентоспособность и выживаемость которых напрямую зависят от качества предоставляемых ими медицинских услуг. Менеджмент и предпринимательство в здравоохранении не могут существовать вне сферы этики и нравственности.

В связи с тем, что каждой области человеческой деятельности соответствует своя профессиональная культура поведения, изначально имеется противоречие интересов руководителя клиники, экономиста, начальника хозяйственной службы, практикующего врача, среднего и младшего медицинского персонала и потребителя медицинской услуги – пациента.

Важно Баланс интересов всех субъектов лечебного процесса можно соблюсти, лишь объединив разные векторы их деятельности в технологическом процессе оказания медицинской помощи населению общей нравственной платформой −этикой работника здравоохранения

Как ни странно, создание нравственно-этической платформы деятельности современной организации нашло отражение в соответствующих принципах Totalquality management (TQM, всеобщее управление качеством) и в требованиях к системам менеджмента качества международных стандартов ISO 9001:2008. Так, всемирно признанный “гуру качества” Э. Деминг утверждает, что обеспечение конечного качества – это всегда зона совместной ответственности [2].

Обеспечение качества медицинской помощи – это зона совместной ответственности всех заинтересованных сторон: врача и пациента, врача и фармацевта, главного врача и экономиста ЛПУ и многих других специалистов, работающих в сфере здравоохранения. Организация инновационной деятельности медицинского учреждения требует внедрения механизма управления “по результатам”, а создание широкомасштабного “социального проекта” в медицинской организации должно стать основой ее корпоративной культуры и залогом обеспечения надлежащего уровня качества медицинской помощи, оказываемой населению.

Нужно признать, что процесс модернизации здравоохранения повышает спрос не столько на высококвалифицированных менеджеров общего профиля, сколько на отраслевых администраторов и экономистов. Они должны четко представлять технологию лечебного процесса, специфику информационных и финансовых потоков в здравоохранении, а также иметь навык менеджмента качества медицинской помощи.

Высшее профессиональное образование подразумевает получение некоего набора знаний (освоение определенных дисциплин) и выработку определенных способностей (например, системного мышления). Но образование будущего руководителя здравоохранения не может исчерпываться только этим, – следует формировать его нравственно-этическую компетенцию, адекватную профессиональной культуре медицинского сообщества.

Управление современным ЛПУ: инновационный подход

Руководитель медицинской организации (независимо от форм собственности) обязан принимать решения, заботясь в том числе о социальной ориентированности своего выбора. В этом случае уже недостаточно знания теории управления и законов экономики.

Важно Сегодня в здравоохранении дефицит людей, способных принимать ответственные решения, обеспечивающие реализацию стратегии модернизации отрасли

Изучив мнение врачебного сообщества (2007 г.) о причинах низкого качества подготовки управленческих кадров для здравоохранения, мы установили, что почти в равном количестве респонденты определили три ведущие причины:
• недостаточное внимание органов власти к подготовке кадров (28%);
• низкий уровень финансирования(27%);
• несовершенство программы обучения(25%).

В ходе исследования нами были определены приоритеты профессиональной подготовки управленческого корпуса здравоохранения. На вопрос, какое образование должен иметь руководитель ЛПУ и органов здравоохранения, больше половины респондентов (57,1%) ответили, что только высшее медицинское образование и определенный стаж клинической работы дают возможность стать руководителем ЛПУ.

Весьма примечательно, что треть респондентов(33,9%) учитывает возможность получения додипломного управленческого и экономического образования в медицинском вузе и отдает предпочтение этим выпускникам как будущим руководителям медицинских организаций. Только 6,3% приемлют профессионального менеджера без профильного медицинского образования в качестве руководителя медицинской организации (рис. 1).Важно Только система непрерывной профессиональной подготовки менеджеров и экономистов здравоохранения через многоуровневое образование в медико-университетском комплексе обеспечит приобретение ими соответствующих профессиональных и личностных компетенций, в результате чего будет сформирован новый тип инициативного, творческого и самостоятельного отраслевого руководителя

Традиция непрерывного профессионального развития “через всю жизнь” является отличительной особенностью медицинского образования в стране. Для формирования резерва руководящих кадров здравоохранения необходимо их непрерывное экономическое образование. Это требует обеспечить совместимость социальных норм качества подготовки по направлениям “здравоохранение” и “экономика” и по этапам (додипломный, послевузовский и профессиональной переподготовки) непрерывного профессионального развития специалиста (рис. 2).

Управление современным ЛПУ: инновационный подход

Такая совместимость обеспечивается едиными государственными требованиями, совместимостью образовательных стандартов по ступеням непрерывного образования и интеграцией целей образовательных программ по направлениям подготовки.

