Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы

8855

В современных условиях достижение высокого уровня качества медицинской помощи (КМП) является одной из основных целей системы здравоохранения и в то же время критерием ее оценки.

Как показывает анализ научных публикаций по данной проблематике, в большинстве случаев внимание уделяется решению следующих задач:

  • уточнению самого понятия “качество медицинской помощи”;
  • разработке различных методов количественной оценки этой характеристики медицинской помощи;
  • созданию эффективного механизма управления качеством медицинской помощи. 

Изучение мирового и отечественного опыта управления КМП свидетельствует о многообразии существующих подходов. Это во многом обусловлено противоречивой трактовкой самого понятия “качество медицинской помощи”.

В специальной литературе используется множество определений, нередко противоречащих друг другу, что подтверждает отсутствие единой точки зрения по данному вопросу.

Заметим, что определение самой медицинской помощи (комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, проводимых по определенным технологиям с целью достижения положительного конкретного результата) не вызывает разночтений и является основной категорией, определяющей содержание “качества медицинской помощи”.

В целом качество – это “совокупность свойств и характеристик услуг, которые определяют их способность удовлетворять установленные или предполагаемые требования” (1).

Согласно рекомендациям экспертов ВОЗ, качество медицинской помощи следует рассматривать как “совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии”.

Подходы к оценке

При оценке качества медицинской помощи принято использовать три подхода: структурный, процессный и результативный (2).

Эти подходы конкретизированы в классических работах A. Donabedian и являются в настоящее время общепринятыми:

  • качество структуры отражает организационно-техническое качество применяющихся ресурсов: материально-технической базы, оснащения, обеспеченности кадрами и т. д.;
  • качество процесса свидетельствует о правильности диагностики, выбора адекватной технологии лечения, соблюдения норм и стандартов, принятой тактики лечения;
  • качество результата говорит о степени приближения к максимально возможному результату лечения.

Читайте также в журнале «Управление качеством в здравоохранении»

Триада “ресурсы – технологии – результаты” и сегодня лежит в основе управления КМП

В то же время изучение накопленного в нашей стране практического опыта и результатов научных исследований позволяет сделать вывод об отсутствии на сегодняшний день не только единых методических подходов к оценке КМП, но и четкого понятийного аппарата.

Система контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения нашла нормативное отражение в Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”, вступившем в силу с 1 января 2011 г., а также в приказе Федерального фонда ОМС от 01.12.2010 № 230 “Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию”.

В частности, в этих документах указано на необходимость соблюдения стандартов медицинской помощи.

При этом под качеством медицинской помощи понимается свойство процесса оказания медицинской помощи, заключающееся в выборе и соблюдении медицинских технологий, направленных на снижение риска прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и/или риска возникновения нового патологического процесса.

Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы

Одновременно выбранные технологии должны обеспечить оптимальное использование имеющихся ресурсов и достижение удовлетворенности потребителей медицинских услуг.

Важно! Во всем мире оценка КМП с использованием стандарта-эталона признается правильным и наиболее объективным подходом.

На практике стандарты, принятые в разных субъектах РФ, существенно различаются между собой и зачастую не согласованы с федеральными стандартами медицинской помощи.

В результате до сих пор не сформированы единые подходы при осуществлении как внешнего, так и внутри учрежденческого контроля КМП.

Так, сегодня применяются методы оценки КМП: по структуре и результатам ее оказания, по стандартам, по экспертным характеристикам, по опросам и пр. При этом может проводиться анализ как отдельных свойств, так и их совокупности.

Разработанный Минздравсоцразвития России проект федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Проект Основ) устраняет недостатки ранее принятых нормативных актов, представляя ряд четких дефиниций, связанных с оказанием медицинской помощи.

Прежде всего полномочия по организации и осуществлению контроля качества и безопасности оказываемой медицинской помощи закреплены за федеральными органами исполнительной власти.

Статья 86 Проекта гласит: “В рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями осуществляется контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании”.

На законодательном уровне даны определения понятий “медицинская помощь”, “порядок оказания медицинской помощи”, “стандарт медицинской помощи” и некоторых других.

Термин “медицинская помощь” определен как комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья, в том числе включающий предоставление медицинских услуг. Они подразделяются по видам, условиям и форме оказания.

“Медицинская услуга” – медицинское вмешательство или комплекс таких вмешательств, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, а также на медицинскую реабилитацию, имеющих законченное значение и определенную стоимость и оказываемых медицинскими работниками.

“Медицинское вмешательство” – любой вид обследования или лечения, затрагивающий телесную или психическую сферу организма человека, имеющий профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, выполняемый медицинским работником по отношению к конкретному человеку.

Исходя из приведенных определений понятно, что оценка КМП должна осуществляться исключительно на основании процессного подхода на уровне взаимодействия медицинского работника и пациента. Иначе говоря, это оценка профессиональной деятельности медицинских работников, направленной на удовлетворение потребностей пациентов в сфере здравоохранения.

Все другие характеристики КМП, применяемые в практике, отражают качество организации медицинской помощи. В то же время именно эти критерии, в том числе доступность, деонтологические аспекты, санитарно-бытовые условия и т. д., отражаются на субъективной оценке гражданином качества оказанной медицинской помощи, его удовлетворенности или неудовлетворенности.

Важно понимать, что четкое разграничение понятий, связанных с оценкой организации медицинской помощи и оценкой качества медицинской помощи, носит не теоретический, а сугубо практический смысл. Оно, в том числе, обеспечит сопоставимость полученных результатов, необходимую для присвоения рейтинга медицинским учреждениям. Актуальность составления таких рейтингов была подтверждена, в частности, в выступлении Председателя Правительства РФ В.В. Путина на форуме медицинских работников в апреле 2011 г.

Разделение понятий качества медицинской помощи и качества ее организации

Разделение понятий качества медицинской помощи и качества ее организации предусмотрено ст. 34 Проекта. Так, указано, что Порядком оказания медицинской помощи является документ, определяющий мероприятия организационного характера, направленные на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме.

Этот Порядок может включать:

  1. Этапы оказания медицинской помощи.
  2. Положение об организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача данной медицинской организации) в части оказания медицинской помощи.
  3. Стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи.
  4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений для оказания медицинской помощи.
  5. Иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.

Дано в Проекте и определение стандарта медицинской помощи: это “документ, содержащий совокупность медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий и иных компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи гражданину при определенном заболевании (состоянии), определенной степени тяжести.

Стандарт может включать:

1. Перечень диагностических медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления.
2. Перечень лечебных медицинских услуг с указанием количества и частоты их предоставления.
3. Перечень медицинских изделий.
4. Перечень компонентов крови с указанием количества и частоты их предоставления.
5. Перечень видов диетического и лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, с указанием количества и частоты их предоставления.
6. Комплекс выстроенных в определенной последовательности медицинских услуг при конкретном состоянии или заболевании, в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи, условий и формы ее оказания.
7. Иные положения исходя из особенностей заболевания (состояния).

Заметим, что “при назначении и применении лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии со стандартами медицинской помощи допускается их замена по медицинским показаниям (индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям) на лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания, не входящие в стандарт медицинской помощи”.

Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы

Кроме того, стандарты должны базироваться на принципах доказательной медицины и учитывать экономические возможности государства.

Также Проект устанавливает обязательность выполнения Протоколов лечения, которые представляют собой “нормативный документ, определяющий требования к объему выполнения стандарта медицинской помощи пациенту в медицинских организациях, содержащий комплекс выстроенных в определенной последовательности медицинских услуг при определенном состоянии или заболевании, в зависимости от вида оказываемой медицинской помощи, условий и формы ее оказания”.

Важно! Эти определения формируют отношение к медицине как к технологии. Несмотря на противоречивость экспертных мнений по этому вопросу, во всех развитых странах мира врач несет ответственность именно за соблюдение технологий

Доступность как критерий качества организационных мероприятий означает “свободный доступ граждан к медицинским услугам вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров, а также своевременное оказание медицинской помощи.

Доступность медицинской помощи обеспечивается:

  1. Наличием и уровнем квалификации медицинских кадров.
  2. Наличие необходимых материальных ресурсов (оборудования, лекарственных препаратов и т. д.).
  3. Достаточностью финансовых ресурсов.
  4. Транспортной доступностью медицинских организаций и медицинских работников.
  5. Возможностью свободного выбора медицинской организации и медицинского работника, имеющих право на осуществление соответствующих видов медицинской помощи, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Стандартизацией медицинской помощи и преемственного ее оказания.

Общий уровень удовлетворенности потребителя является одним из главных индикаторов качества работы как всей медицинской организации, так и конкретных сотрудников (в том числе соблюдения деонтологических принципов и прав пациентов).

Изучение удовлетворенности может проводиться на основании анализа поступающих претензий, однако более информативным представляется активное анкетирование. Несмотря на субъективизм оценок они являются маркером наиболее проблемных этапов работы учреждения и должны быть основой для последующего тщательного анализа ситуации.

В заключение отметим, что в каждом ЛПУ целесообразно разработать и довести до сведения всего персонала систему измеримых показателей, используемых для мониторинга и управления качеством организации оказания медицинской помощи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Повышаем квалификацию

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Критерии качества 2017: готовимся к оценке по-новому

Интервью

ФФОМС Наталья Стадченко

Председатель ФФОМС Наталья Стадченко в интервью журналу «Здравоохранение»:

Для медработника страховой представитель – это и контролер, и юридический консультант, и помощник одновременно





Наши продукты




















© МЦФЭР, 2006 – 2017. Все права защищены.

Портал zdrav.ru - медицинский портал для медицинских работников. Новости и статьи для главных врачей, медицинских сестер, заместителей главного врача, специалистов по качеству медицинской помощи, заведующих КДЛ, медицинских юристов, экономистов ЛПУ, провизоров и руководителей аптек.

Информация на данном сайте предназначена только для медицинских работников. Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-38302 от 30.11.2009


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы продолжить чтение статей на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для медицинских работников!

Чтобы скачать файл на портале ZDRAV.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 9400 статей
— 4000 ответов на вопросы
— 80 видеосеминаров
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Здравоохранение»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль