Эффективность механизмов правового регулирования в медицинском праве

2282

С точки зрения общей теории права понятие “механизм правового регулирования” производно от понятия правового регулирования и представляет собой комплекс правовых средств, обеспечивающий результативное правовое воздействие на общественные отношения. В рассматриваемом случае это отношения в области охраны здоровья.

Изучение механизма правового регулирования (МПР) в сфере здравоохранения требует рассмотрения не только юридического, но и психологического аспекта МПР. Немаловажен также и социальный аспект: среда применения норм медицинского права, последствия действия этих норм, правовая ориентация и установки субъектов и участников правовых отношений.

Общая система знаний человека и общества оправе и его современном состоянии и предложений по совершенствованию правовых норм есть правосознание. Взаимодействие любых норм права и правосознания происходит в рамках правового регулирования общественных отношений.

Правовое регулирование определяется классической наукой как осуществляемое при помощи правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя.

Так, правовое воздействие на общественные отношения в сфере здравоохранения, по нашему мнению, прерогатива государства. Теоретическая позиция ряда ученых-цивилистов, согласно которой возможностью правового регулирования обладает не только государство, но и другие субъекты, например, общество (принятие локальных актов организацией-работодателем, закрепление правовых диспозиций в соглашениях и иных сделках сторон и т. д.), не убедительна. И прежде всего потому, что только государство признает за указанными видами правовых норм юридическую силу, т. н. “властно-государственное принуждение“. Признаки договорного регулирования некоторых общественных отношений в здравоохранении не исключают, а только подтверждают их государственно-властный характер.

Таким образом, правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения – это результативное, осуществляемое при помощи системного комплекса особых правовых средств (в целях упорядочения, охраны и развития этих отношений в соответствии с требованиями социума), преимущественно государственное воздействие на общественные отношения в сфере охраны жизни и здоровья человека и гражданина.

Из этого определения следует, что неизменная цель правового регулирования – упорядочение, охрана и развитие конкретных общественных отношений.

Статьей 41 Конституции РФ определено, что каждый [человек и гражданин] имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Следовательно, целью правового регулирования общественных отношений в сфере здравоохранения является создание такого правопорядка, который бы обеспечивал выполнение конституционных гарантий каждого человека, а также общества в целом на охрану жизни и здоровья.

Основными участниками правовых отношений в сфере охраны жизни и здоровья человека и гражданина выступают пациент и медицинская организация (учреждения государственной, муниципальной систем здравоохранения, частные медицинские организации, частнопрактикующие врачи).

Однако обращает на себя внимание ряд моментов. Государство реализует закрепленное в ч. 1 ст. 41 Конституции право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь через государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения. При этом в РФ признается не только публичная (государственная и муниципальная), но и частная медицина. Далее, претворение в жизнь направлений и ряда основных мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения возложено на медицинские организации. В то же время фактическим исполнителем функции государства в области правового регулирования охраны жизни и здоровья каждого является медицинский работник (прежде всего врач), не упомянутый в ст. 41 Конституции РФ.

Помимо прочего государство контролирует сферу здравоохранения посредством соответствующих органов публичной власти: органы управления здравоохранением, лицензирующие органы. Это обстоятельство обусловливает наличие уникальных внутрисубъектных связей, особых правоотношений: между учреждением и работником; между руководителем учреждения и органом управления здравоохранения; между лицензирующим органом и учреждением и т. д. Подобные связи должны быть изучены и соответствующим образом урегулированы.Правовое регулирование в медицинском праве ››

Принято выделять три базисных способа правового регулирования: позитивное обязывание, дозволение и запрет.

Дозволение, запрет, а также санкция не порождают правоотношение (статические способы правового регулирования). При этом позитивное обязывание по сути следует считать двигателем правового регулирования (нормы заставляющего, динамического воздействия).

Поведение пациента опосредовано юридическими дозволениями, которые имеют существенное значение, поскольку в основе реализации субъективных прав лежит воля пациента (человека и гражданина), которая сообразуется с целями правового регулирования государства в данной сфере, формируемыми на основе интересов общества. Несмотря на то что в основе отдельных прав пациента лежит обязанность совершать те или иные действия (например, обязанность работающего пациента дважды в год проходить дополнительную диспансеризацию), исполняются такие обязанности по усмотрению самого пациента.

Запреты в праве устанавливаются не только с помощью запретительных правовых норм, но и посредством позитивно обязывающих норм, предписывающих субъектам определенное поведение, отклонение от которого не допускается.

Позитивное обязывание – распространенный способ правового регулирования, который заключается в описании должного и допустимого поведения субъекта правоотношения. Именно этот способ служит основой договорных отношений в сфере здравоохранения. При этом должное поведение одного из субъектов правоотношений подчас не зависит от предварительных действий другого. Так, учреждение здравоохранения окажет необходимую медицинскую помощь человеку помимо его воли (согласия) в случае угрозы его жизни и здоровью. В случае отказа законных представителей несовершеннолетнего пациента учреждения от медицинского вмешательства в отношении такого пациента, при угрозе его жизни и здоровью медицинское учреждение обязано обратиться в суд за получением соответствующего согласия. Позитивно-обязывающие нормы можно назвать нормами заставляющего воздействия.

Следующий действенный способ правового регулирования – санкции. С их помощью государство побуждает участников отношений к должному поведению. Устанавливая конкретную санкцию за то или иное нарушение, государство тем самым определяет общественную опасность совершенного проступка.

Кроме описанных общепризнанных теорией права способов правового регулирования для медицинского права можно выделить особый способ –ценностную мотивацию. Ценностная мотивация – неотъемлемый способ правового регулирования медицинского права, лучше всего позволяющий понять психологические мотивы, побуждающие конкретного человека заниматься медицинской деятельностью. Мотивация предполагает социальную активность участников общественных отношений и в большей мере, в отличие от санкции, запрета, дозволения и даже позитивного обязывания, согласуется с экономическими, политическими, духовно-нравственными факторами, влияющими на поведение людей.

Важность здравоохранения в общественной жизни определяет особые требования к лицам, желающим заниматься медицинской деятельностью. Вместе с тем сами будущие медицинские работники должны обладать особыми психологическими качествами, чтобы адекватно воспринимать специфику медицинской профессии. Любой человек, обратившийся за медицинской помощью, рассчитывает на соответствующее отношение со стороны врача (медицинской сестры). Поэтому ценностная мотивация складывается из таких элементов, как высокая моральность, особый тип психологии медицинского работника, гуманность, и влияет на заинтересованность медицинского работника в профессиональном развитии и росте. Последнее особенно важно в наше время, когда общественное благо, ради которого лицо выполняет свою трудовую функцию, отходит на второй план.

Механизм правового регулирования как способ государственного вмешательства в общественные отношения в сфере охраны жизни и здоровья включает особые элементы: норму права (как промежуточный результат правового регулирования), юридический факт (основание для возникновения, изменения или прекращения позитивных прав и юридических обязанностей), правоотношение, а также реализацию прав и обязанностей.Эффективность механизма правового регулирования ››

Говоря о механизме правового регулирования здравоохранения, нельзя не коснуться вопроса его эффективности. Под эффективностью правового регулирования понимается соотношение между результатом правового регулирования (правоприменительная практика) и стоящей перед ним целью (создание должного правопорядка).

Существует несколько путей повышения эффективности правового регулирования:
1) совершенствование правотворчества;
2) совершенствование правоприменения;
3) повышение уровня правовой культуры и правосознания субъектов права.

1. Не секрет, что именно несовершенство законодательной базы приводит к появлению пробелов в праве, которые делают недосягаемой либо затрудняют достижение главной цели правового регулирования – охрана жизни и здоровья каждого человека и гражданина. При этом под законодательной базой понимаются не только федеральные законы и подзаконные акты Правительства РФ, министерств и ведомств. В нее входит и массив нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере охраны жизни и здоровья человека и гражданина.
Важнейшим этапом совершенствования правовых норм является утверждение стандартов оказания медицинской помощи, а также правил надлежащего правового поведения субъектов правоотношений (как лечебного учреждения, так и пациента).

2. Совершенствование правоприменения действенно лишь в том случае, если общие либо частные вопросы (право на бесплатную медицинскую помощь; кадровая укомплектованность лечебно-профилактического учреждения) уже урегулированы нормами права, но правоприменительная практика в силу объективных (финансовые аспекты финансирования учреждений здравоохранения) либо субъективных (неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником возложенных на него должностных обязанностей) факторов не позволяет достичь целей правового регулирования.
Этот путь повышения эффективности МПР требует более активного применения правовых средств, имеющихся в распоряжении субъектов права.

3. Последний путь повышения эффективности МПР самый сложный, но, на наш взгляд, наиболее важный.

Возникающие при применении тех или иных норм права проблемы традиционно связывают с недостаточно высоким уровнем правовой культуры субъектов правоотношения. Вместе с тем действующим законодательством, а также теорией медицинского права недостаточно полно урегулирован вопрос о правовых обязанностях и ответственности главного субъекта здравоохранительных правоотношений – пациента.

Сутью правового регулирования за два последних десятилетия стало закрепление за пациентом максимального объема прав при минимальном объеме обязанностей, тогда как именно ради охраны жизни и здоровья пациента и функционирует национальная система здравоохранения. Повышение уровня культуры субъекта правоотношения(пациента) и закрепление необходимого объема прав и обязанностей – один из ведущих путей достижения целей правового регулирования медицинского права.

Но, говоря о пациенте, нужно принимать во внимание фактор слабой стороны правоотношения, каковой при общении с медицинской организацией в лице медицинского работника выступает пациент. Медицинская организация обязана способствовать повышению уровня заинтересованности пациента в собственном здоровье.

Соблюдение требуемого баланса интересов всех субъектов и участников правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья членов общества сделает возможным достижение поставленных целей правового регулирования.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно


Рассылка




Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль