Порядок проведения электронных аукционов лечебно-профилактическими учреждениями

2755

В последнее время специалисты, отвечающие за снабжение ЛПУ необходимой продукцией, особое внимание уделяют открытому аукциону в электронной форме (далее – ОАЭФ) как одной из процедур торгов, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Вызвано это тем, что большинство закупаемых учреждением товаров, работ, услуг включено в “аукционный перечень”, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р (далее – Перечень). Так, например, в Перечень включены фармацевтические препараты, продукты питания, хирургические, перевязочные материалы и другая закупаемая учреждениями здравоохранения продукция.

Порядок проведения электронных аукционов лечебно-профилактическими учреждениями

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ в случае включения продукции в Перечень ее закупка должна осуществляться учреждением в соответствии с ч. 4.2 той же статьи (т. е. путем проведения торгов в форме ОАЭФ). Конкурс на закупку данной продукции проводить не допускается. Порядок проведения процедуры ОАЭФ определен в гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ. Представим его в виде следующей схемы (рисунок ).

Порядок проведения электронных аукционов лечебно-профилактическими учреждениями

Процедура ОАЭФ схожа с процедурой обычного “голосового” аукциона, которая стала уже привычной для большинства заказчиков, однако при этом процедура ОАЭФ имеет ряд существенных отличий.Важно Заявка участника состоит из двух частей (анонимной и индивидуальной), которые рассматриваются членами комиссии заказчика отдельно на разных стадиях процедуры: до и после проведения аукциона (торга)

В первой (анонимной) части заявки в соответствии со ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ содержатся согласие участника с условиями разработанной заказчиком документации об ОАЭФ, а также сведения о товарах, предлагаемых участником к поставке либо предполагаемых им к использованию в процессе выполнения работ (оказания услуг).

Во второй (индивидуальной) части заявки Закон № 94-ФЗ предусматривает наличие сведений о самом участнике, а также ряд требуемых заказчиком документов (например, копии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, копий регистрационных удостоверений на поставляемые лекарственные средства, медицинское оборудование и другие документы(1).

Таким образом, до подведения итогов аукциона (торга) сотрудники учреждения могут не знать о том, кто именно принимает участие в проводимом аукционе (если, конечно, сам участник добровольно не укажет сведения о себе в первой части заявки).

Представляется, что “разделение” заявки, предусмотренное Законом № 94-ФЗ, позволит значительно сократить количество допускаемых в сфере размещения заказа правонарушений и решить две основные проблемы аукционов:

  • сговор участников торгов;
  • продвижение на торгах участника размещения заказа, “желаемого” для заказчика.

Процедура ОАЭФ направлена на расширение круга участников торгов и достижение в торгах более значительного снижения цены контракта, нежели это удавалось достичь при проведении “голосовых” аукционов. Чтобы не допустить в данных условиях некачественных поставок продукции, специалистам учреждения следует особенно внимательно отнестись к разработке документации об ОАЭФ, в том числе такого ее раздела, как техническое задание.

Содержание документации об ОАЭФ, за исключением отдельных положений, в целом схоже с содержанием документации, которая составлялась лечебными учреждениями ранее при проведении обычных, “голосовых” аукционов. К такой документации также предъявляются требования, предусмотренные частями 1–3.2, 4.1–6 ст. 34 Закона № 94-ФЗ. Однако ряд вопросов, связанных с разработкой документации об ОАЭФ, на практике вызывает определенные затруднения у специалистов организаций-заказчиков, что в некоторых случаях является причиной серьезных ошибок.Формирование лотов при проведении ОАЭФ

Законодательство Российской Федерации не дает определения понятию “лот”, однако принято понимать лот как отдельный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещаемый путем проведения торгов.

Таким образом, при проведении одной процедуры ОАЭФ невозможно осуществить закупку продукции по нескольким лотам сразу. Это подтверждено письмом Минэкономразвития России от 10.06.2010 № д22-823.

При формировании лотов необходимо придерживаться следующих правил:

  • Не следует включать в состав лота продукцию, технологически и функционально не связанную между собой (например, объединять в один лот различное по функциональным характеристикам оборудование для диагностики в неврологии, гастроэнтерологии, кардиологии, пульмонологии, для ультразвукового исследования, реаниматологии, дезинфекции, для физиотерапии и т. п.).
  • Не следует включать в состав одного лота виды деятельности, подлежащие и не подлежащие лицензированию либо подлежащие различному лицензированию.

Несоблюдение указанных правил приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в ОАЭФ. Как следствие – это приведет к ограничению или устранению конкуренции.

В случае выявления контрольными органами в сфере размещения заказов нарушений должностное лицо учреждения здравоохранения, утвердившее соответствующую документацию об ОАЭФ (таким лицом, как правило, выступает руководитель), может быть подвергнуто административному штрафу. Размер штрафа в соответствии с ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ – 1% начальной (максимальной) цены контракта (но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб.) по каждому лоту, где было допущено нарушение.

Руководителям учреждений здравоохранения необходимо учитывать указанные правила каждый раз при утверждении документации об ОАЭФ.Инструкция по заполнению заявки на участие в ОАЭФ

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об ОАЭФ должна в соответствии с ч. 4 и 6 ст. 41.8 этого Закона содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в ОАЭФ. В документации заказчиком также должна быть изложена инструкция по заполнению указанной заявки.

Это достаточно важный раздел документации. Согласно ч. 2 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ документация об ОАЭФ не может содержать требования к оформлению и форме подаваемой участником заявки. Так, нельзя требовать от участника размещения заказа, например, предоставить в табличном виде сведения о конкретных показателях лекарственного средства, предлагаемого к поставке.Важно В инструкции по заполнению заявки заказчик должен предусмотреть, что (а не как) участнику включить в состав заявки: какие сведения и документы он должен предоставить, каким требованиям такие документы и сведения должны соответствовать и т. д. В противном случае могут возникнуть трудности на этапах рассмотрения первых и (или) вторых частей заявок

В инструкцию по заполнению заявки рекомендуется, например, включить следующие положения:

  • заявка на участие в ОАЭФ, подготовленная участником размещения заказа, должна быть составлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в ОАЭФ документы, оригиналы которых выданы участнику размещения заказа третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод;
  • все документы, входящие в состав заявки на участие в ОАЭФ, должны иметь четко читаемый текст;
  • сведения, содержащиеся в заявке на участие в ОАЭФ, не должны допускать двусмысленных толкований;
  • несоблюдение указанных требований является основанием для принятия аукционной комиссией решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об ОАЭФ.

Рассматривая вопрос о составлении инструкции по заполнению участниками заявки, нельзя не упомянуть о том, что со 2 сентября 2010 г. Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ несколько изменены требования к составу сведений, содержащихся в первой части заявки. С указанной даты заказчик вправе, например, затребовать от участников размещения заказа предоставлять сведения о конкретных показателях товара, используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг. Ранее аналогичная возможность предоставлялась Законом № 94-ФЗ только в случаях, когда предметом размещаемого заказа являлась поставка товара.

Если в соответствии с ч. 4 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ участнику размещения заказа в первой части заявки необходимо представить сведения о конкретных показателях товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), то перечень таких показателей, а также единицы измерения, в которых такие показатели представляются, должны быть отражены заказчиком в инструкции по заполнению заявки. В противном случае может сложиться ситуация, при которой ряд показателей, указанных, например, заказчиком в техническом задании, не будет отражен участником в отношении предлагаемого товара в первой части заявки либо будет отражен, но в других единицах измерения (например, не в сантиметрах, а в дюймах). Это может усложнить работу членов комиссии.Декларирование своего соответствия участниками размещения заказа

Согласно ч. 5 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об ОАЭФ должна содержать сведения об установленных заказчиком требованиях к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников положениям пп. 2–4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. При этом в отличие от голосовых аукционов в Законе № 94-ФЗ не предусматривается обязанность участников при размещении заказа декларировать в составе заявки свое соответствие указанным выше требованиям.

Подавая заявку, участники фактически акцептуют положения документации, чем подтверждают свое соответствие установленным требованиям.Важно Документация об ОАЭФ не должна содержать указание на необходимость декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям пп. 2–4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. В противном случае должностное лицо, утвердившее такую документацию, может быть подвергнуто административному штрафу в размере 3 тыс. руб. в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ

Аналогичные правила применяются и при проведении ОАЭФ, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства. В данном случае в документации об ОАЭФ также не допускается устанавливать требования о декларировании или подтверждении участниками своего статуса.Обеспечение исполнения контракта

Помимо иных сведений, предусмотренных ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ, документация об ОАЭФ должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, сроке и порядке его предоставления в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта (п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ).

К размеру обеспечения контракта в ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ предъявляются такие же требования, что и при проведении голосового аукциона: он по общему правилу не может превышать 30% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Как и при проведении голосового аукциона заказчик – в случае если начальная (максимальная) цена не превышает 50 млн руб. – вправе, а при превышении данной суммы обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта. Однако если заказчиком при проведении ОАЭФ с начальной (максимальной) ценой контракта менее 50 млн руб. была предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения контракта не может быть меньше, чем размер аванса.

Если размер аванса в контракте в данном случае по каким-либо причинам превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, то размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на 20% размер аванса и не может быть менее, чем размер аванса. Аналогичное правило применяется при проведении ОАЭФ с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 50 млн руб.

Порядок проведения электронных аукционов лечебно-профилактическими учреждениями

Из вышеуказанных положений можно вывести следующую формулу (которая, по мнению автора, не всегда понимается в настоящее время): если заказчиком предусмотрена выплата аванса, то во всех случаях, в том числе в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет менее 50 млн руб., должно быть установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере не ниже определенного заказчиком размера аванса.Важно Если заказчиком предусмотрена выплата аванса, то во всех случаях должно быть установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере не ниже определенного заказчиком размера аванса

Требования к обеспечению контракта Отметим, что действующей редакцией Закона № 94-ФЗ предъявляются более жесткие требования к таким способам обеспечения исполнения контракта, как банковская гарантия, договор поручительства. Если участник, с которым заключается контракт, в качестве способа обеспечения исполнения контракта выбирает предоставление банковской гарантии, такая гарантия может быть выдана только банком или иной кредитной организацией (ранее участником могла быть также предоставлена банковская гарантия, выданная страховой организацией).

Если участник в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляет договор поручительства, то поручителем по такому договору отныне может выступать только юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации. Это юридическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

1. Капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем 300 млн руб. и превышать размер поручительства не менее чем в 10 раз.
2. Чистая прибыль поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна не менее чем в три раза превышать размер поручительства или размер чистой прибыли поручителя должен составлять более 100 млн руб.
3. Стоимость основных средств (в части зданий) поручителя, указанная в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должна составлять не менее 300 млн руб. и превышать не менее чем в 10 раз размер поручительства или стоимость указанных основных средств должна составлять более 1 млрд руб.

Соответствие поручителя указанным требованиям определяется по данным бухгалтерской отчетности за два последних отчетных года или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления годовой отчетности, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, – по выбору поручителя по данным бухгалтерской отчетности за два отчетных года, предшествующих последнему отчетному году. При этом соответствие поручителя вышеназванным требованиям определяется по данным бухгалтерской отчетности за каждый отчетный год.

В рамках настоящей статьи были затронуты основные, но далеко не все проблемные вопросы, с которыми сталкиваются учреждения здравоохранения при проведении ОАЭФ. Вместе с тем хочется выразить надежду, что приведенные в статье рекомендации помогут специалистам, отвечающим за снабжение учреждения, грамотно и безошибочно проводить процедуры ОАЭФ, а руководителям позволят избежать наложения административных штрафов, предусмотренных КоАП РФ. Источник информации 1 Перечень документов, которые могут быть затребованы заказчиком в составе второй части заявки на участие в ОАЭФ, определен ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ.

Порядок проведения электронных аукционов лечебно-профилактическими учреждениями



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Мероприятия

    Мероприятия

    Повышаем квалификацию

    Посмотреть

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...








    Наши продукты






















    © МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

    Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

    Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.

    Политика обработки персональных данных

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — журнал в формате pdf

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×
    Сайт предназначен для медицинских работников!

    Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
    Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

    — 9400 статей
    — 4000 ответов на вопросы
    — 80 видеосеминаров
    — множество форм и образцов документов
    — бесплатная правовая база
    — полезные калькуляторы

    Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль
    ×