Следует с особой тщательностью рассматривать вопрос о профильности экономического образования в ведущих медицинских вузах России. В настоящий момент оно не “лишнее” и не “чуждое”, а абсолютно необходимое для проведения модернизации отрасли и внедрения инноваций в сферу здравоохранения. Внутривузовская педагогическая интеграция призвана разрешать противоречие высшего профессионального медицинского и экономического образования между объективно существующей дифференциацией дисциплин и целевым направлением подготовки специалиста в области экономики и управления здравоохранением.

Создание и последующая аккредитация экономического факультета в МГМСУ –это реализация интеграционных процессов высшего профессионального образования, с помощью которых была выстроена университетская система непрерывной подготовки специалиста в области управления и экономики здравоохранения. Многоуровневая структура профессионального медицинского образования при наличии разных направлений обучения в рамках одного вуза представляет собой уникальную образовательную среду, способную обеспечить высокое качество подготовки такого специалиста и приобретение им соответствующих нравственно-этических компетенций, что необходимо для эффективного формирования управленческого потенциала отрасли.

В течение последних пяти лет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ проводилась работа по совершенствованию последипломной подготовки по специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье”. Она была ориентирована на формирование у действующих руководителей ЛПУ навыков эффективного менеджмента и проходила при одновременной доработке рабочих программ краткосрочных циклов тематического усовершенствования по актуальным проблемам здравоохранения (клинико-экспертная работа, управление качеством медицинской помощи, предпринимательская деятельность в стоматологической организации и др.).

В результате была создана современная программа первичной специализации (профессиональной переподготовки)организаторов здравоохранения. Таким образом была обеспечена преемственность основных образовательных программ, ориентированных на формирование у организаторов здравоохранения высоких профессиональных компетенций в области современного менеджмента.

Для достижения целей модернизации целесообразно предусмотреть профессиональную переподготовку по специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье” не только лиц, замещающих должности главного врача и заместителя главного врача, но и заведующих клинико-диагностическими отделениями.

Сегодня возможности подготовки врачей по различным специальностям существенно расширились. В то же время, в основной специальности 040120 “Организация здравоохранения и общественное здоровье (социальная гигиена и организация здравоохранения)” профессионального медицинского последипломного образования не выделяется отдельная специальность, требующая дополнительной подготовки в области управления и экономики здравоохранения.

Существующая нормативно-правовая база предоставляет возможности для внесения изменений в отраслевую номенклатуру специальностей (в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию) и введения отдельных позиций специализации в специальности “Организация здравоохранения и общественное здоровье”.

Нами были предложены следующие позиции:
040120.01 “общественное здоровье”;
040120.02 “управление здравоохранением”;
040120.03 “экономика здравоохранения”;
040120.04 “управление качеством медицинской помощи”.

Это наше предложение было одобрено и включено в резолюцию пятой всероссийской научно-практической конференции “Медицина и качество – 2009”.

Следующей задачей мы считаем включение выпускников управленческих и экономических факультетов, уже работающих в здравоохранении, в действующую систему обязательного повышения квалификации медицинских работников в категории “сотрудники учреждений здравоохранения”.

Решение проблемы качества медицинской помощи, оказываемой в ЛПУ независимо от его формы собственности, определяется эффективностью руководства. Инновационный менеджмент в здравоохранении невозможен без корпуса подготовленных менеджеров с развитыми ключевыми компетенциями, являющихся неотъемлемой частью “человеческого капитала” любой медицинской организации. Под человеческим капиталом подразумеваются те практические знания, навыки и умения индивида, которые увеличивают возможности осуществлять профессиональную деятельность, имеющую определенную экономическую ценность и инвестиционную привлекательность.

Вопрос не в том, кто будет стоять у руля медицинской организации – врач с профессиональным медицинским образованием или менеджер с профессиональным экономическим образованием, а в том, насколько этот руководитель сегодня компетентен решать сложные отраслевые задачи в условиях модернизации здравоохранения. На смену спору “кто важнее” должно прийти понимание взаимовыгодного сотрудничества.

Список использованной литературы
1. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. – Финансы и статистика, 2001.
2. Голикова Т.А. О разработке и принятии региональных программ модернизации здравоохранения // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. – 2011. – № 1.
3. Деминг У. Э. Новая экономика / Пер.с англ. Т. Гуреш. – М.: Эксмо, 2006.
4. Социальный менеджмент: Курс лекций / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. – М.: Изд-во МГСУ “Союз”, 1998.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

Обновить руководящий состав медорганизаций

Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций

Федот ТУМУСОВ: журналу «Здравоохранение». «Есть задача – обновить руководящий состав медорганизаций»


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль