text

🎁 УЛЁТНЫЕ СКИДКИ 30%! Поймать »

Здравоохранение

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

  • 29 августа 2012
  • 4954

Организация медицинской деятельности лечебно-профилактических учреждений напрямую зависит от их ресурсного обеспечения. На макроэкономическом уровне эффективный менеджмент ресурсов снижает финансовые риски государства и повышает удовлетворенность населения как потребителя медицинских услуг. На уровне ЛПУ рациональное использование материально-технических и финансовых ресурсов оказывает значительное влияние на качество оказываемой медицинской помощи и обеспечивает стабильное функционирование учреждения как хозяйствующего субъекта.

Полномочия по нормативно-правовому регулированию реализации Закона № 94-ФЗ находятся в ведении Минэкономразвития России. Вместе с тем определение потребности медицинских организаций в материальных ресурсах (в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, специальном оборудовании и т. д.) существенно отличается от подобной деятельности в других отраслях – строительстве, промышленности и т. д.Важно Отсутствие у Минздравсоцразвития России полномочий по нормативному и методическому регулированию ресурсного обеспечения ЛПУ привело к полиморфизму подходов при принятии главными врачами решений о методологии этой работы и о распределении обязанностей и ответственности сотрудников, задействованных в ресурсном обеспечении. Это, в свою очередь, становится причиной множества процедурных и иных нарушений

Объем задач по ресурсному обеспечению, решаемых непосредственно медицинским учреждением, определяется полномочиями по размещению заказов, делегируемыми органами власти регионов и вышестоящим органом управления здравоохранением. При этом проведение процедур размещения заказов может быть как централизованным (на уровне органа исполнительной власти региона, уполномоченного на размещение заказов), так и закрепленным непосредственно за учреждением.

Приведем сравнительный анализ централизованной и децентрализованной модели управления размещением заказов. При построении организационной системы размещения заказов в конкретном ЛПУ целесообразно использовать преимущества и нивелировать недостатки каждой из моделей.

В условиях наличия у ЛПУ полного объема закупочных компетенций ресурсное обеспечение может быть представлено в виде комплекса взаимосвязанных процессов. Реализация каждого из них представляет собой сходную последовательность действий, приводящих к заключению и исполнению государственного контракта. Каждый процесс имеет определенные этапы реализации (рис. 1).

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

Отсутствие унифицированных подходов к работе приводит к проявлению проблем и ошибок, которые могут возникать на любом из этапов. Так, например, завышение потребности на этапе планирования приводит к образованию сверхнормативных производственных запасов. Следствием этого становится необоснованное отвлечение оборотных средств, что в условиях ограничения финансовых ресурсов неизбежно сопровождается появлением дефицита на других направлениях.

С целью изучения подходов к планированию закупок, применяемых в различных ЛПУ, в 2009–2010 гг. нами было проведено анонимное анкетирование сотрудников, отвечающих за обеспечение своих подразделений медикаментами и расходными материалами медицинского назначения. В опросе участвовали 364 сотрудника 38 лечебных учреждений 4 регионов Российской Федерации.

Оказалось, что 8 из 10 опрошенных не знакомы с требованиями законодательства о размещении заказов или знакомы с ним в общих чертах (39,6 и 40,7% соответственно). Это неудивительно, только каждый десятый (11,5%) респондент сообщил о проведении специального обучения персонала, ответственного за составление заявок.

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решенияАктуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

Также нет единого подхода в назначении ответственного за составление заявки лица: в одних учреждениях это заведующие отделениями (30,2%), в других – старшие медицинские сестры (42,0%), а четверть опрошенных (26,6%) указали одновременно и заведующего отделением, и старшую медицинскую сестру. Отсутствует и единая система согласования заявок: в половине учреждений (53%) они согласовываются с заместителем главного врача по профилю, в трети учреждений (31,3%) – с “представителем администрации”, в каждом десятом случае (12,4%)– с главными медицинскими сестрами.

Отсутствует единая политика в периодичности подачи заявок на закупку в различных ЛПУ. Так, в 25,8% ЛПУ заявка формируется и утверждается на текущий год, в 25,3% – ежеквартально, в 26,6% – ежемесячно, 19,5% подают заявки на закупку бессистемно, когда в отделении заканчивается расходный материал, а 2,7% выбрали другой вариант ответа.

Отсутствует и единая методология составления заявок: более половины респондентов (56,6%) формируют заявки исходя из фактически потребленного количества расходных материалов за предыдущий период, 14,3% заявили об отсутствии какой- либо системы. Только 29,1% опрошенных сообщили, что заявка рассчитывается на основании статистических отчетов за предыдущий период (по количеству пролеченных больных, выполненных процедур, вмешательств, манипуляций).

В качестве источника информации о новинках рынка расходных материалов лидируют торговые представители медицинских компаний, на которых указали 61,5% опрошенных. Далее с почти одинаковым числом голосов следуют информация, получаемая из специализированных журналов и Интернета, и информация, получаемая от коллег (44 и 42,9%). Информирующая роль руководства больницы, проводящего регулярные занятия с персоналом, довольно низка: на нее указали только 15,4% респондентов.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют об отсутствии унифицированных подходов к ресурсному обеспечению, неосведомленности исполнителей о нормативных требованиях к закупочной деятельности, о недостаточной роли руководства ЛПУ по обучению ответственного персонала составлению заявок и информированию их о современных подходах, оптимизирующих деятельность.

Проанализировав предпосылки, приводящие к возникновению проблем при размещении заказов, можно выделить находящиеся в основе проблем причины как внешнего, так и внутреннего характера. К внешним причинам можно отнести несовершенство и изменчивость действующего законодательства о государственных закупках и большой объем подзаконных нормативных актов, отсутствие практического опыта и невозможность его заимствования, большой объем документации. К внутренним – отсутствие системного подхода у администрации ЛПУ к организации процессов ресурсного обеспечения и планированию потребностей, отсутствие внутри учрежденческих регламентов, недостаток квалифицированных кадров.

Анализ характера и основных причин затруднений, с которыми сталкиваются медицинские учреждения при размещении заказов, а также анализ ошибок, совершаемых на каждом этапе, свидетельствуют о необходимости принятия мер по исключению ролевой неопределенности и закреплению зон персональной ответственности исполнителей.

Планирование процессов размещения заказов для нужд государственных и муниципальных медицинских учреждений должно быть научно обосновано, а методики определения оптимальной потребности подразделений в материально-технических ресурсах должны базироваться на утвержденных стандартах медицинской помощи.

Кроме того, было бы целесообразно включить эти методики в программу последипломного образования заведующих отделениями и старших медицинских сестер (или иного персонала, занимающегося формированием заказов для нужд подразделений ЛПУ).

По нашему мнению, оптимальным является построение в медицинском учреждении соответствующей организационной системы, формируемой с учетом экономического и кадрового потенциала учреждения. Такая система разработана и внедрена на базе Городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова г. Москвы в виде организационно-функциональной модели ресурсного обеспечения (рис. 2).

Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения

В основу модели положен принцип централизации деятельности по размещению заказов и исполнению контрактов с делегированием непосредственным получателям товаров, работ, услуг части функций по планированию и подготовке к размещению заказов, а также по согласованию заключения и контролю исполнения государственных контрактов.

Базовым модулем такой системы стало отдельное подразделение по размещению заказов, сотрудники которого имеют специальную подготовку по направлению “Управление государственными и муниципальными заказами”. Задействованность в ресурсном обеспечении различных структурных подразделений предполагает регламентацию, создание правил взаимодействия и установление зон ответственности элементов системы.

Сформированная таким образом организационно-функциональная модель позволила более четко, последовательно и оперативно решать задачи по ресурсному обеспечению больницы, более гибко и успешно справляться с задачами оперативного обеспечения деятельности ЛПУ. Значительно улучшилось оперативное планирование и снизилась доля экстренных “авральных” закупок, улучшилась согласованность действий структурных подразделений на всех этапах размещения заказов; заключения и исполнения контрактов, внедрен ежедневный мониторинг контрактов с истекающими сроками исполнения, что способствует своевременному началу претензионной работы.

По данным мониторинга с использованием Единой автоматизированной информационной системы торгов г. Москвы (ЕАИСТ) за период работы внедренной модели в ГКБ № 1 им. Н.И. Пирогова не было случаев несвоевременной публикации протоколов и ввода данных о заключении контрактов.

Рекомендации по теме

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт предназначен для медицинских работников!


Материалы для zdrav.ru готовят лучшие эксперты в сфере здравоохранения. Чтобы защитить их авторские права, многие статьи на нашем сайте закрыты

Подтвердите ваш статус медработника - регистрация займет одну минуту.

Пакет готовых инструкций, чтобы пройти проверку Росздравнадзора в подарок!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.